Защита проекта Быт русской избы

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городской конкурс исследовательских работ « Я - исследователь»

Секция: краеведение

Название работы:

«Быт русской избы»









Автор работы:

Кузина Рената Александровна

Г.о.Тольятти

МБУ «Школа № 45»

2 класс

Научный руководитель:

Леонова Марина Борисовна

Учитель начальных классов

МБУ «Школа № 45»

г.Тольятти

2016



Содержание

1.Введение……………………………………………………. 3 стр.

2.Основное содержание

Краткая история Ставрополя - на -Волге……………………4 стр.

Сапожник Василий Константинович Стариков ……………5 стр.

Русская печь…………………………………………………..5-6 стр.

Красный угол………………………………………………….6 стр.

Стол……………………………………………………………6-7 стр.

Бабий угол…………………………………………………….7 стр.

Сундук…………………………………………………………7-8 стр.

Чем стирали?.............................................................................8 стр.

Как и где стирали?..................................................................8-9 стр.

Как и чем гладили одежду?...................................................9-10 стр.

Рубель и скалка……………………………………………….10 стр.

Утюги………………………………………………………….10-11 стр.

Вывод…………………………………………………………..11 стр.

Список используемых источников и литературы…………..12 стр.

Приложение……………………………………………………13 стр.

Введение

Здравствуйте! Меня зовут Кузина Рената и я представляю вашему вниманию мою исследовательскую работу «Быт русской избы». Почему я выбрала эту тему? Как-то в нашем доме отключили электричество. Хотя выключили его на небольшое время, но в нашей семье сразу появились проблемы.

Проблема: Как приготовить пищу? Как погладить платье? Как жили люди 100 лет тому назад в нашем городе, когда он ещё назывался Ставрополем-на-Волге? В то время не было электричества, и как они обходились без таких нужных приборов, которые так нужны нам в быту.

Когда я спросила об этом свою учительницу, то она мне посоветовала сходить с родителями в музей «Наследие», который расположился в доме Стариковых. Здесь жил один из переселенцев Ставрополя сапожник Василий Константинович Стариков. Василий Стариков с семьей стал первым переселенцем из зоны затопления в связи со строительством Волжского водохранилища. Дому Старикова выпала непростая судьба. В мае 1953 года его разобрали политзаключенные на бревна и перенесли на новое место, за сорок километров. Этот дом был типичным для того времени - срубовая изба.

Цель моей работы:

  • выяснить, как люди обходились без современных приборов 100 лет тому назад;

  • возможно, ли в современном городе прожить в русской избе, без привычных для нас, комфортных бытовых условий.

Задачи:

  • познакомиться с историей Ставрополя - на - Волге;

  • узнать о жизни крестьян Ставрополя - на - Волге, познакомиться с предметами быта.

  • выявить условия быта русской избы, на основе сравнения с условиями современного быта.

Гипотеза:

В современном жилище проживать комфортнее.



Основное содержание.

Ставрополь-на-Волге, или, правильнее говорить - Ставрополь (современный Тольятти), был основан в 1737 году известным историком, географом и государственным деятелем Василием Татищевым как город-крепость для переселения крещёных калмыков и защиты русских земель от набегов кочевников. За 200 лет город вырос, и население насчитывало более 12 тысяч человек. Ставропольский уезд стал занимать выдающее положение в Самарской губернии по развитию промысловой деятельности крестьянского населения. Основную массу населения нашего края в начале XX века составляли крестьяне. Тяжелым трудом добывали они себе пропитание. Земледелие было главным занятием крестьян. Они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мёд диких пчёл.

Большинство хозяйств обрабатывали землю сохой. Железные плуги имелись только в богатых хозяйствах. Хлеб шел и на собственные нужды, и на продажу. В уезде было около тысячи мельниц, обдирни и маслобойни.
Скотоводство дополняло хозяйственный уклад крестьян. Скот - это рабочая сила в поле, источник молока и мяса, шерсти и кожи. 100 мелких предприятий уезда занимались переработкой продукции скотоводства.
Для жителей прибрежных сел дополнительным источником пищи были рыболовство и охота. Ловля рыбы на продажу давала хороший доход. С помощью кустарных ружей крестьяне били волка, лисицу, норку, горностая. Новая страница истории города началась со строительством гидроэлектростанции имени Ленина ( ныне Жигулёвская ГЭС). В связи с созданием водохранилища Ставрополь в 1953-1956 годы был перенесён на новую площадку.

Деревянные дома в Ставрополе разбирались и переносились на новое место, выше зоны затопления.

Сейчас мы с вами отправимся в гости к ставропольскому крестьянину.

Стариков Василий Константинович (1882 - 1964).

Родился в селе Ташелка Ставропольского уезда Самарской губернии, спустя 20 лет после крестьянской реформы и потому был вольным хлебопашцем. Мастер по изготовлению обуви. Всю жизнь занимался ремеслом. Василий Стариков с семьей стал первым переселенцем из зоны затопления в связи со строительством Волжского водохранилища. Дому Старикова выпала непростая судьба. В мае 1953 года его разобрали политзаключенные на бревна и перенесли на новое место, за сорок километров. Этот дом был типичным для того времени - срубовая изба.

В избе обстановка была самая простая: стол, лавки, посуда и, конечно же, печь. Невозможно представить себе избу без русской печи, которую без преувеличения можно назвать душей любого русского дома.

Моя бабушка живёт в деревне Новая Бинарадка и я наблюдала, как бабушка готовила в печи кашу. Это была самая вкусная каша! На нашей электрической печке такую кашу не сготовишь.

РУССКАЯ ПЕЧЬ

Русская печь многофункциональна. Ее использовали для разных нужд, от обогрева и приготовления пищи, и до сна на ней и даже для мытья. После растопки печь очищали, выметая тщательно золу, и выстилали соломой, ставили внутрь чугуны с водой, после чего можно было использовать печь в качестве своеобразной мини-бани. А так же печь использовали и для разных других нужных в хозяйстве дел, таких как: сушки на ней ягод и грибов, стирки, разогрева самовара, использование ее теплых ниш для обогрева белья, посуды, одежды, и так далее.

Ещё одна функция печи, это использование ее для сна. Полати, это приподнятые полки-лежанки для спанья, расположенные обычно между стеной дома и печью, либо между углом двух стен и печью. Обогрев полатей - тоже задача печи.

Для меня - это самое любимое спальное место.

Летом, когда печь для обогрева не топится, на полатях сушили овощи и фрукты. В зимний же период, нет лучшего места для сна, чем на теплых, от долго остывающей печи, полатях.

На больших печках на полатях помещается до пяти-шести человек, то есть, по сути, полати - это общая спальня.

Я считаю, что у русской печи так много достоинств, что её ничем заменить нельзя. Единственный недостаток в том, что она занимает много места.

Все в русской избе продумано. Небольшое помещение не требовало много дров для отопления. Невысокая дверь из сеней в дом тоже сохраняла тепло. Входивший в избу должен был наклониться, чтобы не удариться о притолоку - и невольно кланялся иконам!
Угол, где размещались иконы, назывался красным - это было почетное место, где во время обеда садился глава семьи.

КРАСНЫЙ УГОЛ

Красный угол в русской избе всегда располагался по диагонали от печи, где мы можем увидеть иконы, Библию, молитвенные книги, изображения предков - те объекты, которым придавалась высшая культурная ценность. Красный угол - священное место в доме, что подчеркивается его названием: красный - красивый, торжественный, праздничный. Вся жизнь была ориентирована на красный (старший, почетный, божий) угол. Здесь трапезничали, молились, благословляли, именно к красному углу были обращены изголовья постелей. Здесь совершалось большинство обрядов, связанных с рождением, свадьбой, похоронами.

Красный угол сохранился во многих русских домах и до наших дней.

СТОЛ

Неотъемлемая часть красного угла - стол. Уставленный яствами стол - символ изобилия, процветания, полноты, устойчивости. Здесь проходила и будничная, и праздничная жизнь человека, сюда сажают гостя, сюда кладут хлеб, святую воду. Стол уподобляется святыне, алтарю, что накладывает отпечаток на поведение человека за столом и вообще в красном углу («Хлеб на стол, так стол престол, а хлеба ни куска - так и стол доска»). В различных обрядах особое значение придавалось передвижениям стола: во время трудных родов стол выдвигали на середину избы, в случае пожара из соседней избы выносили стол, покрытый скатертью, и обходили с ним кругом загоревшиеся строения.
Вдоль стола, вдоль стен располагались лавки. Для мужчин долгие «мужские» лавки, для женщин и детей лицевые, расположенные под окном. Лавки соединяли «центры» (печной угол, красный угол) и «периферию» дома. В том или ином обряде они олицетворяли путь, дорогу. Когда девочке, ранее считавшейся ребенком и носившей одну нижнюю рубаху, исполнялось 12 лет, родители заставляли ее пройти по лавке взад и вперед, после чего, перекрестившись, девушка должна была спрыгнуть с лавки в новый сарафан, сшитый специально для такого случая. С этого момента начинался девический возраст, и девушке разрешалось ходить на хороводы и считаться невестой. А вот так называемая «нищая» лавка, расположенная у двери. Получила такое название потому, что на нее мог садиться нищий и любой другой, кто вошел в избу без разрешения хозяев.

БАБИЙ УГОЛ.
Рядом с печью размещался «бабий угол» - место, где готовили пищу. Здесь же хозяйки долгими зимними вечерами занимались рукодельем, покачивая зыбку с ребенком, готовили пищу, пряли, ткали, шили. От остального пространства избы кут отгораживали занавеской. Около входной двери находился мужской угол - коник, где обычно ставился большой сундук.

СУНДУК

В нем хранили самое ценное имущество, на нем же спал хозяин дома. Деревянный сундук является предметом многофункциональным и универсальным. Кроме своего прямого предназначения - хранить вещи, он украшал помещение, вносил в него нотки народной культуры, старинного быта. Кроме того, сундук часто использовался, как мебель, на нем сидели, а ночью спокойно спали, не опасаясь воров. На Руси количеством сундуков измерялось богатство семьи. Однако и в наше время его можно найти в любой русской избе.

В музее «Наследие» представлен сундук, на котором спал хозяин дома и хранил там свои вещи. А в наше время используют прототипы старого сундука - шкаф, комод, декоративные шкатулки. Врачи даже утверждают, что сундук - это постель экологичнее и физиологичнее любой роскошной постели.

Я попробовала полежать на сундуке и сделала вывод, что мне всё-таки привычнее лежать на моей мягкой постели. Да и вещи, которые развешаны в шкафу, не мнутся и их можно быстро отыскать.

У нас дома для стирки есть стиральная машина. Стирка ограничивается загрузкой и выгрузкой белья, а как справлялись в старые времена наши бабушки в условиях отсутствия не только горячей воды из-под крана, но и стирального порошка с хозяйственным мылом?

ЧЕМ СТИРАЛИ?

Еще сто лет назад хозяйкам не надо было прицениваться к моющим средствам - не было нужды. Для стирки использовались мыльные растворы, которые получали в домашних условиях. Это был щелок и мыльный корень.
Щелок, получали из раствора золы, бесплатно поставлявшейся русской печью ежедневно.

КАК И ГДЕ СТИРАЛИ?

Стирать с ним можно было следующим образом - в кадушку с бельем клали мешочек с просеянной золой, заливали водой и кидали туда раскаленные каменья, чтобы вода кипела. Но можно было получить щелок в виде раствора.

Для этого золу смешивали с водой, настаивали несколько дней и получали мыльный на ощупь раствор - концентрированный настолько, что его приходилось дополнительно разводить водой. Иначе одежда при стирке таким сильным щелоком могла быстрее изнашиваться.

Другой источник средства для стирки, растение мыльнянку (или мыльный корень) мельчили, замачивали, процеживали, и полученным раствором стирали, стараясь весь израсходовать, так как он быстро портился.

Хозяйка замачивала белье, заливая его щелоком, в ведерном, то есть помещавшем в себя ведро воды, чугуне, и ставила в печь с помощью ухвата.
Стирать могли иначе, например, с использованием лохани и собственных ног. Но такой способ хорош только в теплое время года.

Еще одним орудием для стирки служил ВАЛЕК. Этой небольшой деревянной лопаткой «валяли» или «клепали» выстиранное белье на камне или на доске на берегу. Валек могли украшаться затейливыми орнаментами. Связано это было с тем, что их зачастую преподносили девушкам парни в качестве подарка, и тогда помимо обычной резьбы на поверхности валька могли оказаться и инициалы любимой и дата дарения.

Стирка - это очень долгая и трудоёмкая работа. В современное время на стирку наши хозяйки могут вообще не выделять никакого времени, так как за них это делает машинка-автомат.

Любая ответственная хозяйка знает: стирка - это еще полдела, надо еще выгладить то, что отбелили заботливые руки.

ЧЕМ И КАК ГЛАДИЛИ ОДЕЖДУ?

Какие приспособления имелись в домашнем хозяйстве наших бабушек и прабабушек, чтобы выгладить выстиранное?
в прежние времена не столько гладили, сколько «катали» белье. Чем? знакомьтесь:

РУБЕЛЬ И СКАЛКА

Рубель представлял собой прямоугольную доску с рукоятью: на нижней стороне были вырезаны, вырублены поперечные скругленные зарубки, а верхняя, лицевая сторона зачастую украшалась резьбой.
Для того, чтобы погладить, хозяйка складывала одежду, скатерть, полотенце вдоль, стараясь придать ей ту же ширину, что и у скалки. И обворачивали ими скалку, образуя тугой сверток. Рубель клали сверху и от края стола прокатывали вперед, размягчая и разглаживая льняную ткань - катали. И это был механический способ глаженья.

Катка белья требовала определенных физических усилий от женщины, но не стоит думать, что приход в деревенские дома металлического утюга сделал процесс глаженья более легким.

ПЕРВЫЕ УТЮГИ
Утюг в деревенской жизни был вещью дорогой и редкой, и оттого служил зачастую показателем благосостояния (как и самовар, например). Глаженье утюгом по сравнению с катанием белья рубелем была даже более трудоемкой работой.
Утюг накаляли на огне и осторожно брали прихваткой за ручку, чтобы не обжечься. Такие утюги были самых разных размеров - от совсем небольших, для глажения мелких складок на одежде, до гигантов, поднять которые мог только мужчина.
Один из видов утюга, использовавшихся в быту - это углевой или духовой утюг. Верхняя часть корпуса у такого утюга откидывалась, и внутрь закладывались угли.
Остывающие угли хозяйки раздували или разогревали, раскачивая утюг из стороны в сторону. Поэтому важно было еще и не угореть при глажке! Углевой утюг мог быть снабжен трубой и внешним видом больше напоминал допотопный пароход.
Я представила хозяйку, раскачивающую увесистое чугунное сооружение, убедилась, что сила у наших "бабушек" была недюжинная. Естественно, современные утюги на много легче своего чугунного литого предшественника. У моей бабушки до сих пор сохранился такой утюг. Я попросила помочь мне его взвесить. Оказалось, что он весил почти 3 кг! А были ещё тяжелее!

Итак, гипотеза нашла своё подтверждение.

Вывод: жилище человека и все предметы быта изменяются со временем от простого к сложному. Все изменения произошли из-за появления электричества, водопровода, канализации, телефонизации, интернета. В современном жилище проживать комфортнее. Но многие предметы быта, как русская печь, сундуки сохранились и до наших дней и продолжают служить и радовать нас.



Список используемых источников и литературы.

1.Буровик К.А. Родословная вещей

2. Буровик К.А. Популярная энциклопедия вещей.

3.Терещенко А. Быт русского народа М., 1997

4.Раппопорт.П.А. Зодчество Древней Руси. Л,1986

5. Раппопорт.П.А. Древнерусское жилище. Л., 1975

6. foto-history.livejournal.com/

7. museum.samgd.ru/

8. ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница





Приложение

Защита проекта Быт русской избы Семья Стариковых.

Защита проекта Быт русской избыДом семьи Стариковых до переселения.

Защита проекта Быт русской избы Музей «Наследие»

Защита проекта Быт русской избы Быт семьи Стариковых

13


© 2010-2022