Конспект урока по окружающему миру на тему Как помочь птицам зимой? (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Название темы урока: Как зимой помочь птицам?

Тип урока: урок- игра



Рожина Л.В., учитель начальных классов.



Цель и задачи: научить различать птиц, зимующих в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи птицам, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.

Оборудование: У учителя- образцы кормушек для птиц. У учащихся- материалы и инструменты для изготовления кормушки (пакеты из-под кефира или молока, ножницы, кусочки проволоки), в коробочках корм для подкормки птиц, а также лишние предметы (конфеты, черный хлеб, дольки апельсина и т.д.). Планируемые универсальные учебные действия (УУД; умение учиться): Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о живых организмах, птицах, зимующих в наших краях; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Основной метод обучения: ролевая игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного материала.
Основные структурные элементы урока, предусматривающие дифференцированную работу с учащимися, разнообразную деятельность, учебный диалог: процесс разыгрывания игровой ситуации. Анализ уровня овладения учебным материалом и интереса учащихся к теме: разыгрывание игровой ситуации привлекает внимание учащихся, вызывает интерес к теме. Практическая самостоятельная работа помогла лучше овладеть учебным материалом. Ребята активно проявляли инициативу и творчество при изготовлении кормушек. Большую роль в развитии интереса сыграла ролевая игра.. Сценарий урока: I. Мотивация и целеполагание.

Беседа об увиденном во время экскурсии и в процессе самостоятельных наблюдений. Выдвижение и раскрытие проблем.

Каких птиц вы увидели во время экскурсии? По дороге в школу мы увидели несколько птиц, некоторые из них нахохлились от холода и искали корм.

Как им помочь? (ответы детей).

Учитель читает текст рубрики «Что узнаем, чему научимся».

II. Освоение нового содержания и его применение.

Учитель:

-Белым , ровным слоем покрыл землю снег. Поля и лесные поляны теперь- как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: «Здесь был такой-то».

- Чьи же следы вы видите на снегу на нашей поляне?(ответы детей).

-Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие).

III.Актуализация знаний и умений.

Выполняется первое задание на странице16 (часть 2): опираясь на вои наблюдения, дети перечисляют известных им зимующих птиц. Затем предлагается найти этих птиц на рисунке в учебнике (с.16). Выполняя задания, дети анализируют рисунок и определяют, по каким признакам изображенных птиц можно узнать в природе.

IV. Ролевая игра «Собрание зимующих птиц».

- Давайте и мы превратимся с вами в зимующих птиц . (Дети надевают шапочки с изображением зимующих птиц под музыку и садятся)..

Дети распределяют роли: председатель собрания- сова, дятел- секретарь. На собрание прилетели воробьи, свиристель, синица, снегирь, поползень,дятел и др.

Сова: Итак, лесное собрание объявляется открытым!

-Дятел, прислушайся к звукам леса. (Запись птичьих голосов).

-Кто пришел на собрание?

Синица: Это я с головкой в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Узнали меня?- это я, синица.

Снегирь: Чуть раньше первого снега появляюсь я у вас. И народ заметил -раз я прилетел- значит завтра- послезавтра снег пойдет. Да, это я -снегирь.

К моей кормушке часто прилетает очень интересная птица. Она буквально прижалась к дереву, и ползает по нему- хоть вверх головой, хоть вниз.

Поползень : Да, это я. А меня и так и зовут -Поползень, потому что я ползаю по дереву.

Воробей:

В тёплый край не улетаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Я бывалый... (воробей).

Под деревьями следы птиц .(Дятел наблюдает, исследует, чьи следы).

Сова:

- Отвечайте, птицы, мне -

Вы готовы ли к зиме?

-Да, готовы мы к зиме. Хожу я по горам, по долинам, хожу в больших мягких валенках, поэтому мне холод не страшен.

Воробей:

Я хитер и шаловлив.

Суетлив, чив- чив!

- Сова:- Чем вы питаетесь, где находите себе корм?.

Птицы: - Семенами, почками деревьев.

Поползень: Чтобы пережить трудное голодное время, делаю кладовые с запасами.

Учитель: Поползень часто забывает про них и прилетает на любую кормушку, чтобы не быть голодной, правда, поползень?.

Поползень: Верно, верно.

Синица: Летом я питалась жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше охотница до свежего несоленого сала.

Воробьи:

Снег всю землю покрывает.

А мы не унываем:

Стайкой весело снуём,

Всё, что встретится, Клюем.

Звучит стук дятла.

-Что за звуки слышны?

-Так это стучит дятел.

Приходит дятел.

-Здравствуйте, дорогие друзья. Вот пришел с работы. Это я работаю , древесину долблю, деревья лечу: вредных насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достаю. Нынче зима очень холодная. Трудная зима. Особенно моему другу- клесту.

Птицы: Почему именно клесту?

Дятел: Клесты выводят птенцов зимой.

Сова: Клест дорогой, расскажи о себе.

Клест: Действительно, обычно в конце зимы, в феврале- марте, в самые вьюжные месяцы, самка клеста на елке или сосне строит глубокое теплое- теплое гнездо. Строим его так, чтобы над гнездом обязательно была крыша из густых еловых или сосновых веток. Эта крыша защищает наших птенцов от снега.

Сова:- Что вам страшнее- холод или голод зимой?

Все: -Конечно, голод.

- Запасы кормов в зимний период значительно уменьшаются. Для птиц ,в особенности насекомоядных , зима - очень тяжёлое время.

-С утра до вечера все мы заняты поисками пищи. Порой эти поиски заканчиваются безуспешно.

-Пуховые теплые одеяла защищают нас от холода, но совсем не защищают от голода.

Сова: Нам всем нужна помощь.

- А если наступит непогода? Что это? Это ветры, гололёд, метели, снегопады, изморозь, пурга - занесёт, залепит снегом все травы, деревья и кустарники. Где можно отыскать семена и насекомых? Вот тогда и для нас наступают голодные времена.

Синица: В суровые времена из 10 наших синиц выживает только одна, а 9 погибают от голода. Мы не хотим погибать.

Клест маленький подходит к председателю собрания , растерялся и смущенно стоит.

Учитель: Ты - маленький клестик, недавно родился и не знаешь, как быть с кормом?

И настроение у тебя из-за этого вот такое, правда? (учитель дает ученику картинку, на которой изображен плачущий клест.

Ученик «подхватил» игровую ситуацию, начал передавать «страдания» клеста.

-Ой, помогите, я маленький клест, не знаю, как мне быть… Ой, хочу кушать..

Сова: Давайте, попросим помощь у наших друзей- малышей. Отправим им телеграмму.

(Чтение стихотворения - призыва к действию А.Яшина «Покормите птиц зимой»)

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна-

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их -

Не счесть,

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

V. Ролевая игра «Друзья птиц- первоклассники».

Ребята: Вот получили срочную телеграмму от птиц. Пора нам спешить.

- Надо оказать помощь голодующим птицам. Ведь они так нуждаются в ней.

- Как поможем?

-Если кормушка есть, то проблема уже решается. Если кормушки нет, то её нужно срочно сделать и повесить или во дворе, или в парке.

-Легко ли можно их сделать и что для этого нужно взять?

VI . Практическая работа «Учимся мастерить кормушки и подкармливать птиц».

Простая кормушка из- под пустых пакетов молока или сока.

Работа по схемам- инструкциям ( учитель проходит по рядам, оказывает индивидуальную помощь).

Итак, многие кормушки можно сделать на уроке или дома вместе с родителями. VII. Физминутка Птички прыгают, летают, Повторяют движения. Птички весело поют, Птички крошки собирают, Птички зернышки клюют. Перышки почистили, Клювики почистили, Дальше полетели И на место сели.

VIII. Проблема : Какой корм будем подсыпать в кормушки?

-Если собраны заранее семена сорных трав, деревьев и кустарников, то проблему легко можно решить. А если не собраны?

-Надо отметить, что зимой птицы становятся менее разборчивыми в еде, и нередко едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки пернатых друзей годится некоторая пища с нашего стола. А как вы думаете , что?

-Кусочки сала и мяса, крошки хлеба - для…. (синицы).

- Очистки овощей (картофеля, яблок, свёклы, моркови), остатки любой пищи - для … (вороны).

- Крупа, семена подсолнечника, арбуза - для…( снегиря).

- Крупа, крошки хлеба - для …(воробья).

- Мякоть ягод рябины, шиповника -для …(свиристели).

- Насекомые - для …(дятла).

- Какие советы пригодятся при подкормке птиц?

Дети перечисляют:

Кормить птиц нужно регулярно , а не от случая к случаю.

Не сорить и не шуметь во время подкормки.

Не оставлять в местах подкормки газет и пакетов, банок и коробок.

Нельзя кормить конфетами и чёрным хлебом. IX . Итог урока. -О чем мы сегодня говорили на уроке? О зимующих птицах. - А что нового узнали о них?( Птицы - живые существа. Они растут, размножаются, умирают. Нуждаются в нашей заботе. Ухаживать за животными и птицами надо так, чтобы обеспечить хорошие условия жизни).

X. Домашняя работа.

1.Сделать и повесить кормушки в местах скопления птиц. Регулярно подкармливать.

Наблюдать и за поведением пернатых в птичьих столовых. Учитель: Сыта птаха - и тепло ей под пухом и перьями.

Литература: 1.Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе. Материалы курса «Реализация требований стандарта при изучении предмета «Окружающий мир»: от предметных действий к универсальным»: лекции 5-8.-М.:Педагогическитй университет «первое сентября», 2013.-68с. 2.А.А.Плешаков. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. -М.: Просвещение, 2012.-144с. 3.Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. -М.: Издательство «Первое сентября», 2002.-256с /под общей редакцией М.В.Соловейчик/.

© 2010-2022