Открытый урок по обучению грамоте на тему Знакомство с буквой Ж, ж

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 79

Орджоникидзевского района городского округа город Уфа

Республики Башкортостан













Открытый урок

по литературному чтению(обучение грамоте)

в 1 классе

Тема: Знакомство с буквой Ж,ж

Программа «Начальная школа XXI века














Учитель:

Каримова Гузяль Рафаиловна,

1 категория






Уфа-2015

Тема урока: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ж, ж

Класс:1 Б

Дата: 11.02.2015

Предмет: литературное чтение(обучение грамоте)

№ урока по расписанию: 3

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы обучения:

  • Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

Формы обучения:

  • фронтальная работа;

  • парная;

  • индивидуальная

Формирование ключевых компетенций:

  • учебно - познавательной

  • коммуникативной

Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой Ж, ж и выяснению (выделению) особенностей звука ж; научить выполнять звуковой анализ слов «лыжи», «пирожок», использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; способствовать формированию навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развитию речи, фонематического слуха, творческого воображения. Планируемые результаты образования: Предметные: знают букву Ж, ж и особенности звука ж; умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; понимают прочитанное и прослушанное произведение Г. Юдина «Поэты». Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД): Познавательные: общеучебные - использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; структурирование знаний; овладение техникой чтения; логические - словоизменение (замена одной буквы в слове); рассуждения об особенностях звука ж. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие. Коммуникативные: уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Личностные: высказывают своё мнение; оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Оборудование: ИД, электронный учебник, Букварь -часть первая, МКК(мобильный компьютерный клас

Технологическая карта урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД 1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Ребята, к нам сегодня пришли гости - будущие первоклассники, на следующий год они тоже придут в школу учиться. Наверняка, им очень интересно, как учатся в школе дети. Давайте покажем им, что мы умеем, чему научились, хорошо? А для этого нам понадобится удача. (бегунок «Удача»)

Хлопают друг друга по плечу и желают удачи.

Личностные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному ма­териалу.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Речевая разминка:

Артикуляционные упражнения:

-Улыбнемся друг другу, вот какое у нас хорошее настроение;

-Губы в трубочку, в ниточку.

-Язычком помоем зубки.

-Язычком сделаем укольчики щечкам

- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с буквами, но для начала давайте вспомним, что мы знаем о звуках и буквах. Мы знаем, что звуки делятся на согласные и гласные.

- Как отличить гласные звуки от согласных?

- Какие могут быть согласные звуки?

-А как можно определить, что согласный твердый или мягкий? -А еще какие? -Как определяем звонкость и глухость согласного?

- А бывают ли только твердый или только мягкие звуки?



Гласные поются, а согласные не поются. - Твердые и мягкие - по гласным

-звонкие и глухие

-Закрываем ладошками уши и произносим звук, если звенит, значит звонкий, если не звенит, а только шумит, глухой.

-Буква Ш - всегда обозначает твердый звук, буква Ч - мягкий звук


Познавательные:

логические:

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. 3. Постановка учебной задачи.





-Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Для начала послушайте, пожалуйста, стихотворение. (Н.Френкель «Жук») (ИД) -Жук,жук,пожужжи, Где ты прячешься, скажи? -Жу,жу,жу,жу, Я на дереве сижу. -Жук,жук, покажись! Надо мною покружись! _Жу,жу,жу,жу, Я летаю и жужжу.Н. Френкель _Как жужжит жук? -Кто догадался, с какой буквой будем знакомиться? -Давайте сформулируем тему

- Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться?

На доске - опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и условными обозначениями.

  • Изучить звук … и букву … .

  • Учиться читать слоги и слова с новой буквой.

Что конкретно мы можем узнать о звуке ж?

-Звонкость-глухость мы можем определить сразу же, а вот твердость -глухость сразу же определить не получится, для этого мы с вами должны изрядно потрудиться, ведь мы же знаем, что звуки могут быть или только твердые или только мягкие, или и твердые, и мягкие.

Слушают учителя


-Ж-ж-ж-ж-ж

С буквой Ж.

Формулируют тему урока:

Знакомство с буквой Ж.

Выбор варианта.

Твердость-мягкость, звонкость-глухость



Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

4. Построение

проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).




- для начала определим, согласный он или гласный? Этот звук особенный.

- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.

1. Составление плана решения проблемы

Исследование нового звука вы будете проводить вместе с нашими гостями.

Давайте составим план исследования.

  1. Определить, звонкий или глухой?

  2. Узнать, где может стоять в слове?

  3. Выяснить, бывает ли он и твердым и мягким?

2. Поиск решения проблемы - открытие нового знания.

- Ребята, давайте по пунктам проведем исследование. По первому пункту нашего плана мы должны определить, какой он звонкий или глухой? Как можем определить?

Переходим ко 2 пункту. Давайте узнаем, где в слове может стоять этот звук?

В следующем пункте мы должны выяснить, твердый или мягкий звук? Для этого также работаем с компьютерами, открываем электронный учебник, Урок с буквой Ж, задание 2.

- Какие проблемы возникли при исследовании нового звука?

- В чем особенность звука [ж]?

5. Физкультминутка

Игра «Гости»

Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный - похлопаем ему, а если нет - потопаем.

Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка, шуба, Жанна.

-Молодцы! Вы были очень внимательны!

- Так какой же звук [ж]?

6. Знакомство с новой буквой

-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?

- На что похожа буква Ж?

(ИД)

-Мы с вами выяснили, что звук ж может стоять и в начале слова, значит, у него должна быть и заглавная буква.

- Зачем нужны большие буквы?

- Где мы встречаемся с печатными буквами?

- А для чего нужны письменные буквы?

-А вы хотите научиться писать букву ж?

- Давайте возьмем ручки и вспомним, как нужно сидеть при письме?

- Печатаем букву Ж.

7. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

Сможем мы прочесть слова.

-Открываем Букварь на с.122

С какими гласными дружит буква "ж"? Как будем читать её? Почему?

Прочти слоги самостоятельно; хором.

-На какие слоги надо обратить внимание? Почему?

-Это традиционное написание. Буква ж - капризная, ленивая, обозначает только один звук. Характер у неё испортился, поссорилась с гласными э, ы, я, ю. Они отказались стоять после "ж". Как назовём эти сочетания букв?


-Какая буква сигнал опасности? Какая буква - опасное место? Сформулируй правила правописания.


-Вспомни другие "опасные" сочетания, похожие на эти.

- согласный, потому что не поется.

-Выдвигают версии.



-Приложить руку к горлу и послушать работает ли «моторчик».

Надеть «волшебные наушники». Вывод: он звонкий.

Открывают электронный учебник: урок с буквой Жж.1 задание. Вывод: может стоять и вначале, и в середине, и в конце слова

Звуко-буквенный анализ слов(сначала индивидуально каждый ученик, а потом по одному выходят к доске и работают на ИД)

Вывод: мягким ни разу не был, всегда твердый. Нет мягкой пары.

Он всегда твердый


Твердый, звонкий согласный, может стоять и в начале, и в середине, и в конце слова

На жука

Большие буквы нужны для того, чтобы писать имена, фамилии, названия рек, городов, сел, улиц.

Печатные буквы у нас в книжках, газетах, журналах.

Ими мы пишем в тетрадях.

Да

Показывают правильную посадку

Дети печатают букву Ж.


"Ж" дружит с гласными "а", "у", "о", "и", "е".

Читают слоги.

Жи, же

Звук [ж] - всегда твердый.

"Опасные".

Жи пиши с гласной и,

же - с гласной е.

Ши пиши с гласной и,

ше - с гласной е.

Познавательные: логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;

общеучебные:

- постановка и решение проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

(знаково - символические)

- создавать и преобразовывать модели.

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий;

Коммуникативные:

- умение работать в паре;

- учитывать разные мнения;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.




Личностные:

установка на здоровый образ жизни.


Познавательные:

логические:

- выбор оснований и критериев для сравнения.






















Познавательные:

общеучебные:

-формировать смысловое чтение;

- формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов.



5. Первичное закрепление.

1.Чтение слов на с.123

-Ребята, а что можно сказать об этих словах?

2. Физкультминутка для глаз

3. Чтение рассказа «Жаба и жук».

- Вы можете предположить, о чем этот рассказ?

- А кто такая жаба?

- Кто прочитает рассказ?

-Какие чувства вы испытываете?

Вопросы по содержанию:

- Кто жил у пруда?

- Какой был жук, когда летел??

-Почему автор называет жука бедным?

Дети читают.

Выполняют соответствующие упражнения.


Выдвигают версии.






Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные:

-прогнозирование.


7. Включение в систему знаний и повторение.

Прочитаем слоги еще раз(ИД)

-Поиграем в игру «Новые слова»(ИД)

Жара

Пара

Парк

паук

Дети читают.

Дети пишут но ИД новые слова

Регулятивные:

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

8. Рефлексия

1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения

Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

- Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

Дорогие наши гости! Вы очень хорошо поработали вместе с нами на уроке, я думаю, что вы в будущем станете хорошими учениками, мы вас ждем в школе. Надеюсь, вам тоже у нас понравилось, и наши ребята подготовили для вас маленький подарок.(шары) До новых встреч!






-Звук [ж], буква Ж..

-Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги, слова, тексты с новой буквой.

-Да.

-Да.

-Да

Ребята раздают гостям воздушные шары.

Регулятивные:

-оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.







© 2010-2022