Дифференциация звуков [з] - [ж] (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: Дифференциация звуков [з] - [ж]. Цель: учить дифференцировать звуки [з] - [ж] в слогах, словах, предложениях на слух и в произношении и буквы З-Ж при чтении и письме; упражнять в употреблении существительных в форме предложного падежа единственного числа с предлогом в; отрабатывать дикцию; развивать мышление. Ход занятия 1. Организационный момент. У детей по одному разрезному слогу ши или жи. - Прочитайте слог ши (жи) и назовите слово с этим слогом. 2. Сравнение звуков [з]- [ж].
  • Как звенит комар? Расскажите о звуках [з], [зь].
  • Как жужжит жук? Расскажите о звуке [ж].
Логопед предлагает сравнить звуки [з] и [ж]. Чем они похожи? Чем отличаются? Дети сравнивают звуки по схеме анализа артикуляции звуков. 3. Дифференциация звуков [з] - [ж] на слух и в произношении. а) Загадка. Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок - Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
  • Как называются плоды дуба?
  • Перед вами дуб. На нем созрели жёлуди - жёлтые, тяжёлые.
Логопед демонстрирует жёлуди - Мы соберем их в корзинки. Логопед демонстрирует две корзинки. Корзинки будут наполняться жёлудями по ходу занятия. - В одну корзинку собирает жёлуди команда первого ряда - «Жуки», а в другую - команда второго ряда - «Комары». Посмотрим, чья команда наберёт больше жёлудей.
  • Готовы жуки к работе? Ответьте жужжаньем жуков.
  • Комары, готовы к работе? Ответьте звоном комаров.
б) Дифференциация изолированных звуков [з] - [ж]. - Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка:↑↓↑↓↑↓↓↑... Не ошибитесь. Команды хором произносят звуки по схеме. Логопед оценивает произношение и кладёт жёлуди в корзинки. в) Дифференциация звуков [з] - [ж] в слогах. Игра «Решето». Дети стоят около своих мест. - Замените в слоге звук [з] на [ж] и наоборот. Логопед произносит слог для каждого ребенка. Если ответ правильный, ребенок садится на место («просеивается» сквозь решето). Логопед оценивает работу команд и кладёт жёлуди в корзинки. г) Дифференциация звуков [з] - [ж] в словах. Игра «Эхо». - Повторите слова за мной, как эхо: чисто, без помехи. Команды поочередно произносят слова за логопедом: зайка - лужайка кожа - коза жук - зуб жевать - зевать глазок - флажок лизать - лежать Жора - Зоя лежа - береза В корзинку кладутся жёлуди. д) Дифференциация звуков [з] - [ж] в предложении. - Произнесите отчетливо скороговорку, выделяя голосом звуки [з] и [ж]. Задрожали зайки, Увидев волка на лужайке.
  • Произнесите скороговорку: со страхом; с сожалением.
Каждая команда произносит скороговорку.
  • Почему зайки задрожали?
Логопед кладёт в корзинку жёлуди. 4. Физминутка: «Жуки и комары». а) - Если в слове звук [ж] - летят дети команды «Жуки». Если в слове звук [з] - летят дети команды «Комары»: жаба, зонт, зубы, живот, кожура, газон. б) « Найди игрушку». По классу расставлены игрушки. - Найдите себе игрушку. «Жуки», найдите игрушку, в названии которой есть звук [ж], «Комары» - игрушку, в названии которой есть звук [з]. Логопед кладёт жёлуди в корзинки. 5. Дифференциация З-Ж при чтении и на письме. а) Чтение слогов и слов.

-Прочитайте слоги и слова чётко, выделяя голосом звуки [з] и [ж]. Команды поочередно читают пары слогов и слов и записывая их в тетрадь. б) «Кто где живёт?» - Назовите животных. Рассмотрите их жилища. Подумайте и скажите, кто где живёт? Логопед следит за употреблением существительных в форме предложного падежа единственного числа с предлогом в. в) Чтение предложений. Дети читают предложение. Называют в предложении третье слово, первое слово и т.д. После каждого вида чтения логопед оценивает работу команд. 6. Итог занятия. «Эстафета». Каждой команде дается столбик из шести слов. - Покажите, как научились различать звуки [з] - [ж] и обозначать их буквами З и Ж. .аба .убы .акат но.и Та.ы .ук у.и ва.а эта.и .авод .амок пи.ама Логопед подводит итог соревнования.


© 2010-2022