- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по ОРКСЭ. Модуль Основы светской этики Тема: Общение
Конспект по ОРКСЭ. Модуль Основы светской этики Тема: Общение
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мокрова Е.Ю. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
План - конспект урока по курсу «Основы духовно - нравственной культуры народов России», разработанный учителем МАОУ«СОШ №50» Мокровой Е.Ю.
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики».
Модуль: «Основы светской этики».
Тема урока: Общение. Цель: Создать условия для осмысления категорий и понятий, которые лежат в основе взаимоотношений (общения) людей.
Задачи: 1.Дать представление о роли общения в жизни человека в обществе.
2.Обеспечить усвоение этических понятий: общение,
круги общения, взаимопонимание, вежливость, этикет.
3.Способствовать формированию коммуникативных умений и навыков.
Оборудование:
- учебник 4 класс (Е.В.Саплина, А.И.Саплин. «Основы духовно-нравственной культуры народов России». М: Астрель-2012);
- презентация;
- раздаточный материал (текст сказки-притчи, набор карточек с пословицами).
Ход урока:
1.Орг.момент. *(Слайд№1,2 «Тема»)
Подготовка и эмоциональный настрой учащихся к работе.
2. Создание мотивационного поля. *(Слайд№3 )
Фронтальная беседа по вопросам слайда, обмен мнениями.
-Ты общительный человек?
-Испытывал ли ты когда-либо чувство одиночества?
-Как ты себя при этом ощущал?
3. Проблемная ситуация и актуализация материала. Младенец, только что появившийся на свет, не умеет общаться. А вы, в своём возрасте, достаточно общительные люди. -Что или кто научил вас общаться? (Предполагаемые ответы детей: родители, книги, родственники, жизненные ситуации, воспитатели, учителя, окружающие люди.)
* ( слайд №4 «Круги общения») -Как ты понимаешь, что такое общение? -Помогает ли общение лучше узнать друг друга; проявить себя? -Какова роль общения в жизни человека? (Предполагаемые ответы детей: помогает обрести друзей, узнавать новое, оценивать себя и других в разных ситуациях, сочувствовать и сопереживать.) -Почему не все люди из нашего круга общения становятся нашими близкими друзьями?
4. Основной этап. * ( слайд №5 «Сократ») А) Философская беседа. Известный нам древний философ Сократ сказал: «Заговори, чтобы я тебя увидел.» -Что имел в виду Сократ?
*(слайд №6 «Речь, манера поведения, внешний вид»)
С общением тесно связано понятие «вежливый человек». -Как бы вы охарактеризовали этого человека? В словаре мы найдём более 25 синонимов этого слова.
*(слайд №7 «Вежливый») -Зачем нужно быть вежливым? ( Свободные высказывания детей). Б) Работа с текстом. Поможет найти ответ на вопрос мексиканская сказка «Вежливый Кролик». (Чтение сказки-притчи про себя). -В чём смысл этой сказки? -Кролик был вежлив, потому что «так было надо» или потому что по-другому не умел? -Что значит «не умел по-другому»? -Есть ли в нашем классе ребята, которые тоже вежливы, потому что «не умеют по-другому»?
В) Работа с пословицами в парах. (Коллективная проверка.) Умение общаться - одна из важных ценностей в жизни человека любого народа, а главное средство общения - наш язык, речь. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Об этом свидетельствуют народные пословицы.
Сопоставь пословице народов мира русскую пословицу.
*Когда ты говоришь, слово твоё должно быть лучше молчания. (Арабская.)
Коротко, да ясно - оттого и прекрасно.
*Прежде чем сказать, поверни язык 7 раз. (Вьетнамская.)
Сперва подумай, потом скажи.
*Слово - ключ, открывающий сердца. (Китайская.)
Ласковым словом и камень растопишь.
*Язык твой - лев, дашь ему свободу, он тебя съест. (Африканская.)
Язык мой - враг мой.
*Раненый мечом вылечится, раненый словом - никогда. (Азербайджанская.)
Недоброе слово больней огня жжёт. -Успешное общение предполагает соблюдение общепринятых правил и норм поведения, которые можно обозначить одним словом.
*(слайд №8,9 «Этикет») -Сейчас мы используем это слово для обозначения разных форм культурного поведения. -Когда и где мы пользуемся правилами этикета?
Г) Составление памятки. (Творческая работа в группах по 4 человека)
Составить памятку правил поведения в определённой ситуации.
*(слайд №10 «Памятка»)
*Ты - пассажир в автобусе.
*Ты - пользователь библиотекой.
*Ты - зритель в театре.
*Ты - посетитель школьной столовой.
*Ты - посетитель музея, выставки.
5.Домашнее задание. -Одинаковы ли правила этикета и способы общения у разных народов? -Нужно ли знать правила этикета других народов? Зачем?
*(слайд №11 «Домашнее задание»). Найди, используя разные источники информации, удивительные для нас правила общения в культуре разных народов. (Оформи на листе формата А4для создания сборника.)
6. Рефлексия.
*(слайд №12 «Проверь себя»). Проверь себя: общение, круг общения, взаимопонимание, вежливый человек, этикет. ( Высказывания детей).
Вежливый Кролик.
(Мексиканская сказка.)
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды он собрался было домой, как вдруг заметил Лисицу. У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась Змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. Присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал: - Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! -Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика. Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело. - Простите, что я вас побеспокоил, - сказал он и бросился бежать прочь со всех ног. Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила…