Доклад на тему: Образовательная программа начальной школы Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательная система «Школа 2100»

В современном российском образовании сложилась ситуация отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но каждое является основанием другого. Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования, непрерывного по ступеням: дошкольное и преддошкольное образование - начальная школа - основная школа - старшая школа.

Цель:

выращивание функционально грамотной личности (человека, способного максимально реализовывать свои возможности, решать самые разные возникающие в жизни задачи, оставаясь при этом Человеком).

Дидактические принципы системы «Школа 2100»

1.Принцип деятельности.

Учитель использует современные технологии обучения ( технология проблемно-диалогического обучения), которые позволяют учащимся самостоятельно открывать новые знания, а не получать их в готовом виде.

2.Принцип непрерывности образования

Те знания, которые ребенок получил, должны быть обязательно сохранены. Обучение построено таким образом, что ребенок постоянно использует имеющиеся знания, опирается на них.

3. Принцип целостного представления о мире

Ответ на любой возникающий вопрос может быть найден, так как с самых первых шагов изучения окружающего мира ребенок учится понимать каждое явление природы, роль и место человека в нем.

4.Принцип мини-макса-принцип работы с содержанием учебного материала.

Он предполагает, что авторы учебников и учитель дают возможность ученику ( если он захочет) взять материал по максимуму. В учебниках для этого есть избыточная информация, позволяющая ученику делать личностный выбор. В то же время важнейшие факты, понятия и связи, входящие в минимум содержания, должен усвоить каждый ученик. Минимум предъявляется ученику на уроках открытия новых знаний, закрепляется и выносится на контроль. Максимум позволяет ученику удовлетворить свои, личностные запросы и интересы.

5. Принцип психологической комфортности

Особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу являются важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов, указанных выше, и продвижения детей в развитии. Это не сентиментальные отношения, не атмосфера вседозволенности, а деловые доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и на отношении к его внутреннему миру в процессе усвоения знаний, к его переживаниям. Общение в учебном процессе является важным фактором, влияющем на усвоение знаний, развитие и воспитание школьников. Личность школьника формируется, в "реальных отношениях, поступках и той внутренней работе, которая завязывается вокруг них и в них вплетается".

6. Принцип вариативности

Всегда существует несколько точек зрения на поставленную проблему или вопрос, что позволяет развивать критичность мышления

7. Принцип творчества

Работа над творческими способностями детей. Поощрение детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Образовательные технологии ( пути, приемы и способы обучения)

Урок в образовательной системе «Школа 2100» предполагает использование определенных образовательных технологий. Под технологией мы понимаем системную совокупность приемов и средств обучения и определенный порядок их применения.

Одна из них - технология проблемно-диалогического обучения- один из основных способов введения нового знания в Образовательной системе «Школа 2100». Носит общепредметный характер, т.е. реализуется на любом предмете и любой образовательной ступени, обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.

Данная технология предполагает, что:


  • в начале урока учитель в диалоге с учениками создает проблемную ситуацию;


  • далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему - основной вопрос урока;


  • в диалоге с учителем актуализируют имеющиеся у них знания, которые пригодятся для решения учебной проблемы. Определяют, каких знаний недостаточно и что нужно узнать (Сделать), чтобы найти решение проблемы (составить план действий)


  • Выполняя план, ученики с помощью учителя осуществляют поиск решения проблемы и открывают новые знания, решая соответствующие задачи. Применяют новые знания делая вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено, и выражают это решение в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа, которая используется на уроках открытия нового знания, позволяет самостоятельно добывать, узнавать новое..

Материал учебников по этим предметам дает возможность учителю работать в данной технологии.

Модель проблемно - диалогического урока

в Образовательной системе «Школа «2100»

1. Создание проблемной ситуации

2. Формулирование проблемы

3. Выдвижение гипотез

4. Актуализация знаний планирование деятельности

5. Открытие нового знания

6. Применение нового знания

7. Итог урока

Принципиально важно при этом:

1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь

Другая общепредметная технология- формирование типа правильной читательской деятельности. Предполагается ее использование при работе с текстом на уроках по разным предметам, начиная со старшего дошкольного возраста ( введение в художественную литературу). Максимально эффективно учит самостоятельному чтению, правильному анализу текста, умению вести диалог с автором, правильно организовать комментированное чтение, творческую работу с текстом. Для этого авторы учебников разработали рабочую тетрадь по литературному чтению, в помощь учителю в учебниках ввели опорные сигналы: В- вопрос, О- ответь на вопрос, П- проверка предположений, З- зеркало( включи воображение, загляни в волшебное зеркало.

Начиная с 3-4 класса постепенно вводится проектная технология

Успешно завершена апробация технологии оценивания образовательных достижений учащихся.

Это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому авторы разработали ряд правил для каждого вида случаев: что оценивать?, кто оценивает, когда оценивать, где фиксировать результаты?, по каким критериям оценивать?

Дети учатся оценивать свои действия, действия других учеников по алгоритму, начиная с 1 класса. Технология помогает учителю правильно организовать поурочный, тематический контроль, порядок действий при пересдаче проверочной работы.

Все проверочные материалы по предметам составлены таким образом, что помогает учителю отслеживать уровень усвоения программного минимума, уровень усвоения программы. Задания предусмотрены разного уровня сложности, что позволяет осуществлять индивидуальную работу., давая возможность прийти к успеху каждому ученику.



Комплект учебников и пособий


  • охватывает все ступени образования: дошкольное и преддошкольное, начальную школу, основную школу.


  • Наиболее полно и последовательно реализует принцип непрерывности и преемственности в образовании: одними и теми же авторскими коллективами подготовлены пособия для дошкольников, учебники для начальной, основной и старшей школы по всем образовательным областям.


  • Во всех учебниках предлагается новое содержание и общие педагогические технологии.


  • Есть полное методическое обеспечение ко всем учебникам ( методические рекомендации, контрольные работы, рабочие тетради, наглядные пособия).


  • это не « жесткая» система, она дает простор творчеству учителя и детей.


  • Комплект учебников не является абсолютно новым: он « работает» в школе более 10 лет.

Методическую помощь педагогам в работе по Образовательной системе «Школа 2100» оказывает ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал «Начальная школа плюс До и После»


© 2010-2022