Мастер-класс по теме Клуб как форма организации творческой деятельности младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс по теме

«Клуб как форма организации творческой деятельности младших школьников»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ В современном обществе школа становится всё более открытой социально-педагогической системой, стремится к диалогу, межличностному общению, широкому социальному взаимодействию. В ряду приоритетных форм и технологий совместной деятельности субъектов образовательного процесса особое внимание уделяется нетрадиционным формам урока. Нестандартный (нетрадиционный) урок - форма организации обучения, которая как урок не относится ни к одной из известных классификаций, ей присуща большая вариативность структуры, основана на творчестве и импровизации, на активном взаимодействии учителя и учеников при их увлеченности совместной творческой деятельностью. Одной из форм проведения нестандартных уроков является заседание клуба. Клуб - форма организации обучения, основной целью которой является включение младших школьников в разнообразную деятельность, направленную на удовлетворение их потребностей в творчестве и общении. Главное отличие новой формы организации учебного занятия от традиционного урока в том, заседание клуба позволяет учителю передавать обучающимся функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока обучающимся. Также не следует забывать о том, что клуб - это социокультурное объединение, которое предполагает возможность вовлечения родителей и других субъектов (работников музея, библиотекаря и т.д.) в данный процесс. Цель этих заседаний - обучать младших школьников деловому общению, передавая обучающие функции учителя классу Принципы клубной работы Во-первых, клубная деятельность становится фактором развития личности только тогда, когда ребенок выступает субъектом ее планирования, организации проведения, оценки. Поэтому замыслы следует обсуждать с детьми. Во-вторых, в клубной деятельности важно ограничить число запретов. Чем больше расширение поля деятельности ребенка, тем интенсивнее развивается детская самостоятельность, инициатива и творчество. В-третьих, клубное дело нельзя подготавливать долго. Дети эмоционально перегорают в ожидании радости, пережив ее в своем воображении до того, как она придет в жизнь. В-четвертых, успех клубной работы определяется четким распределением полномочий каждого члена. И последнее. Успех каждого в клубе должен присутствовать непременно. Ситуация успеха нужна ребенку, так как деятельность, приносящая успех и удовлетворение, становится фактором его развития. Этаны формирования умений проведения заседания клуба: 1 этап - ведущая роль при организации учебного процесса остаётся у учителя. Председатель - ученик и его помощники помогают учителю. 2 этап - ведущая роль при организации учебного процесса остаётся у учителя. Председатель - ученик и его помощники помогают учителю: учатся выступать с устными сообщениями на основе учебных текстов с привлечением своего жизненного опыта и материалов справочной литературы. 3 этап - учитель выполняет роль ассистента. Председатель - ученик самостоятельно ведёт заседание клуба. Помощники (ассистенты, эксперты) помогают проводить подготовительную работу. Учебные сообщения выходят за рамки школьной программы. 4 этап - учитель выполняет роль члена коллектива. Председатель-ученик самостоятельно ведёт заседание клуба. Помощники (ассистенты, эксперты) помогают проводить подготовительную работу. Учебные сообщения выходят за рамки школьной программы. Заседание состоит из двух этапов: Этап 1. Предварительная подготовка учителя и членов клуба к заседанию (уроку): объявление темы заседания, деление на группы, распределение ролей. В 1 классе председателя и экспертов или ассистентов назначает учитель. Этап 2. Проведение учебного занятия. Структура урока-заседания клуба: Организационный момент - объявление темы, подготовка групп к практической работе Практическая работа - самостоятельная групповая практическая работа по готовому плану Обобщение результатов практической работы - отчёт о проделанной работе Творческое домашнее задание, объявление темы следующего заседания. Не смотря на то, что в первом классе домашние задания обычно не задаются, клубные занятия предусматривают творческую работу: рисунок или поделку. Следовательно, подобное задание может выполняться совместно с родителями, и, как показывает опыт, выполняется с удовольствием (нередко готовые работы дети приносят на следующий день: «Захотелось побыстрее сделать, так интересно было»). Перед началом урока учитель собирает все работы и развешивает рисунки на доске, что позволяет каждому ученику сравнить свою работу с другими, и обеспечивает более объективный выбор наиболее интересного (оригинального, яркого, необычного, эстетичного и т.д.) выполнения задания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - Итак, переходим к практической части мастер-класса. Для этого я предлагаю вам стать членами нашего клуба «Добрята», который был создан в процессе работы на уроках обучения грамоте, в рамках Модуля «Уроки слушания». Для начала мы должны распределить роли. Выберите себе бусинку, которая вам нравится больше всего. Готовы! - Я предлагаю выйти сюда обладателю …. бусинки. Представьтесь, пожалуйста. Поздравляю, сегодня Вы являетесь Председателем заседания клуба! Перевоплощайтесь, пожалуйста, и занимайте свое рабочее место. - Поднимите руку обладатели бусинок … цвета. Вы становитесь главными помощниками (ассистентами) Председателя и всех членов клуба. - Уважаемый председатель клуба прошу Вас объявить тему нашего заседания.

Председатель (карточка): Уважаемые члены клуба, сегодня мы познакомимся с новогодней сказкой под названием «Елочка». Её написал один из замечательнейших детских авторов, перу которого принадлежат такие произведения, как: «Веселые путешественники», «Мы с приятелем», «Тридцать шесть и пять», «Прививка», «Мой щенок», считалочка «Котята», «Дядя Степа», «Три поросенка», а также гимн России. Догадались о ком идет речь? (о С.В.Михалкове) Поскольку сказка, с которой мы сегодня с вами познакомимся, новогодняя, то сначала - разминка на эту тему. Разминка. - Что вы представляете себе, когда вы слышите выражение «Новый год»? Учащиеся «цепочкой» называют по одному слову или выражению. Примеры: ёлка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки, веселое настроение, хороводы, утренники, сказки, гости, маскарадные костюмы, полночь, шутки, смех, мандарины, шампанское.

- Спасибо!

(Неожиданно в сумке учителя раздаётся телефонный звонок. Учитель берёт трубку. Извиняется перед гостями.)
- Алло! Да, это Надежда Александровна… Да, лицей им. Г.Ф.Атякшева…Кто говорит?...Но у нас нет ёлки!...Нет, я не могу, у меня сейчас Заседание клуба! Да мы не можем прямо сейчас, у нас много гостей!...Ну, хорошо. - Вы не поверите, но позвонил Дед Мороз! Он сказал, что к новогоднему празднику нужно срочно нарядить ёлку, причём прямо сейчас. Мало того, он сказал, что делает нам подарок и за дверью кабинета стоит новогодняя ёлочка! Мне кажется, нас кто-то разыгрывает! Уважаемые помощники-ассистенты, откройте осторожно дверь, проверьте, правда ли это?

Ассистенты открывают дверь и заносят в класс ёлку. - Даже не знаю, что делать! И ёлку надо нарядить, и заседание клуба провести! Уважаемые члены клуба, вы поможете мне? - В таком случае, право повесить игрушку на ёлку получит тот, кто будет активно работать и постарается выполнить все задания. Приступим к выполнению заданий.

Задание 1. В каком мультфильме героям можно было бы встречать Новый год дома всем вместе, но телевизор, главное украшение стола, не работал. Однако папа телевизор починил, так как по нему вскоре должны были показывать мамино выступление. Но тут выяснилась неприятная вещь: звук у телевизора не работает.
Разочарованные герои смотрят беззвучное мамино выступление, и вдруг слышат пение, но не из телевизора, а сзади. Оказывается, концерт был записан на видео, а мама сама дошла до населенного пункта по зимнему лесу на лыжах. (Трое из Простоквашино) Творческая работа в группах. - Дед Мороз предлагает нам стать художниками и писателями и создать свое произведение на тему «Путешествие в зимний лес». Поработаем в группах. Перед вами основа, на которой вы будете выполнять свою работу. Слева вы будете записывать текст, а справа - наклеивать готовые шаблоны. - Итак, мы начинаем наше путешествие. (Звучит музыка Г.В. Свиридова «Метель»). - Мы оказались в зимнем лесу. Кругом белым-бело. В воздухе кружатся и падают снежинки. Они летят беззвучно. Снежинки ищут дорогу на землю. Хорошо прогуляться по зимнему лесу! - Назовите восклицательное предложение. Можно ли с него начать свою работу? (Да) Почему? - Запишите его. - Что кружилось в воздухе? (Снежинки). Наклейте снежинки на основу.

Учащиеся наклеивают снежинки на основу.

- Итак, мы двигаемся дальше. (Звучит музыка Г.В.Свиридова «Метель»).

- Особенно красивы пушистые елочки в лесу. У елей и сосен мохнатые ветви опустились под тяжестью снега. Великолепен лес зимой!

- Запишите предложение про зимний лес. Можно придумать свое предложение. Дети записывают предложение на основу, приклеивают деревья.

- Снежинки падали и падали. Снега становилось все больше и больше.

- Достаньте из конвертов детали сугробов. Наклейте их на основу.

Учащиеся наклеивают снежинки на основу

- А вот на снегу появились чьи-то следы. Угадайте, чьи же они? (Заяц)

- Запишите предложение про зайца. Вам помогут опорные слова.

Дети записывают предложение на основу.

- Найдите зайца в конверте и наклейте его.

- Вдруг наш заяц поджал уши и бросился наутек. Как вы думаете почему? (Наверное, почуял опасность). Кто угрожает зимой зайцу? (Лиса)

- Запишите предложение о лисе. Вам помогут опорные слова.

Дети записывают предложение на основу.

- Найдите лису в конверте и наклейте ее.

Учащиеся наклеивают лису на основу

- А вот на полянке появился другой зверек. Чьи это следы? (Белка)

- Какого она цвета? Зимой белка серебристо-серая. Как белка приготовилась к зиме? (Она утеплила свое гнездо, запасла корм)

- Запишите предложение про белку. Вам помогут опорные слова.

Дети записывают предложение на основу.

- Какие звуки можно услышать в зимнем лесу? (Хруст снега, стук дятла)

- Чтобы узнать, чей звук мы услышали, отгадайте загадку.

Тук да тук, тук да тук,

Что в лесу за странный стук?

Это леса врачеватель

Трудится весёлый (дятел)

- Запишите предложения под диктовку.

Вдруг мы услышали стук дятла и решили подойти ближе. Дятел был очень красив.

- Закончите свою работу над текстом и работу над аппликацией.

Учащиеся в группах дописывают свою работу, исходя из личного опыта и представления.

- Вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу. Кто желает прочитать свою работу?

Выставка работ и чтение своих рассказов.


Примерный текст, получившийся у детей. ХМастер-класс по теме Клуб как форма организации творческой деятельности младших школьниковорошо прогуляться по зимнему лесу! Очень красивы ели. Они развесили свои пушистые ветки. Великолепен лес зимой! Вот на снегу мы увидели следы. Под кустом сидел заяц. Вдруг он встрепенулся и бросился наутек. Из леса появилась рыжая лиса. Когда я поднял глаза, то увидел на дереве серебристо-серую белку. Вдруг мы услышали стук дятла и решили подойти ближе. Дятел был очень красив! Нам не хотелось уходить из леса. Но наше путешествие закончилось.


- Уважаемые члены клуба, предположите, что может произойти с елочкой в преддверии Нового года? Задание 2. - Ну что ж, наступила пора познакомиться с новогодней сказкой Сергея Михалкова «Ёлочка»
В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья - сосны и ели - издали смотрели на неё и не могли налюбоваться - такая она была стройная и красивая. Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом. Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями. Несмотря на то, что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой… Но вот как-то летом, откуда ни возьмись, прилетела незнакомая Сорока, недолго думая села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться. - Пожалуйста, не раскачивайся на мне! - вежливо попросила Ёлочка. - Ты мне сломаешь макушку! - А на что тебе твоя макушка! - грубо прострекотала Сорока. - Тебя всё равно срубят под Новый год! - Кто меня срубит? Зачем! - прошептала Ёлочка. - А кому надо, тот и срубит! - ответила Сорока. - Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растешь у всех на виду!.. - Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! - неуверенно возразила Ёлочка. - Ну так тронут! - сказала Сорока и улетела в лес… В страхе прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал первый снег, она совсем потеряла покой: она ведь никуда не могла убежать, что бы спрятаться, затерятся в лесу среди таких же ёлочек. В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью с треском обламывались сучья. А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку. - Это даже хорошо! - решила Ёлочка. - Теперь меня никто не заметит! Наступил последний день уходящего года - тридцать первое декабря. "Только бы пережить этот день!" - едва успела подумать Ёлочка, как увидела приближающегося человека. Он шёл прямо к ней. Человек ухватился за её верхушку и сильно встряхнул Ёлочку. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она беззащитно расправила перед человеком свои пушистые зелёные ветки. - Я правильно тебя выбрал! - весело сказал человек и улыбнулся. Он не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание…
- Как вы думаете, ребята, что было дальше?
- Что же произошло с елочкой в сказке Михалкова на самом деле, мы узнаем, если внимательно послушаем Председателя клуба ….(ФИО)

Председатель дочитывает сказку до конца. Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же самом месте, только на её ветвях висели лёгкие, цветные, стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда.. А утром, в первый день Нового года, из дома лесника вышли его дети - брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Когда они к ней подошли, мальчик сказал девочке: - Теперь это будет наша новогодняя Ёлочка! Мы будем так украшать её каждый год!.. Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети, которые, в свою очередь, тоже имеют детей. А в лесу, посреди полянки, напротив нового лесничего, поднимается высокая, стройная ель, и в канун Нового года она вспоминает своё детство…
- Чему учит эта сказка? А какая елочка поселится у вас в доме под Новый год - настоящая или искусственная? Почему? - Помните, что дерево, как и человек, растет медленно. Зеленая красавица, срубленная под Новый год, порадеет вас недолго - две-три недели, и на этом её жизнь закончится. А ведь она могла бы прожить долгую, счастливую жизнь, такую же, как Ёлочка из сказки С.В.Михалкова. Помните об этом. - Я считаю, что каждый из вас принял активное участие в работе клуба и тем самым получил право повесить игрушку на ёлку. - Благодаря вашим слаженным действиям, активной работе, наша ёлочка готова к празднику. - Слово предоставляется Председателю клуба. Председатель клуба: - Уважаемые члены клуба, благодарю вас за творческую и дружную работу. Объявляю очередное заседание клуба считать закрытым. Рефлексия мастер-класса На доске - елка. - Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю выбрать и прикрепить на елку шары, написав на них оценку нашей совместной работы по пятибалльной шкале: Голубой шар - Я - свою работу в процессе мастер-класса. Жёлтый шар - МЫ - работа творческой группы, в которой Вы принимали участие. Розовый шар - дело - работа всего коллектива (дело).
Алгоритм рефлексии: Я - как чувствовал себя в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением работал, доволен ли собой. МЫ - насколько комфортно мне работалось в малой группе; я помогал товарищам, они помогали мне - что было больше; авторитетен ли я в вопросе…; у меня были затруднения в работе с группой. ДЕЛО - я достиг цели учения; мне этот материал нужен для дальнейшей учебы (практики, просто интересен); в чем затруднился, почему; как мне преодолеть свои проблемы.
- Уважаемые коллеги, мы не претендовали на новизну представленных приемов и форм работы, но хотели бы подчеркнуть характерные черты той личностно-ориентированной модели, которая создается в процессе клубной деятельности в современных условиях. Она, безусловно, трудна в организации, но дает высокие устойчивые результаты. Атмосфера клубного общения способствует проявлению детьми позиции субъекта, создает возможность для свободного общения и сотрудничества всех участников образовательного процесса.





















ДОПОЛНИТЕЛЬНО - Где жила Елочка? - Прочитайте, как автор описывает ее? - Были ли у нее друзья? - Что заставило ель забеспокоиться? - Рассмотрите иллюстрацию и найдите отрывок, подходящий к ней. - Расскажите, как жила Елочка до последнего дня уходящего года? - Найдите и зачитайте, какой она стала, после того как очнулась? - Какие чувства вызвала у вас украшенная елочка? - Каким человеком оказался лесник в этой сказке? - Что в этой сказке реальное, а что вымышленное? - Что вам особенно понравилось в этой истории? - Понравилась ли вам сказка? - Какие чувства пробудила у вас эта сказка? - Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опишите этот момент. - От какого лица идет повествование в сказке? (От лица автора) - Где происходят события? - Где жила ёлочка? Зачитайте. - Прочитайте описание Ёлочки. - Были ли у неё друзья? - Как жилось Ёлочке одной в лесу? Зачитайте. - Что заставило Ёлочку забеспокоиться? - Какие чувства возникли у Ёлочки? Представьте себя на её месте. - Посмотрите на иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки изображён? Зачитаем по ролям в группах по 3 человека, роли распределите сами. - Что произошло с Ёлочкой дальше? - Что с ней случилось, когда она очнулась? - Принесла ли Ёлочка кому-нибудь радость? Почему? - Какой характер был у Ёлочки?
- С.Михалков эту историю записал и в стихах. Послушайте всё стихотворение (читает подготовленный ученик). В снегу стояла ёлочка - Зелёная иголочка, Смолистая, Здоровая, Полутораметровая. Произошло событие В один из зимних дней: Лесник решил срубить её! - Так показалось ей. Она была замечена, Была окружена… И только поздно вечером Пришла в себя она. Какое чувство странное! Исчез куда-то страх… Фонарики стеклянные Горят в её ветвях. Сверкают украшения - Какой нарядный вид! При этом без сомнения, Она в лесу стоит. Не срубленная! Целая! Красива и крепка!... Кто спас, кто разодел её? Сынишка лесника! - Какой вариант истории вам больше понравился? Почему?
Задание 3. Придумайте и назовите как можно больше слов, отвечающих на вопрос какая?, которыми можно описать Ёлочку. Примеры: маленькая, зеленая, мохнатая, пушистая, красивая, очаровательная, стройная, лесная, одинокая. Задание 4. Закройте на минуту глаза и попробуйте представить себе Ёлочкой, одиноко растущей на поляне. - Откройте глаза. Ответьте на вопросы. Помните: вы - Ёлочка.

Учитель задаёт по одному вопросу разным ученикам. - Сколько тебе лет, Елочка? - Тебе нравится твой постоянный зеленый наряд? Ты не хотела бы его сменить? - Не скучно ли тебе одной на поляне? Почему? - Какое время года тебе нравится больше других? - Тебе не надоело стоять на одном месте? - Ты встречала когда-нибудь людей? - О чем ты мечтаешь? - Задайте свои вопросы Ёлочке. Задание 5. Соедините линиями слова, обозначающие качества характера, с рисунками Ёлочки и Сороки в соответствии с особенностями характеров данных герое.

вежливость

грубость

самоуверенность

скромность

пугливость

развязность

деликатность

неуверенность

прямолинейность



© 2010-2022