Конспект урока. Слова близкие и противоположные по смыслу

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока русского языка в 1 «В» классе 1. Ф.И.О. Тюрина Ирина Васильевна 2. Место работы МБУ «Школа№3» 3. Должность Учитель начальных классов 4. Предмет Русский язык 5.

Класс 1 6. Тема «Слова, близкие и противоположные по значению» 7. Ресурсы. УМК «Перспектива» «Русский язык 1 класс» Л. Ф. Климанова, С.Г. Макеева Москва Просвещение 2013г.; методическое пособие, обучающий диск. 8. Цель урока Научить различать слова близкие и противоположные по значению, употреблять их в речи, обогащать словарный запас учеников

Задачи:

Образовательные: Ознакомить детей со словами противоположными и близкими по значению(синонимы,антонимы) активизировать их употребление, - обогащать речь детей словами - нравственными характеристиками; активизировать их употребление;

- продолжить знакомство со словарями как средством повышения речевой культуры.

Воспитательные:

вовлечь в активную познавательную деятельность

Развивающие:

продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, приводить примеры




Вид урока Урок - беседа 10. Тип урока Урок сообщения новых знаний 11. Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения Словесные, наглядные, практические
Технологии используемые на уроке Сотрудничество, ИКТ, здоровьесберегающие. 12. Необходимое техническое оборудование Слайды с иллюстрациями и интерактивными заданиями к уроку, интерактивная доска, проектор.
Формируемые УУД

Познавательные УУД

Общеучебные

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

Логические

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД

Планирование (определение цели)

Постановка вопросов

Прогнозирование

Регулятивные УУД

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;).

Контроль

Коррекция

Оценка



Личностные УУД

Смыслообразование

Нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Ход урока.

Вступительная часть.

1.Орг.момент.

- Долгожданный дан звонок, начинается урок!

-Сегодня на уроке мы будем выполнять чистописание, словарную работу, немного повторим и изучим новую тему.

2.Минутка чистописания.

На доске и в тетрадях учеников написаны буквы у; и.

-Ребята, давайте посмотрим и найдем общий элемент у данных букв! Как называется этот элемент?(короткая прямая наклонная с закруглениями вверху и внизу).

-Молодцы! Давайте сначало запишем число и классная работа в тетрадях (15 марта. Классная работа., посередине строк.), а затем пропишем буквы, образец написан у вас в тетрадях.(красиво, аккуратно, спинки ровно, локоточки на партах, тетради с наклоном, пишем красиво, выводим каждую букву)

4.Словарная работа.

-А какие словарные слова на одну из букв чистописания мы знаем?(учитель, ученик).

- Давайте запишем их в словарь! (учитель вызывает одного ученика к доске он записывает эти слова с комментированием , подчеркивает орфограммы, ставит ударение)

5.Актуализация ранее изученного.

-С какими необычными словами мы познакомились на прошлом уроке?(слова с несколькими значениями)

-Что значит слова с несколькими значениями ? (слова которые слышатся и пишутся одинаково ,но имеют несколько значений, обозначают разные предметы) Приведите примеры.

-Где мы можем посмотреть значения слов? (в толковом словаре)

Основная часть урока.

6. Постановка темы и цели урока.

- Ребята, давайте откроем учебники на с. 31 и посмотрим на картинки в упр.60. Что нарисовано на картинках? (маленькая девочка и мальчик )

_ Почитайте слова написанные вокруг картинки с маленькой девочкой ,вполголоса вместе.(малышка, крошка , малютка) ,а мальчик какой прочитайте. Что заметили в значении слов? Сравните слова вокруг картинок. (слова разные по звучанию и написанию, а означают одинаковое, смысл один)

- Значит какие это слова по значению? (одинаковые, близкие)

- Хорошо! Молодцы! Посмотрите на экран сравните, пожалуйста, описание характера мальчика в учебнике с качествами мальчика на экране. Что заметили? Какие слова по значению написаны вокруг мальчиков,по сравнению друг с другом? (они по значению не одинаковые, противоположные)

- Умнички! Как вы думаете , о чем будем говорить на уроке?( о словах близких и потивоположных по значению)

- Чему должны научиться? Какие цели поставить перед собой? (подбирать слова близкие и противоположные по значению ,различать их, узнать о словах что то новое)

7. Объяснение нового материала.

- Давайте послушаем, что нам расскажет, наш друг по изучению предмета русский язык, Иван Ивановича Самоварова. Внимание на экран! (Учитель включает объяснение темы используя предметный диск )

Беседа по прослушанному тексту.

-Итак, как называют слова близкие по значению, но разные по написанию? (синонимы)Учитель вывешивает новое слово на доску.

-Где мы можем посмотреть слова близкие по значению? (в словаре синонимов) Учитель показывает словарь.

-Существуют так же еще противоположные по смыслу слова и их называют -антонимы.(учитель вывешивает новое слово на доску) Так же существует словарь антонимов. (учитель показывает словарь и говорит что ученики просмотрят его позже).

-Итак, теперь мы знаем что слова бывают разные по значению. Как их называют? (синонимы и антонимы).

8.Физминутка.

9.Закрепление нового материала.

1.-Давайте попробуем выполнить упр.61.

-Прочитаем цепочки слов.

-Какие по значению слова в 1 и 2 цепочке?(близкие)

-Как мы называем близкие по смыслу слова?(синонимы).

-Обратите внимание на последние слова в цепочках. Матушка и батюшка! В старину так называли мам и пап.

-Спишите пожалуйста цепочки слов, но первую цепочку записывают- девочки ,а вторую-мальчики. Пишем с красной строки, красиво, аккуратно , следим за правильным соединением букв, спинки ровные, тетради с наклоном, локоточки на партах.

2.-Молодцы! Обратите внимание на доску. На доске вывешены карточки со словами ,которые вы можете увидеть в упражнении 63 , и они же описывают личные качества характера людей. И даны напротив карточки со словами для выбора. Вам нужно подобрать слова противоположные по смыслу. (дети выходят к доске и подбирают, прикрепляя подходящие слова из слов для выбора).

-Какими вы хотите быть? Запишите! (Пишем красиво, аккуратно)

3.Хорошо! Внимание на экран! Прочитайте пословицу.

-Земелька черная, а хлебец белый родит.

- как вы понимаете ее смысл? (земля по цвету черная, а хлеб белый пекут)

-Что заметили? Какие по смыслу слова вы здесь встретили? (противоположные, антонимы)

- Запишите антонимы самостоятельно в тетрадь, а потом проверим.(ученики записывают)

-Какие слова записали?

-Кто согласен? Поднимите руку.

-Прочитайте следующую пословицу.

-Если врун, то и обманщик, а не обманщик, то и плут.

-Ребята, какое незнакомое слово мы встретили в пословице? (плут. )а вы знаете кто такой плут?(это по - другому обманщик, врун)

-Как вы понимаете смысл пословицы? (Если человек обманывает, то он все равно будет вруном)

-А какие по смыслу вы здесь встретили ? (близкие, синонимы)

-Запишите синонимы из этой пословицы самостоятельно.

-Какие слова записали?

-Кто согласен? Поднимите руку.

Заключительная часть урока.

10. Итог.

- С какими словами мы познакомились на уроке? Что нового о них узнали? Как их теперь правильно называем? В каких книгах мы можем посмотреть их? (Со словами близкими и противоположными по значению, синонимы -антонимы, в словарях синонимов и антонимов).Приведите примеры.

11.Рефлексия.

-Ребята, для того что бы оценить свою работу на уроке я вам раздала звездочки, но они потеряли окрас. Раскрасьте их по критериям:

- Красным -если считаете, что все поняли и поработали на отлично.

- Желтым - если считаете, что все поняли, но остались вопросы.

- Синим - если считаете , что нужно еще раз объяснить пройденную сегодня тему урока.

- Спасибо за урок! Очень хорошо поработали на уроке, особенно….(отметить активно работающих детей)

© 2010-2022