Обобщение опыта работы по формированию личностных УУД в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование действия смыслообразования у младших школьников посредством включения их в коллективную проектную деятельность Главным ориентиром для нас сегодня является ФГОС, который определяет личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Переход на новые стандарты обучения начался с начальной школы, и это важно, поскольку именно здесь закладываются основы личности ученика, его мировоззрения, желания учиться. Одним из важных условий успешного школьного обучения является сформированность учебно-познавательной мотивации школьника. Учебная мотивация является стержнем смыслообразования как универсального учебного действия, которое делает ребенка субъектом учебной деятельности. Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности учащегося. Это потребовало создания в образовательной практике определенных условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность. Поэтому с первого класса для нас важно сделать учебный процесс не только комфортным, но и построить его так, чтобы ребенок не остался равнодушен к учению и знаниям, чтобы он учился не только из чувства долга или по принуждению. Т.е. мы должны создать на своих уроках условия для появления внутренних ПОБУЖДЕНИЙ (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. В течение трех лет мы пытаемся строить обучение, направленное на достижение не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов. Обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать его надо как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение становится уже не репродуктивной, а творческой деятельностью, увлекающей ребенка. Для этого на уроках используются игровые моменты, создаются проблемные ситуации, предлагаются творческие задания, вызывающие интерес у детей. Работа с учащимися строится таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался. Об этом я рассказывала на первом семинаре. Однако компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеучебной самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому на втором году обучения особое внимание я обратила на проектную исследовательскую деятельность, способствующую, на мой взгляд, формированию действия смыслообразования у младших школьников как одного из условий сохранения их психологического здоровья. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проектная деятельность - это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания, формировать у него универсальные учебные действия: и познавательные, и регулятивные (постановка цели, определение этапов ее достижения, выбор средств, самооценка), и личностные (смыслообразование). Во втором классе мы работали над индивидуальными проектами. Ребята научились планировать свою деятельность, организовывать свою исследовательскую и творческую деятельность. Работая над проектами, они учатся работать с различными источниками информации, развивают свои организаторские способности, скрытые таланты. У детей формируется умение самокритично относиться к результатам своей деятельности, объективно оценивать работу товарищей. Развиваются творческие способности, воображение. Дети на самом деле учатся самостоятельно учиться, что является главной целью обучения. В текущем году, в третьем классе. мы попытались усложнить задачу, перейдя к коллективным проектам. В начале года мы повторили все этапы выполнения индивидуальных проектов, ребята выполнили несколько из них. Затем мы приступили к долгосрочному коллективному проекту "День птиц". Вся коллективная работа проводилась в несколько этапов: 1. Вводное занятие. Сформулирована тема, цель работы, задачи, определены этапы работы. Ребята разбились на группы, каждая группа выбрала себе птицу, которую они будут изучать. После этого в течение недели каждый из учащихся собирал информацию о выбранной птице по заданному плану, нарисовал птицу, создал текст. 2. Коллективное занятие по обобщению собранной информации в группах. Перед детьми была поставлена задача выслушать каждого, обсудить имеющуюся информацию, создать полный, точный, интересный рассказ о "своей" птице и представить его классу. 3. Коллективное творческое занятие в группах - создание изображения "своей" птицы в технике пластилиновой живописи. 4. Коллективная презентация полученных результатов в виде праздника Птиц для второклассников. 5. Коллективное занятие по обсуждению результатов выполнения коллективного группового проекта. Как мне кажется, третьеклассники замечательно справились с новой для них задачей - созданием коллективного творческого проекта. Их очень заинтересовала и захватила эта работа, они почувствовали и оценили специфику коллективной творческой работы. Было интересно наблюдать, как посредством работы над коллективным проектом простое детское любопытство трансформируется в ценнейшее, на мой взгляд, свойство - познавательную потребность.РТаким образом
Таким образом, использование коллективной исследовательской проектной деятельности позволяет побудить каждого ребенка и к поиску необходимой информации, и к ее анализу, и к умению ставить перед собой цели. А именно это является приоритетной линией в ФГОС.

2



© 2010-2022