- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности С азбукой по родному краю 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности С азбукой по родному краю 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ивина Н.В. |
Дата | 10.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО зам. директора по УВР директор Е.Н.Седакова протокол №_____ __________________________ ____________________ «____»_________ 20__г. «____»__________ 20___г. Приказ №_____ «____»___________20__г.
МБОУ «Пальцовская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «С азбукой по родному краю»
Класс: 1
Учитель: Ивина Наталья Владимировна
Год составления: 2015 г.
Пояснительная записка Данный курс «Брянский край» введён в целях расширения и углубления знаний учащихся о природе родного края. Курс «Брянский край» является продолжением краеведческой серии «Родной край» для учащихся 1-4 классов образовательных школ. Программа регионального курса Брянской области «Брянский край» составлена БИПКРО, «С азбукой по родному краю», учебное пособие для 1-х классов общеобразовательных, автор Н.Е. Пряникова, Шик Н.В..- Брянск: «Курсив», 2004. Программа данного курса содержит краеведческий материал, занимательные задания, стихотворения брянских поэтов о родной земле. Большое значение для развития и воспитания младших школьников имеет непосредственное общение ребят с миром природы. Систематическое и целенаправленное наблюдение картин родной природы пробуждает у детей понимания прекрасного, бережное отношение к природе. Изучение окружающей жизни формирует уважение к людям труда, чувство гордости за свой край. Перед ребятами раскроются тайны природы, закономерная взаимосвязь явлений природы. Целеустремлённая работа учителя по организации наблюдений детьми явлений природы, знакомство учащихся с произведениями живописи и литературы, раскрывающими перед ними новые грани видения мира, обогащают чувства, речь детей, способствуют воспитанию более глубокого и тонкого понимания природы. Чем богаче становится душевный мир ребенка, тем глубже он начинает понимать природу, тем больший интерес вызывает у него искусство, литература, отражающие мир во всех его проявлениях.
Изучение курса «С азбукой по родному краю» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины природы родного края и осознание места в ней человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Брянской области.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к населенному пункту, региону, в котором проживают дети, её природе и культуре, истории современнее жизни;
- осознания ребенком ценности и многообразия окружающей природы, своего места в ней;
-воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к природе родного края. Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- систематичности и последовательности - знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, аппликаций. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Азбука родного края» в программе используются такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (пришкольный участок, улица, дом и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, тематических игр на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.
- соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
- содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом
Место предмета в базисном учебном плане В региональном базисном учебном плане на изучение курса «С азбукой по родному краю» отводится 1 час в неделю, всего на изучение программного материала отводится 33 часа в год.
Разделы курса «С азбукой по родному краю» 1 класса предусматривают различные формы организации учебных занятий: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий. Для реализации рабочей программы на уроках используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой, коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка, работа с консультантами), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разно уровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.
Содержание курса «С азбукой по родному краю»
Темы курса изучаются а алфавитном порядке. На каждую букву (тему) - 1 час.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты живой природы;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Результаты обучения
К концу 1 класса обучающиеся должны знать:
- русский алфавит;
- слова, которые начинаются на данную букву;
- написание букв русского алфавита;
- народные пословицы и поговорки;
- названия населенных пунктов Брянщины;
- основные сведения о своем городе.
К концу 1 класса обучающиеся должны уметь:
- различать буквы и звуки;
- читать слова, предложения;
- рассказывать о животных, растениях, явлениях природы родного края, устанавливать взаимосвязи;
- приводить примеры видов животных и растений;
- правильно произносить слова, приведенные в словаре учебника;
- отгадывать ребусы, загадки, сканворды;
-извлекать информацию из разных источников.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
• установления связи между событиями;
• ухода за природой родного края;
• оценки бережного или потребительского отношения к истории родного края;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае. Планируемые результаты реализации программы В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить три блока: личностный, метапредметный, предметный. Личностные включают в себя: - развитие интереса; - действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо); - формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку; - формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы); - формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи; - формирование желаний выполнять действия; - использование фантазии, воображения при выполнении задания. Реализуется через знакомство детей с окружением - семья, дом, улицы, город, поселок, природа. Метапредметные включают в себя: регулятивные - введение правил; - разный вид деятельности; - разучивание игр. Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях. познавательные - формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде; - формирование знаний о современных профессиях; - формирование знаний об истории города, поселка. Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц города, поселка, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музей школы, к памятникам села, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок. коммуникативные - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать; - формирование умения слушать и вступать в диалог; - формирование умения в постановке вопросов; - умение строить устный рассказ; - формирование умений работать в парах, малых группах. Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни села, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка. Предметные результаты: - усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем; - владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме; - овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения. - умение рассказывать о родном крае, приводить примеры достопримечательностей родного края; - умение рассказывать о важнейших событиях в истории родного края; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Литература
1.Природа родного края. Учебное пособие для 2-х кл общеобразовательных школ. Н.Е. Пряникова - Брянск: «Курсив»,
2012.
2.Я познаю мир. Детская энциклопедия: Растения. О. Г. Хинн. М.: ТКО «АСТ», 1995.
3.Я познаю мир. Детская энциклопедия: Животные. М.: Олимп, 2001.
Интернет-ресурсы
-
Сайт «Я иду на урок начальной школы» nsc.1september.ru/urok/
-
Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя zanimatika.narod.ru/
Тематический план
№ п/п
Тема занятий
Кол-во часов
Элементы содержания
Дата план.
Дата факт.
1
Земля Пересвета.Азбука к мудрости ступенька.
1
Работа с буквой А.
Отгадывание загадок, ребусов.
2
Без букв и грамматики не учатся и математике.
1
Работа над скороговорками и орфоэпией слов.
Знакомство с историей названий населенных пунктов на букву Б.
3
Век живи - век учись.
1
Отгадывание загадок и ребусов. Знакомство с произведениями брянских писателей.
4
Глупый осудит, а умный рассудит.
1
Отгадывание загадок и ребусов; работа над орфоэпией слов, начинающихся с буквы Г.
5
Делу время, а потехи час.
1
Решение кроссвордов, отгадывание загадок. Знакомство с историей названий населенных пунктов Брянской области на букву Д.
6
Если человека не знаешь, посмотри на его друга.
1
Работа с буквой Ё. Чтение рассказов о птицах. Рассмотрение памятников природы Брянской области.
7
В своем болоте и лягушка поет.
1
Работа с буквой Ё. Чтение рассказов о птицах. Рассмотрение памятников природы Брянской области.
8
Жизнь дана на добрые дела.
1
Отгадывание загадок. Работа над стихотворениями.
9
Землю солнце красит, а человека труд.
1
Работа над орфоэпией слов на букву З. Знакомство с историей названий населенных пунктов Брянской области на букву З.
10
Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя.
1
Решение кроссвордов, отгадывание загадок. Работа над историей названия рек Брянской области.
11
Родной свой край делами прославляй.
1
Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов.
Работа со стихотворениями; работа над орфоэпией, изучаемых слов.
Чтение сказок о Брянщине.
Знакомство с историей названий населенных пунктов Брянской области. Знакомство с растениями; с животными и птицами Брянской области.
12
Кукушка кукует, по бездомью горюет.
1
13
Любишь кататься, люби и саночки возить.
1
14
Мудрым никто не родился, а научился.
1
15
На родной сторонке и камешек знаком.
1
16
По платью встречают, по уму провожают.
1
17
Рабочие руки не знают скуки.
1
Знакомство с историей названий населенных пунктов и рек Брянской области.
18
Своя земля и в горсти мила.
1
Чтение стихов, отгадывание загадок; работа с буквой С.
19
Труд человека кормит, а лень портит.
1
Отгадывание загадок, ребусов. Знакомство с историей названий населенных пунктов и рек Брянской области.
20
Ученье свет - а неученье - тьма.
1
Чтение стихов, отгадывание загадок.
21
Француз боек, да русский стоек.
1
Чтение стихов и рассказов. Работа с историей Брянской области.
22
Хвалился Малах, ан пусто в головах.
1
23
Береза - символ России
1
Описание березы, чтение стихов
24
Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.
1
Отгадывание загадок с изучаемыми буквами.
Работа с иллюстрациями учебника
25
Что где родится, то там и годится.
1
26
Встать пораньше да шагнуть подальше.
1
Работа с ребусами и загадками.
27
Щепкой море не перегородишь.
1
Отгадывание загадок.
Чтение произведений, работа с иллюстрациями учебника.
28
Не разгрызешь ореха, так не съешь ядра.
1
29
В ком стыд, в том и совесть.
1
Работа с учебником и дополнительной литературой.
30
Кроить - не шить после не распорешь.
1
Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов.
Работа со стихотворениями; работа над орфоэпией, изучаемых слов.
Знакомство с историей названий населенных пунктов Брянской области. Знакомство с растениями; с животными и птицами Брянской области.
Работа с учебником и дополнительной литературой.
31
Это ёж, его руками не возьмешь.
1
32
Кукушка кукует, по бездомью горюет.
1
33
Яблоко от яблони недалеко падает.
1