Рабочие программы 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Саконская средняя школа"

Ардатовского муниципального района





Принята на заседании Утверждаю педагогического совета Директор школы

протокол №10 ______________

от 28 августа 2015 года О.А.Поселеннова

Приказ №290

от 1сентября 2015 года













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по нижегородской стороне


4 класс

Составитель: учитель начальных классов

Осяева Наталья Викторовна

с. Саконы

  1. год

I.Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Нижегородская сторона» разработана на основе авторской программы интегрированного курса литературного чтения для начальной школы В.Ф.Одеговой «Нижегородская сторона» в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Актуальность данного предмета. Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003-2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения.

Данные научных исследований утверждают, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие мышления, роль книги неизмеримо возрастает. Несмотря на то, что авторы учебников по литературному чтению различных систем обучения в начальной школе затрагивают основные направления по формированию вдумчивого читателя, огромную помощь в решении этой задачи на региональном уровне способен оказать интегрированный курс литературного краеведения «Нижегородская сторона» В.Ф.Одеговой.

Интеграция в данном случае подразумевает создание более благоприятных условий для овладения читательской деятельностью младшими школьниками на краеведческом материале. Краеведение - это совокупность знаний о родном крае, изучение его природы, истории, культуры, экономики, быта и т.д. Интерес к школьному краеведению в последние годы заметно повысился. Повысилось понимание его большого образовательного и воспитательного значения, обусловленного несколькими факторами:

растущим влиянием знания истории большой и малой Родины на патриотическое воспитание школьников;

стремлением к постепенному познанию всего многообразия природы, экономики и культуры нашей огромной страны через познание их региональных особенностей

поисками новых форм, методов, целей воспитания, основанных на этнопедагогике, на наших традиционных нравственных ценностях

В период расслоения общества, когда нравственные ориентиры нивелированы, эта проблема чрезвычайно актуальна. Приобщение учащихся к нравственным ценностям - дело первостепенной важности в формировании личности младшего школьника, в воспитании гражданина и патриота. Результативность воспитания нравственных начал и гордости за свою большую и малую Родину тем выше, чем раньше начинается процесс формирования этих качеств у человека.

Цель курса, соединившего в себе литературное чтение и краеведческий материал:

создание условий для развития читательского интереса и овладение читательской деятельностью младшими школьниками на краеведческом материале формирование духовно - нравственных ориентиров личности младшего школьника в процессе становления читательской деятельности на основе создания образа Нижегородского края и его центра - Нижнего Новгорода, первичного знакомства с жизнью Нижегородчины сегодня и в прошлом.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

развивать потенциальные возможности речевого и дыхательного аппарата

познавательный интерес к своей малой родине через содержание текстов о родном крае и различные формы работы с ними

воображение на основе восприятия текстов краеведческого содержания

представления о достопримечательностях Нижегородского края

историческое и образное мышление на основе осознания содержания изучаемого краеведческого материала

речь учащихся, осуществлять лингвистическое развитие младших школьников в процессе знакомства с нижегородскими диалектизмами, устным народным творчеством

эстетические патриотические чувства в ходе знакомства с народными промыслами и фольклорным наследием Нижегородского Поволжья

учить (на основе внедрения здоровьесберегающих технологий)

осознанному восприятию содержания краеведческого материала в процессе слушания и чтения

дифференциации научно-познавательных и художественных текстов

способам действий при работе над текстом и при выполнении практических упражнений творческого характера

умению работать с краеведческим материалом учебников для2-4 классов

воспитывать положительные привычки учащихся начальных классов в организации собственного досуга на основе реализации деятельностного подхода в процессе изучения курса «Нижегородская сторона»

творческую личность в процессе осуществления речевой, трудовой и эстетической деятельности

духовно-нравственные качества в младших школьниках

бережное отношение к этнокультурному наследию родного края

патриотическое отношение к своей малой родине

II. Общая характеристика учебного предмета

(Из авторской программы курса «Нижегородская сторона» В.Ф.Одеговой)

Как часть литературного чтения, курс «Нижегородская сторона» создает условия для успешного решения типичных предметных задач: совершенствование навыка чтения, организация понимания читаемого на уровне подтекста и идеи, формирование отношения к художественной литературе как к искусству.

В интегрированном курсе литературного чтения «Нижегородская сторона» реализуются идеи формирования нравственных начал личности младшего школьника через образ малой родины, созданный в процессе овладения навыком читательской деятельности.

Перспективность и востребованность регионального курса «Нижегородская сторона» в нашей области обеспечиваются не только общеизвестными (доступность, научность, систематичность), но и другими актуальными принципами и подходами.

Это, прежде всего, принцип интеграции, подразумевающий несколько аспектов:

необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирование их познавательной активности

интеграция курсов литературного чтения и краеведения, цель которой - приобщение к духовно-нравственным ценностям малой родины через чтение краеведческого материала, творческое усвоение лучших образцов художественно-эстетического наследия Нижегородского края

возможность формирования позитивной мотивации и познавательного интереса к получению новых знаний, оптимального комплексного решения учебных задач более широкого ряда предметных курсов - литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, технологии, окружающего мира

Важнейшим условием эмоционального воздействия на учащихся является реализация принципа фольклористики.

Курс «Нижегородская сторона» включает в себя не только исторический, этнографический и экологический материал в адаптированном к возрасту учащихся виде, но и различные направления народного творчества - фольклорно-лингвистического. Изучение богатства устного народного творчества проходит через весь курс «Нижегородская сторона» (2-4 классы).

Знакомство и освоение секретов декоративно - прикладного искусства родного края в практическом плане предполагается осуществлять также на протяжении всего курса.

Принцип наглядности обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашей области. Реализация данного принципа осуществляется через структуру учебного пособия, демонстрацию натуральных объектов в музее, на экскурсии, при просмотре видеофильмов, кинофильмов, мультимедийных средств.

Эффективную реализацию многоплановости содержания курса «Нижегородская сторона», охватывающего вопросы истории, географии, экономики, искусства, литературы обеспечивает принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Возрастной принцип определяет специфику содержания в начале знакомства с родным краем не на основе хронологии, а на том, что ребенок видит или может увидеть вокруг себя. В соответствии с этим положением различные аспекты курса получают постепенное развитие в ходе преподавания по возрастающей степени сложности.

Принцип экологизации предполагает использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения литературному слушанию и чтению, а также экологизацию содержания.

Реализация принципа экологизации в процессе чтения и осознания текстов краеведческого характера направлена на формирование личности младшего школьника, на укрепление физического и нравственного здоровья подрастающего поколения.

Успешность реализации данных принципов строится с учетом и на основе деятельностного подхода, который предполагает деятельностное состояние коры головного мозга в процессе слушания и чтения текстов краеведческого содержания. Активное, заинтересованное отношение обучающихся порождается разными видами деятельности:

* познавательная деятельность порождает знания;

* ориентационная - ценности;

* художественная - произведения искусства и представления о них;

* проектная деятельность направлена на создание идеальной действительности, которая, в свою очередь, дает импульс для внутренней активности и дальнейшего развития.

Отличительной особенностью интегрированного курса

«Нижегородская сторона» являются принципы отбора содержания: литературоведческий, краеведческий, хронологический.

Литературоведческий принцип позволяет восполнить недостаток многих действующих УМК по литературному чтению: расширить его содержание за счет включения произведений научно - познавательного характера, что обеспечивает формирование более четких представлений у младших школьников о разнообразии стилевых и видо-жанровых особенностей текстов по чтению.

На основе краеведческого принципа решаются проблемы возрождения духовности и нравственных идеалов. Краеведческий принцип отбора содержания по литературному слушанию и чтению способствует развитию познавательного интереса, любознательности у младших школьников к тому, что их окружает, к своей малой родине.

Хронологический принцип положен в основу отбора содержания третьего и четвертого года обучения. К этому времени мышление младшего школьника достигает определенного уровня абстракции, ученик обладает достаточным кругозором, представлениями об окружающем мире, воображением, словарным запасом, свободно оперирует многозначными числами.

Формы занятий: беседы, путешествия, круглый стол, дискуссия, урок-сказка, гостиная для родителей, коллективно-творческие работы, исследования и др.

Приемы и методы

Словесные: художественное чтение, эвристическая беседа, речевые упражнения, вчитывание, вычитывание, вслушивание, словарная работа, построение вариантов ответов на один и тот же вопрос.

Наглядные: художественно-иллюстративный материал, мультимедийный материал, средства музыкальной выразительности натуральными объектами природы и человеческой деятельности, моделями, схемами, экскурсиями (в природу, в музеи, по родному городу, селу), наблюдения.

Практические: моделирование (создание иллюстраций, аппликации…), конструирование моделей обложек книг, дидактическая игра, практические работы с текстом, предложением, словом, словотворчество, детское прикладное творчество: рисование, лепка, создание альбомов, книжек-самоделок и др.


III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс «Нижегородская сторона» является факультативным. На его изучение отводится 34 часа в год - это 1 час в неделю, 34 учебные недели.

IV. Описание ценностных ориентиров содержания предмета

В интегрированном курсе литературного краеведения «Нижегородская сторона» реализуются идеи формирования нравственно-патриотических начал личности младшего школьника через образ малой родины, созданный в процессе овладения навыком читательской деятельности. В ходе реализации этих идей создаются необходимые условия, благоприятствующие продвижению и развитию, становлению личности каждого ученика на основе позитивной мотивации к чтению как процессу, как к предмету, как к источнику информации.

Предлагаемый интегрированный курс литературного краеведения строится с учетом общеизвестных дидактических принципов, таких как доступность, научность, систематичность и др.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона» являются следующие умения и качества:

эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции на основе восприятия произведения;

эмпатия: умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного: умение воспринимать красоту природы, бережное отношение ко всему живому; чувство красоты художественного слова, стремление к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к малой родине, ее культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к языку, к ведению диалога с автором текста; потребность в самообразовании через чтение текстов краеведческого содержания;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - своих и окружающих людей;

этические чувства, как регуляторы морального поведения (совесть, вина, стыд и др.)

выражение своего отношения к родному краю, его ценностям в конкретных поступках;

работа с различными материалами с применением мотивов и элементов народного творчества Нижегородской области;

соблюдение правил поведения в музеях и театрах;

проявление толерантности по отношению к людям разного возраста, разных религиозных взглядов и убеждений.

МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения интегрированного курса литературного краеведения «Нижегородская сторона» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• самостоятельное формулирование темы и цели урока;

• составление клана решения учебной проблемы совместно с учителем;

• работа по плану, в процессе сопоставления своих действий с планом умение корректировать свою деятельность;

• в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

• организация досуга с использованием нижегородских народных игр и забав в помещении и на улице;

• умение видеть вокруг проблемы социального характера, формулировать их и преодолевать в процессе проектной деятельности

Познавательные УУД:

• умение вычитывать все виды текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;

• использование разных видов чтения: изучающего, просмотрового, выборочного, ознакомительного;

• извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

• переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, модель);

• умение пользоваться словарями, справочниками;

• осуществление анализа произведений краеведческого содержания с помощью различных технологических приемов, в том числе -моделирования;

• установление причинно-следственных связей;

• построение рассуждения;

• знание достопримечательностей Нижнего Новгорода, области и своего района;

• знание и уважение национальных традиций и обычаев народов и народностей, проживающих в Нижегородской области;

Коммуникативные УУД:

• оформление своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

• адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи.

• высказывание и обосновывайте своей точки зрения;

• умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• возможность договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• умение задавать вопросы.

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения интегрированного курса литературною краеведения «Нижегородская сторона» являются сформированность следующих умений:

• умение работать с позицией автора, иллюстрацией, ключевыми словами;

• самостоятельно осваивание незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

• деление текста на части, составление простого и сложного плана;

• самостоятельное формулирование главной мысли текста;

• нахождение в тексте материала для характеристики героя;

• подробный и выборочный пересказ текста; приемы работы над кратким пересказом;

• самостоятельная характеристика героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою), обобщенный образ нижегородца-патриота;

• составление устных и письменных описаний;

• по ходу чтения представление картин и умение устно их выражать;

• высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

• определение жанра рассказа, повести, пьесы, басни, былины, оды, поэмы по определённым признакам;

• умение видеть языковые средства, использованные автором;

• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Определение результативности реализации программы духовно-нравственного и патриотического становления личности младшего школьника осуществляется в соответствии с критериями трех уровней.

Первый уровень - усвоение младшими школьниками базовых знаний предметного и нравственного характера.

Второй уровень - приобретение опыта позитивного отношения к базовым знаниям предметного и нравственного характера в процессе контролируемой деятельности.

Третий уровень - самостоятельное творческое применение базовых ценностей - коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий и предметных знаний в организации межличностных отношений с людьми разного возраста, гуманного отношения ко всему живому, отношения к малой и большой Родине, объективной оценки поступков и уровня компетентности других людей и своих собственных.


VI. Содержание учебного предмета

4 класс (34 часа) Найдешь ли краше и мудрее (9 часов)

Взаимоотношения человека и природы в стихах нижегородских поэтов

и писателей

Ю.Адрианов. Багровая вечерняя луна. Матерь человечья. От Орла и до

Калуги. Нижегородье

В.Васильев. Родине

Ю. Копылов. Краю отчему

Н. Наталушко. Родное

И. Трубин. Голубушка-любушка. Мухомор. Необычный разговор.

Русская метелица. Простите, чибисы. Берёзовое блюдце.

Были и небывальщина (9 часов)

Устное народное творчество нижегородского края:

Загадки.

Нижегородские народные скажи: Три брата - Утренник, Вечерник,

Полуночник. Семен Счастливый. Палица - тристопудовица.

Предания:. Озеро - святыня. О Светлояре. Град невидимый. О граде Китеже. Как увидеть Китеж? Град Китеж-подводный. В город тот ход имеется. Про град Китеж.

Былины: Детство. Детство (отрывок). Исцеление (отрывок). Илья Муромец и Батый (отрывок). Последнее побоище с татарами.

В Оке и Волге отражаясь... (13 часов)

Литературно-исторические произведения, отражающие неординарность, столичность и значимость Нижегородчины в становлении российской государственности: А. Гавришев. Ода Нижнему Новгороду. В. Каныгин. Песня о родном городе.

Ю.Адрианов. Смерть Александра Невского. Баллада о медном колечке. Я - нижегородец. Волжская столица. Фрески Феофана Грека. Светлояр. Накануне воззвания. Слово о площади Минина. А.Фигарев. Я родниковую струю... В. Кельдюшкин. Отошло торопливое лето... А.Зарубин. Дятловы горы. М.Шестериков. Земляки. Солдатская вдова. В.Костылев. Воззвание Минина. Дмитрий Михайлович Пожарский. Спасение России.

Н.Кончаловская. Не забудет наш народ доблесть русских воевод. Духовные, ратные и трудовые подвиги ни.жегородиев: Житие святого князя Александра Невского. Александр Невский и Городец. Великое княжество Нижегородское. Житие преподобного Серафима Саровского. В.Чкалов. Приключения в воздухе.

В.Лукин. Атака и только атака! Летать смело и умело. Василевский гипюр.

Дорога в бессмертие. Н.Лапутин. Герой с нами. И.Князева. Отец. Ветлужанки. Нам честь Отчизны дорога. Все для фронта, все для победы. К.Чеблукова. Он охранял небо над городом. А.Белова. Утраченное детство. Н.Синицын. В первые дни войны... Ю.Исаев. На фронт меня не взяли... О.Горюнова. Я и мои подружки...

Л.Милов. На небе облаков мазки...

Алые погоны.

Горьковчане - фронту (хроника военных лет)

Самые мирные профессии. Долгожданный доктор.

Д.Бирман. В безликой серости мелькающих вождей...

Это интересно: Старинные города и посады Нижегородского Поволжья.

История происхождения некоторых географических названий (Балахна,

Городец, Лысково, Васильсурск, Макарьев, Керженец, Кстово, Дивеево,

Кулебаки, Сокольское, Линда, Келя, Ветлута).

Достопримечательности своего района, населенного пункта.

Экскурсии: 1.Нижегородский государственный художественный музей

Нижегородские левши (1-2часа) Шахунское ткачество. Строчевышивальный промысел. Кружева.

Народные традиции нижегородцев (1-2 часа)

Православные, мусульманские и иудейские религиозные праздники. Нижегородская кухня. В.Карпочев. Колокола. Н.Ершов. Церковный звон. В.Быстрое. На открытии церкви...


VII. Тематическое планирование c определением основных видов деятельности

Раздел

Количество

часов

Характеристика учебной деятельности

Найдешь ли краше и мудрее…

9

Описание красоты и богатства родного края в произведениях различных жанров. Известные нижегородцы. Символы всемирной славы.

Были и небывальщина

9

Произведения нижегородских авторов о героическом прошлом. Чтение крупнообъемных произведений устного народного творчества - былин, сказов, легенд, сказок.

Пословицы, сказки, легенды, былины об Илье Муромце, жития святых Серафима Саровского, Александра Невского

В Оке и

Волге отражаясь...

13

Циклы произведений различных жанров о городе Нижнем Новгороде

Летопись Нижнего Новгорода

Главные исторические события земли нижегородской: Владимиро-Суздальское княжество Нижегородское ополчение и др. славные земляки и гости Нижнего. Героизм. Древнейшие города и посады Нижегородского Поволжья

Нижегород­ские левши

1

Вышивка, кружево, ткачество.

Народные традиции нижегородцев

1

Знакомство с праздниками народов родного края.

VIII. Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса

  1. «В Оке и Волге отражаясь» мультимедийное приложение.

  2. Компьютерные презентации к теме: «Найдешь ли краше и мудрее»

  3. Методическое пособие для учителя: «Нижегородская сторона» 4класс

  4. Нижегородская сторона. Программа интегрированного курса литературного краеведения для начальной школы. Одегова В.Ф. Н.Новгород.2012 г.
  5. Одегова В.Ф. Нижегородская сторона. Учебное пособие по литературному чтению. 4 класс. Часть первая. Н.Новгород.2008 г. Часть вторая. Н.Новгород. 2009 г.


© 2010-2022