• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Доклад на тему «Реализация ФГОС начального общего образования: проблемы, поиски, решения» Кафедра начального образования ГБОУ ДПО РО Докладчик: Осипова Н. В. учитель начальных классов МБОУ Жирновская СОШ п. Жи

Доклад на тему «Реализация ФГОС начального общего образования: проблемы, поиски, решения» Кафедра начального образования ГБОУ ДПО РО Докладчик: Осипова Н. В. учитель начальных классов МБОУ Жирновская СОШ п. Жи

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Межрегиональная научно-практическая конференция

Доклад на тему

«Реализация ФГОС начального общего образования: проблемы, поиски, решения»

Кафедра начального образования ГБОУ ДПО РО

Докладчик: Осипова Н.В. учитель начальных классов

МБОУ Жирновская СОШ

п. Жирнов Тацинский р-он Ростовская обл

Кафедра начального образования ГБОУ ДПО РО

Ростовский институт

повышения квалификации и переподготовки работников образования

30 марта 2016 год



«Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях».

«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам» , писал В.А. Сухомлинский. Мы сейчас переживаем один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В своём докладе я попытаюсь осветить вопросы нравственного воспитания школьников как с теоретической, так и с практической точки зрения, попытаюсь найти новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению воспитательной деятельности, проанализирую , насколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии. Необходимо изучались следующие вопросы:

-анализ состояния воспитательной работы за І полугодие;

-изучение литературы по проблемам развития и становления личности;

-посещение и анализ уроков, классных часов, внеклассных мероприятий;

-беседы с учащимися, учителями по нравственным проблемам;

-обсуждение данной проблемы на методическом объединении классных руководителей учителей самопознания.

Анализ этих вопросов позволил найти уязвимые места в системе воспитательной работы школы, особенно в духовно - нравственном плане. Основные цели моего выступления:

1. Выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно - нравственного и патриотического воспитания школьников;

2. Корректировка подходов и технологий духовно - нравственного и патриотического воспитания школьников.

Педагоги и учащиеся школы активно участвовали не только в школьных мероприятиях, но и во всех мероприятиях районного, регионального и федерального уровней. В целом это очень хороший результат работы педагогического коллектива. Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а в чём-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно - нравственной атмосферы в обществе. Мы стараемся сохранить и возродить в нашей школе то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за прошлые годы. Став пилотной организацией по самопознанию, мы активно реализуем в учебную и воспитательную деятельность принципы воспитания.

И так начнем с понятия «Воспитание».Воспитание - одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер. Воспитание - это передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и творческой работе; целенаправленное систематическое воздействие на развитие человека с тем, чтобы подготовить его к выполнению определенных ролей в системе общественных отношений. Вспомним принципы воспитания:

  • Принцип гуманистической направленности

  • Принцип природосообразности

  • Принцип культуросообразности

  • Принцип эффективности социального взаимодействия

  • Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек - это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д. В философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль - это нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражаются отношения людей друг с другом, с коллективом, классом, народом, обществом в целом. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так: нравственное воспитание - это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. И главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях. Задачи воспитания

  • Оказание помощи ребенку в его мировоззренческом гражданском самоопределении

  • Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности;

  • Постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания. Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Результатом этого процесса является формирование нравственно цельной личности, подразумевающей наличие свободной нравственной воли, умения владеть собой, обретения внутренней свободы и т.д. Нравственность формируется в мероприятиях, в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения, совершать поступки. Очень многое зависит и от нравственного пространства, в котором формируется ребенок. Нравственное воспитание молодежи - неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Таким образом, целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и

Принято считать, что общечеловеческие ценности это:

  • Любовь к матери

  • Патриотизм.

  • Любовь к Родине

  • Свобода воли

  • Добро и зло

  • Самовоспитание

  • Добродетель

  • Совесть

  • Надежда

Актуальность проблемы нравственного воспитания связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

• Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

• Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

• В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

• В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Система нравственного воспитания включает в себя:

• Во-первых, понимание и учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

• Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

• В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.

Основными источниками нравственного опыта является учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу. На уроках литературы можно показывать взаимосвязь этики и художественного творчества. Сегодня наши ученики очень мало читают. А некоторые не читают вообще. Об этом стоит говорить. Духовное воспитание школьников должно происходить на любом уроке. Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры.

Выделяется группа качеств личности педагога, влияющих на нравственное воспитание:

  • Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)

  • Профессионально-педагогические

  • Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.)

  • Эмоциональная отзывчивость

  • Волевые качества

  • Особенности темперамента

  • Состояние здоровья

  • Творческое мышление

  • Диалоговое общение

  • «Преобразовательные» способности

  • Педагогическая рефлексия

  • Положительные этические качества (добродетели)

  • Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Педагога отличают следующие качества:

  • яркая индивидуальность;

  • любовь к детям;

  • внутренняя сила, целеустремленность;

  • широта и глубина интересов;

  • уверенность в правильности избранного им пути;

  • творческое отношение к детям, к своему делу;

Технология развития чувства «педагогической любви»

  • 1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.

  • 2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.

  • 3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

  • 4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

  • 5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

  • 6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

  • 7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.

Я и мои коллеги проводим различные виды диагностических исследований своих классных коллективах. Среди этих диагностик особым образом выделяется диагностика уровня воспитанности.

Диагностика уровня воспитанности моих учащихся ( в классе 20 чел)

  • Высокий уровень воспитанности имеют 3 человека (15%)

  • Хороший уровень воспитанности имеют 4 человек (20%)

  • Средний уровень воспитанности имеют 9 человек (45%)

  • Низкий уровень воспитанности имеют 4 человек (15%)

Одним из важнейших принципов современной системы воспитания является опора на инициативу и творчество учащихся. Этот принцип реализуется в форме ученического самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании нравственных качеств личности учащихся. Если ученик чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями. В Концепции духовно-нравственного воспитания школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. области общественных отношений, деятельности, сознания. Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к Родине. Любовь к своему народу. Любовь к своей "малой Родине". Служение Отечеству.

2. Социальная солидарность - Свобода личная и национальная. Доверие к людям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство.

3. Гражданственность - Правовое государство. Гражданское общество. Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок. Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья - Любовь и верность. Здоровье. Достаток. Почитание родителей. Забота о старших и младших. Продолжение рода.

5. Труд и творчество - Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука - Познание. Истина. Научная картина мира. Экологическое сознание.

7. Искусство и литература включает ценности: Красота. Гармония. Духовный мир человека. Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие.

8. Природа - Жизнь. Родная земля. Заповедная природа. Планета Земля.

9. Человечество - Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

В своей работе стараюсь, чтобы школьники получали представление о всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее многообразии и национальном единстве. А для этого необходимо, чтобы каждая из выше обозначенных групп базовых ценностей составляла целевую программу воспитания.

Считаю ошибкой, что в семье, и в школе на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее - наука о том, как стать человеком, т.е. как быть благородным и добросердечным.

Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание - это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай. Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие. Включение учащихся в определенный вид деятельности всегда имеет конкретную цель. Озеленяя и благоустраивая школьный участок, свой класс, помогая ветеранам, наши дети приобретают трудовой опыт. Участвуя в различных акциях, школьники учатся оценивать явления общественной жизни, у них развивается способность видеть смысл в общественно значимых делах, поступать в соответствии с целями и интересами нашего общества. Участвуя в школьных делах, я приучаю оценивать поведение товарищей и свое собственное в соответствии с нравственными критериями. Каждодневную жизнь школьников, развитие их отношений необходимо организовывать так, чтобы они основывались на самых высоких нравственных нормах и требованиях. Целесообразно, начиная с младшего школьного возраста, учить детей умению анализировать ход и результаты совместной с другими деятельности. Вначале учитель помогает детям вычленить нравственную сторону возникающих отношений, убедиться на собственном опыте, что положительный результат их коллективной деятельности зависит не только от практических занятий и умений, но и от того, насколько каждый проявил себя хорошим товарищем, умеющим в случае надобности прийти на помощь соседу или принять от него помощь, в какой мере он несет личную ответственность за общее дело, справедлив в оценке своих и чужих успехов. Считаю, что с дошкольного возраста дети должны принимать полноценное участие в домашнем труде. Подростки и старшие школьники в состоянии взять на себя заботы, связанные с уборкой квартиры, покупкой продуктов, приготовлением пищи, стиркой, Поддерживанием в чистоте одежды и т.д. Это не игра в труд, а настоящий труд. В воспитательном отношении важно, чтобы этот труд осознавался детьми как проявление их заботы о родителях. Чтобы прививать учащимся тонкости вежливости, такта и искусства общения, помочь усвоить добрые и нравственные привычки хороших манер, правил культур поведения, воспитываю чувство почтительности и чуткости к старикам, инвалидам, заботу и внимание к близким, маленьким детям. В этом направлении использую разнообразные тематики, формы деятельности: презентации, беседы, лекции, уроки вежливости, уроки хороших манер, анкетирование, диспуты, конференции, праздники вежливости и т.д.

Очень важным источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и спортивные секции, внеурочная деятельность, защита самостоятельных докладов на уроках, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев , школьные соревнования, конкурсы, олимпиады. Невозможно не отметить традиционные праздники школы: «День знаний», «Новогодняя сказка», «День Матери», «День Семьи», праздник последнего звонка и другие. Для формирования отношений между детьми, воспитания у них нравственных чувств в школе проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. В данном направлении я провожу классные часы, конкурсы стихов о войне, рисунков, плакатов, праздники посвященные «Дню Победы», «Дню Защитника Отечества», встречи с ветеранами войны. Посещение школьного музея и музея Боевой и Трудовой Славы в станице Тацинской.

В школе работает 16 кружков и 8 спортивных секций. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Большую работу в данном направлении проводят с нашими учениками учителя физкультуры.

Краеведение - одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. Анализируя работу по окружающему миру, развитию устной и письменной речи на уроках чтения и русского языка, мы педагоги пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлому, настоящему и будущему, к природе родного края в школе введён курс «Доноведение». Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Возможности учителя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако учитель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе. В каждой семье свои устои, своя религия. В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. Мы учителя должны помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире.Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. На детских рисунках всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. В нашей школе нравственному воспитанию уделяется большое внимание, однако, конечный результат не всегда удовлетворительный. Сегодня мне хочется воплотить в жизнь новые воспитательные технологии по формированию нравственности, культуры и эстетического вкуса обучающихся:

  • Предложить ребятам подумать над проектом «Нравственный человек. Какой он?»;

  • Составить законы жизни каждого классного коллектива и школы в целом;

  • На основании составленных проектов составить Кодекс нравственного поведения, который будет принят на классном собрании;

  • Результативность выполнения обучающимися кодекса и нравственных законов класса обсуждать в конце каждой четверти на классных часах с помощью самооценки и оценки ребятами друг друга;

  • Обеспечить поощрения обучающихся, получивших высокую оценку, и их семей в виде благодарностей от классных руководителей и администрации школы в конце учебного года;

  • Провести классные родительские собрания по результатам подведения итогов совместно с обучающимися;

  • Фотографии лучших обучающихся разместить на сайте школы;

  • Достижения класса в целом оформить в виде компьютерной презентации.

  • Классному руководителю знакомить родителей класса с нравственными законами, на основе которых он будет формировать нравственную атмосферу класса;

  • Классным руководителям пытаться максимально использовать теоретические знания по нравственному воспитанию в реальных жизненных ситуациях (экскурсии, походы, посещения кинотеатра и т.п.);

  • Театрализация каких-либо нравственных ситуаций - хорошее подспорье в воспитании нравственных начал школьника;

  • Организация встреч с выдающимися людьми, преодолевшими себя, состоявшимися в своей судьбе;

  • Чтение классным руководителем хорошей литературы, с последующим обсуждением прочитанного с ребятами;

  • Воспитание нравственности - это воспитание, построенное на традициях коллектива, в котором никто и никогда не остаётся без внимания.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний имеет далеко не первостепенное значение. Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.



© 2010-2022