- Преподавателю
- Начальные классы
- Как помочь детям с трудностями в освоении письма
Как помочь детям с трудностями в освоении письма
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Будрина Л.О. |
Дата | 13.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Как помочь детям с трудностями освоения письма
(рекомендации родителям)
Чаще всего трудность освоения письма связана с недостатками фонетико-фонематического восприятия, которые очень осложняют и замедляют процесс звуко-буквенного анализа, а отсюда - и процесс формирования навыка письма. эти нарушения не имеют ярко выраженных специфических проявлений на начальном этапе (особенно в первые полгода в первом классе). В то же время отсутствие своевременной помощи приводит к непроходящим трудностям освоения навыка письма. И потому занятия по коррекции этих трудностей - необходимое условие успешного формирования навыка письма. Вам предлагается комплекс занятий и ряд рекомендаций, которые помогут справиться с нарушениями фонетико-фонематического восприятия. Но, начиная самостоятельные занятия с ребёнком, необходимо помнить:
- Работа потребует от вас напряжения и выдержки, т.к. положительные результаты появятся не сразу, и радость небольших успехов будет чередоваться с новыми огорчениями. Даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может серьёзно осложниться.
- Неожиданное ухудшение может быть для вас своеобразным сигналом ухудшения состояния ребёнка. Это может быть преддверием болезни, показателем сильного утомления, результатом стресса и значительного эмоционального напряжения.
- Занятия должны быть систематическими, лучше ежедневными, но их продолжительность не должна превышать 15 - 20 минут.
- Во время занятий сохраняйте ровный и спокойный тон.
- Не забывайте похвалить ребёнка если не за успех, то хотя бы за старание.
- Успокойте и подбодрите в случае неудачи; важно, чтобы ребёнок был уверен в вашей поддержке.
- Никогда не занимайтесь с ребёнком, если он устал или плохо себя чувствует.
- Будьте внимательны не только к его поведению, но и к его жалобам.
Что необходимо для занятий?
- Тетрадь, чистые листы бумаги;
- ручка, карандаш, фломастеры;
- разрезная азбука;
- алфавит;
- картинки с изображением хорошо знакомых предметов (лучше наклеить их на картон, чтобы удобнее было пользоваться).
Занятия лучше начинать с повторения отдельных букв алфавита, закрепляя те буквы, которые ребёнок помнит нетвёрдо. Вы называете звук - ребёнок пишет букву. Шаг первый. В первую очередь ребёнка нужно научить слышать и выделять отдельный звук из ряда гласных (а, о, у, ы, и, э). Ребёнку называется ряд гласных, а он должен хлопнуть в ладоши или показать карточку с букой, когда услышит нужный звук. Помните, что на первых порах звуки должны быть в ударной позиции (доом, раак). Если ребёнку не удаётся выполнить задание, то надо ему подсказать. Повторите задания несколько раз. Постепенно в процессе упражнений он научится различать гласные. Шаг второй. Дальше переходите к различению и выделению согласных звуков. Ребёнок должен научиться различать согласные звуки в словах, должен узнавать слова, начинающиеся на определённый звук. Например, из слов мышка, кошка, ложка, чашка, мука, рука, мост, мак, маяк, кот, мыло ребёнок должен выделить те, которые начинаются со звука [м] и т.д. Но помните: произносить слова нужно чётко, не торопясь. Можно использовать предметные картинки (или рисунки). Если ребёнок справляется с данными заданиями, переходите к следующему этапу - выделению звуков из слов. Предложите узнать, какой первый звук в словах: Оля, Алик, Аня, Уля … Затем - выделить гласный звук в середине слова: сок, суп, мак, дым, лак… (звук должен находиться в ударной позиции). После этого можно переходить к выделению гласного звука, который находится в конце слова. Помните: нельзя приступать к следующему занятию, если ребёнок не усвоил предыдущее. Затем можно перейти к дописыванию недостающих букв или слогов по рисункам. Шаг третий. Дети, имеющие несформированность фонетико-фонематического восприятия (фонематического слуха), часто пропускают гласные звуки. Для исправления можно использовать деление слов на слоги. Ребёнок должен понять и запомнить, что без гласного нет слога. Выучите правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. 1) Дальше анализируйте слова различной слоговой структуры (один, два, три… слога) 2) Пусть ребёнок запишет название предмета по рисункам, дописав в каждом слове слог: Шко - пар - руч - дос - кни - пап -
3) пусть он назовёт слова из 1,2, 3 … слогов и составит их из букв разрезной азбуки. 4) составить имена из слогов верхней и нижней строчек: Фе, Лё, Та, То, Во, Ве дя, ва, ля, ня, ма, ва, ра 5) составить слова из «разбежавшихся» букв. Шаг четвёртый. Большую роль в процессе формирования фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза играет работа над предложением (с теми детьми, которые сливают предлоги, не разделяют слова …). Вначале следует разбирать предложения по вопросам, устанавливать связь слов по смыслу. При этом используйте: Договаривание предложений по рисункам; Составление схемы целого предложения. Предложение анализируется по схеме: слова - слоги - звуки. Всё это называется по порядку: Мама мыла раму.
- всё предложение
- слова
- слоги
- звуки (гласные, согласные).
Работаем над дифференциацией [б - п]. Занятие первое.
- Произнести звуки [б - п] и сравнить их по артикуляции ([б] - звонкий, тыльной стороной ладони ощущаем в области гортани дрожание, [п] - глухой - дрожания не ощущаем).
- Проговаривание звуков по слоговой таблице:
- Произнесение слов , например, бочка - почка, балка - палка. Дать понять, что с изменением одной буквы (звука) меняется и значение слова.
- Составление предложений с этими словами. Можно предложить такие:
Занятие второе.
- Звуки [б - п] в слоге, слове, предложении.
- Сравнить эти звуки по артикуляции.
- Работа по слоговой таблице (прочитать эти слоги и затем записать их под диктовку).
- Ребёнок читает слоги по карточкам: ба, па, бу, пу, бы, пы, бо, по. Затем карточки перевернём, ребёнок должен вспомнить этот ряд слогов.
- Берём картинки с изображением предметов, в названиях которых есть буквы п и б. разложить их в две кучки: в одну - с буквой п, в другую - с буквой б. Запишем слова.
Занятие третье.
- Повторяем артикуляцию.
- Повторяем слоговую таблицу.
- Записываем ряд слогов под диктовку: ба, по, бы, пу, па…
- Записываем под диктовку слова.
- Выполняем упражнение, вставляя в слова пропущенные буквы:
По такому же принципу проводится работа над дифференциацией остальных звонких и глухих согласных.
На занятиях по дифференциации звуков можно использовать следующие виды работ:
Предметное лото. Отбираются картинки на заданные звуки, определяется место звука в словах (начало, середина, конец слова). Затем картинки кладутся над отрабатываемыми буквами и выборочно записываются слова. Буквы подчеркнуть цветными карандашами. Буквенный диктант. Диктуем слова, ребёнок записывает только дифференцируемые буквы. Затем ребёнок по записанным буквам воспроизводит слова. Списывание текста с заданием. Вставить в предложение вместо картинки слово, подчеркнуть глухие и звонкие согласные. Все виды предложенных работ могут быть дополнены дидактическими играми, составленными на основе занятий и предложенных рекомендаций. С этой целью можно использовать любую настольную игру, в которой имеются картинки с изображением различных предметов. Играть можно так: - Что нарисовано? - Машина. - Что делает машина? - Едет. Постепенно вводится понятие предлога: Машина едет по дороге. Кукла. - Кукла лежит. - Кукла лежит в коляске. Работа с фишками разного цвета. Гласные - красная фишка; твёрдые согласные - синяя; мягкие согласные - зелёная.
Шаг шестой. Очень часто дети с несформированным фонематическим восприятием с трудом усваивают правописание гласных после шипящих (жи - ши, ча - ща, чу - щу). Ребёнку надо напомнить правило: после Ж,Ш надо писать И, а после Ч,Щ - У или А.
- Начнём работу с одной пары звуков, например, ЖИ-ШИ. Кладём на стол буквы И, Ы, Ш, Ж. Называем слоги, ребёнок выкладывает их. Не беда, если поначалу ребёнок будет брать букву Ы вместо И. Вы терпеливо напоминайте ему о правиле.
- После того, как со слогами справились, можно работать над словами:
- Вы называете предметы: кувшин, машина, ужи, уши…
Закрепив данное правило в слове, мы переходим к предложению.
- Дан сюжетный рисунок: ель, под елью ежи.
- Спиши стихотворение, вставь пропущенную букву цветным карандашом.
И на землю тихо Падает, лож..тся.
- Запиши это стихотворение по памяти.
- Прочитай, измени слово по образцу. Гласную после шипящей подчеркни: