Урок по окружающему миру во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «В гости к зиме. Живая и неживая природа»

Программа: УМК «Школа России» Учебник: А.А. Плешаков. Окружающий мир в 2-х частях. Ч.-1. М.: «Просвещение», 2012., рабочая тетрадь. 2 класс

Цели: Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями; раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой. Задачи урока: 1) провести наблюдения за зимними изменениями в природе; дать представления о том, как зимуют звери; 2) систематизировать и обогатить знание детей о природных связях; 3) воспитывать бережное отношение к природе, необходимости охранять птиц и зверей; 4) коррекционная - корректировать устную речь учащихся. 5) здоровьесберегающая - создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность (физминутка), вести контроль за позой учащихся во время работы за партой.

Задачи урока, направленные на формирование универсальных учебных знаний (действий): Личностные универсальные учебные действия (далее УУД): • формирование интереса к изучению родной природы; • понимание важности заботы о зимующих птицах, о животных; • повышение уровня мотивации учебной деятельности. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; - наблюдать и делать выводы; - знать и распознавать на наглядных образцах следы птиц, животных; - работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах и животных.

Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге по теме (учитель - ученик; ученик - ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций; - составлять свой небольшой рассказ о помощи птицам зимой. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока; - проговаривать в логической последовательности свои действия; - учиться делать самооценку своей деятельности на уроке. Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость охранять природу, правильно вести себя на улице зимой, научатся обобщать наблюдения за зимними природными явлениями и жизнью животных и птиц зимой.

  1. Цель для ученика:
1. Знать времена года, знать названия зимних месяцев. 2. Понимать связь с живой и неживой природой. 3. Знать, чем занимаются звери зимой, понимать красоту природы.
  1. Цель для учителя:
1. Научить детей бережному отношению к природе. 2. Продолжить формирование умения видеть красоту родной природы. 3. Развивать логическое мышление и наблюдательность. Оборудование:
  1. Учебник по окружающему миру Ч.1 (с.130-133), тетрадь.
  2. Записи П.И. Чайковского «Времена года», голоса птиц, Танец маленьких утят.
  3. Проектор (презентация)
  4. Рисунки птиц и зверей, карточки зверей.
  5. Шапочки у детей с изображением птиц и зверей.
Ход урока
  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Коммуникативные УУД: Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к сотрудничеству. Регулятивные (организация своего рабочего места)

Вступительное слово учителя.

Прозвенел и смолк звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно даётся учение.

-Ребята, а какое сейчас время года? (зима) -Услышало как-то Красное солнышко, как заспорили четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень: кто из них лучше рисует? Первой взялась за свою волшебную кисть Зима. Как же она разрисовала землю, леса, поля? Кто может ответить? У нас есть возможность сейчас, не покидая нашего класса, заглянуть в зимний лес и узнать все тайны природы.



2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Коммуникативные(умение вступать в диалог, отвечать на вопросы, уточнять непонятное) Познавательные УУД (общеучебные, логические: умение анализировать, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. -Но прежде чем попасть в лес, давайте вспомним материал, который изучали на прошлом уроке.

(Для проверки изученного материала учитель раздаёт некоторым детям карточки. С классом идёт фронтальная работа) Карточка 1. 1. Культурные учреждения - это … 2. Школы, техникумы, институты - это учреждения … 3. В транспортной сфере заняты люди следующих профессий:…

Карточка 2. 1. Образовательные учреждения - это… 2. Библиотека, цирк, концертный зал - это учреждения… 3. В промышленности заняты люди следующих профессий:… На доске слова в два столбика. Соедини мелом профессию человека и место его работы.

врач магазин

продавец школа

моряк ферма лётчик больница

геолог аэропорт

учитель порт

доярка стройка крановщик горы

  1. Постановка учебной задачи.

Познавательные (осуществлять поиск нужной информации). -Что нужно знать людям некоторых профессий о неживой природе? (Какая погода их ждёт). - Какая бывает природа? (живая и неживая) -Какое сейчас время года? (зима). -Значит тема нашего урока? (Неживая и живая природа зимой).

4. Построение проекта выхода из затруднений. Личностные (готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового, положительное отношение к школе.

Коммуникативные (умение выражать свои мысли полно и точно)

Регулятивные (осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

Познавательные (умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

(слайд 3) Учитель читает стихотворение к картине, звучит запись П.И. Чайковского «Декабрь» из музыкального альбома «Времена года».

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает

Со звоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою,
Плывут в страну далёкую
Седые облака. (продолжает ученик, который подготовил сообщение по страницам учебника с.130-131). -Скажите, какие из перечисленных явлений вы наблюдали в нашем крае? (оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь - это примеры зимних явлений в неживой природе.) -Какие ещё зимние явления вам известны? (иней) -Как образуется иней? Иней - это твёрдая роса. После захода солнца поверхность земли и прилегающий к ней слой воздуха охлаждаются. Если в этом воздухе много водяных паров, то, соприкасаясь с холодными предметами, пары оседают на них в виде капелек воды. Это роса. Но зимой температуры низкие, поэтому на предметах оседают не капли, а кристаллики воды. Это иней. Иней образуется в тихую погоду при небольшом ветерке. (учитель) Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в больших, мягких валенках, ступает тихо, неслышно. Днём идёт снег. Под снегом можно увидеть зелёные травянистые растения. Как вы думаете, почему они не погибают зимой от морозов? (с.132 учебника) -Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, оставляет множество значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью здесь были разные лесные жители. Кто был? Что делал? (слайд 4) -Чьи же это следы вы видите на снегу на нашей полянке?

(Выходят к доске ребята и загадывают загадки про птиц) 1 ученик: Тут вприпрыжку по странице В ясный день гуляют птицы, Оставляют след крестом... (учитель) Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? Чем они питаются, где находят себе корм? Что птицам страшнее: голод или холод? Как человек помогает пережить птицам зиму? -Поднимите руку, у кого есть кормушки на окне или на балконе? -А кто из вас сегодня подкармливает птиц? Какие птицы прилетают к вам на кормушку? (слайд 5) 2 ученик: Головка у этой птичке в чёрной шапочке, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой, в бескормилицу, ест всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но больше всего она охотница до свежего несолёного сала. (Фигурки птиц ученики приклепляют на кормушку на доске). 3 ученик: (слайд 6) -А мою птичку вы узнаете по ее тени, в названии этой птички спряталось «снежное слово». Чуть раньше первого снега появляются снегири. Снегири прилетели - завтра пойдёт снег. 4 ученик: (слайд 7) -А на мою кормушку часто прилетает поползень. Прикрепим птичку на ствол берёзы (с.132 учебника) Какие деревья вы ещё видите на странице? -Такое имя как нельзя лучше подходит к этой птице. Она буквально прижалась к дереву и ползает по нему. Голодно и холодно птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время, поползень делает кладовые с запасами. Физкультминутка «Воробышки как проснутся Очень любят потянуться Обязательно зевнуть Ловко хвостиком махнуть», а теперь мы галки «Галка скачет, ловко пляшет Галка крылышками машет И взлетает без оглядки Это Галкина зарядка». (слайд 8) 5 ученик: Что это за звуки слышны в лесу? Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достаёт. У него очень длинный язык, 15 см. Им он достаёт насекомых: они все приклеиваются к его языку или накалываются на зазубринки. 6 ученик. А могут ли птицы выводить птенцов в зимнюю стужу? (слайд 9) В конце зимы, в феврале-марте, в самые вьюжные месяцы самочка клеста на еле или сосне (с.132 учебника) строит глубокое, тёплое-тёплое гнездо с крышей из густых еловых или сосновых веток. (учитель) Как вы думаете, для чего крыша? (для защиты от снега) (учитель) А почему клёст выводит птенцов зимой? (У клеста клюв с загнутыми перекрещёнными концами. Повиснет клёст на еловой шишке, раздвинет чешуйки и достанет, как щипчиками, еловое семечко. Сам кормится всю зиму и птенцов выкармливает. (учитель) Как много птенцов собралось на нашей полянке! А кормушка-то у нас пуста. Кто из вас хочет покормить птиц? (слайд 10)7 ученик: Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли… (дети перечисляют, что можно положить) (учитель) Молодцы! С такими заботливыми ребятами ни одна птичка не погибнет в нашем парке. - А ещё кому в зимнем лесу так же трудно, как и птицам? (зверям) -Тихо встаньте, улыбнитесь, Все в зверюшек превратитесь. (дети надевают шапочки с изображением птиц и зверей). Сколько в класс пришло зверей, Не узнать моих детей! Кто зайчишка, кто лисичка, Кто медведь, кто волк, кто птичка. Веселее в пляс пускайтесь, Все танцуйте, не стесняйтесь! Физкультминутка Ребята танцуют «Танец маленьких утят». Коммуникативные (умение выражать свои мысли полно и точно). -А почему зверям так же трудно зимой, как и птицам? (Стало очень холодно, выпал снег, а под ним спрятались плоды и семена. Нет сочной травы, мягких листьев на деревьях. -Посмотрите на с.132 учебника, как растения зимуют под снегом и не погибают. Откроем тетради и выполним задание 2.(работа в рабочих тетрадях) Познавательные (осуществлять поиск нужной информации) -Как ещё осенью звери начали готовятся к будущим холодам и снегу? (Уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая - густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой. 5.Обсуждение и решение проблем. Познавательные (умение осознано строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные (умение вступать в диалог, отвечать на вопросы, уточнять непонятное, умение слушать). (учитель) Звери поменяли свои летние шубки на зимние. А чем же питаются они? (инсценирование диалога «Синица и белка, дети надевают шапочки) -Ты чего, Белка, из гнезда не выходишь? -Я, птица Синица, тепло берегу. На воле-то, на воле-то нынче студёно, я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос выставить. -А чем же ты кормишься? -А у меня с лета грибки припасены, да орешки, да жёлуди. Вот в морозы-то отсижусь. (учитель) Как же зимует белочка? Найдите на с.133 учебника белочку и какие следы она оставила на снегу? (слайд 11) -Как белка устраивает себе гнездо? Дополнение: гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе у ствола. Внутри зверёк выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или хвостом. (слайд 12)-А кто ещё зимой не спит и использует запасы? (мыши) -Найдите мышку на с.133 и её следы. (слайд 13) -Скажите, а кто питается мышами? (Лисица. Она слышит мышиный писк за 100 метров. От непогоды лиса прячется в норе, которую устраивает на склоне оврагов и холмов). -Ребята, а о каком зверьке эта загадка? «Летом серый, зимой - белый). (слайд 14) -А чем зимой питается заяц? Запасает ли он корм? (В основном зайцы питаются веточками осины, клёна, дуба, орешника. С веток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую кору, правда не очень охотно. Не откажутся они и от сена, лежащего в стогах. Иногда наведываются в сады, где обгрызают кору с молодых деревьев. Поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев. Дополнение: день заяц проводит в укромных местах - под поваленным стволом, под пнём или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит, не закрывая глаз. От хищников зайца спасают ноги. Заяц легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться в снег. -Давайте посмотрим на страницу учебника 133 и найдём следы зайца. Дополнение: когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние. Поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие-сзади. -Ребята, а кто ещё не спит зимой и ищет корм? (лоси). Найдите следы лося на с.133 учебника. Не спят и ищут корм волки, кабаны. (слайд 15) Дополнение: лося народ называет лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору. На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особо густой шерстью. Ноги он прячет под тёплое брюхо. -Все ли звери зимой ищут себе корм? (Нет. Многие звери зимой спят. Медведь, ежи, ящерицы, лягушки, жабы, змеи, летучие мыши). -Чем же они питаются и где проводят зиму? (слайд 16) Дополнение. Медведи берлогу устраивают в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнём. Зимой у медведя на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая, нежная кожица чешется и мёрзнет. Вот медведь и облизывает, причмокивает. (слайд 17) -Барсук в отличие от медведя зимой просыпается, поест запасов и снова засыпает. Нору себе роет в сухом месте, глубокую и широкую. 6. Работа групп в тетради. Регулятивные:(управление своей деятельностью, контроль и самостоятельность) Познавательные: (умение анализировать, обобщать, делать выводы на основе полученных знаний) Дети в тетради соединяют животных и птиц с оставленными на снегу следами. Дети приходят к выводу: природа зимой не спит. Просто затормозились жизненные процессы. Но жизнь идёт своим чередом. 7. Рефлексия учебной деятельности. Регулятивные (оценивать свою работу). Коммуникативные: (умение выражать свои мысли точно и понятно, умение слушать собеседника). Познавательные: (умение приходить к правильным выводам на основе логических операций сравнения, анализа и обобщения) - Что происходит зимой в природе? -Белая и холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. Трудно прокормиться и птицам, и зверям во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду трудно и зверям и птицам, они часто погибают от голода. Их нужно подкармливать. Для этого в лесу можно развешивать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать капусту, морковь. (учитель) -Посмотрите сколько животных собралось на нашей полянке: и птицы, и звери, и мы, люди. И никто никого не боится. Так давайте же возьмёмся за руки - человек и природа - и будем дружить, и помогать в трудную минуту! Домашнее задание. Дома попробуйте быть маленькими исследователями: из дополнительной литературы подготовить по плану мини-сообщение о зимующей птице или о животном (слайд 18) План сообщения: 1. Название птицы. 2. Внешний вид птицы. 3. Особые повадки. 4. Где обитает (еловые леса, сосновая чаща, бор, вблизи жилья). 5. Чем питается.

© 2010-2022