- Преподавателю
- Начальные классы
- Планирование работы кружка Здоровей-ка внеурочная деятельность
Планирование работы кружка Здоровей-ка внеурочная деятельность
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Переславцева С.Н. |
Дата | 26.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
"Здоровей-ка"
3 классы
2014-2015 учебный год
Разработчик:
Переславцева Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровей-ка» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009 года.
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Плана внеурочной деятельности МБОУ « Гимназия №11» на 2014-2015 учебный год.
- Программа общего начального образования 2014-2015 учебный год
- Авторская программа "Здоровье", разработанная авторским коллективом, под руководством В.Н. Касаткина при финансовой поддержке «Института Открытое Общество Фонда Сороса».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы внеурочной деятельности "Здоровей-ка" - формирование ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся. Это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей: • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия; • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения; • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом; • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний). Задачи программы:
- формировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- пробуждать в детях желание заботиться о своём здоровье путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
- формировать установки на использование здорового питания;
- использовать оптимальные двигательные режимы для детей с учётом возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
- соблюдать здоровьесозидающие режимы дня;
- формировать негативное отношение к факторам риска здоровья (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- создать условия для становления умений противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
- формировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развить готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
- формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Содержание программы "Здоровей-ка" Раздел 1. Самопознание. Этот раздел дает школьникам базовые знания в области роста и строения организма человека. Показывает условия, в которых человеческое тело «работает» лучше всего. Самопознание дает возможность узнать о собственных чувствах и ощущениях, научиться регулировать эмоциональное состояние и определять психические и физические возможности собственного организма. Раздел состоит из двух подразделов: 1 Знание своего тела. 2 Самопознание через ощущение, чувство и образ. Ключевые понятия Знание своего тела:
- части и органы тела, и их функциональное предназначение;
- состояние здоровья и болезни;
- физиологические возможности в разные периоды жизни;
- физические аспекты индивидуальности человека.
- базовые компоненты и правила межличностного общения и поведения;
- навыки аргументирования и принятия решения;
- ролевые позиции;
- базовые принципы, формы и методы группового взаимодействия;
- идентификация индивидуума в различных социальных группах;
- формы и методы группового давления;
- поведенческие риски в группе.
- представление о коже, волосах и ногтях;
- гигиенический и косметический уход за кожей, волосами и ногтями.
- строение и функции органов ротовой полости;
- уход за зубами.
- представление о собственной работоспособности индивидуума в различных условиях;
- индивидуальное планирование собственной деятельности.
- общее представление об инфекционных заболеваниях;
- поведенческие стратегии, направленные на незаражение инфекциями.
- основные пищевые вещества, их значение для организма;
- основные пищевые продукты и блюда, индивидуальные нормы потребления;
- культура питания;
- факторы риска в питании, опасные для здоровья.
- правила покупки, хранения продуктов питания;
- приготовление пищи в разных условиях;
- "загрязнители" пищи;
- болезни, передаваемые через пищу.
- опасные факторы жилища, школы, улицы;
- основные травмы и повреждения: ожоги, отморожения, электротравмы, острые предметы, падение с высоты, падение с велосипеда, падение на роликах, укусы животных, насекомых, змей;
- первая помощь.
- выбор специалиста и учреждения; обращение за экстренной и плановой медицинской помощью;
- поведение в медицинских учреждениях;
- медицинское страхование;
- альтернативная медицина;
- реклама медицинских услуг;
- шарлатанство.
- Предупреждение употребления психоактивных веществ.
- "Легальные" (алкоголь, табак) и "нелегальные (наркотики) психоактивные вещества.
- Социальная, групповая и индивидуальная психологическая, физическая зависимость.
- Способы совладания с жизненными проблемами как позитивная профилактика зависимостей.
- Стандарты и нормы поведения учащихся по отношению к психоактивным веществам.
- Стратегии и технологии противостояния употреблению психоактивных веществ.
- Индивидуальная ответственность за употребление психоактивных веществ.
Методические принципы в реализации программы Во-первых, при реализации программы обучения здоровью необходимо ориентироваться не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений. При этом надо иметь в виду, что на формирование системы представлений школьников о здоровье и здоровом образе жизни может повлиять только та информация, которая в их сознании имеет прямое и непосредственное отношение к их собственной жизни. Во-вторых, очевидно, что без целенаправленной работы с системой субъективных отношений школьников все усилия педагогов по формированию у них представлений о здоровье и здоровом образе жизни, а также по обучению необходимым стратегиям и технологиям поведения окажутся малоэффективными. Для этого необходимо, чтобы транслируемая информация была в сознании школьников тем или иным образом связана с удовлетворением их потребностей. В-третьих, при реализации программы обучения здоровью и здоровому образу жизни преимущество должно быть отдано стратегиям по сравнению с технологиями. При этом необходимо обеспечить школьникам возможность приобрести опыт переживания тех эмоциональных состояний, которые возникают в процессе различных деятельностей, связанных со здоровьем. А поскольку он приобретается только в процессе самой деятельности, успешная реализации программы без достаточно большого количества практических занятий не представляется возможной. В-четвертых, при работе с программой необходимо решать одновременно три задачи: 1) формировать у школьников систему представлений о здоровье и здоровом образе жизни, 2) способствовать возникновению соответствующего субъективного отношения и З) обеспечивать их адекватными стратегиями и технологиями. В-пятых, критерием эффективности работы педагога является не усвоение школьниками тех или иных знаний, умений и т.д., не демонстрациям определенного отношения к проблемам здоровья и здорового образа жизни, а реальное изменение их поведения. В-шестых, педагогу нужно быть готовым к тому, что при реализации программы он столкнется различными психологическими сопротивлениям со стороны школьников, которые являются обычной и совершенно нормальной реакцией людей на попытку изменить структуру их сознания. Эти сопротивления носят различный характер в разном возрасте, в разных социокультурных и этнокультурных группах, поэтому педагогу обязательно необходимо иметь достаточно полное представление о них, чтобы наиболее адекватно выстроит систему преподавания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Срок
Тема занятия
Сроки
Часы
Форма занятия
Раздел «Самопознание»
Сентябрь
«Как живёт организм?» (рост и развитие человека)
1
Теоретическое занятие, беседа
Подготовка классного часа «Как живёт организм?» (рост и развитие человека)
2
Практическое занятие
Классный час «Как живёт организм?» (рост и развитие человека)
1
Практическое занятие
Октябрь
«Злые чувства - враг здоровой души»
1
Теоретическое занятие, беседа
Подготовка презентации для 3-х классов«Злые чувства - враг здоровой души»
2
Практическое занятие
Показ презентации «Злые чувства - враг здоровой души»
1
Практическое занятие
Раздел « Я и другие»
Ноябрь
«Родственные связи - семья»
1
Теоретическое занятие, круглый стол
Подготовка проекта «Родственные связи - семья»
2
Практическое занятие
Защита проекта
«Родственные связи - семья»
1
Практическое занятие
Декабрь
Творческая работа «Правила семейного общения»
1
Беседа
Подготовка выступлений
«Правила семейного общения»
1
Практическое занятие
Классный час «Правила семейного общения»
1
Практическое занятие
Раздел «Питание и здоровье»
Январь
«Питание- основа жизни» (режим питания, традиции приёма пищи в разных странах)
1
Теоретическое занятие, беседа
Подготовка презентации «Питание- основа жизни» (режим питания, традиции приёма пищи в разных странах)
2
Практическое занятие
Презентация «Питание- основа жизни» (режим питания, традиции приёма пищи в разных странах)
1
Практическое занятие, демонстрация в других классах
Раздел «Гигиенические правила и предупреждение
инфекционных заболеваний»
Февраль
«Если в городе эпидемия»
( представление об инфекционных заболеваниях)
1
Беседа
Подготовка сообщений на тему «Если в городе эпидемия»
( представление об инфекционных заболеваниях)
1
Практическое занятие
Выступление на классных часах с сообщениями на тему «Если в городе эпидемия»
( представление об инфекционных заболеваниях)
1
Практическое занятие, выступление
Март
«Активный и пассивный отдых»
1
Беседа, теоретическое занятие
Подготовка презентации«Активный и пассивный отдых»
2
Практическое занятие
Презентация «Активный и пассивный отдых»
1
Практическое занятие, демонстрация
Раздел «Основы личной безопасности и профилактика травматизма»
Апрель
«Первая помощь при несчастных случаях» (ожог, электротравма, падение с высоты)
1
Теоретическое занятие, круглый стол
Подготовка ролевой игры «Первая помощь при несчастных случаях» (ожог, электротравма, падение с высоты)
2
Практическое занятие
Ролевая игра «Первая помощь при несчастных случаях» (ожог, электротравма, падение с высоты)
1
Игра
Раздел «Предупреждение употребления психоактивных веществ»
Май
«Вред табачного дыма»
1
Теоретическое занятие, дискуссия
Подготовка сказки «Вред табачного дыма»
2
Практическое занятие
Сказка «Вред табачного дыма»
1
Инсценировка сказки
Итого: 34 часа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система РО Л.В.Занкова «Школа России» Должны знать: - значение почвы для здоровья человека, - правила безопасного поведения человека в природе: у водоёма, в лесу.
Уметь: - моделировать варианты вмешательства человека в природные сообщества и прогнозировать их последствия для здоровья человека. Выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения, оценивать своё поведение.
Должны знать: - строение тела человека, - основные системы органов и их роль в организме, - правила гигиены, - основы здорового образа жизни, - правила безопасного поведения в быту и на улице, - основные дорожные знаки, -правила противопожарной безопасности, - основы экологической безопасности. Уметь: - выполнять правила личной гигиены и безопасности, -оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, - обращаться с бытовым фильтром для очистки воды.