Проект по математике на тему Решение задач 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская средняя общеобразовательная школа №1

Проект:

«Системно-деятельностный подход в обучении математике. Решение составных задач»

Автор проекта:

Нижибецкая Людмила Валериевна,

учитель начальных классов


Игрим, 2014 г.

Пояснительная записка


Когда людей станут учить не тому,
что они должны думать,
а тому, как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения.
Г. Лихтенберг.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, я задаю себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Основной из главных задач для меня является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Мне хочется рассказать о реализации системно-деятельностного подхода в обучении математике.

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Процесс овладения младшим школьником общим умением решать текстовые задачи вносит большой вклад в формирование УУД. Решение задач формирует у детей практические умения и вычислительные навыки, необходимые каждому человеку в повседневной жизни.

Тема моего проекта «Системно-деятельностный подход в обучении математике. Решение составных задач».

Цель проекта:

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении математики при решении составных задач.

Этапы проекта:

  1. Изучить возможности реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики.

  2. Выбрать тему, разработать урок.

  3. Проанализировать результаты реализации системно-деятельностного подхода при обучении математики.

  4. Принять участие в конкурсе проектов.

Сроки реализации проекта:

Январь - март 2014 года.

Участники проекта:

Проет разработала:

Нижибецкая Людмила Валериевна

Проект реализовала: Нижибецкая Людмила Валериевна

на учащихся 3 класса В МБОУ Игримской СОШ №1

В проект вошли:

План-конспект урока.

Презентация.

Фотоматериал.

Источники:

Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. - М: Просвещение, 2010.

festival.1september.ru/

nsportal.ru

ФОРМИРОВАНИЕ УУД ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ

НА I СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность

Бернард Шоу

Овладение общим умением решения текстовых задач в ФГОС отнесено в раздел «Познавательные универсальные учебные действия». Рассмотрим возможности формирования регулятивных УУД на примере решения задач. При всем многообразии подходов, можно выделить следующие общие компоненты, способствующие формированию УУД: I. Анализ текста задачи (семантический, логический, математический) является центральным компонентом приема решения задач. II. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств. В результате анализа задачи текст выступает как совокупность определенных смысловых единиц. Однако текстовая форма выражения этих величин часто включает несущественную для решения задач информацию. Чтобы можно было работать только с существенными смысловыми единицами, текст задачи записывается кратко с использованием условной символики. После того как данные задачи специально вычленены в краткую запись, следует перейти к анализу отношений и связей между этими данными. Для этого осуществляется перевод текста на язык графических моделей, понимаемый как представление текста с помощью невербальных средств - моделей различного вида: чертежа, схемы, графика, таблицы, символического рисунка, формулы, уравнений и др. Перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом выявляются при чтении текста. III. Установление отношений между данными и вопросом. На основе анализа условия и вопроса задачи определяется способ ее решения (вычислить, построить, доказать), выстраивается последовательность конкретных действий. При этом устанавливается достаточность, недостаточность или избыточность данных. IV. Составление плана решения задачи. На основании выявленных отношений между величинами объектов выстраивается последовательность действий - план решения. Особое значение имеет составление плана решения для сложных, составных задач. V. Осуществление плана решения

VI. Проверка и оценка решения задачи. Проверка проводится с точки зрения адекватности плана решения, способа решения (рациональность способа), ведущего к результату. Одним из вариантов проверки правильности решения, особенно в начальной школе, является способ составления и решения задачи, обратной данной.

«Предполагается, что результатом формирования познавательных УУД будут являться умения: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач».

Рассмотрим на примере решения задач формирование регулятивных УУД. Можно выделить следующие компоненты, способствующие формированию УУД: «1 этап - анализ задачи; 2 этап - схематическая запись задачи; 3 этап - поиск способа решения задачи; 4 этап - осуществление решения задачи; 5 этап - проверка решения задачи; 6 этап - исследование задачи; 7 этап - формулирование ответа задачи; 8 этап - анализ решения задачи. Психологи установили, что поиск нескольких способов одной и той же задачи, выбор среди них наиболее рационального приносит учащимся больше пользы, чем решение группы однотипных задач. Практическое значение задач обусловлено тем, что ученик обучается применять имеющиеся математические знания к решению проблем в повседневной деятельности. Воспитательное значение задач заключается в еѐ фабуле, текстовом содержании, в котором отражается достижения в области науки, техники, промышленности, культуры. Поэтому научиться решать всевозможные задачи важно для достижения успеха в различных сферах деятельности. Овладение общим приемом решения задач позволит учащимся самостоятельно анализировать и решать задачи различных типов в начальной и средней школе. Использование задач, имеющих различные варианты решения, заданий на построение и конструирование геометрических фигур, преобразования величин, задач, составленных по заданному решению, способствует развитию дивергентного мышления. Это послужит важнейшим условием успеха «в творческой деятельности: в исследовательском и научном поиске, создании произведений искусства, руководящей работе, предпринимательстве и вообще, в жизни человека.


© 2010-2022