Рабочая программа курса Наглядная геометрия (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 883




Внеурочная деятельность

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса « Наглядная геометрия»

на 20.. -20 .. учебный год







Класс: 4 Количество часов за год 34; в неделю 1





Программа разработана учителем начальных классов:

_____________________________________________

Пояснительная записка Начальное математическое образование на современном этапе характеризуется большим интересом к изучению геометрического материала. Об этом свидетельствуют статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также появление различных пособий для младших школьников в виде тетрадей, содержанием которых является геометрический материал. В числе таких пособий - Тетради «Наглядная геометрия» для 1-4 классов. Анализ и обобщение опыта использование Тетрадей «Наглядная геометрия» в начальной школе показывают, что эпизодическое включение в уроки математики геометрических заданий вряд ли может привести к достижению поставленных целей. Желательно проводить специальные внеурочные занятия по наглядной геометрии (1 раз в неделю). Практика показала, что работу можно начинать как со второй четверти первого класса, так и со второго класса и даже с третьего. Тетради «Наглядная геометрия» являются дополнением к учебникам математики 1-4-го классов (автор проф. Н.Б. Истомина), в которых реализована концепция целенаправленного развития мышления всех обучающихся в процессе усвоения ими программного содержания. Согласно этой концепции, приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализ и синтез, сравнения, классификации, аналогии и обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Термином «пространственное мышление» обозначается довольно сложное явление, включающее как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, без которых мыслительный процесс в форме образов протекать не может. По мнению профессора И.С.Якиманской, пространственное мышление формируется в результате общего психического развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром, а также под влиянием обучения, в ходе которого ученик познаёт свойства геометрических фигур. И их пространственные отношения. Пространственные характеристики объекта - это форма, размер, взаимное положение составляющих его элементов, расположение на плоскости и в пространстве относительно любой данной точки отсчёта. Последняя представляет собой необходимое условие для дальнейшего изучения геометрии. Такой системой отсчёта изначально является «схема своего тела», то есть, ориентируясь в пространстве. Ребёнок исходит из своего реального положения в пространстве, принимая себя за точку отсчёта. Эту фиксированную точку отсчёта (или «схему своего тела») следует оценивать как основную особенность восприятия пространства по сравнению с геометрическим представлением о нём. Однако для общего понимания пространства необходим переход от фиксированний на себе точки отсчёта к системе со свободно перемещаемой точкой отсчёта.



Ценностные ориентиры содержания занятий
Важными ориентирами содержания данного курса являются:

  • формирование познавательного интереса к курсу «Наглядная геометрия», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5 - 11 лет): словесно - логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково - символическое мышление, с опорой на наглядно - образное и предметно - действенное мышление;
  • развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно - следственные связи;
  • овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты , исследовать их структурный состав , описывать ситуации, с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели.


Планируемые результаты изучения курса



В сфере личностных универсальных действий у обучающихся будут сформированы:


  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
  • готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Обучающийся получит возможность для формирования:


  • внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

  • адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:


  • принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления

Обучающийся получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:


  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть общим приемом решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:


  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:


  • выражать в речи свои мысли и действия;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия.

Выпускник получит возможность научиться:


  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.


плоской), умение проводить на них линии и изображать их на рисунке. Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, не соседние области, граница области.











Краткая характеристика содержания

Тетради «Наглядная геометрия» 4 класс


1. Цилиндр. Конус. Шар (Тела вращения). Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоских и объемных фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси. Устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми учащимся предметами. Школьники знакомятся с развертками цилиндра, конуса и усеченного конуса. Продолжается работа по совершенствованию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. 2. Пересечение фигур. Обобщаются представления школьников о различных геометрических фигурах: плоских и объемных и об их изображении на плоскости.












ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Содержание разделов, тем

Кол-во часов



Тела вращения



19 ч

1

Цилиндр

2

Конус

3

Шар

4

Усечённый конус

1 ч

5,6

Соотнесение рисунка плоской фигуры с изображением тела вращения, полученного из него

7

Изображение невидимых линий на изображении объёмного тела с помощью штриховых линий

1 ч

8

Получение плоской фигуры в разрезе цилиндра

9

Получение плоской фигуры в разрезе конуса

10

Что ты знаешь об объёмных телах?

11

Параллелепипед

12

Пирамида

13

Развёртка тел вращения

14,15

Чтение графической информации

16

Геометрические формы и окружающие предметы

17,18


Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел

19

Соотнесение геометрической фигуры с частями, из которых её можно составить

20,21

Изображение объёмных фигур на плоскости


Пересечение фигур

13 ч

22 Пересечение плоских и объёмных фигур

23,24

Определение фигуры, являющейся пересечением многоугольников

25,26

Определение фигуры, являющейся пересечением многогранников

2 ч

27

Определение фигуры, являющейся пересечением объёмных геометрических тел

28

Конус и его сечение

29,30

Цилиндр и его сечение

31,32

Развёртка объёмной геометрической фигуры

33,34

Повторение

Исходными документами для составления рабочей программы по курсу «Наглядная геометрия»

являются:

  1. Закон «Об образовании».

  2. ФГОС .

  3. Базисный учебный план общеобразовательного учреждения.

  4. УМК «Гармония».



© 2010-2022