К вопросу об оптимизации педагогического процесса в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К вопросу об оптимизации педагогического процесса

в начальной школе. Каждый период в развитии начального образования имел ряд специфических проблем с явным отпечатком той или иной эпохи. В области начального образования появились и стали актуальными новые, специфичные для нашего времени проблемы, такие как многопредметность, выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. Ввиду этого, объектом нашего исследования является образовательный процесс, а предметом исследования становятся современные проблемы развития начального образования. Сейчас возникают принципиально новые требования к личности, обусловленные изменениями сложившихся ранее представлений о готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. В области начального образования появились и стали актуальными специфичные для нашего времени проблемы, такие, как многопредметность, выбор школы для обучения ребёнка, выбор программы обучения и многие другие. Задумаемся, что будет с нашей страной через 25-30 лет? Ведь ею будут править наши сегодняшние младшие школьники. Поэтому именно сейчас нужно выводить начальное образование на качественно новый уровень. Только так мы сможем воспитать достойное поколение и обеспечить светлое будущее нашей стране. Развитие начального общего образования - стратегическая задача современного российского общества. Одной из проблем современного начального образования является появление в нем многопредметности.[1] В настоящее время в начальной школе существует обязательный минимум содержания начального общего образования. В этот минимум входят русский язык, чтение, математика, естествознание, обществознание, изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение, физическая культура. Но, кроме этих предметов в расписание школьников включают информатику, иностранный язык, риторику, мифологию, основы безопасности жизнедеятельности, народную культуру, историю, географию, речь и культуру общения и т.п. Это предметы регионального и школьного компонента, а также предметы для «поддержания статуса» образовательного учреждения. Иногда включают предметы, содержание которых является трудным для осознания младшими школьниками: экология и диалектика, психология, логика, физика для маленьких, латинский язык и др. Выходом из ситуации с перегрузкой учащихся начальной школы нам видится ликвидация многопредметности за счёт интеграции учебных дисциплин. Применительно к системе обучения в начальной школе понятие «интеграция» может принимать два значения: -во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); -во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения). Интеграция должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена обучения. [4] [5] Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. [2] И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ (что, в принципе, положительный момент), определиться родителям с выбором очень непросто. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка (зону его ближайшего развития), специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое. Игра и другие, специфичные для дошкольного возраста, виды деятельности вытесняются поурочными занятиями. Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, потеря интереса к учёбе, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию. Считаем, что непосредственный контакт психологов детского сада и с учителями, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия. Будучи практикантами, мы столкнулись с проблемой завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал числами в пределах ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей. При введении новых стандартов обучения еще более обострилась проблема преемственности между начальным и основным образованием. Переход из начальной школы в среднюю связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, - все это является довольно серьезным испытанием для психики ребенка. Считаем, что принцип преемственности может быть реализован при условии, что работа будет вестись по трем направлениям:

  • совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
  • работа с учащимися;
  • работа с родителями.
Таким образом, отмечаем, что развитие начального общего образования - стратегическая задача современного российского общества. В ходе анализа его основных проблем мы пришли к выводу, что в перспективе до 2030 года на ступени начальной школы необходимо: - обеспечить межпредметную интеграцию (где отдельные стороны действительности объединены, что сориентирует учащихся на обобщенное усвоение знаний) как базу для углубления и дальнейшего развития личности на следующих этапах средней школы; - организовать более целенаправленную работу по преемственности, как с дошкольной ступенью, так и со средним звеном (разработать систему совместных мероприятий для учителей начальных классов и воспитателей детских садов, методической работы учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене), наладить взаимодействие с родителями учащихся; Считаем, что, решив данные проблемы сейчас, мы сможем воспитать достойное поколение 2030 года.

Список литературы:

  1. Андреева, В.П. Повышение квалификации учителей начальных классов в условиях многопредметности преподавания в современной школе:[электронный ресурс] / URL: dissercat.com/content/povyshenie-kvalifikatsii-uchitelei-nachalnykh-klassov-v-usloviyakh-mnogopredmetnosti-prepoda (2001)
2. Большая советская энциклопедия: [электронный ресурс] / URL: slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Преемственность 3. Ким, А. Чему научат в школе: [электронный ресурс] / URL: volgograd.ru/theme/info/other/46093.pub (25.07.2006) 4. Мойсеюк, С.Ф. Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения: [электронный ресурс] / URL: psy-files.ru/bibl/articles/514--problemy-preemstvennosti-detskogo-sada.html (24.09.2010) 5. Пасынок, Ю.Ю. Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено: [электронный ресурс] / URL:nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/preemstvennost-pri-perekhode-uchashchikhs (18.01.2011)



5


© 2010-2022