Конспект урока по литературному чтению: М. М. Пришвин «Золотой луг»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению : М.М. Пришвин «Золотой луг»Конспект урока по литературному чтению : М.М. Пришвин «Золотой луг»Конспект урока по литературному чтению : М.М. Пришвин «Золотой луг»












Муниципальное

бюджетное образовательное учреждение

Сапожковская средняя общеобразовательная школа №1

имени

Героя России Тучина Алексея Ивановича

391940 р.п. Сапожок Рязанской области, ул. Свободы, 13

тел. (49152)21531 факс (49152)21246 shkola1.info [email protected]




Конспект урока по литературному чтению :

М.М. Пришвин «Золотой луг»

3 класс

Подготовила учитель

начальных классов

Королькова Л.В.

2015-2016 уч.год.

Образовательная система «Школа 2100»

Урок обучения чтению нового текста

3 класс

Тема урока:

М. Пришвин «Золотой луг»

Цели урока:

формировать правильный тип читательской деятельности;

формировать умение делить текст на части, озаглавливать части; составлять план;

развивать устную речь детей, обогащая ее художественным словом, развивать творческое мышление, воображение;

воспитывать любовь к родной природе и языку, культуру поведения в процессе групповой работы, толерантность, уважение друг к другу.

Оборудование:

аудиокассета «Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка», магнитофон, портрет писателя М. Пришвина, выставка книг писателя, карточки со словами.

Ход урока


  1. Организационный момент. Психологический настрой. 3мин

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становиться

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длиться до вечера.


  • Сегодня на уроке вас ждет много нового и интересного. Я желаю вам удачи и хорошего настроения. А чтобы настроить вас на особый лирический лад, я хочу начать наш урок с маленького музыкального фрагмента. (Звучит музыкальный фрагмент «Летняя ночь, цикады») На этом фоне учитель читает:

Июльская ночь

В три часа запевает ранняя птица.

А песенке птичьей пока еще спится.

Песенку ночь укачает, остудит,

А птица ее согревает и будит.

Э. Штритматтер. Перевод И. Токмаковой.


  1. Этап работы с текстом до чтения.


  1. Проверка домашнего задания. 5 мин


  • А с какой удивительной птицей мы познакомились на прошлом уроке? (Камышовка - сверчок)


  • Какой автор помог нам «открыть» эту птицу? (В. Бианки)


  • Мы проверим домашнее задание. Выполните тест на понимание изученного произведения.


  1. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока. 5 -6 мин

  • А сегодня на уроке вас ждет встреча с новым автором и его произведением. Каким, вы скоро узнаете. Кроме того нас ждет впереди маленькое открытие.

Но сначала давайте послушаем разговор Насти и ее папы.

Чтение авторского текста в учебнике с.105 (Читает 1 подготовленный ребенок).

  • Здесь, ребята, мы на минуту прервем Настю. Давайте перевернем страницу.

  • Кто же догадался, какая будет тема нашего урока? (М. Пришвин « Золотой луг»)

(Появляется слайд на доске, появляется портрет писателя М.М. Пришвина) слайд.1


  • Мы уже не в первый раз встречаемся с произведениями М. Пришвина. Вспомните, какие его рассказы мы уже читали на уроке? Какие прочитали самостоятельно? (« Берестяная трубочка», «Медведь» и др.)

  • О чём обычно писал М. М. Пришвин? В каком жанре работал? (Рассказ)

  • В чём отличительная особенность его рассказов? (В них раскрываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по-новому).

  • Рассказ учителя. Слайд 3

  • Выступление детей (Кочетков, Заурбеков, Николин)

3. Антиципация чтения. 1 мин

  • Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению.

  • Как вы думаете, почему рассказ называется « Золотой луг»? О чем будет этот рассказ?


  • Начнем читать рассказ « Золотой луг». Удастся ли нам открыть что - либо новое? О чем просят нас авторы учебника на с. 105? Прочитайте последнее предложение авторского текст.

Физминутка!!! 1 мин


  1. Этап работы с текстом во время чтения. 1 мин

Словарная работа слайд


  1. Первичное чтение текста.

Звукозапись текста . (дети следят по учебнику). Выявление первичного восприятия. 3 мин


  • Подтвердились ли наши предположения о содержании текста, его жанре?

  • Удалось ли автору поразить вас?

  • Сумели ли вы представить все то, о чем рассказывал автор?

  • Какие 3 части присутствуют в каждом тексте? (Вступление, основная часть и заключение) слайд 4

  • Попробуем отыскать каждую часть в рассказе М. Пришвина «Золотой луг».


  1. Повторное чтение рассказа. 5 мин

Деление текста на части.

Поработайте в парах обсудите, где заканчивается каждая часть.

1 часть

Комментирование, словарная работа по ходу чтения. Озаглавливание частей (вся работа ведётся в группах).


  • Где заканчивается 1 часть? 3 мин

  • От какого лица ведется повествование? Можно ли сказать, что автор и герой произведения - одно и то же лицо? (Автор - М. Пришвин, а рассказчик- мальчик)

  • Кто был старше из братьев? Почему? (« …Он впереди, я - в пяту»)

  • Что значит «созревают одуванчики»?

  • Какой промысел мог быть у мальчишек и что означает это слово?


  • В рассказе В.Бианки сообразительная внучка изобрела для птички новое название «неслышимка». Заметили ли вы детскую словесную изобретательность в рассказе М. Пришвина? (Фукну, фукнет)

  • От какого слова произошло это слово?

  • Знакома ли вам такая игра с одуванчиками?

  • Но как рассказчик называет одуванчики? Почему? Что он имеет в виду?

(Неинтересные цветы - простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты)

2 часть

Чтение 2 части. Вопросы после чтения. Выборочное чтение. 2 мин


  • Нашли ли вы подтверждение того, почему луг назван «золотым»? Прочитайте.

  • Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел ковер из одуванчиков? Прочитайте.

  • Что заставило мальчика заняться наблюдением? Прочитайте.

  • Какое объяснение происходящему нашел рассказчик? Прочитайте.

  • С чем сравнивает писатель лепестки одуванчиков? (Пальчики на ладошке)

3 часть


  • В заключении содержится вывод, подтверждающий главную мысль всего рассказа. 1 мин В чем, по-вашему, она состоит? (обсуждение в группах)

  • Как теперь называет одуванчики рассказчик? (Один из самых интересных цветов)

Комментирование, словарная работа по ходу чтения. Озаглавливание частей (вся работа ведётся в группах).


  • Как можно озаглавить 1 часть?

(обсуждение в микрогруппах, выбор лучшего заголовка)

Например, «Постоянная забава»

«Цветы для забавы»

(Один из предложенных вариантов заголовка записывается учителем на доску)

Озаглавливание 2 части (обсуждение в микрогруппах, выбор лучшего заголовка)

Например, «Маленькое открытие»

«Секрет одуванчиков»

«Тайна золотого луга»

Озаглавливание 3 части (обсуждение в микрогруппах, выбор лучшего заголовка).

Например, «Один из самых интересных цветов»

«Цветок моего детства»

Этап работы с текстом после чтения.


  1. Беседа по содержанию в целом.

  • Оправдались ли наши предположения вначале урока?

  • Подходит ли заголовок к этому тексту? Как бы вы озаглавили этот рассказ? (обсуждение в микрогруппах, выбор лучшего заголовка).

  • Какое же открытие вы для себя сделали?

(Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только ее увидеть, приглядеться)


  1. Проблемный вопрос к тексту.

  • Какое «открытие» сделал для себя писатель?

(Мир удивителен и богат чудесами. Но чтобы это понять, надо не просто смотреть вокруг, но и уметь увидеть это).

  • А можно ли на ваш взгляд считать это открытием?


  1. Знакомство с писателем.

М.М. Пришвин - человек и писатель.


  • Какими качествами характера, по-вашему, должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть «некрасивых» цветов, сделать открытие? Каким вы себе его представляете?


  • Ребята, обратите внимание на выставку книг, представленных в нашем классе.

Какие произведения М.М. Пришвина вы уже читали?

Очень советую вам познакомиться и с другими произведениями М.М. Пришвина.


  • Очень высоко о творчестве Пришвина отзывался К. Паустовский.

Дети читают на доске:

«Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они, то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают как, первый лед…»

(К. Паустовский)


  1. Работа над выразительными средствами речи.


  • В чем же поэтичность рассказа «Золотой луг»?

  • Какие эпитеты, сравнения использует автор? В чём проявилась словесная изобретательность автора? Подтвердите примерами из текста.


  1. Работа с иллюстрацией (повторно).

  • В какое время дня изобразил художник луг на своей иллюстрации?

  • Каким предложением из текста вы бы подписали эту иллюстрацию? (обсуждение в микрогруппах).


  • А какие еще «секреты» одуванчиков вы знаете? (Они закрывают «ладошки» не только к вечеру, но еще и перед дождём. Это лекарственное растение, его употребляют в пищу.)


  1. Подготовка к выразительному чтению. Поиск интонации для каждой части.

(На доске представлены карточки со словами: гордо, весело, нежно, восхищённо, многозначительно, удивлённо, игриво. Работая в группах, дети выбирают подходящую интонацию для каждой части.)

1 часть - игриво, весело. Последнее предложение - с гордостью.

2 часть - с нежностью, восхищением, передать удивление мальчика.

3 часть - многозначительно, вместе с тем трогательно.

V. Рефлексия деятельности.

  • С каким произведением, какого автора вы познакомились сегодня на уроке?

  • Что особенно поразило, заставило задуматься?

  • Удалось ли вам сделать какое-то открытие?


  • Хочется закончить наш урок словами К. Паустовского: « Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».

VI. Домашнее задание.

Дома подготовьте, пожалуйста, выразительное чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» и попробуйте сочинить загадку про одуванчики (по желанию), либо любое творческое задание (рисунок, мини-сочинение и т. д.).



© 2010-2022