- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок развития речи 2 класс
Урок развития речи 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тунгусова С.В. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 2 КЛАСС
Тема: Признаки текста. Восстановление деформированного текста.
Задача: раскрыть одну из особенностей текста - его тематическое единство. Цели: 1. Формировать умения отличать текст от группы предложений. 2. Формировать умения устанавливать последовательность предложений в тексте. 3. Формировать умения корректировать составленные предложения и текст. 4. Развивать умения строить суждения.
ХОД УРОКА:
1. Организационное начало.
2. Постановка учебной задачи.
- Мы не раз с вами, ребята, сочиняли сказки, рассказы, считалки, загадки. Вы не раз слышали слово «текст». Что же такое текст?
- Найдите на доске текст. В каком столбике написаны отдельные предложения, а в каком по-вашему текст?
- Докажите, что именно во втором столбике написан текст. (Смысл текста, одна тема, можно озаглавить.)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Научимся отличать текст от предложений.)
3. Сравнение текста и группы предложений.
- Прочитайте предложения, записанные слева.
- Сколько предложений в первом столбике? О чём в них говорится? ( В первом предложении говорится о белочке. Во втором - о мальчике, В третьем - о художнике. В четвёртом- о птице.)
- Сколько рисунков вы бы сделали к первой записи? Что будет изображено на каждом из них? ( Я думаю, что рисунков будет 4. И на них мы нарисуем то, о чём говорится в каждом предложении.)
- Как вы думаете, что же написано слева? (Предложения)
- Можем к ним подобрать заголовок? (Нет)
- Почему, докажите!
- Почему у вас не получился рассказ? (Все предложения о разном)
- Сколько предложений во втором столбике? (4)
- О ком говорится во всех этих предложениях? (О белочке.)
- Сколько рисунков и какие можно нарисовать к ним? (Один. На нём будет изображена белка.)
- Можно ли придумать заголовок к записи во втором столбике? (Да!)
- Как мы озаглавим текст второго столбика? (Белочка. Рыжая красавица. Пушистый зверёк.)
- Итак, во втором столбике у нас не просто предложения, а текст. В каждом предложении сообщается что-то новое о белке. Эти предложения объединяются тем, что все они на одну тему - о белке. Поэтому эти предложения составляют текст. К тексту можно подобрать заголовок.
- Давайте ещё раз вспомним, как можно озаглавить текст. (Белочка. Рыжая красавица. Пушистый зверёк.)
- Мы ответили на вопрос, о ком этот текст. А теперь скажите, о чём этот рассказ? ( В рассказе говорится о том, что белка - маленький зверёк с рыжей шерстью и большими глазами, и что она хорошо видит.)
4. Цепочка предложений в тексте.
Цель задания: познакомить учеников с цепной связью предложений в тексте, при которой каждое последующее предложение соотнесено и синаксически связано с предыдущим, отражая последовательное развитие мысли.
- Прочитай текст. Рассмотрите на схеме, как связаны эти предложения. (Эти предложения связаны по смыслу. Они все на одну тему.)
- Объясните, почему мы говорим «цепочка предложений в тексте». (Все предложения постепенно дополняют друг друга.)
- Какие слова связывают эти предложения друг с другом? (Белка, у неё. У неё, у белки. У белки, она.)
Вывод: В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т.е. рассказывают не о разном, а об одном и том же. Предложения в тексте как-бы держатся за руки - расположены в определённом порядке. Каждое очередное предложение добавляет что-то новое к тому, о чём мы узнали из предыдущего. Если этот порядок нарушить, текст рассыплется и получится бессмыслица. Все вместе предложения текста помогают понять, о чем хотел сказать автор. Сказка, рассказ, стихотворение - это тексты.
5. Работа с деформированным текстом.
- Прочитайте «про себя», постарайтесь составить из данных слов предложения.
- живёт, большого, белка, в, дупле, дерева, рыженькая.
- гнёздышко, а, птички, в, его, ветвях, маленькой.
- целый, они, день, хлопочут.
- собирает, грибочки, белочка.
- червячков, а, птичка.
- в, ночной, в, лесу, час, затихают, шум, и, возня.
- всем, и, птичка, песню, лесным, жителям, колыбельную, поёт.
- Прочитайте, что получилось? Это текст? Докажите! (Все предложения связаны по смыслу. Причём в них говорится о белочке и птичке, но это не мешает этим предложениям составить текст.)
- Можно ли сказать, что во всех предложениях сообщается что-либо об одном и том же предмете или предметах? Докажите. ( В них говорится о белочке и птичке, но это не мешает этим предложениям составить текст.)
- Что сообщается о белке? ( О белке говорится, что она живёт в дупле дерева, что она рыженькая. Белка собирает грибочки, значит она трудолюбивая.)
- Что мы узнали о птичке? (Мы узнали, что птичка живёт в ветвях того же самого дерева, где дупло белочки. Она собирает червячков, значит тоже любит трудиться. А по вечерам птичка поёт колыбельную песню всем лесным жителям.)
- Связаны ли по смыслу эти сообщения? ( Эти сообщения связаны по смыслу, так как в тексте говорится, что белочка и птичка живут рядом, значит они дружат.)
6. Запись текста.
- С чего начнёте писать? ( С заголовка.)
- Как начнёте писать текст? ( С красной строки.)
7. Беседа по содержанию.
- Где живёт белочка?
- Чем заняты белочка и птичка?Что слышно в лесу в ночной час?
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте текст друг у друга. Исправьте ошибки карандашом, поставьте оценки.
В лесу. В дупле большого дерева живёт рыженькая белка. А в его ветвях гнёздышко маленькой птички. Целый день они хлопочут. Белочка собирает грибочки. А птичка - червячков. В ночной час затихают в лесу шум и возня. И птичка поёт всем лесным жителям колыбельную песню. (43 слова)
- Рефлексия.
- Поднимите руку те, кому захотелось побывать в этом лесу и увидеть
- Давайте на доске приделаем веточки для гнёздышка птички и
- Итог урока.
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- А что вы знали из пройденного в первом классе по этой теме?
- Как вы думаете, нам нужно ещё о чём-нибудь узнать, или достаточно того, что мы прошли сегодня на уроке?
- Урок вам понравился?
- О чём вы расскажете сегодня дома мамам?
1. Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. - М.: ТЦ Сфера, 2006. 2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. - Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС, 1999. 3. Борисов В.Н. Уровни логического процесса и основные направления их исследования. - Новосибирск, 1967. 4. Введение в психологию / Под общ. Ред. А.В. Петровского. - М., 1996. 5. Волина В.В. Откуда пришли слова: Занимательный этимологический словарь. - М., 1996. 6. Волина В.В. Учимся играя.- М., 1994. 7. Есениа С.А. Как научить вашего ребёнка писать сочинения. 2 класс (Пособие для начальных классов) М.: «Грамотей», 2004. 8. Есениа С.А. Как научить вашего ребёнка писать изложения. 2 класс (Пособие для начальных классов) М.: «Грамотей», 2004. 9.Криволапова Н.А. Организация и проведение занятий по развитию у школьников интеллекта и творческого мышления: Методическое пособие для учителей / ИПКиПРО Курганской области. - Курган, 2004. 10. Мазнин И.А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. - М.: ТЦ Сфера, 2006 11.Максимук Н.Н. Сборник изложений по русскому языку: 2-4 класс Для школ с рус. яз. Обучения: Пособие для учителя. - Мн.: ПКИП «Асар»,1995. 12.Печкурова О.В. Современные уроки развития речи. 2 класс. - Ростов н/Дону: изд-во «Феникс» 2003. (Серия «Учение с увлечением») 13.Плешакова Е.П. Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. 1-2 кл. - Волгоград: Учитель, 2006. 14. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2005.