Урок русского языка на тему Написание сочетаний ча-ща, чу-щу и слов с ними (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Написание сочетаний ча-ща, чу-щу и слов с ними. Цели: закреплять правило написания слов с сочетаниями ча - ща в словах; упражнять детей в написании слов со всеми изученными буквами; повторять знания детей о звуках и буквах, правил оформления на письме предложений; развивать наблюдательность, речь; воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное - разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.

- А кто читает то, что вы написали? (Мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу.)

- А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать? (Красиво, аккуратно и разборчиво.) И будем учиться писать грамотно, без ошибок.

2. Повторение знаний о звуках и буквах.

Задание 1. Нужно преобразовать буквы, написанные на доске мелом, в другие буквы с помощью:

а) цветного мелка;
б) мокрой тряпочки.

У доски работают два ученика.

Урок русского языка на тему Написание сочетаний ча-ща, чу-щу и слов с ними (1 класс)

Задание 2. Что лишнее? (Запись на доске).

а) р ,с, А, ш, И, О; (Лишняя буква "ш" - она печатная.)
б) е, ё, и, ю, я; (Лишняя буква "и" - она не обозначает 2 звука.)
в) д, м, п, щ, х; (Лишняя буква "щ" - она обозначает всегда мягкий согласный звук.)

- А какие буквы ещё обозначают всегда мягкие согласные звуки? (Буквы "ч" и "й".)

3. Сообщение цели урока.

Загадка.

Он не знает ничего!
Вы все знаете его.
Мне ответьте без утайки.
Как зовут его?

Дети хором: Незнайка!

Учитель помещает на доску портрет Незнайки.

- Незнайка записал буквы: Ч, Щ, Й. Он говорит, что они обозначают всегда мягкие согласные звуки и глухие. Вы с ним согласны? В чём он ошибся? (Буква "й" обозначает не глухой согласный звук.)

Учитель стирает букву "й".

- Сегодня на уроке мы будем упражняться в более красивом написании букв "ч" и "щ" в словах.. А также познакомимся с новым правилом написания трудных слов - значит, будем богаче в знаниях о русском языке.

4. Каллиграфическая минутка.

Урок русского языка на тему Написание сочетаний ча-ща, чу-щу и слов с ними (1 класс)

5. Физминутка.

-Произнесём звуки, которые обозначаются этими буквами: <ч-щ, ч-щ, ч-щ>.

-Чья это песенка? (Паровоза.)

Дети встают "паровозиком", двигаются по классу и поют:

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят.
Чу-чу-чу-чу-чу-чу -
Бежит паровоз,
Далёко, далёко
Ребят он повёз.

6. Сообщение знаний о написании сочетаний ча-ща, чу-щу.

Сказка. ( В. Волина "Русский язык в рассказах, сказках, стихах", стр.122-123.)

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом - нашли уже некоторых. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали- искали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: чу-щу, ча-ща.

- Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы Ч и Щ обозначают всегда мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными Я и Ю.)

На наборное полотно выставляются пары слогов:

ЧА-ЩА.
ЧУ-ЩУ

Дети проговаривается хором правило:

"ЧА-ЩА - пиши с буквой А.
"ЧУ-ЩУ - пиши с буквой У."

7. Закрепление правила. Выполнение упражнений.

Упражнение 1.

На доске слова с пропущенными буквами:

Ч..ща, чищ… , щ…ка, ч…до.

Дети объясняют, какую букву нужно вставить, при этом проговаривается правило.

Учитель вписывает цветным мелом нужную букву.

- Проговорим слова ещё раз и спишем их в тетрадь. Подчеркнём сочетания ча-ща, чу-щу.

Упражнение 2. Работа над деформированным предложением.

Вставьте подходящие по смыслу слова и спишите предложения.

Физминутка.

- Отгадайте, кто это?

В огороде Тит стоит,
Ничего не говорит,
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.

(Чучело)

- Встанем дружно, ребята, и изобразим огородное чучело - пугало.

(Дети импровизируют. Интересные образы чучел у ребят отметить.)

Упражнение 4.

- Ребята, тише-тише! Незнайка что-то нам хочет сказать.

Учитель за Незнайку говорит:

-О! Я всё запомнил! Я всё теперь знаю! Я грамотнее вас стал! Я вам написал записку:

Яхочуугоститьвасчаем.

(Ребята смеются.)

- Дети, какое правило не запомнил Незнайка? (Слова в предложении пишутся отдельно друг от друга.)

- Прочитаем. Сколько здесь слов? Произнесём это предложение, отхлопывая каждое произнесённое слово. Какое слово первое? Какое второе? Последнее?

- Составим схему этого предложения.

Один из учеников выполняет на доске схему: |____ ____ _____ ____ .

- Запишите предложение, сверяя его со схемой.

Упражнение 5.

- Незнайке очень стыдно за хвастовство и зазнайство. Он извиняется перед вами, пригласил нас на чаепитие.

Урок русского языка на тему Написание сочетаний ча-ща, чу-щу и слов с ними (1 класс)

- Какие слова приготовил он вам? Составим и запишем, проговаривая. О чём будем помнить, записывая эти слова? (ЧА пиши с буквой А.)

Упражнение 6 на внимание.

Учитель произносит предложение:

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

- Какие слова с ча услышали? Назовите их. Какое правило нужно употребить, чтобы грамотно написать эти слова?

Упражнение 7. Самостоятельная работа.

Урок русского языка на тему Написание сочетаний ча-ща, чу-щу и слов с ними (1 класс)

- Составьте по плакату слова и запишите их.

- Проверим друг друга в парах.

7. Итог урока.

- Что нового узнали сегодня на уроке? (Дети повторяют хором изученные правила.)

-А что, ребята, вы положили в сердце? (Стыдно хвастаться и зазнаваться. А также нужно быть благодарными за помощь)


© 2010-2022