Как помочь детям с трудностями в освоении письма

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Как помочь детям с трудностями освоения письма

(рекомендации родителям)


Чаще всего трудность освоения письма связана с недостатками фонетико-фонематического восприятия, которые очень осложняют и замедляют процесс звуко-буквенного анализа, а отсюда - и процесс формирования навыка письма. эти нарушения не имеют ярко выраженных специфических проявлений на начальном этапе (особенно в первые полгода в первом классе). В то же время отсутствие своевременной помощи приводит к непроходящим трудностям освоения навыка письма. И потому занятия по коррекции этих трудностей - необходимое условие успешного формирования навыка письма. Вам предлагается комплекс занятий и ряд рекомендаций, которые помогут справиться с нарушениями фонетико-фонематического восприятия. Но, начиная самостоятельные занятия с ребёнком, необходимо помнить:

  • Работа потребует от вас напряжения и выдержки, т.к. положительные результаты появятся не сразу, и радость небольших успехов будет чередоваться с новыми огорчениями. Даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может серьёзно осложниться.
  • Неожиданное ухудшение может быть для вас своеобразным сигналом ухудшения состояния ребёнка. Это может быть преддверием болезни, показателем сильного утомления, результатом стресса и значительного эмоционального напряжения.
  • Занятия должны быть систематическими, лучше ежедневными, но их продолжительность не должна превышать 15 - 20 минут.
  • Во время занятий сохраняйте ровный и спокойный тон.
  • Не забывайте похвалить ребёнка если не за успех, то хотя бы за старание.
  • Успокойте и подбодрите в случае неудачи; важно, чтобы ребёнок был уверен в вашей поддержке.
  • Никогда не занимайтесь с ребёнком, если он устал или плохо себя чувствует.
  • Будьте внимательны не только к его поведению, но и к его жалобам.

Что необходимо для занятий?
  • Тетрадь, чистые листы бумаги;
  • ручка, карандаш, фломастеры;
  • разрезная азбука;
  • алфавит;
  • картинки с изображением хорошо знакомых предметов (лучше наклеить их на картон, чтобы удобнее было пользоваться).


Занятия лучше начинать с повторения отдельных букв алфавита, закрепляя те буквы, которые ребёнок помнит нетвёрдо. Вы называете звук - ребёнок пишет букву. Шаг первый. В первую очередь ребёнка нужно научить слышать и выделять отдельный звук из ряда гласных (а, о, у, ы, и, э). Ребёнку называется ряд гласных, а он должен хлопнуть в ладоши или показать карточку с букой, когда услышит нужный звук. Помните, что на первых порах звуки должны быть в ударной позиции (доом, раак). Если ребёнку не удаётся выполнить задание, то надо ему подсказать. Повторите задания несколько раз. Постепенно в процессе упражнений он научится различать гласные. Шаг второй. Дальше переходите к различению и выделению согласных звуков. Ребёнок должен научиться различать согласные звуки в словах, должен узнавать слова, начинающиеся на определённый звук. Например, из слов мышка, кошка, ложка, чашка, мука, рука, мост, мак, маяк, кот, мыло ребёнок должен выделить те, которые начинаются со звука [м] и т.д. Но помните: произносить слова нужно чётко, не торопясь. Можно использовать предметные картинки (или рисунки). Если ребёнок справляется с данными заданиями, переходите к следующему этапу - выделению звуков из слов. Предложите узнать, какой первый звук в словах: Оля, Алик, Аня, Уля … Затем - выделить гласный звук в середине слова: сок, суп, мак, дым, лак… (звук должен находиться в ударной позиции). После этого можно переходить к выделению гласного звука, который находится в конце слова. Помните: нельзя приступать к следующему занятию, если ребёнок не усвоил предыдущее. Затем можно перейти к дописыванию недостающих букв или слогов по рисункам. Шаг третий. Дети, имеющие несформированность фонетико-фонематического восприятия (фонематического слуха), часто пропускают гласные звуки. Для исправления можно использовать деление слов на слоги. Ребёнок должен понять и запомнить, что без гласного нет слога. Выучите правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. 1) Дальше анализируйте слова различной слоговой структуры (один, два, три… слога) 2) Пусть ребёнок запишет название предмета по рисункам, дописав в каждом слове слог: Шко - пар - руч - дос - кни - пап -
3) пусть он назовёт слова из 1,2, 3 … слогов и составит их из букв разрезной азбуки. 4) составить имена из слогов верхней и нижней строчек: Фе, Лё, Та, То, Во, Ве дя, ва, ля, ня, ма, ва, ра 5) составить слова из «разбежавшихся» букв. Шаг четвёртый. Большую роль в процессе формирования фонематического восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза играет работа над предложением (с теми детьми, которые сливают предлоги, не разделяют слова …). Вначале следует разбирать предложения по вопросам, устанавливать связь слов по смыслу. При этом используйте: Договаривание предложений по рисункам; Составление схемы целого предложения. Предложение анализируется по схеме: слова - слоги - звуки. Всё это называется по порядку: Мама мыла раму.
  • всё предложение
  • слова
  • слоги
  • звуки (гласные, согласные).
Шаг пятый. Дети со сниженным фонематическим восприятием очень часто путают звонкие и глухие согласные, на письме звонкие согласные заменяют глухими: гол - кол, булка - пулка, заяц - саяц … И ребёнок может написать: В сату росли яплоки (В саду росли яблоки). Для того, чтобы исправить данный дефект, надо прежде всего научить сравнивать оппозиционные звуки.

Работаем над дифференциацией [б - п]. Занятие первое.
  • Произнести звуки [б - п] и сравнить их по артикуляции ([б] - звонкий, тыльной стороной ладони ощущаем в области гортани дрожание, [п] - глухой - дрожания не ощущаем).
  • Проговаривание звуков по слоговой таблице:
Ба - па, аба - апа Бо - по, обо - опо Бу - пу, убу - упу Бы - пы, ыбы - ыпы
  • Произнесение слов , например, бочка - почка, балка - палка. Дать понять, что с изменением одной буквы (звука) меняется и значение слова.
  • Составление предложений с этими словами. Можно предложить такие:
На вербе распустились бочки. В саду стоит почка с водой. (Пусть ребёнок найдёт ошибки и посмеётся). Можно записать правильные предложения под диктовку.
Занятие второе.
  • Звуки [б - п] в слоге, слове, предложении.
  • Сравнить эти звуки по артикуляции.
  • Работа по слоговой таблице (прочитать эти слоги и затем записать их под диктовку).
  • Ребёнок читает слоги по карточкам: ба, па, бу, пу, бы, пы, бо, по. Затем карточки перевернём, ребёнок должен вспомнить этот ряд слогов.
  • Берём картинки с изображением предметов, в названиях которых есть буквы п и б. разложить их в две кучки: в одну - с буквой п, в другую - с буквой б. Запишем слова.

Занятие третье.
  • Повторяем артикуляцию.
  • Повторяем слоговую таблицу.
  • Записываем ряд слогов под диктовку: ба, по, бы, пу, па…
  • Записываем под диктовку слова.
  • Выполняем упражнение, вставляя в слова пропущенные буквы:
Дети были в ..арке. Боре купили бара..ан. Бабушка пекла ..лины. Надя нарисовала ..абочку.
По такому же принципу проводится работа над дифференциацией остальных звонких и глухих согласных.
На занятиях по дифференциации звуков можно использовать следующие виды работ:
Предметное лото. Отбираются картинки на заданные звуки, определяется место звука в словах (начало, середина, конец слова). Затем картинки кладутся над отрабатываемыми буквами и выборочно записываются слова. Буквы подчеркнуть цветными карандашами. Буквенный диктант. Диктуем слова, ребёнок записывает только дифференцируемые буквы. Затем ребёнок по записанным буквам воспроизводит слова. Списывание текста с заданием. Вставить в предложение вместо картинки слово, подчеркнуть глухие и звонкие согласные. Все виды предложенных работ могут быть дополнены дидактическими играми, составленными на основе занятий и предложенных рекомендаций. С этой целью можно использовать любую настольную игру, в которой имеются картинки с изображением различных предметов. Играть можно так: - Что нарисовано? - Машина. - Что делает машина? - Едет. Постепенно вводится понятие предлога: Машина едет по дороге. Кукла. - Кукла лежит. - Кукла лежит в коляске. Работа с фишками разного цвета. Гласные - красная фишка; твёрдые согласные - синяя; мягкие согласные - зелёная.
Шаг шестой. Очень часто дети с несформированным фонематическим восприятием с трудом усваивают правописание гласных после шипящих (жи - ши, ча - ща, чу - щу). Ребёнку надо напомнить правило: после Ж,Ш надо писать И, а после Ч,Щ - У или А.
  • Начнём работу с одной пары звуков, например, ЖИ-ШИ. Кладём на стол буквы И, Ы, Ш, Ж. Называем слоги, ребёнок выкладывает их. Не беда, если поначалу ребёнок будет брать букву Ы вместо И. Вы терпеливо напоминайте ему о правиле.
  • После того, как со слогами справились, можно работать над словами:
  • Вы называете предметы: кувшин, машина, ужи, уши…
Первое задание. - Какую гласную ты напишешь после Ш?... Второе задание. - Подпиши предложенные рисунки. Третье задание. - допиши слово, слоги ЖИ - ШИ подчеркни: Малы.., камы.., стри.. …
Закрепив данное правило в слове, мы переходим к предложению.
  • Дан сюжетный рисунок: ель, под елью ежи.
Задание: - Что нарисовано на картинке? - Кто сидит под елью? - Запиши предложение, подчеркни ЖИ или ШИ.
  • Спиши стихотворение, вставь пропущенную букву цветным карандашом.
Белый снег пуш..стый В воздухе круж..тся

И на землю тихо Падает, лож..тся.
  • Запиши это стихотворение по памяти.
  • Прочитай, измени слово по образцу. Гласную после шипящей подчеркни:
Уж - ужи Ёрш - Мышь - Нож - Камыш - (Аналогичные задания проводятся при работе с другими сочетаниями: ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА). При закреплении этого правила можно использовать игру «лото». Попросите ребёнка отобрать картинки, в которых есть сочетания ЖИ-ШИ, повторите правило и разложите картинки на две кучки6 в одну с ЖИ, в другую - с ШИ. Для закрепления правила можно использовать небольшой диктант: Пушистый заяц встал на задние лапки. Люди должны дружить. В мастерской дети учатся шить. Если ребёнок ошибётся, пусть попробует найти ошибку сам.
© 2010-2022