Мое педагогическое кредо

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Мое педагогическое кредо»

Грищенко Анжела Эдуардовна

МОУ «ТСШ № 2 им. А.С. Пушкина»

учитель начальных классов

1 категория

Гуманизация общества поставила вопрос об авторитете учителя. Близость авторитета и авторитарности как однокоренных слов и смежных понятий проблематизировала идею учительского авторитета, предъявила к нему этические критерии. Индивидуальность как основа обучения и воспитания возвращает учителю и школе самоуважение.

«Учащие и учащиеся,  прежде всего сотрудники»,  писал Н.К. Рерих. Так демократизация и гуманизация в образовании открыли пути к развитию инициативы и самостоятельности ученика и учителя.

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимает значительное место в жизни человека, не дает ощутимого, зримого, конкретного результата сразу по его завершении. Результатом образования является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия любого образовательного учреждения не может контролироваться непосредственно.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех кого он будет учить и воспитывать, вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем. Достойное выполнение профессионально педагогического долга требует от человека принятия ряда обязательств.

Во-первых, следует объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны, значимые для данной профессии качества (особенности саморегуляции, самооценки, эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.).

Во-вторых, педагог должен обладать общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения, общения и педагогического общения в частности. Педагог  это образец, которому сознательно, а чаще всего неосознанно, подражают ученики, перенимая то, что делает учителя.

В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога являются уважение, знание и понимание своего ученика как «другого». Ученик должен быть понят педагогом и принят им вне зависимости от того, совпадают ли их системы ценностей, модели поведения и оценок; это также предполагает знание психологических механизмов и закономерностей поведения и общения.

В-четвертых, педагог является организатором учебной деятельности обучаемых, их сотрудничества и в то же время выступает в качестве партнера и человека, облегчающего педагогическое общение, то есть «фасилитатора», по К. Роджерсу. Это обязывает развивать организаторские, коммуникативные способности для управления процессом усвоения знаний учениками, включая их в активные формы учебного взаимодействия, стимулирующего познавательную активность его участников. Развитие таких профессиональных умений предполагает не только глубокие психолого-педагогические знания, но и постоянный, систематический профессиональный тренинг.

Таким образом, профессиональные качества педагога должны соотноситься со следующими постулатами-заповедями его психолого-педагогической деятельности:

  • уважай в ученике человека, личность (что является конкретизацией золотого правила

древности  относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе);

  • постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно,

что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, «умственный аппетит» у других);

  • передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их

использовать в различных ситуациях и в своем самообразовании.

Эти постулаты есть конкретизация общеизвестного тезиса: только личность

воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональная характеристика.

Чтобы процесс развития проходил успешно, безболезненно для ребенка, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера, так называемая «гуманистическое пространство» (И.Д. Демакова). В создании такого пространства педагог занимает определенное место, играет одну из главных ролей. Используя СЛОВО, ДЕЛО и НАБЛЮДЕНИЕ (диагностику), педагог создает условия, чтобы ребенок проявил себя. Для того чтобы помочь ребенку, можно определить основное правило  «Правило 7У»:

  • «уверенность»  знание своих прав и прав ребенка, способность защитить его.

Педагог гарант соблюдения прав ребенка;

  • «успешность»  берясь за любое дело, педагог должен предвидеть положительный

результат, то есть быть уверен, что оно под силу детям и ему;

  • «удивительность»  надо развивать в себе незаурядность, дети не любят «пирожки ни

с чем»;

  • «убедительность»  уметь зажечь детские сердца, убедить их в важности дела;

  • «уважительность»  необходимо взаимное уважение; уважаешь мнение детей, они

уважают твое. Воспитание без уважения  подавление;

  • «уравновешенность»  в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а

анализировать и работать;

  • «улыбчивость»  без чувства юмора в школе жить невозможно. Улыбка  это и

оценка, и одобрение, и подбадривание.

Всё это я пытаюсь применить в своей работе. Вот уже 8 лет я работаю по программе

«Школа 2100…» и считаю, что данная программа как никакая другая направлена на реализацию личностно-ориентированного образования.

Система личностно-ориентированного образования направлена на формирование

личностных качеств каждого ребенка. Учащиеся являются не пассивным объектом, а субъектом образовательного процесса..

Учебный материал выступает как инструмент создающий условия для полного проявления и развития личностных качеств ученика.

В целом программа «Школа 2100..» основана на деятельностном подходе в

образовании.

Аспекты перехода от традиционного образования к деятельностному подходу и

личностно-ориентированному образованию:

1. Смена приоритетов образования от знаний к развитию личности. Знания выступаю

как средство и результат развития личности. Причины влияющие на смену приоритетов образования:

  • Смена самого окружающего мира

  • Изменение психологической характеристики детей с окружающим миром

  • Появление выбора и создание внутренней мотивации

2. Развитие:

  • Не количество знаний, а умение их применить

  • Не количество знаний, а умение их добывать

  • Не наличие знаний, а умение определить свое незнание

Деятельностный подход рассматривает учение как процесс деятельности ученика, направленный на становление его осознания как личности в целом.

  1. Процесс обучения - есть процесс обучения деятельности

  • Предметно-практической (трудовые, работа с приборами)

  • Умственной

  1. Процесс обучения должен быть творческим.

  2. Сформировать навык контроля и самоконтроля

  3. Построение обучения в зоне ближайшего развития ребенка, которая находится между материалом, который может быть усвоен в процессе коллективной, совместной деятельности и тем, что может быть усвоено самостоятельно.

На своих уроках я применяю такие технологии как: технология проблемного обучения, технология коммуникативного общения. Да, можно знать множество современных технологий, но знание не говорит о применяемости. Ведь то, что может в идеале подходить в одном классе, совершенно не приемлемо в другом. Это связано со многими факторами: это и контингент класса, его психологические возможности и отношение учителя к самосовершенствованию.

Многообразие приемов, используемых учителем, концентри­руется в личности учителя. Аффективный (эмоциональный) эле­мент педагогических приемов формализовать и воспроизвести не­возможно - это составная часть искусства педагога, как уже было отмечено выше.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая орга­низация учебного процесса, которая предполагает создание под ру­ководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоя­тельную деятельность учащихся по разрешению выдвигаемых им проблем, способствующую развитию творческого мышления и ов­ладению продуктивными знаниями, навыками, умениями.

Теория и практика проблемного обучения разрабатывается прежде всего на основании достижений психологии мышления. Внутренние закономерности мышления имеют прямое отношение

Следовательно, организация самостоятельного поиска уча­щимися в процессе обучения приводит и к усвоению новых зна­ний, и к развитию мышления.

Основные пути создания проблемной ситуации:

  • воздействие на эмоции и чувства ученика (волнение, удивле­ние, потрясение и т.п.);

  • показ жизненной, практической значимости изучаемого;

  • показ личностной значимости изучаемого.

Способов создания проблемных ситуаций много. Они зависят от специфики

преподаваемой дисциплины, а главное, от творче­ских возможностей личности учителя.. Проблемные ситуации могут возникать:

  • при столкновении учащихся с фактами, требующими теоре­тического объяснения;

(урок русского языка 3 класс. Тема «Знакомство с понятием сложные слова» «Школа 2100…» )

Словарная работа.

Орфограммы веселились, и ошибки появились. Вы их быстро все найдите, правильно слова спишите. Наш друг Старик Хотабыч что-то перепутал и записал вот так слова сарока, вароне (перо), ворабьи, мухалофка. Найдите и исправьте ошибки.

- Ребята, запишите пожалуйста, правильно слова, подчеркните в них орфограммы, поставьте ударение и выделите корень. Проверка задания коллективная.

Постановка проблемного вопроса..

- Какое слово вызвало у вас затруднение?

Мухоловка. Почему? Что с этим словом не так? Сколько слов в нем соединилось? (два) Какие корни вы увидели? (муха и лов)

- Ребята, посмотрите на записанные слова, кого они обозначают? Как вы думаете, что может обозначать слово мухоловка?

  • при организации практической работы

  • при формулировании гипотез; (урок чтения 3 класс изучение произведения Б. Заходера «Перемена», работа перед чтением произведения)

- Ребята, прочитайте фамилию автора следующего произведения. Кто это? (любимый поэт Б. Заходер.) Что уже можно предположить? Какой, по-вашему, будет тема стихотворения? - Можно ли предположить, каким по настроению будет стихотво­рение? (Увлекательным, с юмором, веселое, смешное..., как многие стихи Б. Заходера.)

  • Прочитайте название стихотворения. О чем оно может быть? Пофантазируйте, призвав на помощь иллюстрацию к стихотворе­нию. Можно ли причислить мальчика с иллюстрации к компании двоечников и лодырей? Почему? Что означает слово перемена?

- А какое еще значение может иметь это слово? (Изменение.) - Действительно, перемена - увлекательное, интересное и очень нужное время в течение школьного трудового дня. Не случайно эти перерывы между уроками так любят дети.

- Почему школьники так любят перемены? - Кто же герой стихотворения Б. Заходера «Перемена»? Правы ли мы в своих предположениях? Узнаем об этом, когда прочитаем сти­хотворение.

  • при побуждении к сравнению, сопоставлению, противопос­тавлению; (урок русского языка 3 класс. «Закрепление знаний о сложных словах» «Школа 2100...»)

минутка чистописания Найдите закономерность в строчках

аоеи ое

нн сс лл мм

4. Закрепление знаний правила написания сложных слов.

Д.м. стр. 49. упр. 42. Работа с карточками.

П

СЕЛЬДЕРОШЕК поспел,

И МОРКОФЕЛЬ дозрел.

Стал уже осыпаться СПАРЖОВНИК,

А также БАКЛАЧКОВ

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

(Н.Кончаловская)оказал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЁКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА.

- Какие овощи спрятались на грядке?

- Почему произошла ошибка?

- Какое правило должен был знать садовод? Значит какой вывод можно сделать? (не все слова могут сложными)

- Найдите сложное слово и однокоренное слово садовод и садовник.

Наиболее эффективным методом проблемного обучения явля­ется исследовательский метод. Он организуется путем постанов­ки перед обучающимися теоретических и практических исследова­тельских заданий, имеющих высокий уровень проблемности.

Технология коммуникативного обучения - обучение на основе общения, когда реализуется тезис: «Условием успеха каждого яв­ляются успехи остальных». Дети включаются в диалог-общение между собой и учителем. Возможно использование динамических (меняющихся), вариационных пар, групп по три человека и более.

Эффективность групповой деятельности объясняется законо­мерностями общения и взаимодействия, при которых у участников появляется общий смысл и возрастает продуктивность совместного труда.

Совместная коллективная деятельность является мощным стимулирующим фактором развития ребенка. При обучении на основе общения осуществляется:

  • передача полученных знаний друг другу;

  • сотрудничество и взаимопомощь учеников;

  • разделение труда (распределение тем, заданий);

  • обучение с учетом способностей ученика;

  • развитие мышления;

  • взаимное обогащение учащихся в группе;

  • активизация учебно-познавательных процессов;

  • выбор соответствующих способов действия через взаимо­влияние;

  • самооценка, самоконтроль и самокоррекция;

  • проявление самостоятельности и инициативы;

  • самоорганизация и саморазвитие ученика.

В заключении хотелось бы отметить, что использование мною данных технологий и работа по программе «Школа 2100…» дает свои положительные результаты, развивая как творчество самого учителя, так и повышая уровень мотивации к обучению учащихся. Мое педагогическое кредо

© 2010-2022