Выступление Читательская культура младшего школьника

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Читательская культура младшего школьника.

Состояние, проблемы и пути их решения

«Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами».

В.А. Сухомлинский Общество ушло далеко вперед в развитии технического прогресса. В средствах массовой информации уделяется большое внимание формированию ИКТ-компетентности и взрослых, и детей; в школах повсеместно внедряется раннее обучение компьютерным технологиям. К сожалению, это не способствует развитию интеллектуальной личности, испытывающей потребность в чтении. Несмотря на то, что большинство современных детей овладевает чтением уже в раннем возрасте, но в дальнейшем они не проявляют достаточного интереса к книге. В настоящее время всё сложнее становится научить младшего школьника технике чтения, но намного труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим увлечённым читателем. Очень важно развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное - организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития. При подготовке одного из классных часов в 1 классе( третья четверть) я провела опрос. В анкетировании участвовало 26учащихся. На вопрос «Чем ты любишь заниматься в свободное время?» были даны следующие ответы: Играть в игрушки, игры 18% Смотреть телевизор 13% Играть в компьютер 43% Гулять на улице 10% Заниматься спортом 7% Читать книги 9% Следует отметить, что при поступлении в 1-й класс только четверо не умели читать. Данные, как видно из таблицы, не слишком утешительны, но так характерны для нынешнего времени и людей данной эпохи. Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Чтение - это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако отмечается падение престижа чтения, и сокращение времени, уделяемого чтению. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда - низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся. Не читающий ученик в среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. На мой взгляд, можно провести такую аналогию: не читающий ученик впоследствии не читающий родитель. Передо мной встал вопрос: как пробудить интерес к чтению? В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, внеурочную занятость, сотрудничество с библиотеками, чтение в семье, литературные праздники. Вот инструменты в руках учителя. Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Уроки литературного и внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для познавательного развития и творчества детей. Это и обсуждение прочитанного, театрализация, различные конкурсы и викторины. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд. Во время урока стараюсь воздействовать на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств (чтение под музыку, мысленное представление, использование ИКТ). Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой. Проанализировав навыки чтения своих учеников уже в 1 классе, пришла к выводу, что 50% учащихся уже в I полугодии нуждаются в дополнительном чтении. Так же было принято решение о регулярном посещении и проведении занятий внеклассного чтения в школьной библиотеке, детской городской библиотеке и экологической библиотеке города. Регулярное посещение библиотеки стало традицией класса. Здесь ученики не просто обменивают книги, но и в течение часа знакомятся с новинками детской литературы, периодики для детей, читают понравившиеся книги. Мои ученики - частые гости и участники всевозможных литературных конкурсов, праздников, творческих дней, проводимых работниками библиотеки. Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Значимость совместных усилий педагога и родителей над формированием читательского интереса у детей очевидна. Творческая активность, присущая учащимся младших классов, способствует формированию интереса к чтению. Проведение игр, конкурсов, викторин, театрализованных постановок по литературным произведениям я включаю в работу по решению поставленных задач. Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества. Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры-драматизации. Ребёнку предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжения известных сказок. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания. Сначала использую в работе готовые сценарии, затем дети пишут их самостоятельно. Данный вид деятельности очень удобен не только как форма проведения уроков чтения, литературы, но и для внеклассной работы. В рамках внеурочной деятельности веду кружок «Театр». Введение преподавания театрального искусства эффективно повлияло на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения - все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам, традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности, художественного вкуса. Данный курс воспитывает чувство коллективизма, помогает ребёнку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. На занятиях использую различные формы и методы работы: посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий; просмотр видеофильмов, слайдов, прослушивание музыки; сюжетно-ролевые игры, конкурсы и викторины; работа с подручным материалом и изготовление бутафории. Результатом работы театральной студии стали выступления перед учащимися и родителями с театральными постановками. Всё вышеперечисленное - кропотливая, но интересная работа, позволяющая надеяться, что уровень формирования типа правильной читательской деятельности успешно реализуется.

© 2010-2022