Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы УМК «Перспективная начальная школа» «Литературное чтение» Н.А.Чуракова, О.В. Малаховская - М.: Академкнига/Учебник 2013 г.

Описание места курса «Литературное чтение» в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой на предмет «Литературное чтение» в 3 классе отводится - 136 ч. (4 часа в неделю, 34 учебных недели).

Общая характеристика учебного предмета. «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего, воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир - мир людей и природы). Только такое специально воспитанное сознание, способное обнаруживать смысл и красоту в окружающем мире, имеет возможность в процессе взросления не скучать и не растрачивать себя попусту. Такое сознание всегда ощущает себя укоренённым: в произведениях художественной культуры, в красоте природы, в ценности человеческих чувств и отношений. Цель курса «Литературное чтение» - сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Основная цель выражается в главных идеях, а также в конкретных задачах, решение которых помогает осуществить главные идеи. Главных идей несколько, и без их решения невозможно реализовать основную цель обучения (сформировать инструментарий для анализа художественных произведений). Идея первая. Необходимо сформировать грамотные представления о взаимосвязях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы. • Фольклор, во-первых, предшествует авторской литературе; во-вторых, существует параллельно с авторской литературой; в-третьих, живет в авторской литературе в скрытом и снятом виде (в виде композиционных структур, сюжетных схем, фигур и приемов). Авторская литература использует: а) жанровые структуры фольклора (жанр сказки, все малые жанры); б) сюжетно-композиционные особенности жанров фольклора; в) фигуры (повтор) и художественные приемы, большая часть которых имеет древнейшее происхождение. • Миф - это способ жизни человечества в древности, в до письменный период истории, помогавший установить отношения человека с миром природы. Миф воспринимает мир как борьбу своей, присвоенной части мира, и чужой, не присвоенной его части. С мифом напрямую связаны как малые жанры фольклора, так и его «большие» жанры. Большая часть малых жанров фольклора носит обрядово-игровой характер. Загадка - это древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка - способ уговаривать (заклинать) природу. Считалка - древний способ тайного счета и способ бросать жребий. Миф связан с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка. В сказке о животных находят выражение древнейшие представления о животных-тотемах. В волшебной сказке животное-тотем является одним из волшебных помощников героя. Волшебная сказка отражает древнейший обряд посвящения юного человека в мир взрослых, смысл которого - в прохождении посвящаемым ряда испытаний, в результате чего и происходит повзросление, переход человека в новое качество.

  • Мифологические сюжеты и фольклорные жанры сходны в разных культурах мира, имеют международный характер.
  • Использование авторской литературой фольклорных жанров, сюжетных линий и приемов не делает авторские произведения фольклорными. В авторской литературе другой мир ценностей: главными являются не групповые ценности людей, подчиняющихся природному ритму, - главным становится жизнь конкретного человека с его индивидуальными переживаниями. Авторские произведения - это уникальные истории человеческих переживаний. Фольклорные тексты - это повторяющиеся истории выживания в борьбе с волшебным миром (чужим, не присвоенным миром), заканчивающиеся победой над ним и восстановлением нарушенного порядка.
Идея вторая. Необходимо постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» - понятие художественного образа. • Познакомить младших школьников с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и антитезой, которую мы называем приемом контраста. Примечание. Конечно, проследить древнейшую природу основных художественных приемов в начальной школе не представляется возможным, но сам учитель должен чувствовать их мифологическую укорененность: в олицетворении хорошо видно его древнее происхождение, связанное с одушевлением предметов и явлений; в основе сравнения - древнейшее представление о взаимосвязи и взаимопревращаемости всех предметов и явлений; в основе контраста древнейший способ воспринимать мир в оппозициях Любой художественный прием - в силу присущей его природе двуплановости - является первоклеткой художественного образа, поэтому воспитанная на уроках способность выделять в тексте и понимать художественные приемы - это первый шаг на пути к пониманию особенностей художественного образа.
  • На материале произведений живописи и графики показать школьникам особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Сначала - на материале классических иллюстраций к конкретным фольклорным и литературным текстам: школьники смогут убедиться в том, что писатель (поэт) и художник могут поделиться сходным переживанием и что их оценка событий или героев может быть похожа, но выражена разным языком - языком литературы или языком живописи (графики); потом - на материале живописных произведений, не связанных с текстами тематически, но связанных сходством восприятия мира писателем (поэтом) и художником.
  • Создать условия (подбором текстов и системой вопросов) для интуитивного понимания отличия правды жизни от художественной правды. Художественная правда при этом понимается как правда чувств и отношений, которая может быть представлена в любых вымышленных обстоятельствах.
Идея третья. Необходимо учить младших школьников различать сначала жанры фольклора, потом жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.
  • Несмотря на существующее жанровое деление, границы между жанрами как фольклора, так и литературы не строги и размыты. Прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельную песенку - закличку; рассказ - сказку и т. д. Если школьник с нашей помощью сумеет обнаруживать сложную природу текста, то его восприятие текста станет многомерным, он сумеет понять неоднозначность и авторского замысла, и мира фольклора, и литературы в целом.
  • Границы между разными типами повествования (прозой, поэзией, драмой) и определенны, и условны одновременно: их объединяет не только единство мира ценностей, но и единство приемов, которыми пользуется каждый тип (способность прозы и драмы быть лиричными; способность поэзии быть эпичной, а также обрастать чертами драматического искусства). Это очень важно в дальнейшем, когда в основной школе учащиеся познакомятся с разными родами литературы (эпосом, лирикой и драмой), потому что ЭПОС - далеко не всегда прозаическое произведение (это может быть и поэма), а ЛИРИКА - далеко не всегда стихотворное. Важно, чтобы у школьника не сформировался неверный стереотип.
Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы. Если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.
  • Не пользуясь специальной терминологией, создать условия для того, чтобы школьник почувствовал СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ тех особенностей поэзии, которые принято считать формальными: содержательность рифмы (парной, перекрестной, охватной); содержательность размера (последовательности ударных и безударных слогов в строчке + длины строчки); содержательность типа окончаний рифмы (мужское, женское, дактилическое) и т. д.
  • На материале разных переводов одного и того же короткого стихотворения учить различать нюансы смысла, порождаемые разной ФОРМОЙ; анализируя особенности поэтической формы, учить видеть АВТОРА переводов, постигать особенности его восприятия мира и его творческого почерка.
Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности - вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием. Программа 3 класса знакомит школьников с такими жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям и взрослым. Продолжается знакомство с живописными произведениями, которые представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении. Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведениях.

Результаты изучения курса «Литературное чтение» В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития.
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно - историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности. Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи. В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи: -духовно-нравственные; -духовно-эстетические; -литературоведческие; -библиографические.


Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Литературное чтение» к концу 3-го года обучения


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Обучающие научатся:

  • читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
  • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
  • писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
  • называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
  • рассказывать о любимом литературном герое;
  • выявлять авторское отношение к герою;
  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
  • читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
  • ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации.)
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
  • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;
  • делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по её элементам;
  • самостоятельно читать выбранные книги;
  • высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
  • самостоятельно работать со словарями.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст). Обучающие научатся:
  • различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
  • различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования;
  • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;
  • обнаруживать «бродячие» сюжеты в сказках разных народов мира.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся» Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов. Обучающие научатся:
  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
  • эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
  • интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного;
  • принимать участие в инсценировке (разыгрывание по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
  • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
  • рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;
  • устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

Ожидаемые результаты формирования УУД

к концу 3-го года обучения В области познавательных общих учебных действий Обучающие научатся:

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
  • свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
  • работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
  • работать с несколькими источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к тексту).
Обучающиеся получат возможность научиться:
  • освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины - определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий Обучающие научатся: В рамках коммуникации как сотрудничества:
  • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;
В рамках коммуникации как взаимодействия:
  • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
  • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действий Обучающиеся получат возможность научиться:
  • осуществлять самоконтроль и контроль над ходом выполнения работы и полученного результата.

Основное содержание учебного предмета Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков. Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения. Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения. Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов. Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать. Раздел «Формирование библиографической культуры» Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Устное народное творчество. Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени. Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Авторское творчество Жанр басни. Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных. Жанр бытовой сказки. Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни. Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров. Поэзия Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор) Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений. Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся» Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом» Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.


Круг чтения Круг детского чтения в программе определяется по следующим основаниям:

  1. формирование мотива чтения;
  2. создание условий для формирования технического умения чтения;
  3. соблюдение логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе;
  4. решение конкретных нравственных и эстетических задач;
  5. обеспечение жанрового и тематического разнообразия.
Сказки народов мира о животных Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства». Пословицы и поговорки из сборника В. Даля. Русская бытовая сказка «Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель». Авторская литература народов мира Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран. Классики русской литературы Поэзия А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*; Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский «Тучкины штучки». Проза А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». Классики советской и русской детской литературы Поэзия В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин». Проза А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение». Современная детская литература на рубеже 20-21 веков Поэзия В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница - бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки». Проза Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*, Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

Тематическое планирование по дисциплине «Литературное чтение»

п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскур-сии, ч.

Самостоя-тельная работа, ч.

1. Учимся наблюдать и копим впечатления

20

19


1



2. Постигаем секреты сравнения

13

12


1



3. Пытаемся понять, почему люди фантазируют

14


14






4. Учимся любить

16

15


1



5. Набираемся житейской мудрости

11

11





6. Продолжаем разгадывать загадки смешного

15

15





7. Как рождается герой

29

28


1



8. Сравниваем прошлое и настоящее

18

17


1



Итого

136 ч.

131 ч.


5 ч.





КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

литературное чтение 3 класс - 136 часов (4часа в неделю)

урока


Наименование разделов и тем


Кол.

час


Характеристика деятельности

учащихся

Дата

проведения

По плану


По факту


1



Учимся наблюдать и копим впечатления (20 ч) Сергей Козлов "Июль". Приём олицетворения

1

Иметь представление о приёме художественной выразительности- олицетворении; находить в тексте данные приёмы; работать с картиной и толковым словарём.

2 Юрий Коваль "Берёзовый пирожок"

1

Объяснять понятие «репродукция»; характеризовать рассказчика, высказывать своё мнение; работать со словарями.

3 Работа по хрестоматии. В.Берестов «Первый листопад», В.Лунин «Идём в лучах зари» Поход в Музейный Дом Ван Гог «Лодки в море у Сен-Мари»

1

Ориентироваться в оглавлении хрестоматии;

анализировать средства художественной выразительности.

4 Владимир Маяковский "Тучкины штучки", С.Козлов "Мимо белого яблока луны…", С Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…" (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение")

1

Объяснять понятие «сравнение»,

«олицетворение», находить в тексте; составлять предложения, используя сравнения.

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов

(а не тематическое сходство).

Работать с толковым словарем; высказывать свое мнение; анализировать средства художественной выразительности; читать наизусть стихотворение

5 Входная комплексная контрольная работа

1

Анализировать средства художественной выразительности; высказывать своё мнение о картине; работать со словарями.

6 Александр Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…", "Опрятней модного паркета…",

1


Читать наизусть произведения автора; находить и анализировать средства художественной выразительности.

7 Вадим Шефнер "Середина марта", хокку Дзёсо, Басё (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение", "контраст")

1

Иметь представление о том, как записывается японское хокку.

Видеть прекрасное в простом; сравнивать два произведения; находить олицетворения в хокку; работать с толковым словарем; устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного

8 Работа по хрестоматии.

В. Берестов «Урок листопада»

1

Объяснять понятия «звукопись» и «контраст»: выделять общее в произведениях авторов.

Анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации.

Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, - это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)

9

Н.Матвеева "Гуси на снегу", Эмма Мошковская "Где тихий, тихий пруд...", хокку Ёса Бусона (работа над приёмами "контраст" и "звукопись")

1

10 Работа по хрестоматии. В.Лунин «Ливень», В. Берестов «Отражение» Поход в Музейный Дом

Г.Захаров «Десять минут после полуночи»

1

Читать бегло, грамотно, выразительно.

11

С.Козлов "Сентябрь", "Как оттенить тишину" (работа над приёмами "сравнение" и "контраст")

1

Анализировать наблюдения поэта, поступки героев; работать со словарём.

12

Иван Бунин "Листопад"

1

Делить текст на части; находить и объяснять сравнения, связь частей в произведении.

13

Заседание клуба

Записная книжка Кости Погодина. Подготовка школьников к использованию приёма олицетворения в своём сочинении

1

Анализировать внутренний мир автора; работать по тексту; выполнять записи в записной книжке.

14

Александр Пушкин "Зимнее утро" (приём контраста и смысл его использования в литературе)

1

Называть имена русских классиков, произведения А.С.Пушкина;

Объяснять понятие «строфа».

Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы

15

Валентин Берестов "Большой мороз",

1

Делить текст на смысловые части; читать наизусть; работать со словарём.

16

Валентин Берестов "Плащ"

1

17

С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать"

1

Высказывать своё мнение; работать с Толковым словарём.

18

Работа по хрестоматии.

А. Иванов «Как Хома картины собирал»

Поход в Музейный Дом

В.Попков «С санками»


Анализировать средства художественной выразительности; высказывать своё мнение о картине; работать со словарями.

19

Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами",

1

Анализировать состояние души автора; работать с текстом и иллюстрацией.

20

Хокку Ранрана

1

Находить и объяснять литературные приёмы; работать с иллюстрацией.

21

Постигаем секреты сравнения (13 ч)

Сказка "Откуда пошли болезни и лекарства"

1

Называть сказки разных народов мира, объяснять их особенности; читать выразительно по ролям; пересказывать сказки.

Иметь представление о том, что самые древние сказки постепенно изменялись.

Работать с толковым словарем; определять, чему учит сказочная история.

22

Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук"

1

23

Проектирование сборника сказок

1

Объяснять понятие «избранное»; определять принадлежность сказок разным народам мира и России

24

Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились"

1

Анализировать поведение героев сказки; работать с Фразеологическим и Толковым словарями.

25

Представление о бродячем сказочном сюжете. Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" , "Как барсук и куница судились" и "О собаке, кошке и обезьяне", "Золотая рыбка"

1

Анализировать характер героев, сравнивать содержание, предполагать концовку сказки.

26

Представление о бродячем сюжете

1

27

Кубинская сказка "Черепаха, кролик и удав-маха". Проблема различения Самых древних сказочных историй и Просто древних сказочных историй. Появление в сказке нового героя - великодушного и благородного

1

Сравнивать построение и содержание разных сказочных сказок; анализировать поступки героев.

28

Индийская сказка "Хитрый шакал". Распознание черт бродячего сказочного сюжета

1

Анализировать построение сказочной истории; определять время создания сказки; работать с Толковым словарём.

29

Работа по хрестоматии.

Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»

1

Пользоваться библиотекой -выбирать нужную книгу.

Объяснять понятие «лента времени»; находить место сказки на «ленте времени»; анализировать тексты двух сказок; определять вид сказки, доказывать свой ответ; читать и пересказывать сказки.

Читать бегло, грамотно, выразительно.

30

Работа со школьной библиотекой

Русские народные сказки: «Яичко», «У страха глаза велики».

1

31

Работа по хрестоматии.

Д. Дмитриев «Встреча»

1

32

Бурятская сказка "Снег и заяц" и хакасская сказка "Как птицы царя выбирали"

1

33

Проверка техники чтения

1

34

Пытаемся понять, почему люди фантазируют (14 ч)

Новелла Матвеева "Картофельные олени"

1

Объяснять понятия «фантазия» и «фантазёр»; доказывать на примере стихотворения.

35

Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки"

1

Анализировать и объяснять название произведения, фантазии героя - рассказчика; работать по вопросам.

Определять, сравнивать и различать литературные жанры (небылица, сказка, рассказ);анализировать характер героев.

36

37

Сравнительный анализ произведений Н. Матвеевой и С. Чёрного

Татьяна Пономарёва "Автобус",

1

1

38

Татьяна Пономарёва "В шкафу"

1

39

Эмма Мошковская "Вода в колодце" и др. стихи

1

40

Работа по хрестоматии.

М. Яснов «Мы и птицы»; Э. Мошковская «Мотылёк», «Осенняя вода…»

1

Находить в тексте самые главные слова; определять жанр произведения.

41

Борис Житков "Как я ловил человечков".

1

Объяснять понятия «наблюдательность» и «изобретательность»; анализировать название произведения; различать позиции автора и героя; пользоваться Толковым словарём.

42

Переживания героя литературного произведения. Различия вранья и фантазии.

1

43

Работа по хрестоматии.

С.Козлов «Звуки и голоса»

1

44

Работа по хрестоматии.

Составление литературных сборников

1

45

Тим Собакин "Игра в птиц"

1

Определять жанр произведения; анализировать внутренний мир героя; выразительно читать по ролям.

46

Работа по хрестоматии.

О. Кургузов «Мальчик - папа»

Поход в Музейный Дом

М. Шагал «Крылатая лошадь»

1

Повторить изученные произведения раздела.

47

Константин Бальмонт "Гномы"

1

48

Учимся любить (16 ч)

Татьяна Пономарёва "Прогноз погоды"

1

Ориентироваться в тексте; объяснять название произведения; работать с иллюстрацией; анализировать характер героя - рассказчика и главного героя;

пользоваться библиотекой; выбирать книги для чтения.

49

Работа по хрестоматии.

Э. Мошковская «Когда я уезжаю»

1

50

Татьяна Пономарёва "Лето в чайнике"

1

51

Мария Вайсман "Лучший друг медуз"

1

52

Работа по хрестоматии.

В.Драгунский «Кот в сапогах»

1

53

Работа со школьной библиотекой

В. Драгунский «Похититель собак»

1

54

Работа со школьной библиотекой

В. Драгунский «Девочка на шаре»

1

55

Александр Куприн "Слон" ознакомительное чтение

1

Анализировать поступки героев и их чувства; находить ответы в тексте.

56

Александр Куприн "Слон" характеристика главных героев

1

57

Работа по хрестоматии.

Тим Собакин «Самая большая драгоценность»

1

Читать произведение внимательно и осознанно; анализировать внутренний мир героев.

58

Константин Паустовский "Заячьи лапы". Ознакомительное чтение

1

59

Константин Паустовский "Заячьи лапы" чувства и переживания героев.

1

60

Сергей Козлов "Если меня совсем нет"

1

Объяснять понятие «диалог»; определять настроение произведения; читать по ролям; работать с иллюстрациями.

61

Работа по хрестоматии.

Э. Мошковская «Нужен он…»

1

Повторить изученные произведения раздела; ориентироваться на странице «Содержание»; составлять сборники народных сказок, сборник стихов «Времена года».

Читать бегло, грамотно, выразительно.

62

Проверка техники чтения

1

63

Подготовка своих видов сборников. Письмо в клуб.

1

64

Набираемся житейской мудрости (11 ч)

Басня. Композиция басни. Эзоп "Рыбак и рыбёшка"

1

Объяснять жанр басни, понятия «повествование», «мораль»; пользоваться Этимологическим словарём; сравнивать басню и сказку; анализировать события в произведениях.

65

Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев". Лента времени. Пословицы

1

Понять структуру басни (сюжет, мораль); определять тему басни, формулировать общую мысль.

66

Работа по хрестоматии.

Жан де Лафонтен «Волк и журавль»

Поход в Музейный Дом

В. Серов «Волк и журавль»

1

Находить сходство басни и пословицы; подбирать пословицы для иллюстрации.

Объяснять понятие «обстоятельства»; сравнивать две басни; понимать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям;

находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени; читать наизусть басню.

67

Работа по хрестоматии.

Жан де Лафонтен «Ворона в павлиньих перьях»

Поход в Музейный Дом

В. Серов «Ворона в павлиньих перьях»

1

68

Эзоп "Ворон и лисица", Иван Крылов "Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

1

69

Работа по хрестоматии.

И. Крылов «Волк и журавль»

1

70

Эзоп "Лисица и виноград", Иван Крылов "Лисица и виноград". Смысл басни. Специфика басни.

1

71

Иван Крылов "Квартет".

1

72

Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квартет". Басня "Волк и журавль"

1

73

Работа по хрестоматии.

Индийская народная сказка «О радже и птичке»

1

74

Бытовые сказки.

1

75

Продолжаем разгадывать секреты смешного (15 ч)

Леонид Каминский "Сочинение"

1

Объяснять значения слов, выделять секреты смешного; ориентироваться в тексте.

76

Ирина Пивоварова "Сочинение"

1

Делить текст на части; перечитывать правильно смешные истории.

77

Работа по хрестоматии.

Н.Носов «Мишкина каша»

1

Открывать секреты смешного; различать композицию сказки и рассказа.

78

Работа со школьной библиотекой. Чтение рассказов Н. Носова

Составление сборника из 5 рассказов Н. Носова

1

Работать с дополнительной литературой, ориентироваться в произведениях.

79

Марина Бородицкая "На контрольной…" Лев Яковлев " Для Лены", Михаил Яснов "Подходящий угол"

1

Читать наизусть; анализировать характер и поведение героев; разгадывать секрет смешного

80

Надежда Тэффи "Преступник" деление текста на части

1

Объяснять значение и смысл выделенных фрагментов; работать над текстом; определять возраст героя.

81

Надежда Тэффи "Преступник" пересказ

1

82

Работа по хрестоматии.

М.Вайсман «Приставочка моя любимая»

1

Открывать секреты смешного; различать композицию сказки и рассказа.

83

Короткие истории из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти" , стихи Григория Остера "Вредные советы"

1

Определять жанр произведения; выделять черты детской наблюдательности; анализировать причину смешного.

84

Рассказ Татьяны Пономарёвой "Помощь"

1

85

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" ознакомительное чтение

1

Объяснять литературные приёмы смешного: путаница, преувеличение; анализировать поведение и характер героев; делить текст на смысловые части; находить ответы на вопросы в тексте;

повторить изученные произведения раздела.

86

Работа по хрестоматии.

Т. Кочиев «Такая яблоня»

Инсценирование

1

87

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" ознакомительное чтение

1

88

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" деление текста на части

1

89

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" анализ произведения

1

90

Как рождается герой (29 ч)

Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси-лебеди"

1

Объяснять понятие «сказочный герой»; определять, кто является сказочным героем; сравнивать и различать народные и авторские сказки.

91

Борис Заходер "История гусеницы" (начало)

1

92

Работа по хрестоматии.

Пытаемся выяснить, как рождается герой.

С. Махотин «Самый маленький»

1

Характеризовать поведение героя в сказке и рассказе; сравнивать изученные произведения.

93

Юнна Мориц "Жора Кошкин"

1

94

Черты характера героя.

Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)

1

Работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название частей.

95

Работа по хрестоматии.

Л. Муур «Крошка енот и то, кто сидит в пруду»

1

Сравнивать и различать повеления героев в сказке и рассказе.

96

Леонид Яхнин "Лесные жуки"

1

Читать выразительно, читать наизусть стихотворение

97

Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)

1

Составлять план, пересказывать по плану; анализировать шуточные стихи.

Ориентироваться в тексте, определять главную мысль; анализировать поведение героя.

Определять тип текста; проводить исследования текста; следить за чтением учителя.

98

Черты характера героя «История гусеницы»

1

99

Главная мысль и тема текста Бориса Заходера "История гусеницы" (окончание)

1

100

Михаил Яснов "Гусеница - Бабочке"

1

101

Поход в Музейный Дом

С. Жуковский «Плотина»

1

102

Проверка техники чтения

1

Читать бегло, грамотно, выразительно.

Уточнить понятия: герой рассказа, пейзажное описание, описание натюрморт; делить текст на части; объяснять поведение героя; определять чувства героя.

103

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Ознакомительное чтение.

1

104

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Деление текста на смысловые части

1

105

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Характеристика поступков героя

1

106

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Черты сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа

1

107

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Пересказ.

1

108

Леонид Пантелеев «Честное слово» ознакомительное чтение

1

109

Леонид Пантелеев «Честное слово» характеристика героя

1

110

Леонид Пантелеев «Честное слово» поступки героя

1

111

Поход в Музейный Дом

З. Серебрякова «За обедом»

1

Определять отношение героя к природе; находить сравнения; ориентироваться в тексте;

работать с иллюстрацией

112

Отрывки из поэмы Николая

Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова)

1 часть

1

113

Николай Некрасов "На Волге" (Детство Валежникова)

2 часть

1

114

Николай Некрасов "На Волге" (Детство Валежникова)

3 часть

1


115

Поход в Музейный Дом

А. Мещерский «У лесного озера»

1

Анализировать поведения героя в сказке и рассказе; сравнивать изученные произведения.

Пользоваться библиотекой; выбирать книги для чтения.

116

Работа по хрестоматии.

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок)

1

117

Работа со школьной библиотекой.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения


118

Работа со школьной библиотекой.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» анализ произведения

1

Сравнивать художественные и музыкальные произведения о народных праздниках;

119

Сравниваем прошлое и настоящее (18 ч)

Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б.Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова)

1

Определять жанр произведения; высказывать своё мнение; ориентироваться в тексте;

анализировать характер и поведение героев произведения;

120

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Ознакомительное чтение.

1

121

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Выразительное чтение.

1

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" красота окружающего мира в произведении.


123

Работа по хрестоматии.

Ю.Коваль «Под соснами».

Поход в Музейный Дом. В. Попков «Интерьер с фикусами»


Делить текст на части, озаглавливать их; сравнивать художественные и музыкальные произведения.

124

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко» (1 часть)

1

125

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко» (2 часть)

1

126

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко» (3 часть)

1

127

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко» (4 часть)

1

128

Поход в Музейный Дом Александр Пушкин "Цветок"

1

Характеризовать чувства людей; анализировать внутренний мир героя.

129

Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Телеграмма»

1

Пересказывать текст от третьего лица; высказывать

свое мнение; подтверждать ответы строчками из текста

Сравнивать содержание двух рассказов о семье; сравнивать характеры героев; анализировать их внутренний мир;работать с иллюстрацией.

Читать бегло, грамотно, выразительно.

130

Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Дорога к отцу»

1

131

Аркадий Гайдар «Чук и Гек» «Вот и приехали…»

1

132

Аркадий Гайдар "Чук и Гек" « Одни в лесной сторожке»

1

133

Проверка техники чтения

1

134

Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Вот оно - счастье!»

1

135

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Главные ценности в жизни людей

Поход в Музейный Дом

К. Юон «Весенний солнечный день. Сергиев Посад»

1

136

Итоговый урок. Письмо в клуб

1

Повторить изученные произведения; объяснять схожесть и близость произведений; писать письмо в клуб.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатной продукции)

Учебно-методический комплект (УМК) для 3 класса:

Чуракова Н.А. Литературное чтение 3 класс: Учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Н.А. Литературное чтение 3 класс, Хрестоматия М.: Академкнига/Учебник.

Малаховская О.В. Литературное чтение 3 класс Тетрадь для самостоятельной работы - М.: Академкнига/Учебник.

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение 3 класс» - М.: Академкнига/Учебник.

К

Печатные пособия

Набор сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)

Д

Словари по русскому языку

Ф

Репродукция картин и художественные фотографии в соответствии в содержанием обучения по литературному чтению (в том числе и в цифровой форме)

Д

Детские книги разных типов из круга детского чтения

Д/К

Портреты поэтов и писателей

Д

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок

Настенная доска с набором приспособлений для креплений картинок

Мультимедийный проектор

Компьютер

Экспозиционный экран

Д

Д

Д

Д

Д

Принтер лазерный

Д

Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д

Игры и игрушки

Литературное лото, викторины

Ф

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Полки для «Уголка книг»

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

К

Д

Д

Д

Д

Д

Литература Для учителя: 1. Закон РФ «Об образовании». 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования от 6.10.2009г. 3. Примерная основная общеобразовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. 4. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2012. 5. Бобкова Л.Г. Как составить рабочую программу по учебной дисциплине: Метод, рекомендации. - 2-е изд., доп. / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2011. 6. Малаховская О. В. Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник, 2013 7. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. 8. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс. Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. 9. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 3 класс», - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Для ученика:
1. Малаховская О. В. Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник, 2013 2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. 3. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс. Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
Основные Интернет-ресурсы: edu.ru - федеральный портал «Российское образование»; school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал; school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов; 1september.ru - газета «Начальная школа», издательство «Первое сентября»; som.fio.ru - сайт Федерации Интернет - образования, сетевое объединение методистов; it-n.ru - российская версия международного проекта «Сеть творческих учителей»; openclass.ru - методические рекомендации по использованию ЦОР.





© 2010-2022