- Преподавателю
- Начальные классы
- Мастер -класс Символы Японии. Японская чайная церемония
Мастер -класс Символы Японии. Японская чайная церемония
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фирсакова А.Д. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Организационный момент Эмоциональный настрой Постановка темы и цели урока Работа по теме урока
Презентация веера | -Здравствуйте, уважаемые коллеги. -Прежде чем мы начнем наше занятие, мне хочется узнать, с каким настроением вы на него пришли. На ваших столах лежат изображения цветущей сакуры, веера, пиалы. Если вы пришли на занятие с отличным настроением и готовы получать новые знания, возьмите в руки изображение сакуры. Если у вас хорошее настроение и вы не знаете, хотите ли вы получить новые знания, возьмите в руки изображение веера. Если же ваше настроение нельзя назвать хорошим, и получать знания вы не желаете, возьмите в руки изображение пиалы. -Поднимите вверх выбранное изображение. -Я вижу, что все вы пришли сюда с отличным настроением и желанием получить для себя что-то новое, а это - прекрасный повод начать наше занятие. -Коллеги, еще раз посмотрите на изображения, с которыми вы работали. -Скажите, что объединяет эти объекты? -Чем являются эти изображения для Японии? -Догадались, как будет звучать тема нашего занятия? (Символы Японии) -Как вы считаете, какие цели мы можем поставить перед собой сегодня? (узнать о символах Японии) -Посмотрите на экран. Скажите, что изображено на слайде? -Кто знает, что такое сакура? (так в Японии называют деревья: как сливы, так и вишни) -Как вы думаете, всегда ли цветы сакуры имели такую раскраску? (По японскому поверью каждый цветок сакуры рассказывает о судьбе ребёнка. Существует легенда: чтобы доказать правителю жестокость князя, смелый старшина деревни по имени Сакура привёл к нему своих детей и показал их спины, на которых виднелись следы побоев княжеских слуг. Жестокий князь был наказан, но затаил смертельную обиду на жалобщика. Ему удалось тайком схватить Сакуру с детьми. Он привязал их к вишне и запорол до смерти. С тех пор вишни в Японии цветут розовыми цветами, ведь их окропила кровь безвинных детей). -Как вы думаете, какое значение имеет в жизни японцев цветение сакуры? ( Это национальная традиция, им нравится наблюдать за цветением этих деревьев). - Верно. У каждого японца имеется расписание цветения сакуры, которая цветёт всего лишь 2 дня. Цветение начинается с юга страны, на север. Каждый японец ожидает цветения сакуры и может любоваться этим явлением природы часами. Этот процесс даже имеет своё название - ХАНАМИ. Особенно чувствительные японцы бывают погружены в ханами вплоть до захода солнца. -Коллеги, что теперь вы видите на слайде? (восход солнца) -На что похож восход солнца? (веер) -Веер, как и сакура - символ Японии. Существуют различные виды вееров. На ваших столах лежат листы, с пометкой «№1». На них описаны основные виды веера в Японии. Познакомьтесь, пожалуйста, с информацией. В японском языке различают несколько видов веера: -утива представляет собой веер-лепесток (опахало), сделанный из цельного куска дерева или из проволочного каркаса, обтянутого шелком, и считается чисто японским изобретением; -веер сэнсу же имеет китайское происхождение. Он состоит из нескольких пластин, которые могут складываться и разворачиваться; -веер утива стал прототипом боевого веера гумбай (в переводе с японского "веер полководца"). Такой веер делали целиком из дерева или металла и покрывали лаком и специальным водоотталкивающим составом. Гумбай считался серьезным оружием и часто применялся в бою, о чем свидетельствуют многочисленные исторические факты. (на слайде изображение с 3 веерами, вееры подписаны) -А теперь, проанализировав информацию, с которой вы познакомились, посмотрите на слайд, где изображены различные виды веера, посмотрите на ваши столы, скажите, что же сегодня мы будем изготавливать? -Какой вид веера мы сможем изготовить, из тех принадлежностей, что есть у вас на столах? -Мы будем изготавливать веер СЭНСУ. -У вас на столах лежат затонированные листы, по одному на каждого члена группы. - Возьмите листы и расположите их горизонтально. - Обратите внимание, на каждом листе имеется наклейка, прочитайте, что на ней написано, аккуратно снимите наклейку с листа. - Посмотрите на экран: если вы получили лист с наклейкой «горы» вы должны изобразить на вашем листе следующее: горы, птичек, веточку сакуры. Если же вы получили лист с наклейкой «водоем», то вы должны изобразить водоем и тростник. Работать сегодня мы будем гуашью.(рисуем под музыку) -После того, как вы закончите работу, отложите листы в сторону, наведите порядок на рабочем столе. -Пришло время собрать ваш веер. У каждого из вас на наклейке было не только слово, но и номер. У каждого номера есть своя пара (такая же цифра). Сейчас в своей группе вы должны найти пару своему номерку. -После того, как пара найдена, соедините свои листы. (демонстрирую как). - Перед вами появился лист большого размера, сложим его «в гармошку» (демонстрирую, делаю акцент на том, что шаг должен быть минимальным) - Закрепляем скотчем «хвостик» веера (демонстрирую) -Теперь мы должны спрятать наши огрехи. (обматываем «хвостик» фольгой) -Наши веера готовы. Ещё раз скажите, как называется веер, который мы изготавливали? (СЭНСУЙ) А теперь послушайте меня внимательно. Сейчас вы должны посовещаться в группе и выбрать самый лучший веер. Далее необходимо обсудить в группе вопросы на листе №2 1.Почему вам понравился именно этот веер? 2.Что на ваш взгляд было самым трудным в работе? 3.Что на ваш взгляд, было самым легким в работе? 4.Что понравилось вам при изготовлении веера? После обсуждения выбираете участника группы, который будет презентовать ваш веер остальным группам. ПРЕЗЕНТАЦИЯ и выставка вееров. -Какие вы все молодцы! -Коллеги, ответьте на вопрос, о каких символах Японии мы сегодня говорили? -Какой символ Японии остался без внимания? (пиала) -Кто-то уже догадался, каким образом связаны пиала и Япония? (чайной церемонией) - Чайная церемония в Японии называется Гунфу-ча. Внимание на экран. (После просмотра видео). -Конечно, мы сейчас с вами не дома и не сможем повторить все этапы японского чаепития, но мы постараемся. (Играет музыку, закрываем глаза- расслабляемся, пускаю пиалы по группам, нюхают чай). -Перед тем как заварить чай, японцы перетирают его в пыль, это мы сейчас с вами постараемся сделать (вызываю желающих). Завариваем чай. Разливаем. Сначала вдыхаем аромат чая. Затем маленькими глоточками, мы начинаем пить чай. (под музыку) (После чаепития). -Давайте вспомним тему нашего занятия? -Какую цель мы ставили перед собой? -Добились ли мы поставленных целей? Так как речь сегодня у нас с вами шла о символах Страны восходящего солнца, упомяну ещё один символ Японии - цветные фонарики, которые запускают в небо в честь какого-либо события. Японцы вообще великие символисты: важны не только время и место, но и цвет и надпись. Мы с вами сейчас тоже проникнемся духом японского символизма и раскрасим наши фонарики соответствующим образом: - если вы получили новую информацию, которая заинтересовала вас, была для вас ясной и понятной, раскрасьте фонарик желтым цветом и нарисуйте на нем черной краской следующий символ; - если информация, которую вы сегодня получили, показалась вам неинтересной, раскрасьте фонарик зеленым цветом и нарисуйте следующий символ; - если же информация, которую вы сегодня получили, была вам непонятной, раскрасьте фонарик синим цветом и нарисуйте следующий символ. Если сегодня на нашем занятии вы получили много положительных эмоций и повторили бы данное занятие с вашими учащимися, выйдите к доске и отправьте ваш фонарик в небо. - А символ, который вы рисовали на ваши фонариках, обозначает счастье. Мне бы хотелось, чтобы счастье было с вами повсюду, и в душе царила гармония, как у загадочных японцев.
|