Конспект урока письма и развития речи по теме Постановка вопросов к словам, обозначающих предметы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Конспект урока письма и развития речи по теме Постановка вопросов к словам, обозначающих предметы.Тема. Постановка вопросов к словам, обозначающих предметы. Цель. Закрепить умение ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы. Задачи: - отрабатывать умение различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?» ; - развивать зрительное восприятие при работе с картинками; память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении; умение работать в парах; - корригировать мышление при работе по карточке; - воспитывать положительную мотивацию, аккуратность при работе в тетрадях.

Ход урока. I. Орг. момент. 1. Посадка, проверка готовности.

- Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.

На меня все посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.
- Посмотрите на слайд. Сядьте правильно. 2. Психологический настрой.

- Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем. 3. Мотивация. - Какой сейчас урок? (урок письма и развития речи) - Чему мы учимся на уроке письма и развития речи? (грамотно, красиво писать и говорить ) - Для чего нам нужно уметь писать? (чтобы подписывать открытки, писать письма, заполнять документы) - Как вы должны работать на уроке? - (Хором) На уроке не спешу, Аккуратно я пишу, Чтоб учитель мне в тетрадь За урок поставил «5». Я желаю вам хорошо поработать и получить хорошие оценки. - Оценивать себя будете самостоятельно, с помощью листов самооценки. Если задание выполните правильно и аккуратно, ставите 2 балла, если допустите 1-2 ошибки или выполните неаккуратно, ставите 1 балл, если с заданием не справитесь, ничего не ставите. Тот, кто заработает 9 и более баллов, получит оценку «5», 6 - 8 баллов - оценку «4», меньше 6 баллов - оценку «3». Сегодня на уроке работать будем с учебником, по карточкам, у доски. Будете работать в парах и самостоятельно. II. АОЗ 1. Повторительно - обобщающая беседа. - Ребята, давайте вспомним, какую тему изучали на прошлом уроке? (слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? что?) - Как будем спрашивать о людях и животных? (о людях и животных мы спрашиваем - кто это? ) - Как будем спрашивать о других предметах? (о других предметах будем спрашивать - что это?) - Посмотрите на доску, назовите предметы, о которых будем спрашивать - кто это? - О каких предметах спросим - что это? - Ребята, какой сейчас месяц? (февраль) - Какие изменения в природе вы заметили? (день стал длиннее, солнце ярче светит, появляются сосульки ) - Когда сосульки становятся большими, с ними что делают? (их сбивают) - А зачем их нужно сбивать? (чтобы сохранить людям здоровье и жизнь, потому что сосулька может сорваться с крыши и падая может травмировать человека.) - Кто должен сбивать сосульки? (взрослые люди, работающие в специальной службе) - Сегодня на уроке мы своими знаниями будем сбивать сосульки с крыши. А для этого вам нужно правильно выполнять задания, которые записаны на них. 2. Проверка домашнего задания. - Что записано на первой сосульке? (проверка домашнего задания) - Какое задание нужно было выполнить дома? (записать слова в два столбика) - Откройте тетради, проверим домашнее задание с помощью сигнальных карточек. Приготовьте сигнальные карточки. - Что обозначают слова первого столбика? (название предметов) - На какой вопрос отвечают эти слова? (кто это?) - Проверим, какие слова записали в первый столбик. - Что обозначают слова второго столбика? (название предметов) - На какой вопрос отвечают эти слова? (что это?) - Проверим, какие слова записали во второй столбик. - Что мы сейчас делали? (проверяли домашнее задание) - Зачем мы проверяли домашнее задание? (чтобы проверить, у всех ли правильно выполнено) - Возьмите листы самооценки и оцените себя. Если всё выполнили правильно, поставьте 2 балла. Если допустили 1 ошибку или написали неаккуратно, поставьте 1 балл. - Итак, вы своими знаниями сбили первую сосульку. 3. Сообщение темы и цели урока. - Тема нашего урока : «Постановка вопросов к словам, обозначающих предметы.» Сегодня на уроке мы закрепим умение ставить вопросы кто? что? к словам, обозначающим предметы и отработаем умение различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?». III. Закрепление изученного материала. - Подготовим наши пальчики к работе.

«Весёлые льдинки».

Под самым карнизом, (сжимают и разжимают пальцы)

Над самым оконцем

Забралось в сосульки (стучат пальцами по столу)

Весеннее солнце. (поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут (сжимают и разжимают пальцы)

По сосульками слезинки…

И тают сосульки - (стучат пальцами по столу)

Весёлые льдинки.
1. Запись числа в тетрадь. - Какое сегодня число? - Запишем в тетрадь число и классная работа. - Как будете записывать? - Отступите 2 строчки вниз, на третьей 4 пальчика от края, запишите число 16 февраля, на следующей строчке классная работа. 2. Минутка чистописания. - Ребята, скажите, февраль это какой месяц? (зимний) - Какую букву любит зима? (з) - Какая это буква? (Согласная, парная, звонкая) - Какие буквы мы пишем на уроке письма? (прописные и строчные) - Прописная это какая буква? (большая) - А строчная это… (маленькая) - На минутке чистописания мы повторим, как пишется прописная и строчная буква «З з» - Посмотрите, как правильно пишется эта буква. - Возьмите ручку, пропишем эту букву в воздухе. - На следующей строчке пропишите, чередуя прописную и строчную букву «З з». - Что мы сейчас делали? (писали минутку чистописания) - Зачем мы пишем минутку чистописания? (чтобы уметь красиво, правильно писать буквы) - Возьмите листы самооценки и оцените себя. Тот, кто написал правильно и красиво ставит 2 балла. У кого не получилось написать все буквы правильно, ставит 1 балл. - И вы сбиваете ещё одну сосульку. 3. Словарная работа. - Чтобы сбить следующую сосульку вам нужно отгадать новое словарное слово. А для этого вам нужно быть внимательными. Первая буква этого слова стоит на последнем месте в алфавите. (я) (выставляю буквы на доску) - Вторую букву вы писали на минутке чистописания. (з) - Третья буква - безударная гласная в слове бусы. (ы) - Четвёртая буква - последняя согласная в слове мак. (к) - Какое слово получилось? (язык ) (выставляю карточку) - Слово «язык» необычное. У него много значений. Одно из значений я вам скажу. Язык - это орган, который находится во рту. - Для чего нужен язык человеку? (с помощью языка человек определяет вкус пищи, разговаривает ) - Ребята, о других значениях этого слова вы узнаете самостоятельно. Сегодня после уроков сходите в библиотеку, возьмёте словарь и узнаете, какое ещё значение имеет слово «язык» и на следующем уроке расскажите мне. - Прочитаем все вместе слово «язык». (хором) - Сколько звуков? - Сколько букв? - Сколько слогов в этом слове? - Как определяем количество слогов в слове? (сколько гласных, столько и слогов) - Назовите первый слог. - Второй слог. - На какой слог падает ударение? (второй) - Какую безударную гласную нужно запомнить? .(я) - Сможем ли мы перенести это слово с одной строки на другую? ( нет) - Почему? (первый слог состоит из одной буквы, мы не можем оставить одну букву на строке) - Как будете писать словарное слово в тетрадях? (одну строчку вниз, 2 пальчика от края, начну писать с большой буквы) - Запишите словарное слово в тетрадь, а я на доске. Поставьте ударение и подчеркните безударную «трудную» гласную. - Сколько звуков в слове? (4 зв.) - Запишем в скобках. - Сколько букв? (4 б.) - Слогов? (2сл.) - Закройте скобку. Запишите это слово в словарик. - Что мы сейчас делали? (познакомились с новым словарным словом) - Ребята, продолжаем работать с новым словарным словом. Подумайте, когда язык будет для нас другом, а когда врагом. Закончите предложение словами из правого столбика. Первое предложение докажет, что язык - наш друг. Какое предложение составите? - Какое предложение составите, чтобы доказать, что язык - наш враг? Язык ….. выдаёт секреты. Язык….. помогает мне рассказывать. - Запишем предложение, которое доказывает, что язык - наш друг в тетрадях на следующей строчке и на доске запишет …. - Что мы сейчас делали? - Зачем мы пишем словарные слова? (чтобы их запомнить и писать без ошибок) - Возьмите листы самооценки, и оцените себя. Если всё выполнили правильно - 2 балла, если допустили ошибку- 1 балл. - Ещё одну сосульку сбили. А сейчас немного отдохнём и физминутку проведём.

Физминутка.

Шаловливые сосульки Шаловливые сосульки (Руки на пояс, высоко подпрыгивать на месте.) Сели на карниз. (Сесть на корточки.) Шаловливые сосульки (Вставая, покрутить руками.)


Посмотрели вниз. (Посмотреть вниз из-под руки.) Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами.) Стали каплями кидаться. (Руками соответствующие движения.) Две сосульки вниз смотрели И на солнышке звенели: Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо - влево.) Кап-кап, дзинь - дзинь. - Тихо сядут девочки, ёще тише сядут мальчики. 4. Работа по учебнику. - Прочитайте задание на следующей сосульке. (работа по учебнику) Откройте учебники на стр. 148, найдите упр.9 - Послушайте задание. (читаю полностью задание) - Сколько предложений в этом упражнении? (3) - Прочитайте слова в скобках первого предложения . - Измените эти слова так, чтобы они обозначали много предметов и поставьте вопрос к каждому слову. - Какое первое предложение нужно будет записать? - Прочитайте слова в скобках второго предложения . - Измените эти слова и поставьте вопрос к каждому слову. - Какое второе предложение нужно будет записать? - Прочитайте слова в скобках третьего предложения . - Как нужно изменить слова и какой вопрос поставить к ним? - Какое третье предложение нужно будет записать? - Сейчас мы запишем эти предложения. Писать будем аккуратно. Давайте вспомним, как правильно оформляется предложение на письме? (Первое слово пишу с большой буквы, в конце ставлю точку. )

- Отступите 1 строчку вниз, 3 пальчика от края, запишите «Упражнение 9.» - На следующей строчке 2 пальца от края, первое предложение запишет на доске…., остальные в тетрадях. - Дальше будете работать самостоятельно. Данил, Света, Юля запишут второе предложение. Юля, какое предложение запишите? (В лесу живут (кто?) медведи, лисы, ежи.) - А остальные запишут ещё и третье предложение. Стас, какое ещё предложение запишите? - Приступайте к работе. - Закончили. Давайте проверять. Будете читать предложения, называть слова которые изменили и , какой вопрос поставили к этим словам. - Первое предложение читает …. - Следующее предложение - ….. -Что вы сейчас делали? (записывали предложения, в которых изменяли слова и ставили к ним вопрос ) - Возьмите листы самооценки, и оцените себя. Если выполнили всё верно, ставите 2 балла, если допустили ошибку или выполнили неаккуратно - 1 балл. - Мы сбили с вами сосульку. Прочитайте задание на последней сосульке. (работа по карточке) - Чтобы сбить следующую сосульку, вам нужно правильно выполнить задание по карточке. Но сначала выполним гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз (слайд) 5. Работа по карточкам. - У вас на партах лежат карточки, в которых написаны предложения. Вы должны поставить вопрос к словам, обозначающих предметы. - Возьмите конверт с карточкой. Приступайте к работе. ( В феврале солнце пригревает. В феврале бывают метели и вьюги. Собираются в стайки воробьи. С крыш свисают сосульки. Весело поют синицы. Февраль встречает весну. В феврале рождаются медвежата. Оживают птицы и звери. В феврале бывают оттепели. Начинает подтаивать снег. С ветки на ветку прыгают белки. ) - Начинаем проверять. Какие вопросы, и к каким словам вы поставили? - С чем мы сейчас работали? (с карточкой) - Какое задание выполняли? (ставили вопрос к словам, обозначающих предмет ) - Возьмите листы самооценки, и оцените каждый свою работу. Максимальное количество 3 балла. - Мы сбили последнюю сосульку. Значит, настало время задать вам домашнее задание. IV. Итог. 1. Объяснение домашнего задания. - Слушайте внимательно. Будете работать по этим же карточкам. Вам нужно будет записать предложения с вопросом к словам, обозначающих предметы. Юля, Данил, Света запишут одно предложение из своей карточки, остальные два предложения. 2. Подведение итога. - Ребята, скажите, какая тема нашего урока? (Постановка вопросов к словам, обозначающих предметы.) - Чему учились на уроке? (ставить вопросы к словам, обозначающих предметы.) - Какие задания выполняли? (минутка чистописания, словарная работа, работа по учебнику и по карточкам) 3. Оценивание. - Стас, как ты думаешь, кто сегодня на уроке работал лучше всех? - Юля, кто сегодня на уроке был активнее? - Возьмите листы самооценки. Посчитайте, сколько баллов вы набрали. - Поднимите руку, кто набрал 9 и более баллов. Я согласна с вашей оценкой, за урок вы получаете «5». Поднимите руку, кто набрал от 6 до 8 баллов. Вы получаете «4». Поднимите руку, кто заработал 5 и менее баллов. Ваша оценка за урок «3». 4. Рефлексия. - Ребята, закончите предложение Сегодня на уроке я научился… я выполнял задания … я работал … - Урок окончен. Всем спасибо.

© 2010-2022