Доклад на тему: Проектирование в воспитательной работе, как основа формирования компетентности педагогов и воспитанников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Проектирование в воспитательной работе , как основа формирования компетентности педагогов и воспитанников. Проектирование несет в себе большую воспитательную значимость. Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, который предполагает высокую квалификацию педагога. Актуальность этой технологии в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и является привлекательным для образования, стремящегося найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Сама суть понятия "проект" заключается в его прагматической направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» - брошенный вперед; это - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно- теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Если говорить о проектировании как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Таким образом, проектирование является и личностно-ориентированным и деятельностным , и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей, например, информационно-коммуникационных, коммуникативных, учебно-познавательных. Проектирование можно также рассмотреть как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, как способ реализации личностно ориентированного похода к образованию. Более того, можно утверждать, что при определенных условиях существует зависимость между участием человека в проектной деятельности и саморазвитием ее участников(их самоопределением, самореализацией, развитием творческих способностей и т.д.). Умение поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков - составляет основной предмет собственно педагогической деятельности в процессе проектирования. В педагогической теории исторически сложились два подхода к пониманию педагогического мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Мастерство учителя - это и есть компетентность. Главную роль в развитии компетентности педагога играют его профессионально- педагогические способности. Развитие способностей непосредственно связано с педагогическими умениями и навыками, которыми должен владеть каждый компетентный педагог. В использование проектной технологии есть плюсы и минусы. Минусы -это большая нагрузка для педагога. Плюсы проектной технологии: навыки самообразования
Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и самоконтроля. При подборе материалов, учащиеся используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками. Активно используют ресурсы интернета. навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходится устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других. интерес к познавательной деятельности
Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А так же интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного воспитанника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в "разжеванном" виде. Но, самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни. моделируется реальная технологическая цепочка: задача - результат
Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 5 «П»: Проблема - проектирование - поиск - продукт - презентация. Учащиеся много обсуждают и задумываются: для чего им эта информация? Как ее применить на практике? "Плюсов" больше! Это наиболее эффективная технология для формирования творческой самостоятельности учащихся.
Метод проекта актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Свое выступление я хочу закончить пословицей, ясно выражающей сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, сделай вместе со мной - и я научусь».

© 2010-2022