Проект по светской этике «Все о дружбе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Лунева Евгения Александровна,

учитель начальных классов,

МАОУ лицей № 77,

г.Челябинск

Педагогический проект «Всё о дружбе»

Урок светской этики Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как один из способов организации учебно - познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов.

Данный проект «Всё о дружбе» был реализован в 4в классе МАОУ лицее № 77 г. Челябинска

Проект:

  • интегрированный (взаимосвязь художественно-творческого, валеологического и эстетического компонентов) и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;

  • краткосрочный, реализация проекта осуществлялась в течении двух недель;

  • предполагает работу по подгруппам, каждая группа отвечала за своё исследование и дети сами распределяли свои роли в группе;

  • совмещает урочную и внеурочную работу;

  • комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно- поисковый, здоровьесберегающий);

  • применение в разных сферах: школа, семья, досуг.



Цели проекта: Способствовать расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей. Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу. Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.

Этапы проектной деятельности.

Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект. (21.01.2012)

Классным руководителем перед учениками была сформулирована проблема: что такое дружба, какими качествами необходимо обладать, чтобы у вас были друзья, и чтобы вас могли назвать другом, есть ли у нас в классе дети которые дружат друг с другом. Учитель предложил детям провести на эту темы исследование.

Второй этап (планирование деятельности).(22.01.2012)

Дети разделились на три подгруппы, каждая из которых проводила исследование в своей области, придумали название своей группе, распределили роли и обязанности в группе. Так в классе образовались три команды: Хранители мудрости, Эксперты, Сочинители.



Хранители мудрости

  1. Подобрать 10-15 пословиц о дружбе

  2. Зачитать 4-5 пословиц, которые больше всего понравились

  3. Провести с ребятами класса игру «Продолжи пословицу» - читается первая часть пословицы, а ребята должны её закончить (играют те ребята, которые не в вашей группе)-3-4 пословицы

  4. Провести с детьми игру «Расставь правильно» - на доске в первом столбике на отдельных листах будут написаны 3 пословицы, во втором столбике вперемешку будут окончания этих пословиц- ребятам нужно будет расставить в нужном порядке.

  5. Распечатать на пословицы из первого пункта на листе; распечатать пословицы для игр.

  6. Нарисовать эмблему «Дружбы»

  7. Защитить свой проект на уроке.

Эксперты

  1. Собрать видеорепортаж у сотрудников и учащихся лицея

  2. Провести анкетирование у ребят класса

  3. Проанализировать анкеты, выявить количество детей, ответивших «Да», «Нет» по каждому вопросу.

  4. Записать результат анализа анкет и отдать их классному руководителю

  5. Нарисовать эмблему «Дружбы»

  6. Защитить свой проект на уроке.

Сочинители

  1. Отработать вариант сказки о дружбе

  2. Найти информацию о том, что такое синквейн.

  3. Записать алгоритм составления синквейна

  4. Сочинить своей группой 2-3 синквейна о дружбе, друге или близких людях.

  5. Защитить свой проект на уроке.

  6. На уроке провести с ребятами класса упражнение «Составь синквейн о дружбе»

  7. Попросить 3-4 желающих прочесть написанный синквейн.

  8. Нарисовать эмблему «Дружбы»




В каждой группе дети выбрали команду из 4-5 человек, которые будут представлять исследование группы на реализации проекта. В команде дети распределили роли: 1.Организатор (координирует процесс исследования) 2.Эксперт (оценивает результаты) 3.Представитель (представляет результаты на итоговом мероприятии) 4.Творец (предоставляет идеи, реализовывает) 5.Помощник (помогает организатору и представителю). Роль педагога- наставник.

Третий этап (практически- деятельностный). (с22.01 - 02.02.2012)

Хранители мудрости - занимались поиском пословиц и поговорок о дружбе. Эксперты - провели с детьми класса анонимную анкету, с вопросами, которые наиболее точно могут показать картину класса на тему дружбы, отношений ребят в детском коллективе класса и в поведении детей в различных ситуациях, собрали видео-репортаж о дружбе. Сочинители- изучали в группе, что такое синквейн, писали синквейн о дружбе, разучивали сценарий к сказке. Все команды рисовали эмблемы на тему «Дружба».

Четвертый этап (рефлексивно- оценочный).(01.02.2012)

За день до презентации проекта, дети представили свой материал, провели самоанализ в группе о проделанной работе и выполнению обязанностей своей роли. Выразили свое отношение к результатам исследования, о трудностях и положительных моментах.

Что удалось достичь из намеченного? Благодаря чему? Кому?

Что было хорошего? За счет чего? Кого?

Что стоит использовать и дальше? Почему?

Что не получилось? Почему?

Какие подсказки мы можем сделать себе на будущее?

Чему учились? Научились? В каких ситуациях? Каким образом?

Кому сказать «спасибо»?

Пятый этап - реализация проекта и его презентация. (02.02.2012)

Оборудование: 1. Музыкальные записи.

2. Компьютерная презентация.

3. «Цветики-семицветики» из цветной бумаги.

4. Карточки со словами пословиц.

5. Видео-ролик.

6. Атрибуты к сказке

7. Эмблема

8. Рисунки детей.

Ход мероприятия.

I Орг. момент.

У.: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

II Вступительное слово.

У.: Я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте и скажите: «Какая проблема стояла перед героем?»

Притча.

Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

  • Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? - спросил пастух.

  • Мы - дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь- выбирай сам!

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.

У.: Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял?

III Цель занятия.

У.: О чем будем говорить сегодня на уроке? Прочтите, как называется тема нашего урока. Итак, сегодня мы будем говорить о дружбе, друзьях.

IV Беседа.

Наш разговор начнем с одной из версий возникновения слова «друг».

Послушайте стихотворение и ответьте: «Изменился ли человек с появлением слова «друг»?»


Когда еще никто не знал ни слова-

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,-

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи, (что одно и тоже),

Но, словом стал гортанный звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей - людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

V. У.: Изменился ли человек, когда появилось слово «друг»? Как?

Как он стал относиться к друзьям?

У.: Кого мы называем другом?

Какие качества друга вы считаете главными?

Каких бы друзей вам хотелось иметь?

Сейчас мы это выясним.

У.: Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба.

Дружба - главное чудо всегда,

Сто открытий для нас таящее,

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие!


VI Презентация детских проектов.

У.: В ходе подготовки к нашему уроку вы объединились в группы, чтобы выполнить полученное задание - исследование. Давайте посмотрим, что у вас получилось.


  1. «Эксперты»

Представление проекта:

-сообщает, какую анкету они провели с ребятами класса и ее результаты;

-показ видео-ролика.


  1. «Сочинители»

Представление проекта:

- показ сценки о дружбе;

-рассказывает о том, что такое «синквейн» и как его составить;

-знакомит с 1-2 синквейнами, которые составили в группе;

-предлагает каждому попробовать составить свой синквейн.


  1. «Хранители мудрости»

Ученик представляет проект своей группы:

-рассказывает, сколько пословиц о дружбе они собрали;

-зачитывает 1-2 наиболее понравившиеся;

-играют с остальными учениками в «Продолжи пословицу».

У.: Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

И эти друзья помогают нам понять, что такое дружба, друг.

У.: Хочется верить, что все эти задания заставили вас еще раз задуматься о значимости дружбы и о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом были настоящие друзья. И еще, я надеюсь, что, работая над проектами, вы лучше узнали друг друга, кто-то открыл новые черты характера в одноклассниках, другой оказал помощь советом или делом.

VII Рефлексия «Цветики-семицветики»

У.: Я каждому даю волшебный «цветик-семицветик». Впишите в каждый его лепесток пожелание своему другу, а кому именно, напишите в середине цветка.

Цветы крепятся на лист ватмана.

У.: Посмотрите, какая у нас получилась поляна друзей!

VIII Песня о дружбе.

IX Итог.

X Домашнее задание.

У.: Конечно, о дружбе и друзьях мы будем еще говорить.

Я предлагаю вам организовать в классе видео- альбом посвященный дружбе, где вы поместите все ваши результаты исследования, синквейны, рисунки, цветики-семцветики.

Приложение №1

Анкета

«Хороший ли ты друг»



Наша группа проводит исследования, хорошие ли друзья, ребята нашего класса. Просим вас искренне отвечать на вопросы. Подчеркните тот ответ, который, по вашему мнению, считается правильным.



  1. Есть ли у тебя друг?

  • Да

  • Нет

  1. Можешь ли ты доверить другу тайну?

  • Да

  • Нет

  1. Можно ли назвать твоих родных друзьями?

  • Да

  • Нет

  1. Есть ли у тебя домашние животные?

  • Да

  • Нет

  1. Можешь ли ты назвать их своими друзьями?

  • Да

  • Нет

  1. Если друг попал в беду ты

  • Помогу ему

  • Попрошу друзей ему помочь

  • А мне пофиг

  1. Ты навестишь друга если он заболел?

  • Да

  • Нет, а зачем

8 .Поделишся с другом последним куском торта?

  • Да

  • Нет

9.Если на вас с другом напали, ты

  • Убегу!

  • Помогу ему

  • Позову взрослых

10. Если пошел дождь, ты дашь другу свой зонт?

  • Нет

  • Да

11.Если он попросит твою приставку ты

  • Дам, конечно

  • А, в друг он её сломает!!

  • Нет

Благодарим за участие в нашем исследовании!

Анализ воспитательного мероприятия «Всё о дружбе»

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Становление учебно-познавательной деятельности - один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Каждый этап работы над проектом реализовывал поставленные цели к формированию умении школьников.

На первом (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект и втором этапах (планирование деятельности) создавались условия для формирования умений у детей:

  1. Определять цель деятельности. (Надо ли это мне лично? Если надо, то насколько? Пригодится ли это мне в будущем?)

  2. Планировать деятельность.

  3. Распределятся на группы, и брать на себя роль. (Что делать? Как делать? Когда делать?)

На третьем этапе (практически- деятельностный) :

1.Выполнять действия и операции

2.Работать в группе, и действовать согласно взятой на себя роли, выполняя распределенные обязанности.

3.Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.

4.Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты. Отвечать за свою деятельность

На четвертом этапе (рефлексивно- оценочный):

1.Соотносить результат деятельности с целью, анализировать, контролировать свои действия и результаты.

2. Выявлять условия и факторы успеха или препятствия.

3. Определять механизмы успешной деятельности, личной, общекомандной, ресурсной.

4.Поощрить товарища в группе высказываниями за выполненную деятельность

На пятом этапе (реализация проекта и его презентация):

  1. Представить результаты исследования своей группы

  2. Провести упражнение или игру с ребятами класса

  3. Высказывать свою точку зрения, доказывать её, делать выводы, обобщать.

Также цели к данному мероприятию достигались через использование: художественного слова - произведения детских авторов о дружбе, народная мудрость -притча, упражнение - цветик-семцветик. В ходе проекта были использованы технологии: проектной деятельности, сотрудничества, переживания, самоанализа и другие. Сам проект реализовывался на принципах: развивающего обучения, научности, возрастной педагогики и психологии. Таким образом, данный проект явился условием и фактором проявления у детей:

  • партнерских отношений в ходе образовательного процесса,
  • положительного психологического климата, определенного настроя (мотивация),
  • умения организовать и провести коллективное исследование, на котором используются все возможные ресурсы,
  • самопознания, самовыражения, созданы условия для развития позитивной «Я-концепции», представлений о себе самом, (когда исследуется) сколько вложил в общее дело и что получил,
  • условий для самоутверждения, самоактуализации самореализации,
  • повышение самооценки, занять свою нишу в классе,
  • условий для проявления творчества,
  • развития социальной значимой и познавательной мотивации,
  • детского коллектива на основе равенства уникальных личностей.


Всё это на наш взгляд позволяет сделать выводы, о достижении поставленных обучающих, развивающих и воспитательных целей.



Используемая литература



1. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. «Духовно-нравственная культура народов России. Светская этика» для 4-го и 5-го классов общеобразовательных учреждений.:

Изд-во Баласс, 2012

2.Перетягина Н.Н. Самоактуализация личности: урок как спектакль.-ISBN 978-5-85-716-822-6.: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та,2010-174с.

3. Festival.1september.ru : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресур].- Проектная деятельность в начальной школе.- Режим доступа: festival.1september.ru.



© 2010-2022