- Преподавателю
- Начальные классы
- Информационная карта актуального опыта педагога
Информационная карта актуального опыта педагога
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шилыганова И.В. |
Дата | 14.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ | ||||||||
I. Общие сведения | ||||||||
Ф.И.О. автора опыта
| Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом
| Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности
| |||||
Шилыганова Ирина Викторовна | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гремячевская СОШ
| Учитель начальных классов | 35 лет | |||||
II. Сущностные характеристики опыта | ||||||||
1. Тема актуального педагогического опыта (АПО) | Социализация личности обучающихся средствами внеурочной деятельности. | |||||||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Противоречия: - между школой и окружающей средой; - между индивидом и постоянно меняющимся миром; Новые условия: Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, группами, организациями, среди которых особое место занимает школа. Социализация личности школьника - процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды. | |||||||
3.Идея изменений (в чем сущность АПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Главная цель - осознание значимости социализации личности обучающегося в результате взаимодействия школы и среды. Важно в процессе социализации приобретение обучающимся качеств, необходимых ему для жизнедеятельности в обществе, овладение социальной деятельностью, социальным общением и поведением в обществе людей. | |||||||
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Большое влияние на социализацию ребенка оказывают многие факторы микросоциальной среды, требующей большого внимания школы. Именно по этому, на мой взгляд, тема роли образования на процесс социализации индивида в общеобразовательном учреждении очень актуальна в нашем постоянно меняющемся мире. В условиях головокружительной скорости технических достижений, часто меняющейся политической и социальной обстановки ребенку надо научиться ориентироваться, научиться во всем разбираться, принять и понять все необходимые правила данного общества и именно школа должна помочь ребенку в осознании себя членом этого общества. | |||||||
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Создание условий для всестороннего развития личности с учетом результата анализа актуальных и перспективных потребностей обучающихся, прогнозирования уровня индивидуального развития каждого. Создание условий самореализации личности не только в школе, но и в учреждениях дополнительного образования. Открытие в школе и в учреждениях дополнительного образования кружков с учетом интересов обучающихся. Создание в школе детского объединения «Радуга», организация работы объединения, вовлечения всех обучающихся начальной школы в интересную творческую жизнь. Проведение мероприятий, праздников, конкурсов, спортивных соревнований. | |||||||
6.Результат изменений | Повысилась культура поведения младших школьников. Рост уровня воспитанности обучающихся с 70% до 85%, более высокий уровень развития школьных коллективов. Развитие духовно - нравственных качеств обучающихся. | |||||||
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Публикация родительского собрания «Роль семьи и школы в формировании интереса к учению» на образовательном сайте «Завуч.инфо». | |||||||
III. Описание актуального педагогического опыта учителя Тема инновационного опыта «Социализация личности средствами внеурочной деятельности» актуальна и значима в воспитательной деятельности. Чем больше обучающийся занят любимым интересным делом, тем успешнее решаются проблемы воспитания и обучения ребенка. Основой сотрудничества школы и учреждений дополнительного образования является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей и направлена на решение следующих задач: - обеспечение качественного образования обучающихся; - формирование нравственности и культуры поведения у обучающихся; - развитие индивидуальных творческих способностей, развитие коммуникативных навыков, интеллекта; - формирование потребности в здоровом образе жизни; - формирование сплоченных классных коллективов; - участие в общешкольных делах, публичные выступления. Совершенствование форм и методов воспитания учащихся достигается использованием личностно - ориентированных технологий, метода проектов, ИКТ, игровых технологий, дифференцированного подхода в воспитании. С 2007 по 2011г.г. я была старшей вожатой в нашей школе. Мною было создано детское объединение «Радуга», наработан большой практический материал, и данный опыт позволяет мне дальше вести дополнительную образовательную работу с детьми. Еженедельное проведение линеек дисциплинирует детей. Они стремятся к тому, чтобы не подвести свой отряд, участвуя во всех делах «Радуги». С большой теплотой они писали сочинения для наших школьных конкурсов «Моя мама», «Вот какой мой папа», «Как я провел каникулы» и другие. Надолго запомнились нашим детям такие праздники, как «Прием первоклассников в «капельки», «А ну - ка, мальчики», фольклорный праздник «Преданья старины глубокой», «Зарнички», «Смотр строя и песни», концерт «Весенняя капель» и другие. На общем родительском собрании была показана презентация о деятельности нашего детского объединения «Радуга». В этом году я веду кружок «Драматический». Мною создана программа, реализация которой позволит развить творческие способности обучающихся, повысить их личностный рост, создать коллектив детей с привлечением их родителей. Сроки реализации программы 2012г. - 2014г. Одной из важнейших социально - педагогических проблем в современном начальном образовании является развитие общей культуры развития ребенка, приобщения его к духовному богатству современной цивилизации. Особо актуальной в данном контексте представляется работа с учениками над литературными текстами, которая открывает широкие возможности для формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений, развития творческих способностей, самореализации личности ребенка. Среди инструментов этого процесса может и должен быть, по нашему мнению, школьный театр - одна наиболее наглядных форм художественного отражения жизни детьми. Программа основывается на следующем предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей и социализации личности младшего школьника является процессуальной. Это значит, что важнейшим в детском творческом театре является не столько конечный результат, сколько процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Л. С. Выготский отмечал: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении». Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик, прежде всего, теории ведущего вида деятельности А. Леонтьева, и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Игра для ребенка - способ познания и освоения окружающего мира, а театральная игра - шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания присваиваются в поле проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут (1 класс) и 45минут (4 класс). Цель: создание условий для социализации личности младших школьников. Их эмоционально - эстетического развития. Задачи: - развитие общей культуры ребенка средствами театральной деятельности; - формирование умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика; - выявление и развитие индивидуальных природных способностей детей; - развитие устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография; - формирование базовых психологических качеств: самостоятельности, уверенности, толерантности. Принципы и подходы. - концентрический принцип; - художественно - эстетический; - коммуникативно - деятельный подход; - личностно - ориентированный подход. Ожидаемые результаты. - повышение уровня общей культуры учащихся; - приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика; - развитие индивидуальных природных способностей детей; - появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография; - формирование базовых психологических качеств (самостоятельность, уверенность, толерантность), потребности в самопознании и саморазвитии, культуры общения и поведения в социуме. Участники моего кружка учатся общаться друг с другом и со взрослыми в различных жизненных ситуациях, знакомятся с основами театральной культуры, развивают эстетический вкус, развивают способности творчески относиться к любому делу. «Ритмопластика или сценическое движение особенно нравится детям. Ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения обеспечивают развитие естественных психомоторных способностей детей, обретения ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности движений. У детей развивается речь, вырабатывается четкая дикция и разнообразная интонация путем игр и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Разыгрывание сценок и спектаклей увлекает детей. Они с большим удовольствием превращаются в героев сказок. Со старшей группой мы приняли участие в концерте ко Дню учителя. На данный момент готовимся к выступлению перед дошкольниками и учащимися младших классов со старшей и младшей группой кружковцев. Младшая группа (1- е классы) подготовила сказку «Под грибом» (по мотивам сказки В. Сутеева), старшая группа (4 - е классы) - сказка Н. А. Нюхалова «Теремок». Учитель учит детей, пока сам учится. Я полагаю, что работа с современными детьми должна основываться на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка, чтобы воспитать личность, надо помнить о нравственных традициях, сложившихся на Руси. В процессе развития человек постигает культурное наследие прошлого, духовное богатство народа, знакомясь с литературой, живописью, историей и архитектурой, а также традициями и обычаями своего народа. Что будет главным в жизни будущего человека, сказать трудно. Но истинные ценности и красота человеческих взаимоотношений будут вечны всегда. Ш. А. Амонашвили сказал: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослее; надо принимать их как повторение своего детства. Чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом»
| ||||||||
| ||||||||
|
|
|
|
|
|
IY. Экспертное заключение