- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Легоконструирование по ФГОС для 1 класса
Программа внеурочной деятельности Легоконструирование по ФГОС для 1 класса
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бондар О.И. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Иланская средняя общеобразовательная школа №2»
г. Иланского Красноярского края
Рассмотрено
на педагогическом совете
МБОУ «Иланская СОШ №2»
Протокол №1 «31» августа 2015г. .
Утверждаю
Директор МБОУ «Иланская СОШ №2»
____________ Сорокина Н. П.
Приказ № 121 от «31» августа 2015 г.
Программа объединения
дополнительного образования
внеурочной деятельности
«Легоконструирование»
Возраст учащихся: 6,5 - 8 лет
Срок реализации: 1 года
Разработана
учителем начальных классов
Бондар О.И.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка. Программа объединения дополнительного образования внеурочной деятельности «Легоконструирование» разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование \ В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского - 2-е изд. - М: Просвещение. 2011. - 111 с., в соответствии с: - требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования; Вид программы: модифицированная. Направление - общекультурное. Общая характеристика курса. ЛЕГО - педагогика - одна из самых распространенных ныне педагогических систем. В силу своей универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками, позволяющими разнообразить процесс обучения, в комплексе решать многие задачи, стоящие перед школой. Работа с ЛЕГО дает возможность ребенку проявить многие скрытые качества, свою индивидуальность; развивает мышление, внимание, сообразительность, фантазию, воображение, речь; учит программированию своих действий; развивает творческие способности детей; формирует моторные навыки; служит ненавязчивому закреплению материала, пройденного на уроках чтения, окружающего мира, истории, москвоведения, обж.; способствует воспитанию положительных нравственных качеств личности (доброта, взаимопомощь, уважение к товарищам и к результатам их труда). При изучении этих и других предметов учащиеся не только воспринимают и запоминают содержание того, о чем говорит учитель, но и сами активно конструируют многочисленные познавательные модели. ЛЕГО пробуждает работать в равной степени и голову, и руки учащихся. Работа с конструктором ЛЕГО способствует воспитанию социально активной личности, с высокой степенью свободы мышления, развитию самостоятельности и способности учащихся решать любые задачи творчески, изобретательски. Работая с конструкторами ЛЕГО, соблюдаются принципы:
- Адаптивности. В процессе работы себе находят место все дети, в том числе и те, кто по тем или иным причинам оказался позади своих сверстников, а так же дети с разной подготовленностью и разными интересами - Психологической комфортности. В ходе работы снимаются все стрессообразующие факторы учебного процесса. Предполагается создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы. - Целостности и интегративности. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. Ребенок учится решать проблемы, применяя знания из различных областей. В процессе работы формируются навыки взаимодействия и развиваются творческие способности.
Цель программы: развитие творческих способностей, воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения.
Задачи:
-
развитие пространственного воображения,
-
развитие абстрактного и логического мышления,
-
развитие мелкой моторики пальцев,
-
развитие умения работать по предложенным инструкциям,
-
ознакомление с основными принципами механики,
-
развитие умения планировать свою деятельность и выполнять поставленную задачу до конца,
-
развитие умения общаться, доказывать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь при работе в группе, в паре,
Методическая основа курса - деятельностный подход, т.е. организация максимально продуктивной творческой деятельности детей, начиная с первого класса.
Актуальность программы. Конструирование позволяет младшему школьнику познать мир техники, развивать конструкторские способности, расширяет кругозор, техническое мышление, представляет широкие возможности для дифференциации учебно-воспитательной деятельности учащихся. Это проявляется в выборе объектов конструирования, адаптации учебных заданий к индивидуальным возможностям детей. Курс «Легоконструирование» имеет направленность на формирование у детей навыков самоконтроля, умения планировать свою деятельность. При изготовлении любого изделия ребенок учится планировать, т.е. устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы. Ученик действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся умения планировать, выполнять действия «про себя», «во внутреннем плане», что, как подчеркивают психологи, является существенным в развитии личности школьника. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операций, что сказывается на качестве изделия школьника, позволяет ему познать радость труда. Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане. Программа рассчитана на учащихся 1 классов, 1 час в неделю, 33часа в год.
Распределение часов в течение учебного года.
В неделю
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Уч.год
1
9
7
9
8
33
Формы проведения занятий и методы работы -практическая работа, наблюдение, беседы, дидактические игры. Все это позволяет сделать задания интересными и увлекательными для детей. Возрастные особенности. Курс «Легоконструирование» способствует формированию у обучающихся положительной мотивации к обучению, активная включенность ребенка в процесс игры, создает основу формирования учебных навыков. В процессе работы у первоклассников формируются навыки взаимодействия и развиваются творческие способности. Работа с конструктором - это творчество для детей и учителя. Любая работа, выполненная из деталей конструктора, будет красочной и интересной. Описание ценностных ориентиров. Ценность курса состоит в том, что обучающиеся знакомятся с видами крепежа, изучают подвижные и неподвижные соединения деталей, учатся выполнять задания по инструкциям, собирают те или иные модели. Изготовление моделей усложняется от занятия к занятию, соответственно дети должны опираться на опыт, полученный на предыдущих занятиях. Разнообразные техники изготовления моделей - сначала выполняются точно по образцу с комментарием учителя, затем только по образцу, по технологической карте, после учатся вносить коррективы в конструкции, создавать модели по рисункам, создавать модели по своему замыслу. Ребята учатся устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы, сравнивать полученный результат с планируемым ранее, оценивать его. Для проведения занятий с использованием ЛЕГО необходимо подготовить коробки с конструктором. Каждая коробка должна быть скомплектована таким образом, чтобы обеспечить бесконфликтную работу группы учащихся от 2 до 6 человек. Помимо кирпичиков ЛЕГО ДАКТА в наборе должны быть, черепица, окна, двери, колеса и другие вспомогательные детали. Дети должны иметь возможность создать любую модель. Рекомендуем выставлять на отдельную плату человечков, цветы, деревья, так как эти детали чаще всего теряются после занятий. В начале занятия дети отбирают необходимое количество этих деталей. После окончания работы - возвращают на место, Это занятие дает возможность решить многие задачи обучения: расширение словарного запаса; развитие речи; развитие логического и пространственного мышления, воображения; развитие умения обобщать и делать выводы; развитие коммуникативных навыков учащихся; развитие мелкой моторики. Благодаря ЛЕГО повышается интерес детей к учебе, повышается уровень и качество знаний. Ребята учатся работать в группе, парами и индивидуально, проявляя свою фантазию, творческие способности. На занятиях учащиеся не только воспринимают, обсуждают и запоминают содержание того, о чем говорил учитель, но и сами конструируют многочисленные познавательные модели. Обязательно в конце каждой четверти 1 -2 занятия отводятся конструированию на свободную тему. Это делается для того, чтобы обобщить знания детей, закрепить умение собирать модели, но и просто поработать в свое удовольствие.
Прогнозируемые результаты освоения программы.
Личностными результатами изучения курса «Легоконструирование» в 1-м классе является формирование следующих умений:
-
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-
называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
-
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Метапредметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих универсальных учебных действий
Познавательные УУД:
1. определять, различать и называть детали конструктора,
2. конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу,
по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
3. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
4. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
1. уметь работать по предложенным инструкциям.
2. умение излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
3. определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
1. уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
2. уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Предметными результатами изучения курса «Легоконструирование» является формирование следующих знаний и умений:
- знание простейших основ легоконструирования;
- виды конструкций однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
- технологическую последовательность изготовления несложных конструкций
- умение с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
- реализовывать творческий замысел.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
- Организация выставки лучших работ;
- Представлений собственных моделей;
- Защита проектных работ.
Результативность курса
Первый уровень результатов - школьники приобретут представление о свойствах деталей строительного материала; о технике моделирования механизмов, узнают способы крепления и будут учиться выполнять их; об основных принципах моделирования, конструирования;
Второй уровень результатов - школьники получат опыт работы с деталями, освоят способы крепления деталей; получат возможность развития способности логически мыслить.
Третий уровень результатов - школьники приобретут опыт анализа конструкций и генерирования идей; научатся работать по предложенным инструкциям; творчески подходить к решению задачи по моделированию; излагать, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию, самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Практическая ценность изучения Легоконструирования в начальной школе выражается:
-
Умение детей работать в паре;
-
Овладение Леготерминологией;
-
Желание открывать новое в мире науки и техники;
-
Изучение основ программирования;
-
Нестандартность и неоднозначность в решении поставленных задач;
-
Желание детей помочь друг другу - развитие коммуникативных умений;
-
Выявление детей с конструкторскими способностями - ни один другой предмет в школе не дает этого представления;
Тематическое планирование:
№
Тема занятия.
Кол-во часов
дата
Корректировка даты
Описание примерного содержания занятий
1.
Вводное занятие. Знакомство с конструктором.
1
03.09
2.
Знакомство с конструктором. Виды крепежа.
1
10.09
3
Сборка модели, работа с использованием различных вариантов крепежа.
1
17.09
4.
Что нас окружает? Конструирование предметов быта.
1
24.09
5.
Конструирование на свободную тему. Смешивание цветов.
1
01.10
6.
Наш городской дом (одноэтажный)
1
08.10
7.
Конструирование на свободную тему. Смешивание форм.
1
15.10
8.
Конструирование любимой игрушки.
1
22.10
9.
Наш городской дом. (многоэтажный)
1
29.10
10.
Конструирование сельских построек.
1
12.11
11.
Конструирование на тему: «Наш двор».
1
19.11
12.
Конструирование на тему: «Наша школа».
1
26.11
13.
Проект «Наш любимый город». Конструирование домов.
1
03.12
14.
Проект «Наш любимый город». Составление улиц.
1
10.12
15.
Проект «Наш любимый город». Конструирование машин. 1
17.12
16.
Проект «Наш любимый город». Защита композиции. 1
24.12
17.
Конструирование на свободную тему. Машины.
1
18.
Конструирование на свободную тему. Карусели.
1
19.
Наша улица
1
20.
Какой бывает транспорт
1
21.
Пассажирский транспорт
1
22.
Грузовой транспорт
1
23.
Зачем строят корабли
1
24.
Почему поезда такие длинные
1
25.
Назначение транспорта. Специальный транспорт
1
26.
Машины будущего
1
27.
Полезные вещи из LЕGО.
1
28.
Воздушный транспорт. Полеты в космос.
1
29.
Корабли осваивают вселенную.
1
30.
Конструирование на свободную тему. Скоро лето.
1
31.
По дорогам сказок А.С Пушкина
1
32.
По дорогам сказок. Г.Х.Андерсена.
1
33.
По дорогам сказок. К.И Чуковского.
1
Информационно - методическое обеспечение реализации программы
Литература для педагога:
1. Т. В. Безбородова «Первые шаги в геометрии», - М.:«Просвещение», 2009. С. И. Волков «Конструирование», - М: «Просвещение», 2010 .
2. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.
3. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. - СПб.:Наука, 2010, 195 стр.
4. Интернет-ресурсы.
Список литературы для детей
-
Комарова, Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М.: Изд-во ЛИНКА - ПРЕСС, 2001
-
Волина, В. Загадки от А до Я: книга для учителей и родителей. - М.: Изд-во ОЛМА - ПРЕСС, 1999
-
Научно-популярное издания для детей / «Я открываю мир» / Л. Я. Гальперштейн. - М.: Изд-во Росмэн-Издат, 2001
Перечень информационно-методического обеспечения.
1. Лего-конструкторы с крупными деталями из пластмассы.
2. Лего-конструкторы с мелкими деталями из пластмассы.
3. Лего-конструкторы с мелкими металлическими деталями.