- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа курса Наглядная геометрия (4 класс)
Рабочая программа курса Наглядная геометрия (4 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тимофеева Н.С. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 883
Внеурочная деятельность
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса « Наглядная геометрия»
на 20.. -20 .. учебный год
Класс: 4 Количество часов за год 34; в неделю 1
Программа разработана учителем начальных классов:
_____________________________________________
Пояснительная записка Начальное математическое образование на современном этапе характеризуется большим интересом к изучению геометрического материала. Об этом свидетельствуют статьи методистов и учителей в журнале «Начальная школа», а также появление различных пособий для младших школьников в виде тетрадей, содержанием которых является геометрический материал. В числе таких пособий - Тетради «Наглядная геометрия» для 1-4 классов. Анализ и обобщение опыта использование Тетрадей «Наглядная геометрия» в начальной школе показывают, что эпизодическое включение в уроки математики геометрических заданий вряд ли может привести к достижению поставленных целей. Желательно проводить специальные внеурочные занятия по наглядной геометрии (1 раз в неделю). Практика показала, что работу можно начинать как со второй четверти первого класса, так и со второго класса и даже с третьего. Тетради «Наглядная геометрия» являются дополнением к учебникам математики 1-4-го классов (автор проф. Н.Б. Истомина), в которых реализована концепция целенаправленного развития мышления всех обучающихся в процессе усвоения ими программного содержания. Согласно этой концепции, приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализ и синтез, сравнения, классификации, аналогии и обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Термином «пространственное мышление» обозначается довольно сложное явление, включающее как логические операции, так и непосредственное отражение действительности органами чувств, без которых мыслительный процесс в форме образов протекать не может. По мнению профессора И.С.Якиманской, пространственное мышление формируется в результате общего психического развития ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром, а также под влиянием обучения, в ходе которого ученик познаёт свойства геометрических фигур. И их пространственные отношения. Пространственные характеристики объекта - это форма, размер, взаимное положение составляющих его элементов, расположение на плоскости и в пространстве относительно любой данной точки отсчёта. Последняя представляет собой необходимое условие для дальнейшего изучения геометрии. Такой системой отсчёта изначально является «схема своего тела», то есть, ориентируясь в пространстве. Ребёнок исходит из своего реального положения в пространстве, принимая себя за точку отсчёта. Эту фиксированную точку отсчёта (или «схему своего тела») следует оценивать как основную особенность восприятия пространства по сравнению с геометрическим представлением о нём. Однако для общего понимания пространства необходим переход от фиксированний на себе точки отсчёта к системе со свободно перемещаемой точкой отсчёта.
Ценностные ориентиры содержания занятий
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
- формирование познавательного интереса к курсу «Наглядная геометрия», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени (6,5 - 11 лет): словесно - логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково - символическое мышление, с опорой на наглядно - образное и предметно - действенное мышление;
- развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно - следственные связи;
- овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщенными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты , исследовать их структурный состав , описывать ситуации, с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели.
Планируемые результаты изучения курса
В сфере личностных универсальных действий у обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
- готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-
внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
-
адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
-
принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
-
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
-
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
-
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Обучающийся получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
-
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
-
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей;
-
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
-
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-
устанавливать аналогии;
-
владеть общим приемом решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-
выражать в речи свои мысли и действия;
-
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
-
задавать вопросы;
-
использовать речь для регуляции своего действия.
Выпускник получит возможность научиться:
-
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
-
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
плоской), умение проводить на них линии и изображать их на рисунке. Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, не соседние области, граница области.
Краткая характеристика содержания
Тетради «Наглядная геометрия» 4 класс
1. Цилиндр. Конус. Шар (Тела вращения). Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоских и объемных фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси. Устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми учащимся предметами. Школьники знакомятся с развертками цилиндра, конуса и усеченного конуса. Продолжается работа по совершенствованию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. 2. Пересечение фигур. Обобщаются представления школьников о различных геометрических фигурах: плоских и объемных и об их изображении на плоскости.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
-
№
урока
Содержание разделов, тем
Кол-во часов
Тела вращения
19 ч
1
Цилиндр
1ч
2
Конус
1ч
3
Шар
1ч
4
Усечённый конус
1 ч
5,6
Соотнесение рисунка плоской фигуры с изображением тела вращения, полученного из него
2ч
7
Изображение невидимых линий на изображении объёмного тела с помощью штриховых линий
1 ч
8
Получение плоской фигуры в разрезе цилиндра
1ч
9
Получение плоской фигуры в разрезе конуса
1ч
10
Что ты знаешь об объёмных телах?
1ч
11
Параллелепипед
1ч
12
Пирамида
1ч
13
Развёртка тел вращения
1ч
14,15
Чтение графической информации
2ч
16
Геометрические формы и окружающие предметы
1ч
17,18
Видимые и невидимые поверхности на изображении геометрических тел
2ч
19
Соотнесение геометрической фигуры с частями, из которых её можно составить
1ч
20,21
Изображение объёмных фигур на плоскости
2ч
Пересечение фигур
13 ч
22 Пересечение плоских и объёмных фигур
1ч
23,24
Определение фигуры, являющейся пересечением многоугольников
2ч
25,26
Определение фигуры, являющейся пересечением многогранников
2 ч
27
Определение фигуры, являющейся пересечением объёмных геометрических тел
1ч
28
Конус и его сечение
1ч
29,30
Цилиндр и его сечение
2ч
31,32
Развёртка объёмной геометрической фигуры
2ч
33,34
Повторение
2ч
Исходными документами для составления рабочей программы по курсу «Наглядная геометрия»
являются:
-
Закон «Об образовании».
-
ФГОС .
-
Базисный учебный план общеобразовательного учреждения.
-
УМК «Гармония».