- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект по светской этике «Все о дружбе»
Проект по светской этике «Все о дружбе»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лунева Е.А. |
Дата | 16.05.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Лунева Евгения Александровна,
учитель начальных классов,
МАОУ лицей № 77,
г.Челябинск
Педагогический проект «Всё о дружбе»
Урок светской этики Современные педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как один из способов организации учебно - познавательной деятельности широко реализуется в практике учителей начальных классов.
Данный проект «Всё о дружбе» был реализован в 4в классе МАОУ лицее № 77 г. Челябинска
Проект:
-
интегрированный (взаимосвязь художественно-творческого, валеологического и эстетического компонентов) и практически направленный на включение учащихся в активную творческую деятельность;
-
краткосрочный, реализация проекта осуществлялась в течении двух недель;
-
предполагает работу по подгруппам, каждая группа отвечала за своё исследование и дети сами распределяли свои роли в группе;
-
совмещает урочную и внеурочную работу;
-
комплексный (познавательный, творческий, игровой, информационно- поисковый, здоровьесберегающий);
-
применение в разных сферах: школа, семья, досуг.
Цели проекта: Способствовать расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способствовать развитию умения анализировать, делать выводы; развитию связной речи, творческих способностей. Создать условия доброжелательного, уважительного отношения друг к другу. Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления, формировать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.
Этапы проектной деятельности.
Первый этап (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект. (21.01.2012)
Классным руководителем перед учениками была сформулирована проблема: что такое дружба, какими качествами необходимо обладать, чтобы у вас были друзья, и чтобы вас могли назвать другом, есть ли у нас в классе дети которые дружат друг с другом. Учитель предложил детям провести на эту темы исследование.
Второй этап (планирование деятельности).(22.01.2012)
Дети разделились на три подгруппы, каждая из которых проводила исследование в своей области, придумали название своей группе, распределили роли и обязанности в группе. Так в классе образовались три команды: Хранители мудрости, Эксперты, Сочинители.
-
Хранители мудрости
-
Подобрать 10-15 пословиц о дружбе
-
Зачитать 4-5 пословиц, которые больше всего понравились
-
Провести с ребятами класса игру «Продолжи пословицу» - читается первая часть пословицы, а ребята должны её закончить (играют те ребята, которые не в вашей группе)-3-4 пословицы
-
Провести с детьми игру «Расставь правильно» - на доске в первом столбике на отдельных листах будут написаны 3 пословицы, во втором столбике вперемешку будут окончания этих пословиц- ребятам нужно будет расставить в нужном порядке.
-
Распечатать на пословицы из первого пункта на листе; распечатать пословицы для игр.
-
Нарисовать эмблему «Дружбы»
-
Защитить свой проект на уроке.
Эксперты
-
Собрать видеорепортаж у сотрудников и учащихся лицея
-
Провести анкетирование у ребят класса
-
Проанализировать анкеты, выявить количество детей, ответивших «Да», «Нет» по каждому вопросу.
-
Записать результат анализа анкет и отдать их классному руководителю
-
Нарисовать эмблему «Дружбы»
-
Защитить свой проект на уроке.
Сочинители
-
Отработать вариант сказки о дружбе
-
Найти информацию о том, что такое синквейн.
-
Записать алгоритм составления синквейна
-
Сочинить своей группой 2-3 синквейна о дружбе, друге или близких людях.
-
Защитить свой проект на уроке.
-
На уроке провести с ребятами класса упражнение «Составь синквейн о дружбе»
-
Попросить 3-4 желающих прочесть написанный синквейн.
-
Нарисовать эмблему «Дружбы»
-
В каждой группе дети выбрали команду из 4-5 человек, которые будут представлять исследование группы на реализации проекта. В команде дети распределили роли: 1.Организатор (координирует процесс исследования) 2.Эксперт (оценивает результаты) 3.Представитель (представляет результаты на итоговом мероприятии) 4.Творец (предоставляет идеи, реализовывает) 5.Помощник (помогает организатору и представителю). Роль педагога- наставник.
Третий этап (практически- деятельностный). (с22.01 - 02.02.2012)
Хранители мудрости - занимались поиском пословиц и поговорок о дружбе. Эксперты - провели с детьми класса анонимную анкету, с вопросами, которые наиболее точно могут показать картину класса на тему дружбы, отношений ребят в детском коллективе класса и в поведении детей в различных ситуациях, собрали видео-репортаж о дружбе. Сочинители- изучали в группе, что такое синквейн, писали синквейн о дружбе, разучивали сценарий к сказке. Все команды рисовали эмблемы на тему «Дружба».
Четвертый этап (рефлексивно- оценочный).(01.02.2012)
За день до презентации проекта, дети представили свой материал, провели самоанализ в группе о проделанной работе и выполнению обязанностей своей роли. Выразили свое отношение к результатам исследования, о трудностях и положительных моментах.
Что удалось достичь из намеченного? Благодаря чему? Кому?
Что было хорошего? За счет чего? Кого?
Что стоит использовать и дальше? Почему?
Что не получилось? Почему?
Какие подсказки мы можем сделать себе на будущее?
Чему учились? Научились? В каких ситуациях? Каким образом?
Кому сказать «спасибо»?
Пятый этап - реализация проекта и его презентация. (02.02.2012)
Оборудование: 1. Музыкальные записи.
2. Компьютерная презентация.
3. «Цветики-семицветики» из цветной бумаги.
4. Карточки со словами пословиц.
5. Видео-ролик.
6. Атрибуты к сказке
7. Эмблема
8. Рисунки детей.
Ход мероприятия.
I Орг. момент.
У.: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
II Вступительное слово.
У.: Я хочу рассказать вам одну притчу. Послушайте и скажите: «Какая проблема стояла перед героем?»
Притча.
Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.
-
Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? - спросил пастух.
-
Мы - дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь- выбирай сам!
Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.
У.: Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял?
III Цель занятия.
У.: О чем будем говорить сегодня на уроке? Прочтите, как называется тема нашего урока. Итак, сегодня мы будем говорить о дружбе, друзьях.
IV Беседа.
Наш разговор начнем с одной из версий возникновения слова «друг».
Послушайте стихотворение и ответьте: «Изменился ли человек с появлением слова «друг»?»
Когда еще никто не знал ни слова-
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,-
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи, (что одно и тоже),
Но, словом стал гортанный звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю,
Я никогда ничем не оскорблю.
V. У.: Изменился ли человек, когда появилось слово «друг»? Как?
Как он стал относиться к друзьям?
У.: Кого мы называем другом?
Какие качества друга вы считаете главными?
Каких бы друзей вам хотелось иметь?
Сейчас мы это выясним.
У.: Когда между людьми возникает взаимная привязанность друг к другу, желание быть рядом, есть общие интересы, хочется помогать друг другу, вот тогда и начинается дружба.
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для нас таящее,
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие!
VI Презентация детских проектов.
У.: В ходе подготовки к нашему уроку вы объединились в группы, чтобы выполнить полученное задание - исследование. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
-
«Эксперты»
Представление проекта:
-сообщает, какую анкету они провели с ребятами класса и ее результаты;
-показ видео-ролика.
-
«Сочинители»
Представление проекта:
- показ сценки о дружбе;
-рассказывает о том, что такое «синквейн» и как его составить;
-знакомит с 1-2 синквейнами, которые составили в группе;
-предлагает каждому попробовать составить свой синквейн.
-
«Хранители мудрости»
Ученик представляет проект своей группы:
-рассказывает, сколько пословиц о дружбе они собрали;
-зачитывает 1-2 наиболее понравившиеся;
-играют с остальными учениками в «Продолжи пословицу».
У.: Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
И эти друзья помогают нам понять, что такое дружба, друг.
У.: Хочется верить, что все эти задания заставили вас еще раз задуматься о значимости дружбы и о том, каким надо быть человеком, чтобы рядом были настоящие друзья. И еще, я надеюсь, что, работая над проектами, вы лучше узнали друг друга, кто-то открыл новые черты характера в одноклассниках, другой оказал помощь советом или делом.
VII Рефлексия «Цветики-семицветики»
У.: Я каждому даю волшебный «цветик-семицветик». Впишите в каждый его лепесток пожелание своему другу, а кому именно, напишите в середине цветка.
Цветы крепятся на лист ватмана.
У.: Посмотрите, какая у нас получилась поляна друзей!
VIII Песня о дружбе.
IX Итог.
X Домашнее задание.
У.: Конечно, о дружбе и друзьях мы будем еще говорить.
Я предлагаю вам организовать в классе видео- альбом посвященный дружбе, где вы поместите все ваши результаты исследования, синквейны, рисунки, цветики-семцветики.
Приложение №1
Анкета
«Хороший ли ты друг»
Наша группа проводит исследования, хорошие ли друзья, ребята нашего класса. Просим вас искренне отвечать на вопросы. Подчеркните тот ответ, который, по вашему мнению, считается правильным.
-
Есть ли у тебя друг?
-
Да
-
Нет
-
Можешь ли ты доверить другу тайну?
-
Да
-
Нет
-
Можно ли назвать твоих родных друзьями?
-
Да
-
Нет
-
Есть ли у тебя домашние животные?
-
Да
-
Нет
-
Можешь ли ты назвать их своими друзьями?
-
Да
-
Нет
-
Если друг попал в беду ты
-
Помогу ему
-
Попрошу друзей ему помочь
-
А мне пофиг
-
Ты навестишь друга если он заболел?
-
Да
-
Нет, а зачем
8 .Поделишся с другом последним куском торта?
-
Да
-
Нет
9.Если на вас с другом напали, ты
-
Убегу!
-
Помогу ему
-
Позову взрослых
10. Если пошел дождь, ты дашь другу свой зонт?
-
Нет
-
Да
11.Если он попросит твою приставку ты
-
Дам, конечно
-
А, в друг он её сломает!!
-
Нет
Благодарим за участие в нашем исследовании!
Анализ воспитательного мероприятия «Всё о дружбе»
Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.
Становление учебно-познавательной деятельности - один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.
Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Каждый этап работы над проектом реализовывал поставленные цели к формированию умении школьников.
На первом (мотивационный)- целеполагание, погружение в проект и втором этапах (планирование деятельности) создавались условия для формирования умений у детей:
-
Определять цель деятельности. (Надо ли это мне лично? Если надо, то насколько? Пригодится ли это мне в будущем?)
-
Планировать деятельность.
-
Распределятся на группы, и брать на себя роль. (Что делать? Как делать? Когда делать?)
На третьем этапе (практически- деятельностный) :
1.Выполнять действия и операции
2.Работать в группе, и действовать согласно взятой на себя роли, выполняя распределенные обязанности.
3.Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.
4.Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты. Отвечать за свою деятельность
На четвертом этапе (рефлексивно- оценочный):
1.Соотносить результат деятельности с целью, анализировать, контролировать свои действия и результаты.
2. Выявлять условия и факторы успеха или препятствия.
3. Определять механизмы успешной деятельности, личной, общекомандной, ресурсной.
4.Поощрить товарища в группе высказываниями за выполненную деятельность
На пятом этапе (реализация проекта и его презентация):
-
Представить результаты исследования своей группы
-
Провести упражнение или игру с ребятами класса
-
Высказывать свою точку зрения, доказывать её, делать выводы, обобщать.
- партнерских отношений в ходе образовательного процесса,
- положительного психологического климата, определенного настроя (мотивация),
- умения организовать и провести коллективное исследование, на котором используются все возможные ресурсы,
- самопознания, самовыражения, созданы условия для развития позитивной «Я-концепции», представлений о себе самом, (когда исследуется) сколько вложил в общее дело и что получил,
- условий для самоутверждения, самоактуализации самореализации,
- повышение самооценки, занять свою нишу в классе,
- условий для проявления творчества,
- развития социальной значимой и познавательной мотивации,
- детского коллектива на основе равенства уникальных личностей.
Всё это на наш взгляд позволяет сделать выводы, о достижении поставленных обучающих, развивающих и воспитательных целей.
Используемая литература
1. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. «Духовно-нравственная культура народов России. Светская этика» для 4-го и 5-го классов общеобразовательных учреждений.:
Изд-во Баласс, 2012
2.Перетягина Н.Н. Самоактуализация личности: урок как спектакль.-ISBN 978-5-85-716-822-6.: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та,2010-174с.
3. Festival.1september.ru : Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресур].- Проектная деятельность в начальной школе.- Режим доступа: festival.1september.ru.