Уроки православной культуры – связующее звено в духовно-нравственном воспитании младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Уроки православной культуры - связующее звено в духовно-нравственном воспитании младших школьников
По требованиям ФГОС выпускник основной школы - это не только человек, умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике, но и человек - социально активный, уважающий закон и правопорядок, умеющий соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
В современном мире ребёнок живёт, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного. Нынешние родители были детьми и воспитывались в годы перестройки, тогда, когда был открыт «железный занавес», и в нашу страну хлынул поток информации, вещей, идей, подрывающих духовно нравственные устои нашего общества. Сейчас эти родители воспитывают своих детей во вседозволенности, в вещизме. Им все должны, а у них нет никаких обязанностей ни перед семьей, ни перед обществом, ни перед страной. Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас, учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями плохо, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит духовное здоровье ребёнка. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл говорил, что нельзя подняться на вершину лестницы, не преодолев нижних ступеней. Точно так же невозможно достичь неба, не будучи способным сперва полюбить свой дом - страну, где ты родился, и народ, частью которого ты являешься. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. Мы как учителя во всех сферах своей деятельности (на уроках, на внеклассных мероприятиях, во внеурочной деятельности) стараемся привить детям навыки нравственного самоанализа. Чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, познакомился со своей душой, научился бы реагировать не только на боль пальчика, но и на боль своей совести, чтобы он научился делать запросы к совести, прося ее проанализировать вот то или иное его стремление и ответить - к добру оно или злу. Нравственные знания информируют ребёнка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Уроки ОРКСЭ, основ православной культуры, как бы подводят итог этой работы, а так же углубляют, расширяют, наполняют новым смыслом духовно-нравственные категории, усвоенные младшими школьниками на начальной ступени образования. А учитель основ православной культуры является главным носителем этих категорий, проводником, экспертом, организатором и консультантом всей работы по духовно-нравственному воспитанию в начальной школе. Темы уроков основ православной культуры имеют продолжение во внеурочной деятельности. На «Уроках нравственности» как и на уроках по ОПК при изучении тем «Милосердие и сострадание», «Золотое правило этики», «Зачем творить добро?», «Заповеди» мы говорим с учащимися о добре и зле, о правде и лжи, о смысле жизни и месте человека на Земле. От занятия к занятию мы наполняем нашу «чашу жизни» очень важным и необходимым каждому человеку понятием: добром, жизнью, правдой, друзьями, песней, добрыми поступками. Мы учимся понимать, что есть правда и ложь, добро и зло, в чем смысл человеческой жизни. Тема урока «Россия - наша Родина» имеет продолжение на занятиях внеурочной деятельности «Семейные праздники и традиции», «Моя родословная», «Духовные ценности моей семьи». Мы говорим о Рождестве, Дне Петра и Февронии, о Дне Победы. Это помогает в формировании представлений о семейных ценностях и уважения к членам семьи. По внеурочной деятельности «Волшебная палитра» учащиеся провели исследовательскую работу «Рождественская открытка», показали эту работу и поздравили участников мероприятия открытками, выполненными своими руками. О нашей малой родине мы говорим на внеурочных занятиях по «Доноведению», выполняем исследовательские работы. Художественная литература во внеурочной деятельности - богатый источник переживаний, личного интеллектуально-эмоционального опыта внутреннего поведения - не только способствует созданию и обогащению картины мира читающего, но и позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем произведения. В рамках фестиваля «Россия - Родина моя» учащиеся инсценировали сказки народов России. По произведению «Поучение Владимира Мономаха» приготовили проекты о защитниках нашей Родины в разные эпохи. Обязательным элементом на занятиях внеурочной деятельности является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности. В связи с этим представляет интерес ситуационный подход, соответственно которому процесс обучения осуществляется через создание личностно-утверждающей ситуации. Внеурочное занятие «Школьный этикет» вместе с уроком по ОПК «Заповеди» помогает в формировании в учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Тема «Культура и религия» по ОПК включает в себя и цикл внеурочных библиотечно-библиографических занятий: «История возникновения письменности», «Из истории возникновения библиотек», «Структура книги», «Бережное отношение к книге» и т.д. Тема учебника по ОРКСЭ «Зачем творить добро?» перекликается с благотворительными акциями добра и милосердия в нашем городе, области и всей России. Это поздравление с Днём защитника Отечества участников ВОВ, участников боевых действий, находящихся на лечении в ростовском госпитале, акция «Соберём портфель первоклассникам Крыма», «Украсим ёлочки детям Донбасса». Акции добра, встречи с участниками боевых действий, с военнослужащими, встречи в городском клубе «Патриот» способствуют воспитанию патриотизма. С архитектурой и устройством храма 4-классники знакомятся в ходе экскурсий. Учащиеся посетили церковь Николая Чудотворца, где покоятся мощи Святого Блаженного Павла Таганрогского, совершили экскурсию в г. Ростов с посещением храмов. Формирование нравственного сознания предполагает воспитание нравственных чувств. Их можно определить как переживание человеком своего отношения к действительности, людям, собственному поведению. Опыт нравственного поведения состоит из цепи нравственных поступков, которые проявляются в ежедневных жизненных ситуациях. Такая сложная задача, как воспитание нравственного поведения, реализуется по двум основным направлениям: - организация нравственных поступков; - формирование нравственных привычек. Из системы нравственных поступков складывается система нравственного поведения учащихся. Сами по себе эти поступки еще не означают нравственной воспитанности. Их побудительные силы и мотивы могут быть диаметрально противоположны по своему характеру, например, полезные дела могут совершаться ради удовлетворения тщеславия и даже ради личной выгоды. Вот почему в процессе формирования нравственного опыта необходимо не только вызывать нравственные поступки, но и формировать высоконравственную мотивацию этих поступков. Система поступков ведет к приобретению нравственной привычки - устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Внеурочная деятельность - отличная площадка для организации нравственного опыта, выработки навыков и привычек поведения у младших школьников. В рамках дня Знаний проведены тематические уроки на тему «700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского», учащиеся приняли активное участие в областном конкурсе, посвящённому этой же дате. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но, тем не менее, необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность. Труд учителя, как посаженое плодовое деревце, не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем. Хорошо, если дети отождествят себя со святым Александром Невским или Ильёй Муромцем, а не с жителями «Дома-2». Большая радость будет, когда в сердцах детей засветится теплый огонёк любви, который, несомненно, скажет нам, что наши дети готовы стать в единый ряд русских людей, которые испокон веков созидали немеркнущую славу России. И ещё хотелось бы сказать об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности. Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером. Сделать себя добрее, чище - значит сделать таким мир вокруг себя. Это и есть важнейшее условие успешного развития России.

© 2010-2022