Конспект урока литературного чтения и презентация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературного чтения и презентация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», 1 класс

(Урок внеклассного чтения в современной начальной школе)


Внеклассное чтение

1 класс

Тема: В. Осеева «Три товарища» ЦЕЛИ: Создание условий для развития ума, эмоциональной сферы и нравственных основ характера каждого ребенка через включение его в учебную деятельность, не вредя здоровью. Воспитание коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, делать выводы и обобщения из высказываний участников обсуждения. ЗАДАЧИ: Образовательные: познакомить учащихся с творчеством В. Осеевой; научить вдумываться в текст при чтении, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею; привлекать детей к целеполаганию. Развивающие: на основе выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка содействовать развитию его эмоционально-ценностной сферы и индивидуальности. Развивать: - умение анализировать изучаемое произведение, обобщать, делать выводы; - сопоставлять опыт автора и собственный жизненный опыт; - определять положительные и отрицательные черты характера главных героев;

- навык беглого, безошибочного, выразительного чтения.

Формировать:

- личностную позицию каждого учащегося, умение работать в группе, навык конструктивного общения;

- положительные качества личности. Воспитательные: способствовать воспитанию положительного эмоционального отношения к процессу познания, культуры поведения, чувства взаимопомощи и товарищества. Содействовать воспитанию активной жизненной позиции.
Учебные материалы. Учебник «Литературное чтение» (авт. Л. А. Ефросинина); словарь настроений для составления характеристики героев; мультимедиа система, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Заставочный слайд 1

  1. Психологический настрой.
- Улыбка - это радость и добро. Давайте, ребята, начнем урок с того, что подарим друг другу улыбки. Помните, «От улыбки станет ярче день, от улыбки всем нам вдруг теплее станет»… Научитесь улыбаться добру, и ваша улыбка вернётся к вам с радостью. А в природе такую радость дарит нам солнце. Давайте сейчас сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляйте к ней свой лучик, который несёт любовь. Ваша звёздочка стала увеличиваться. Направляйте к звёздочке лучики, которые несут здоровье, ласку, радость. Звёздочка стала совсем большой, как солнце, и теперь уже оно несёт всем свет, тепло и радость .
  1. Слайд 2
- Откройте глазки. Мы с вами в воображении нарисовали вот такое солнышко. Его лучики - наши ладошки и протягиваем мы их друг к другу. Желаю вам правильных ответов, хорошей и интересной работы на уроке.
  1. Выбор девиза урока. Слайд 3
-Девизом нашего урока будет пословица, прочитайте ее. (Дети на слайде прочитывают пословицу: «Жизнь дана на добрые дела») - Как вы думаете, о чём будет идти речь на нашем уроке? (Ребята предполагают, что о добре) - Верно, будем говорить о добрых делах и о хороших поступках, а точнее о друзьях - товарищах… Слайд 4 - Скажите, правильно ли я подобрала иллюстрации к теме? (допустила неточность) Истинная дружба может быть только между людьми. Слайд 5
  1. Актуализация знаний о дружбе и товариществе. Анализ стихотворения.Конспект урока литературного чтения и презентация по рассказу В. Осеевой «Три товарища», 1 класс
- Как вы понимаете фразу «бываем одиноки»? - Что значит «никому не нужны»? - Почему даже в солнечный день мы можем видеть мир тусклым? - Что происходит, когда появляется друг? - Подумайте, с какими словами ассоциируется слово «дружба» (Могут быть ответы: радость, добро, отзывчивость, чуткость, теплота и т.д.)
  1. Знакомство с творчеством В.Осеевой.
  1. Организация художественного восприятия
Слайд 7. - Сегодня мы познакомимся с творчеством удивительной женщины… Прочитайте по этим буквам фамилию автора. Дети. Читают со слайда по буквам: Осеева Сейчас вы посмотрите небольшой видеосюжет о писательнице. Ваша задача - запомнить как можно больше информации из ее жизни. Видеосюжет - Проверим, что же вы запомнили?
  • Где родилась? Родилась в Киеве в семье инженера.
  • Кем хотела стать? В юные годы мечтала стать актрисой и даже поступила на актёрский факультет.
  • Кем стала и где работала? 16 лет она отдала воспитанию детей - беспризорников и малолетних правонарушителей.

Учитель. В. Осеева работала педагогом и воспитателем, а на досуге сочиняла сказки, рассказы, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Слайд 8 - Сегодня мы познакомимся с рассказом Валентины Овсеевой «Три товарища». Откройте учебники на стр. 24. - Как вы думаете, о ком будет это произведение? ( О друзьях.) - Сколько было друзей? (Трое) - Что вам помогло предположить содержание? ( Иллюстрация, заголовок.) а) Текст читает учитель -Есть ли в этом тексте для вас незнакомые слова? б) Чтение цепочкой. в) Первичное восприятие текста. - К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ, потому что автор рассказывает случай из жизни.) - Назовите героев рассказа. ( Витя, Коля, Миша, Володя.) - Соответствует ли содержание рассказа вашим предположениям. (Дети высказывают своё мнение.) Давайте выполним задания авторов учебника: дети читают вопрос и находят ответы на них, в том числе и в тексте рассказа. 4. Физминутка. Слайд 9 А сейчас отдохнём. Солнышко спит… ( Закрывают глаза, опускают головы на парту) Солнышко встало и засияло… ( Открывают глаза, потягиваются ) Вдруг сверкнула молния … ( Выполняют упражнение «Ножницы» ) Ударил гром… ( Хлопают над головой в ладоши) И пошёл дождь… ( Стучат пальчиками по парте) Дождик как поёт свою песенку? ( Хлопают в ладоши сначала тихо медленно, потом громче и быстрее) Дождик кончился. Снова выглянуло солнышко. Нам радостно и весело Мы готовы продолжить работу.
  1. Анализ содержания текста. - Продолжаем работать с текстом.
  1. Выборочное чтение.
  • Прочитайте, что случилось с Витей?
  • Какой совет дал Коля?
  • Какой совет дал Миша?
  • А как поступил Володя?
( Ребята находят в тексте ответы на вопросы. Приходят к выводу, что Володя не давал советы, а поделился с Витей завтраком. А это лучше, чем советы Коли и Миши, которые ничем мальчику не помогли)
Характеристика героев. Слайд 10
Работа в парах. - Какими были Коля и Миша? Выберите из словаря настроений те слова, которые передают их черты характера. равнодушные, жадные, безразличные. - Каким был Володя? Выберите из словаря настроений те слова, которые передают черты характера этого мальчика.(внимательный, щедрый, добрый, заботливый, отзывчивый, ласковый…) - Мальчик был добрый как солнышко, которое согревает всех своим теплом. - Кто оказался настоящим другом? (Володя.) - С кем из мальчиков вам хотелось бы подружиться? (С Володей. В трудную минуту он пришёл другу на помощь, поделился завтраком. Он не давал советы, а сразу помог.) - Хорошо иметь друга, который заметит твою беду, не останется равнодушным и придёт на помощь.
  1. Чтение по ролям.
  2. Обобщение изученного.
  3. В. Осеева написала очень много рассказов, главными героями которых всегда являются дети и их поступки. В своих произведениях писательница сопоставляет плохие действия с хорошими делами. Она никого и никогда не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела.
Слайд 11 Я предлагаю вам побыть в роли писателя. Сейчас мы посмотрим мультфильм, в котором вы не услышите ни одного слова. Ваша задача увиденные события в мультфильме перевести в историю и рассказать ее. -Назовите главных героев (лось, медведь, енот и заяц) - Как повели себя медведь и лось? - Как поступили заяц и енот? - Кто прав? - Чему учит нас данный фильм? (умению договариваться) - Какая пословица точно характеризует показанную ситуацию? Слайд 12 Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
  • Друзья познаются в беде.
  • Без друга в жизни туго.
  • Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить
(Дети выбирают вторую и четвёртую пословицу, обосновывают свой ответ.) - Да, в трудной ситуации мало говорить и давать советы, нужно скорее помочь. Совет хорош, а дело лучше.
  1. Итог урока.
- Какой рассказ мы прочитали на уроке? (Рассказ В. Осеевой «Три товарища») - Что в отношениях героев осуждает В. Осеева? (Жадность, Равнодушие) -- Вспомните девиз урока. (Жизнь дана на добрые дела.) - Какое слово в пословице будет главное? ( Добрые.) Рефлексия. Составление правил дружбы







Страница 5


© 2010-2022