Планирование работы кружка Здоровей-ка внеурочная деятельность

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

"Здоровей-ка"

3 классы

2014-2015 учебный год



Разработчик:

Переславцева Светлана Николаевна,

учитель начальных классов







ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровей-ка» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 06.10.2009 года.
  2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
  3. Плана внеурочной деятельности МБОУ « Гимназия №11» на 2014-2015 учебный год.
  4. Программа общего начального образования 2014-2015 учебный год
  5. Авторская программа "Здоровье", разработанная авторским коллективом, под руководством В.Н. Касаткина при финансовой поддержке «Института Открытое Общество Фонда Сороса».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы внеурочной деятельности "Здоровей-ка" - формирование ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся. Это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей: • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия; • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения; • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом; • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой (ребёнок всегда стремится к удовлетворению своих актуальных потребностей, он не знает, что такое будущее, и поэтому ни за что не пожертвует настоящим ради будущего и будет сопротивляться невозможности осуществления своих желаний). Задачи программы:

  • формировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • пробуждать в детях желание заботиться о своём здоровье путём соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
  • формировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
  • формировать установки на использование здорового питания;
  • использовать оптимальные двигательные режимы для детей с учётом возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
  • соблюдать здоровьесозидающие режимы дня;
  • формировать негативное отношение к факторам риска здоровья (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
  • создать условия для становления умений противостоять вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
  • формировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развить готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
  • формировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Содержание программы "Здоровей-ка" Раздел 1. Самопознание. Этот раздел дает школьникам базовые знания в области роста и строения организма человека. Показывает условия, в которых человеческое тело «работает» лучше всего. Самопознание дает возможность узнать о собственных чувствах и ощущениях, научиться регулировать эмоциональное состояние и определять психические и физические возможности собственного организма. Раздел состоит из двух подразделов: 1 Знание своего тела. 2 Самопознание через ощущение, чувство и образ. Ключевые понятия Знание своего тела:
  • части и органы тела, и их функциональное предназначение;
  • состояние здоровья и болезни;
  • физиологические возможности в разные периоды жизни;
  • физические аспекты индивидуальности человека.
Самопознание через ощущение, чувство, образ: • основные ощущения, чувства и эмоции индивидуума; • я-концепция и индивидуальный психологический образ; • решение собственных психологических проблем в разные периоды жизни. Раздел 2. Я и другие. В данном разделе изучается понимание базовых принципов и практических способов общения, а также методов эффективного взаимодействия. Раздел помогает решить вопросы конструктивного взаимодействия в различных социальных группах. Ключевые понятия:
  • базовые компоненты и правила межличностного общения и поведения;
  • навыки аргументирования и принятия решения;
  • ролевые позиции;
  • базовые принципы, формы и методы группового взаимодействия;
  • идентификация индивидуума в различных социальных группах;
  • формы и методы группового давления;
  • поведенческие риски в группе.
Раздел 3. Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний. В разделе обсуждаются вопросы поведения, связанного с базовыми гигиеническими навыками, рациональной практикой чередования отдыха и труда. Он помогает понять взаимосвязь между средой, человеческим поведением и болезнями. Раздел состоит из четырех подразделов. I. Гигиена тела. 2. Гигиена полости рта. 3. Гигиена труда и отдыха. 4. Профилактика инфекционных заболеваний. Ключевые понятия Гигиена тела:
  • представление о коже, волосах и ногтях;
  • гигиенический и косметический уход за кожей, волосами и ногтями.
Гигиена полости рта:
  • строение и функции органов ротовой полости;
  • уход за зубами.
Гигиена труда и отдыха:
  • представление о собственной работоспособности индивидуума в различных условиях;
  • индивидуальное планирование собственной деятельности.
Профилактика инфекционных заболеваний:
  • общее представление об инфекционных заболеваниях;
  • поведенческие стратегии, направленные на незаражение инфекциями.
Раздел 4. Питание и здоровье. Раздел посвящен изучению основных пищевых веществ, помогает ученикам сделать правильный выбор в питании и понять факторы, которые мешают этому выбору. Раздел состоит из двух подразделов: 1. Питание - основа жизни 2. Гигиена питания. Ключевые понятия Питание-основа жизни:
  • основные пищевые вещества, их значение для организма;
  • основные пищевые продукты и блюда, индивидуальные нормы потребления;
  • культура питания;
  • факторы риска в питании, опасные для здоровья.
Гигиена питания:
  • правила покупки, хранения продуктов питания;
  • приготовление пищи в разных условиях;
  • "загрязнители" пищи;
  • болезни, передаваемые через пищу.
Раздел 5. Основы личной безопасности и профилактика травматизма. Раздел помогает ученикам выработать устойчивые стереотипы поведения, направленные на уменьшение травмоопасных ситуаций на дороге, в школе, дома, на улице. Он ориентирует на выработку оптимальных стратегий и технологий поведения в предсказуемых и непредсказуемых экстремальных ситуациях. Раздел состоит из трех подразделов: 1. Безопасное поведение на дорогах. 2. Бытовой и уличный травматизм. 3. Поведение в экстремальных ситуациях. Ключевые понятия Безопасное поведение на дорогах: • основные ситуации, приводящие к травмам на дороге; • навыки поведения на дороге и внутри транспортного средства; • персональная ответственность за свое поведение на дороге. Бытовой и уличный травматизм. Бытовой и уличный травматизм:
  • опасные факторы жилища, школы, улицы;
  • основные травмы и повреждения: ожоги, отморожения, электротравмы, острые предметы, падение с высоты, падение с велосипеда, падение на роликах, укусы животных, насекомых, змей;
  • первая помощь.
Поведение в экстремальных ситуациях: • модели поведения в экстремальных ситуациях; • анализ условий и выработка алгоритма поведения в экстремальных ситуациях; • практические действия в экстремальных ситуациях. Раздел 6. Культура потребления медицинских услуг Раздел помогает учащимся быстро и точно выбрать учреждение и специалиста, оказывающих медицинские услуги; научиться адекватным формам общения со специалистами, оказывающими медицинские услуги. В разделе обсуждаются вопросы обращения с лекарственными препаратами. Раздел состоит из двух подразделов: 1. Выбор медицинских услуг. 2. Обращение с лекарственными препаратами. Ключевые понятия Выбор медицинских услуг:
  • выбор специалиста и учреждения; обращение за экстренной и плановой медицинской помощью;
  • поведение в медицинских учреждениях;
  • медицинское страхование;
  • альтернативная медицина;
  • реклама медицинских услуг;
  • шарлатанство.
Обращение с лекарственными препаратами: • приобретение лекарственных препаратов и обращение с ними, домашняя аптечка; • побочные действия лекарственных веществ, злоупотребления лекарственными веществами; • первая помощь при отравлении лекарственными веществами. Раздел 7. Предупреждение употребления психоактивных веществ Этот раздел помогает учащимся понять причины и закономерности в употреблении психоактивных веществ, пути вовлечения в этот процесс, а также выработать стереотипы поведения в ситуациях употребления психоактивных веществ. Ключевые понятия
  • Предупреждение употребления психоактивных веществ.
  • "Легальные" (алкоголь, табак) и "нелегальные (наркотики) психоактивные вещества.
  • Социальная, групповая и индивидуальная психологическая, физическая зависимость.
  • Способы совладания с жизненными проблемами как позитивная профилактика зависимостей.
  • Стандарты и нормы поведения учащихся по отношению к психоактивным веществам.
  • Стратегии и технологии противостояния употреблению психоактивных веществ.
  • Индивидуальная ответственность за употребление психоактивных веществ.

Методические принципы в реализации программы Во-первых, при реализации программы обучения здоровью необходимо ориентироваться не на передачу собственно знаний, а именно на формирование соответствующих представлений. При этом надо иметь в виду, что на формирование системы представлений школьников о здоровье и здоровом образе жизни может повлиять только та информация, которая в их сознании имеет прямое и непосредственное отношение к их собственной жизни. Во-вторых, очевидно, что без целенаправленной работы с системой субъективных отношений школьников все усилия педагогов по формированию у них представлений о здоровье и здоровом образе жизни, а также по обучению необходимым стратегиям и технологиям поведения окажутся малоэффективными. Для этого необходимо, чтобы транслируемая информация была в сознании школьников тем или иным образом связана с удовлетворением их потребностей. В-третьих, при реализации программы обучения здоровью и здоровому образу жизни преимущество должно быть отдано стратегиям по сравнению с технологиями. При этом необходимо обеспечить школьникам возможность приобрести опыт переживания тех эмоциональных состояний, которые возникают в процессе различных деятельностей, связанных со здоровьем. А поскольку он приобретается только в процессе самой деятельности, успешная реализации программы без достаточно большого количества практических занятий не представляется возможной. В-четвертых, при работе с программой необходимо решать одновременно три задачи: 1) формировать у школьников систему представлений о здоровье и здоровом образе жизни, 2) способствовать возникновению соответствующего субъективного отношения и З) обеспечивать их адекватными стратегиями и технологиями. В-пятых, критерием эффективности работы педагога является не усвоение школьниками тех или иных знаний, умений и т.д., не демонстрациям определенного отношения к проблемам здоровья и здорового образа жизни, а реальное изменение их поведения. В-шестых, педагогу нужно быть готовым к тому, что при реализации программы он столкнется различными психологическими сопротивлениям со стороны школьников, которые являются обычной и совершенно нормальной реакцией людей на попытку изменить структуру их сознания. Эти сопротивления носят различный характер в разном возрасте, в разных социокультурных и этнокультурных группах, поэтому педагогу обязательно необходимо иметь достаточно полное представление о них, чтобы наиболее адекватно выстроит систему преподавания.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Срок

Тема занятия

Сроки

Часы

Форма занятия

Раздел «Самопознание»

Сентябрь

«Как живёт организм?» (рост и развитие человека)


1

Теоретическое занятие, беседа





Подготовка классного часа «Как живёт организм?» (рост и развитие человека)


2

Практическое занятие


Классный час «Как живёт организм?» (рост и развитие человека)


1

Практическое занятие

Октябрь

«Злые чувства - враг здоровой души»


1

Теоретическое занятие, беседа


Подготовка презентации для 3-х классов«Злые чувства - враг здоровой души»


2

Практическое занятие


Показ презентации «Злые чувства - враг здоровой души»


1

Практическое занятие


Раздел « Я и другие»

Ноябрь

«Родственные связи - семья»


1

Теоретическое занятие, круглый стол


Подготовка проекта «Родственные связи - семья»


2

Практическое занятие


Защита проекта

«Родственные связи - семья»


1

Практическое занятие

Декабрь

Творческая работа «Правила семейного общения»


1

Беседа


Подготовка выступлений

«Правила семейного общения»


1

Практическое занятие


Классный час «Правила семейного общения»


1

Практическое занятие


Раздел «Питание и здоровье»

Январь

«Питание- основа жизни» (режим питания, традиции приёма пищи в разных странах)


1

Теоретическое занятие, беседа


Подготовка презентации «Питание- основа жизни» (режим питания, традиции приёма пищи в разных странах)


2

Практическое занятие


Презентация «Питание- основа жизни» (режим питания, традиции приёма пищи в разных странах)


1

Практическое занятие, демонстрация в других классах


Раздел «Гигиенические правила и предупреждение

инфекционных заболеваний»

Февраль

«Если в городе эпидемия»

( представление об инфекционных заболеваниях)


1

Беседа


Подготовка сообщений на тему «Если в городе эпидемия»

( представление об инфекционных заболеваниях)


1

Практическое занятие


Выступление на классных часах с сообщениями на тему «Если в городе эпидемия»

( представление об инфекционных заболеваниях)


1

Практическое занятие, выступление

Март

«Активный и пассивный отдых»


1

Беседа, теоретическое занятие


Подготовка презентации«Активный и пассивный отдых»


2

Практическое занятие


Презентация «Активный и пассивный отдых»


1

Практическое занятие, демонстрация


Раздел «Основы личной безопасности и профилактика травматизма»

Апрель

«Первая помощь при несчастных случаях» (ожог, электротравма, падение с высоты)


1

Теоретическое занятие, круглый стол


Подготовка ролевой игры «Первая помощь при несчастных случаях» (ожог, электротравма, падение с высоты)


2

Практическое занятие


Ролевая игра «Первая помощь при несчастных случаях» (ожог, электротравма, падение с высоты)


1

Игра


Раздел «Предупреждение употребления психоактивных веществ»

Май

«Вред табачного дыма»


1

Теоретическое занятие, дискуссия


Подготовка сказки «Вред табачного дыма»


2

Практическое занятие


Сказка «Вред табачного дыма»


1

Инсценировка сказки

Итого: 34 часа



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Система РО Л.В.Занкова «Школа России» Должны знать: - значение почвы для здоровья человека, - правила безопасного поведения человека в природе: у водоёма, в лесу.
Уметь: - моделировать варианты вмешательства человека в природные сообщества и прогнозировать их последствия для здоровья человека. Выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения, оценивать своё поведение.
Должны знать: - строение тела человека, - основные системы органов и их роль в организме, - правила гигиены, - основы здорового образа жизни, - правила безопасного поведения в быту и на улице, - основные дорожные знаки, -правила противопожарной безопасности, - основы экологической безопасности. Уметь: - выполнять правила личной гигиены и безопасности, -оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи, - обращаться с бытовым фильтром для очистки воды.


© 2010-2022