Проект «Сохраним климат с помощью простых энергетических решений»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Название проекта: проект «Сохраним климат с помощью простых энергетических решений» Название образовательного учреждения: государственное учреждение образования «Носовичская средняя школа». Адрес, телефон: 247073, Гомельская область, Добрушский район, агр. Носовичи, ул. Садовая, 37 телефон: 8 0445591520. Авторы проекта: Рябцева Ольга Викторовна, учитель начальных классов; Нагорная Алла Ивановна, учитель начальных классов Участники проекта: учащиеся 4 класса Сроки реализации: 1 неделя

Актуальность Еще в конце прошлого столетия стало ясно, что человек, в своем стремлении получить как можно больше жизненных благ, подошел к "роковой черте". Запасы природных ресурсов истощаются с неимоверной скоростью. Даже по самым оптимистичным прогнозам, запасов углеводородов (нефти, угля, газа) хватит не больше, чем на 70-80 лет. А значит это повод что-то менять в своем потребительском отношении к природе. Пора начать экономить! Причем прямо сейчас! Рациональное использование энергии должно стать важной задачей для каждого из нас, в том числе и экономия энергии в школе и дома. Решив данную задачу, мы не только сами научимся энергосбережению у себя в школе и дома, но и продемонстрируем на личном способы и пути решении проблем энергосбережения. Цель: привлечь внимания учащихся к проблеме истощения энергетических ресурсов на планете Земля Задачи:

  • Познакомить учащихся с проблемами изменения климата и окружающей среды, являющимися результатами деятельности чело-века, направленной на добычу и переработку энергоресурсов ;
  • Дать представление о традиционных и нетрадиционных видах электроэнергии;
  • Способствовать внедрению низкозатратных практических мероприятий по энергосбережению в школе и дома;
  • Познакомить с преимуществами энергосберегающих ламп по сравнению с обычными;
  • Стимулировать познавательный интерес и творческие способности детей;
  • Провести анализ эффективности энергосберегающих мероприятий;
  • Убедить учащихся в возможности и необходимости их личного участия в решении проблем энергосбережения и экологии;
  • Содействовать формированию культуры бережного использования энергии;
  • привлекать учащихся к энергосбережению и охране природы.
Объект исследования: энергетические ресурсы, сфера энергосбережения Предмет исследования: эффективность способов энергосбережения применяемых в учреждении образования и дома.

Предполагаемый результат Дети будут знать:

  • суть государственной политики в области энергосбережения и экологии;
  • традиционные и нетрадиционные виды электроэнергии;
  • способы экономии электроэнергии;
  • преимущества использования энергосберегающих ламп;
Дети смогут:
  • на личном примере продемонстрировать пути экономии электроэнергии дома и в школе;
  • проанализировать результативность энергосберегающих мероприятий;
  • предложить и обосновать свои идеи по использованию альтернативных видов топлива и энергетических ресурсов в рамках своего населенного пункта;

Методы реализации проекта

  1. Анализ литературы по данной теме и создание папки дидактических материалов «Экономия должна быть экономной»
  2. Создание агитбригады «Юные экономисты».
  3. Анализ результатов энергопотребления в школе и дома (на момент начала проекта и в конце его реализации).
  4. Создание агитационных рисунков, поделок, памяток и т.д.
  5. Изготовление и размещение информационных знаков.
  6. Провести социологический опрос среди учащихся школы об их информированности в вопросе энергосбережения.

Содержание проекта Этапы Вид деятельности Срок реализации 1. Подготовительный Цель: привлечение в реализацию проекта уча-щихся

  • выбор темы проекта
  • анализ литературы по теме проекта
  • совместная с учащимися формулировка целей и задач проекта
  • подготовка плана реализации проекта
  • накопление материала необхо-димого в ходе реализации проекта (иллюстрации, анкеты, мероприя-тия)
  • привлечение учащихся в ход реализации проекта
1-й день


2. Диагностический Цель: выявление перво-начального уровня зна-ний и представлений уча-щихся по теме проек-та
  • разработка анкет, тестов и опросников для учащихся и их родителей с целью выявления глубины знаний о видах альтернативных энергетических ресурсов, способах экономии электроэнергии
  • измерение суточного энер-гопотребления в школе и дома
  • анкета для учащихся и их родителей «Энергосбережение»
  • создание агитбригады «Юные экономисты»
  • блиц-опрос «У тебя дома энергосберегающая лам-почка?»
2-й день


3. Организационный

(основной) Цель: осуществление информационной и образовательной ра-боты по повышению общего уровня знаний учащихся о тра-диционных и нетра-диционных видах энергии, о способах экономии потребления электроэнергии в школе и дома (на основе наблюдений, экспериментальной и практической дея-тельности); развитие творческого потенциала участников проекта; формирование культуры бережного отношения к энергоресурсам










  • рубрика ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ «Традиционные и нетрадиционные виды электроэнергии»
  • конкурс рисунков «Береги электроэнергию»
  • знакомство родителей с целями проекта, его практической значимостью в экономии электроэнергии и денежных средств
  • составление памятки родителям «Экономим все вместе»
  • коллаж «Охота за кВт/ч»
3-й день


  • классный час «Полезные и вредные советы»
  • копилка идей «Простые решения серьезных проблем»
  • просмотр видеоролика «Как экономить электричество»
  • Умелые руки не знают скуки «Что можно сделать из перегоревших лампочек?»
  • Дискуссия «Местная электро-станция: возможно или нет»
4-й день
  • конкурс сочинений «Что произойдет, если все ресурсы вдруг закончатся?»
  • лекторий «Какую лампочку выбрать»
  • операция «Уходя, гасите свет»
  • внеклассное мероприятие «Энергоэффективность»
  • оформление агитационных брошюр и плакатов «Бережливость - лучшее богатство»
5-й день


4. Итоговый Цель: выявление уровня форсированности зна-ний о способах экономии электроэнергии в школе и дома; выявление результативности проек-та
  • разработка анкет, тестов и опросников, направленных на выявление глубины и прочности знаний, полученных в ходе реа-лизации проекта
  • контрольное измерение суточного энергопотребления в школе и дома
  • оформление выставки творческой деятельности учащихся «Энергосбережение везде с нами»
  • оформление фотоотчета «Экономим дома, экономим в школе, экономим вместе»
  • систематизация и оформление результатов детского труда
6 - 7 дни



Основные виды ресурсов проектной деятельности Интеллектуальные:

  • Квалифицированные специалисты: учителя физики, химии, биологии, географии, математики, информатики;
  • Творческие идеи учителей и учащихся.
Информационные:
  • Закон Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. № 190-3 «Об энергосбережении»;
  • Директива Президента Республики Беларусь №3 от 14 июня 2007 г. «Экономия и бережливость - главные факторы экономической безопасности государства»;
  • Республиканская программа энергосбережения на 2011-2015 годы (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. № 1882)
  • Галузо, И. В. Содержание системы курсов по выбору для школьников по проблемам энергосбережения и экологии / И. В. Галузо // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. - 2006. - № 2.
  • Учимся экономии и бережливости // nie.by/modules.
Технологические:


  • технологии проблемного обучения

  • технология КТД;

  • информационные технологии;

  • игровые технологии

Материально-технические:
  • Компьютер с выходом в интернет;
  • мультимедийная установка;
  • принтер;
  • художественные материалы для создания рисунков, коллажей и поделок;
  • фотоаппарат.
































ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета «Умеешь ли ты беречь энергию?» Ответь на вопросы анкеты, и проверь, умеешь ли ты беречь энергию? В нашем доме Да Нет Сложите все ответы ДА. Если у вас получилось: От 1 до 5 ответов ДА: Вам еще многому надо научиться, так что начните прямо сейчас. От 6 до 10 ответов ДА: У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой. От 11 до 15 ответов ДА: Вы являетесь хорошим примером всем остальным. От 16 до 20 ответов ДА: Кто-то из вашей семьи должен стать министром по охране природы. Мы записываем наше энергопотребление

Мы выключаем свет в комнате, когда уходим из нее.

Стиральная машина всегда полностью заполнена, когда мы используем ее.

Холодильник стоит в прохладной комнате.

Мы не ставим мебель перед обогревателями.

Мы начали использовать энергосберегающие лампочки

Мы используем местное освещение (настольную лампу, бра, торшер)

Мы проветриваем быстро и эффективно, всего несколько минут за раз.

Мы заклеиваем окна на зиму.

Мы зашториваем окна на ночь.

Мы кладем крышку на кастрюлю, когда варим.

Мы часто размораживаем холодильник.

Мы используем раковину для мытья посуды.

Мы моемся под душем, а не принимаем ванну.

Мы ходим пешком или ездим на велосипеде в школу и на работу.

Мы снижаем температуру в помещении, когда выходим.

Мы снижаем температуру в помещении ночью.

Мы повторно используем стекло, бумагу и металл.

Мы не покупаем товары, которые могут использоваться только один раз.

Мы не покупаем товары в больших обертках.

Мы чиним вещи, вместо того, чтобы заменить их.











«Какую лампочку выбрать?»

Классный час Задачи: -Познакомиться с информацией об основных характеристиках электрических ламп; -Критически осмыслить предоставленную информацию; -Задуматься над процессом выбора и принятия решения; -Развить свои коммуникативные навыки.

1. Продемонстрируйте ребятам 3 лампочки: накаливания, галогеновую и люминесцентную, желательно одинаковой мощности и в работающем режиме. Предложите детям представить себя в роли людей, занимающихся оснащением школы (или жилого дома) осветительными приборами. Им необходимо будет обсудить в группе преимущества и недостатки (с их точки зрения) ламп различного типа и индивидуально сделать выбор. Какой тип ламп они использовали бы для освещения помещения?

2. Проведите голосование и результаты запишите на доске. Постарайтесь отметить, какими соображениями ребята руководствовались в своем выборе.

3. Познакомьте ребят с информацией о различных типах ламп (см. таблицу). Предложите им снова провести обсуждение в малых группах, с тем, чтобы еще раз принять участие в голосовании: какую лампочку выбрать?

4. Проведите повторное голосование, и результаты опять запишите на доске. Предложите тем, кто изменил свой выбор, высказаться о причинах этих изменений. Для организации обсуждения используйте эти и другие вопросы: -Чем вы руководствовались при принятии решений? -Какая информация необходима для принятия решения? -Легко ли изменить свой выбор? -Влияет ли на сделанный выбор дополнительная информация? Если у вас есть возможность, следует предоставить детям дополнительную информацию, например, о некоторых других параметрах источников освещения, о влиянии различных ламп на окружающую среду. Более полная и разнообразная информация поможет ребятам сделать осознанный выбор. Полезно познакомить учащихся с санитарными нормами по освещению учебных помещений. При подготовке материалов можно использовать рекламную информацию фирм, торгующих лампами и осветительными приборами. "По оценкам немецких специалистов переоснащение малых и средних предприятий энергосберегающими светильниками позволяет на 60 % сократить энергопотребление и окупается за 12-14 месяцев".















«Полезные и вредные советы»

Классный час Цель: -Развитие критического мышления учащихся; -Ознакомление учащихся с положительными и отрицательными сторонами некоторых путей экономии энергии. Продолжительность: 30 мин. Материалы (На малую группу): лист формата А3, фломастер, 2-3 копии утверждений для обсуждения В данном упражнении ребятам предлагается критически взглянуть на ряд "советов", которые им предлагаются. Не всегда то, что на первый взгляд выглядит убедительно, нужно принимать на веру. Предложите обсудить советы в малых группах и распределить на четыре категории.

«Да» «Да, но…» «Нет, но …» «Нет» Сюда попадут утверждения, с которыми ребята безоговорочно согласны. Утверждения, с которыми в общем можно согласиться, но есть что-то такое, что вызывает сомнения или требует дополнений. Сюда попадут утверждения, с которыми согласиться тяжело, однако они могут нести и зерно здравого смысла. Утверждения, с которыми ребята категорически не согласны.

В ходе работы группа должна нарисовать таблицу, указав в соответствующих колонках номера утверждений. Далее проводится представление работы групп и обсуждение. В ходе обсуждения можно использовать следующие вопросы: -Встретились ли трудности с определением "полезных" и "вредных" советов? Почему? -Легко ли было прийти к единому мнению в группе? -Есть ли среди советов такие, которые надо использовать "с осторожностью"? -Какие из приведенных советов можно использовать в гимназии?

Советы для обсуждения

  1. Чтобы ребята из нашей гимназии лучше заботились об экономии электроэнергии, нужно развесить по школе больше информационных стендов. Чтобы они привлекали внимание, их нужно осветить сверху лампочками-клипсами.


  1. В своей работе старайтесь учесть как можно больше факторов, которые влияют на потребление энергии в гимназии. Например, даже мытье обычно запыленных отражателей в лампах позволяет увеличить освещенность класса.


  1. Экономия тепла в гимназии также позволяет экономить энергию. Поэтому важной частью проекта должна стать забота об утеплении школы.


  1. Мы, гимназисты, можем не так уж много. Поэтому в нашей работе по экономии электроэнергии лучше выпускать стенгазеты, проводить праздники, чем пытаться сделать что-то практическое.


  1. Экономить энергию нужно только там, где в настоящий момент она расходуется излишне. Есть вещи, на которых нельзя экономить.


  1. Далеко не всегда результаты работы по экономии электроэнергии можно измерить. Если проводится работа - значит, проект идет хорошо.


  1. Конечно, мы можем заклеить окна, помыть лампы, чтобы они давали больше света. Но лучше просто ждать, когда школе дадут денег, чтобы установить новые окна и лампы. Вот тогда и будет, о чем заботиться.


  1. Если отключать свет на переменах в классе (если это не темное зимнее утро), это позволит экономить на освещении.


  1. В некоторых местах, где никто не обращает внимания на необходимость экономии электроэнергии, электричество нужно просто отключать.


  1. Пытаясь экономить энергию в гимназии, сфокусируйтесь на главном- выключении бесполезно горящих лампочек. Все остальное будет распылять ваши силы.








Копилка идей «Простые решения серьезных проблем»

  1. Уходя, гасить свет.
  2. Максимально использовать естественное освещение.
  3. Регулярно проверять чистоту ламп, плафонов, окон.
  4. Отключать все электроприборы, когда они не используются, полностью вынимать вилку из розетки (для удобства можно использовать розетки с кнопкой полного отключения электропитания).
  5. Не заслонять батареи шторами и мебелью, тогда теплый воздух будет поступать свободно. В холодное время года при слишком мощном отоплении не открывать окна в помещении, отрегулировать температуру обогрева.
  6. Загружать стиральную машину полностью. Расход электроэнергии практически не зависит от того, насколько загружена машина, а расход воды изменится не значительно. Стирка при полной загрузке дает экономию 15-20 кВт/ч энергии в месяц.
  7. При глажении сортировать вещи в зависимости от материала, начинайте гладить с низких температур, для небольших вещей используйте остаточное тепло.
  8. В дежурном режиме многие электроприборы - телевизоры, видеомагнитофоны, ЭВМ и т.д. - потребляют около 10 кВтч за месяц. Поэтому, уходя из дома на длительный срок или на ночь, отключать аппаратуру совсем.
  9. «Уходя, гасите свет» - это стоит делать только в том случае, если Вы уходите на долго (более 10 -15 минут). Дело в том, что лампы накаливания перегорают именно в момент включения. А на изготовление новой лампы требуется гораздо больше энергии, чем вы сэкономите, часто выключая её на короткое время.
  10. Использовать люминесцентные лампы, криптоновые лампы вместо ламп накаливания.
  11. Вместо 2-х ламп по 60 Вт использовать одну - мощностью 100 Вт (экономия 12%).
  12. Снижать уровень освещенности в коридорах, туалетах.










































Рубрика ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ «Традиционные и нетрадиционные источники электрической энергии»

Широкое практическое использование электроэнергии в сравнении с другими видами энергии объясняется относительной легкостью ее получения и возможностью передачи на большие расстояния.

Традиционные источники электрической энергии:

Тепловые электростанции (ТЭС) вырабатывают электроэнергию в результате преобразования тепловой энергии, которая выделяется при сжигании органического топлива (угля, нефти, газа). Невосполнимость этих природных ресурсов заставляет задуматься о рациональном их применении и замене более дешевыми способами получения электроэнергии.
Гидроэлектростанция (ГЭС) - комплекс сооружений и оборудования, посредством которых энергия потока воды преобразуется в электрическую энергию. При их сооружении также наносится вред окружающей среде: перегораживаются реки, меняется их русло, затопляются долины рек.
Важнейшая особенность гидротехнических ресурсов в сравнении с топливно-энергетическими - их непрерывная возобновляемость.
Атомная электростанция (АЭС) - электростанция, в которой атомная (ядерная) энергия используется для получения электрической. Генератором энергии здесь является атомный реактор. Тепло, выделяемое в нем в результате цепной реакции деления ядер некоторых тяжелых элементов, преобразуется в электроэнергию. АЭС работают на ядерном горючем (уран, плутоний и др.), мировые запасы которого значительно превышают запасы органического топлива.

Нетрадиционные источники электрической энергии, где невосполняемые энергоресурсы практически не тратятся:
ветроэнергетика,
приливная энергетика,
солнечная энергетика.

Ветроэнергетическая установка способна превращать энергию ветра в электроэнергию. Запасы ветровой энергии на территории нашей страны огромны, так как во многих районах среднегодовая скорость ветра составляет б м/с. Устройство ветроэнергетической установки достаточно простое: вал ветряного колеса, способного вращаться под действием ветра, передает вращение ротору генератора электрической энергии. Стоимость производства электроэнергии на ветровых электростанциях ниже, чем на любых других. Кроме того, ветроэнергетика экономит богатства недр. Недостатки ветроэнергетических установок - низкий коэффициент полезного действия, небольшая мощность. Они применяются там, где нет стабильного обеспечения электроэнергией - на нефтяных разработках, горных пастбищах, в пустынях и т. п.
Приливная энергетика использует для производства электроэнергии энергию прилива и отлива Мирового океана. Два раза в сутки уровень океана то поднимается, то опускается. Это происходит под действием гравитационных сил Солнца и Луны, которые притягивают к себе массы океанской воды. У берега моря разности уровней воды во время прилива и отлива могут достигать более 10 м. Если в заливе на берегу моря в устье реки сделать плотину, то в таком водохранилище во время прилива можно создать запас воды, которая при отливе будет спускаться в море и вращать гидротурбины. В нашей стране уже созданы и работают приливные электростанции. Основными недостатками такого способа производства электроэнергии являются неравномерность выработки электроэнергии
во времени и необходимость сооружения дорогостоящих плотин и резервуаров для воды.
Гелиоэнергетика (энергия Солнца). Во второй половине XX в. в связи с бурным развитием космонавтики начали разрабатывать проблему гелиоэнергетики - преобразование солнечного излучения в электрическую энергию. В настоящее время получение электроэнергии от гелиоустановок осуществляется с помощью солнечных батарей. Основу таких батарей составляют фотоэлементы - кристаллы кремния, покрытые тончайшим, прозрачным для света слоем металла. Поток фотонов - частиц света, проходя сквозь слой металла, выбивает электроны из кристалла. Электроны при этом начинают концентрироваться в слое металла, поэтому между слоем металла и кристаллом возникает разность потенциалов. Если тысячи таких фотоэлементов соединить параллельно, то получается солнечная батарея, способная питать электроэнергией электронную аппаратуру на космических кораблях, спутниках. В южных районах, где много солнечных дней в году, размещение на крышах домов солнечных батарей может частично обеспечить потребность в необходимой электроэнергии. Такие батареи используют и для питания электронных часов, калькуляторов и других устройств.
МГД-генераторы. Основу современной электроэнергетики, как было уже отмечено, составляют теплоэлектростанции и гидроэлектростанции, в которых очень велики потери при преобразовании тепловой энергии (от сжигания топлива на ТЭС) или механической энергии (на ГЭС) в электрическую. Техническим устройством, в котором таких потерь практически нет, является магнитогидродинамический генератор (МГД-генератор). Его действие основано на явлении электромагнитной индукции: в проводнике, движущемся в магнитном поле, возникает электрический ток. В МГД-генераторе происходит преобразование энергии, движущейся в магнитном поле плазмы, - раскаленного до очень высокой температуры газа - непосредственно в электроэнергию. Электрический ток, образованный свободными электронами и положительными ионами, возникает непосредственно в плазме и отдается во внешнюю цепь. Основная техническая проблема при создании МГД-генерато-ров - получение высоких температур (несколько тысяч градусов), необходимых для образования плазмы - газообразной смеси из свободных электронов, положительных ионов и нейтральных атомов.

















Анкета «Энергосбережение»

1. Что вы понимаете под термином «энергосбережение»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Существует ли у нас, в Республике Беларусь, проблема энергосбережения?

да нет

3. Перечислите все известные вам возобновляемые источники энергии. ______________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

4. Какие возобновляемые источники энергии наиболее перспективны для использования в РБ?__________________________________________________

_________________________________________________________________

5. Какие способы экономии электроэнергии в быту вам известны? ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Используете ли вы дома энергосберегающие лампы?

да нет

7. Что лучше: использовать одну мощную лампу или несколько ламп малой мощности?

_______________________________________________________________

8. Какой рекомендуется делать отделку стен и потолка для улучшения естественного освещения комнат?



Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме «Энергоэффективность» Цели и задачи: привлечение внимания учащихся к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов; создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии; развивать познавательную активности детей, стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.

Ход мероприятия.

1-й ученик. Внимание! Внимание! 2-й ученик. Мы начинаем наш праздник 1-й ученик: Мы сегодня очень рады Всех на празднике встречать! Всех гостей, учителей Рады в зале принимать! 2-й ученик: Сегодня здесь будет особый урок, Всем детям и взрослым полезный. Объем наших знаний велик и широк, Сейчас мы докажем Вам это.

Учитель. Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем сегодня пойдет речь. Слайд 1. К дальним селам, городам Кто идет по проводам? Светлое величество! Это….? (электричество) Учитель. Действительно за последнее время мы узнали много нового об электроэнергии, воде, тепле. И сегодня на празднике мы постараемся убедить всех в необходимости экономии тех благ, без которых наша жизнь была бы просто невозможна. Учитель. Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей) Слайд 2. Энергия - это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить. Ничто вокруг нас не совершается без участия энергии. Учитель. Человек изобрел много способов, заставляющих механические устройства делать полезную работу с помощью энергии: на верхние этажи домов воду поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию; согревают и освещают теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия и т.д. Неограниченное количество Энергии дает нам солнце. Каждую секунду наша планета получает около 50 млрд.кВт/ч солнечной энергии, что соответствует мощности 150 миллионов крупных электростанций. - А кто знает, что такое электростанции? (Это крупные предприятия, которые вырабатывают электроэнергию) - А зачем нам нужна электроэнергия? (Чтобы было тепло в домах, горел свет, …) Учитель. Верно! Без энергетической подпитки невозможна любая жизнедеятельность, не двигаются автомобили, не горит свет, не работает отопление. - Давайте представим, что в наших домах погаснет свет и совсем не будет электричества. Как вы думаете, хорошо нам будет с вами или нет? (Ответы детей) - А как вы думаете, откуда берется электричество? (Ответы детей) Учитель. Электростанции, которые вырабатывают для нас электричество, используют полезные ископаемые: уголь, нефть, природный газ. - Подумайте и скажите, где мы встречаемся с электроэнергией? С электричеством? (Ответы детей) Слайд 3. Самая большая доля затрат энергии приходится на домашнее хозяйство, т.е. на удовлетворение наших потребностей (кухонные плиты, светильники, телевизоры, пылесосы, и т.д.), на промышленность, на транспорт. Учитель. Солнце дает нашей Земле энергию, тепло. Энергия, полученная от солнца миллионы лет назад, сегодня возвращается к нам в виде угля и нефти. Но представьте себе, какое количество полезных ископаемых должны добывать люди, чтобы их хватало для электростанций, которые приносят в наши дома тепло и свет. Известно, что запасы угля и нефти не бесконечны. - Как вы думаете, ребята, можем ли мы с вами сэкономить полезные ископаемые, которые так нужны для работы электростанций, которые дают нам электроэнергию, так нужную нам? (Ответы детей) - Да! Если каждый из нас будет экономить электричество в своих домах, не будет включать без необходимости электроприборы, то мы поможем сэкономить богатства нашей Земли (полезные ископаемые) - Конечно, ученые работают и пытаются использовать солнечную энергию, т.е. ученые считают, что Солнце будет светить еще много миллиардов лет и обеспечивать жизнь на Земле. Уже известны различные возможности использования солнечной энергии. Например, солнечные коллекторы на крышах могут нагревать воду, а солнечные электростанции дают ток без загрязнения окружающей среды, но есть еще и много не решенных задач. Установки для сбора солнечной энергии очень дороги и дают мало энергии. Их строительство потребует гигантских площадей и большого количества материалов. И все же в будущем энергетический голод можно будет удовлетворить с помощью солнечного излучения, где Солнце светит всегда. Тогда нефть мы сэкономим для следующих поколений, а значит, поможем сохранить окружающую среду. В 2030 году только 6% наших энергетических потребностей можно удовлетворять, используя Солнце. Но если люди усовершенствуют технику, в 2130 году эта доля составит уже 70% , А Солнце по-прежнему будет дарить свою животворную силу. Учитель: - Прочитайте вопросы, записанные на экране. Слайд 4. « Какова роль энергии в жизни человека?» «Как сохранить энергетические ресурсы?» ). - Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. - А что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей) Слайд 5. Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о наших детях. Учитель. И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно. Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? В этом нам поможет всезнающий человечек Электроша и конечно вы, ребята. Выходит Электроша. Электроша: Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества. Слайд 6. На экране картинка с изображением крана, из крана льется вода. Воду, водицу, водичку мы любим, Кран повернём - и литрами губим. Знай, экономя водицу-сестрицу, Ты дашь возможность потомкам напиться. Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки. Учитель. Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:

  • Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.
  • Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.
  • А главное - не забывайте выключать воду!
Электроша: Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.

Учитель: Вот этот предмет К потолку повесили, Стало в доме весело. Она снаружи вроде груша, Висит без дела днем, А ночью освещает дом. (Лампочка) Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей) Электроша: Слайд 7. На экране картинка с изображением ярко светящейся лампочки. Лампа сутки погорит - Сто кило угля спалит! Если светит зря она, Где ж экономия сырья? Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей) Электроша: Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще - реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком. Учитель: Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей требующих нашего внимания. Полюбуйся, посмотри- Полюс северный внутри! Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет. (Холодильник) Слайд 8. На экране картинка с изображением холодильника. Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей) Холодильник рассердился, Взял, да сам и отключился. «Работать трудно, - говорит, - Если толстый лёд висит» Учитель: Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет Электроша. Электроша: Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая "шуба" в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней. Учитель: Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей) Слайд 9. На экране картинка с изображением электрической плиты. Предложу один секрет - Экономный дам рецепт: Печь включи. Закипит - Отключи и чуть-чуть Повремени... Медленно еда кипит, Электричество хранит. Электроша: На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт - часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени. Учитель: Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще две вещи необходимые в доме. Пройдусь слегка горячим я, И гладкой станет простыня. Могу поправить недоделки И навести на брюках стрелки. (Утюг) Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей) Слайд 10. На экране картинка с изображением утюга. И сказали утюги: Мы хозяйкам не враги! Как погладишь пиджачок, Отключи свой утюжок, А остатками тепла Мы отутюжим все шелка. Электроша: Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна «мелочь»: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла. Учитель: Эта вещь девочкам знакома точно. Слайд 12. Наэкране картинка с изображением фена. Фен пыхтит, шумит, гудит, Угодить он всем желает. А ты под солнцем голову просуши, Пусть фен лучше отдыхает. Учитель: Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным способом? (Ответы детей) Электроша: Горячий воздух, исходящий из фена, не очень-то хорошо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда спешить, просушить волосы под солнцем? Так сохранишь здоровье своих волос и несколько киловатт электроэнергии. Учитель: Сейчас - зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире. Так вот Чтоб холодная зима Не прокралась к нам в дома, Вы окошки утеплите - И в тепле себе живите! Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)

Слайд 13 На экране картинка с изображением девочки. Она плотно закрывает окна. Учитель: А вот для вас небольшой тест:
  1. Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?
  2. Вы не забываете закрывать двери в подъезде?
  3. Вы не держите форточки постоянно открытыми?
  4. На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?
  5. У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?
Электроша: Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию. 1-й ученик. Запомните, ребята! Нам электричество надо беречь! И всюду его понапрасну не жечь! 2-й ученик. Знай, что нужно экономить Воду, уголь, газ и нефть. Если будешь это делать, Хватит их на много лет. Дети поют на мотив песни «Если с другом вышел в путь» Я энергию, друзья, Берегу серьезно. Если знаю, что ее. Получить так сложно Припев: Что мне снег, что мне зной Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной. С электричеством на Ты Будем вместе с Вами Если свет гореть не будет. Днями и ночами. Припев: Подведение итогов творческих работ на тему «Энергосбережение». Вручение грамот. Электроша. А теперь я хочу предложить вам разгадать кроссворды и решить задачи по энергосбережению. Конкурс «Разгадай кроссворд» 1 - я команда (3 класс)

Кроссворд №1 Загадки «Электричество в нашем доме»


2
3
1 4









1







2





























3











4






По горизонтали:
  1. Влез на стол он из-под лавки, осмотрелся на подставке, гибким хвостиком вильнул, складки с галстука слизнул
  2. Очень строгий контролёр со стены глядит в упор, смотрит, не моргает: стоит только свет зажечь или включить в розетку печь - всё на ус мотает
  3. Есть у нас в квартире робот, у него огромный хобот, любит робот чистоту и гудит, как лайнер «Ту»
  4. В доме комната гуляет, никого не удивляет


По вертикали:
  1. Полюбуйся, посмотри - полюс северный внутри! Там сверкает снег и лёд, там сама зима живёт
  2. К дальним сёлам, городам кто идёт по проводам? Светлое величество! Это . . . .
  3. Она снаружи вроде груши, висит без дела днём, а ночью освещает дом
  4. Что за чудо? Что за ящик? Сам - певец и сам - рассказчик, и к тому же заодно демонстрирует кино


По горизонтали: 1.утюг, 2.электросчётчик, 3.пылесос, 4.лифт. По вертикали: 1.холодильник, 2.электричество, 3.лампочка, 4.телевизор.

2 - я команда (4 класс) Кроссворд №2

«Электроприборы в нашем доме»

1
1














6








5



2

2











3


















3


4
















5


























6















7


















По горизонтали:
  1. Поможет накипятить воду
  2. «Добывает» из фруктов, овощей сок
  3. «Голубой огонёк» в квартире
  4. Копирует изображение, текст
  5. Можем смотреть фильмы по желанию
  6. Пробуравит отверстие в чём-либо
  7. Все морщинки на ткани разгладит
По вертикали:
  1. Соединит, сварит вместе металлические детали
  2. И в жару сохраняет продукты свежими
  3. Знает обо всём на свете
  4. Превращает зёрна в порошок
  5. «Брат» холодильника
  6. Где прошёл - там пыли нет, пыль и сор его обед


По горизонтали: 1.кипятильник, 2.соковыжималка, 3.телевизор, 4.ксерокс, 5.видиомагнитофон, 6.дрель, 7.утюг. По вертикали: 1.паяльник, 2.холодильник, 3.компьютер, 4.кофемока, 5.морозильник, 6.пылесос.

Задачи Электроши 1. Предыдущее показание счётчика в домике Кроша составило 360 кВт•ч, а последнее- 500 кВт•ч. Сколько денег должен заплатить Крош за электроэнергию, если 1 кВт• ч стоит 100 сказочных рублей? (14000 сказочных рублей) 2. За 1 час беспрерывно горящих лампочек нужно заплатить 2800 рублей. Сколько нужно заплатить за свет, если он горит 10 часов? (28000 рублей) 3. Одна люминесцентная лампочка за год потребляет 44 кВт•ч энергии. 1 лампа накаливания за тот же период потребляет 263 кВт•ч энергии. Сколько кВт•ч энергии сэкономит семья, которая вместо трёх ламп накаливания использует три люминесцентные лампочки? 4.Маша, уезжая с родителями в деревню на две недели, забыла выключить в своей комнате свет. За это время расходовалось 12 кВт•ч энергии. Сколько денег потеряла Машина семья, если 1 кВт•ч стоит 90 к?

Дети поют "Гимн энергосбережению" (на мотив песни "Будьте здоровы..."

Будьте здоровы, Живите богато Пусть будет всегда У Вас светлая хата

Энергию строго Вы всю берегите Часы, киловаты напрасно не жгите

Как зимней порою Завоют метели, Заклейте старательно Окна и двери.

Пусть в ваших домах Прозрачной струею Бьют краны С холодной и теплой водою

Гостей встречать Всегда мы рады Так помните наши Простые наказы.

Учитель. Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это «завтра»? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее - парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!

Подведение итогов. Рефлексия. Какие меры будем принимать для сбережения энергии? (Ответы детей) Учитель: Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: «Какова роль энергии в жизни человека?» и «Как сохранить энергетические ресурсы и бережно использовать их?» (Ответы детей) - А какие советы дадите вы своим друзьям и нашим гостям?

Слайд 14. На экране появляются плакаты:
  • Уходишь из дома - погаси свет!
  • Не включай свет, когда солнце светит и в комнате светло.
  • Если ты учишь уроки за столом, включи настольную лампу и выключи верхний свет.
  • Чаще протирайте лампочки и плафоны.
  • Используйте энергосберегающие лампы.
Используемая литература: 1.Журнал «Начальная школа», №4, 2008 2.Энергия вокруг нас: Учебный модуль. - Брянск: БРОО «Виола», 2003. 3.Грачева, Е. Энергосбережение для всех и каждого /Е. Грачева. - Челябинск, ОГУП «Энергосбережение».2002.





















37


© 2010-2022