Создание ситуации успеха на уроке

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

(СЛАЙД 1)Создание ситуации успеха на уроке (СЛАЙД 2) С психологической точки зрения успех - переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. С педагогической точки зрения Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности (как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом). (СЛАЙД 3) Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя. (СЛАЙД 4) Переживание учеником ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы;
  • позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность, креативность, активность;
  • поддерживает в классе благоприятный психологический климат
(СЛАЙД 5)
  • Технологические операции создания ситуаций успеха:
  • Снятие страха
Снятие страха - особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем».
  • Авансирование успешного результата
Дружеское положительное подкрепление - авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…».
  • Скрытое инструктирование
«Скрытая инструкция» - это завуалированная помощь человеку. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает основание для самостоятельных шагов субъекта.
  • Внесение мотива
«Нам это очень надо, потому что…», «Для тебя это важно, потому что…». Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах.
  • Персональная исключительность
«Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя субъекта.
  • Мобилизация активности или педагогическое внушение
Педагогическое внушение - интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога.
  • Высокая оценка детали
Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой фрагмент…».

(СЛАЙД 6) Система методов создания ситуации успеха на уроке:

  • Методы дифференцированного обучения

  • Метод проектов

  • Индивидуальное портфолио

(СЛАЙД 7) Способы создания ситуации успеха:

  • «Эмоциональное поглаживание»;

  • «Даю шанс»;

  • «Следуй за нами»;

  • «Эмоциональный всплеск»;

  • «Обмен ролями»;

  • «Заражение»;

  • «Отсроченной отметки»;

  • «Эврика»;

  • «Интеллектуальная инверсия»;

  • «Умышленная ошибка»;

  • «Линия горизонта»

  • Эмоциональные поглаживания
Учитель на уроке делает похвалу: «вы у меня молодцы», «умницы», «ребятки, я горжусь вами».
  • «Даю шанс»
Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать.
  • «Следуй за нами»
Для неуспевающего школьника учитель находит интеллектуального спонсора. Спонсор - значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требовани­ями, принуждениями. Наиболее эффективный путь - привлечь к интеллек­туальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В то же время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чув­ствовать его внимание. Он не испытывает свою унизитель­ную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.
  • «Эмоциональный всплеск»
Какой огромный эмоциональный заряд скрывается в доб­ром слове учителя, всем сердцем желающего успеха своему воспитаннику! Формируем веру в себя, веру в успех.
  • «Обмен ролями»
На одном из уроков географии Светлана Александровна сделала мне замечание. Она иронично сказала: «Может быть, ты будешь вести урок? Я ей ответил: «Давайте!» И она поручила мне подготовить и провести урок по заданной теме. Готовился основательно. Прочитал много дополнительной литературы, которую она мне порекомендовала.
  • «Заражение»
«Заразить» детский коллектив интеллекту­альной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерас­тет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.
  • «Отсроченной отметки»
Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка - зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о д в и ж е н и и вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!
  • «Эврика»
Секрет приема прост: заключается «в стремлении учителя разбудить мысль учеников, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в про­цесс творчества» (Амонашвили Ш.А.). Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожи­данно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неиз­вестное. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
  • «Интеллектуальная инверсия»
(изменение положения компонентов, расположение их в обратном порядке) Происходит непрерывный процесс взаимообогащения знаниями. Схематически его можно пред­ставить так: учитель получает знания, передает их уча­щимся, а те, в свою очередь, накопив определенный запас и способность самостоятельно их приобретать, обогащают интеллектуальный фонд педагога.
  • «Умышленная ошибка»
Прием «умышленная ошибка» можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, ко­торый используется в доказательстве в качестве опорного знания.
  • «Линия горизонта»
Явление это известно с раннего детства. Сколько бы ты ни приближался к тому месту, где проходит воображаемое слияние неба с землей, оно всегда будет отдаляться, ма­нить, вести за собой до бесконечности. То же и в случае увлечения (заинтересованности) ребенка чем-то. Мальчик сам открыл для себя эту радость, а какова роль учителя? Под­готовился, получил хорошую отметку, заслужил похвалу учителя, уважительное отношение одноклассников. Можно, однако, предположить, что решающую роль здесь сыграла позиция учителя, направлен­ная на поддержку интересов ученика, ее стремление пси­хологически поддержать его («А ты способный! Молодец!»), предоставить трибуну для нового выступления. Посылка на олимпиаду явно вписываются в педагогический прием условно названный «Линия горизонта». Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир. неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, временными неудачами.

(СЛАЙД 8) БАНК СИТУАЦИЙ УСПЕХА

  • Минутки психологической разгрузки или эмоциональной зарядки (шутки, загадки, скороговорки).

  • Вопросы, которые задают сами дети. + Задай вопрос учителю

  • Прием-подсказка (План-ответ, рисунок-подсказка, таблица, опорные сигналы и пр.)

  • Частично-поисковые и эвристические ситуации (проблемные задания)

  • Какую отметку хочешь получить в конце четверти?

  • Конкурс эрудитов (на предметных неделях) Итоговые межпредметные конференции

  • Подбор заданий нарастающей сложности

  • Дифференцированная помощь ученикам в выполнении заданий одной и той же сложности

(СЛАЙД 9) «Успех в учении - единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться» В.А.Сухомлинский.

(СЛАЙД 10) Спасибо за внимание.

© 2010-2022