«Куклотерапия в работе с детьми пострадавшими от насилия»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Жаркналиева Гульвира Аскаровна

Социальный педагог

ГСКУ АО «ОСРЦ для несовершеннолетних «Исток» РКО «Парусник»

телефон: 35-56-73, 59-16-16

«Куклотерапия в работе с детьми пострадавшими от насилия» Куклы - это одно из наиболее удивительных и загадочных творений человека. Люди начали создавать кукол уже в далекой древности, в первобытные времена. Уже тогда кукла, созданная из различных материалов (камней, растений и др.) в виде фигурки человека или животного, наделялась особыми магическими свойствами и качествами и могла, по поверьям, помогать человеку, охранять его самого и его жилище (быть оберегом, талисманом), служить проводником между ним и высшими силами. Значительно позже куклы начали создаваться для детских игр. Сегодня практически у всех детей есть куклы, а игры с ними - без сомнения одни из самых любимых детских занятий. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время являются куклы. Куклотерапия-это метод лечения с помощью кукол. Это частный метод арттерапии. Метод, позволяющий ребенку встать на позицию другого человека, смотреть на ситуацию со стороны и находить в ней ресурсы. Он основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Возможности куклотерапии широки. Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков. Цель: диагностика эмоционального состояния ребенка; исследование глубинных проблем, чувств, переживания личности; помощь в проживании болезненных переживаний, укрепление психического здоровья воспитанника. Задачи: 1. Развитие познавательной сферы ребенка. 2. Развитие эмоционально - волевой сфер. 3. Формирование коммуникативных навыков. 4. Обогащение представлений об окружающем мире. Всякое занятие по куклотерапии проходит в три этапа: -первый этап - изготовление куклы; -второй этап - знакомство со своей куклой; -третий этап - сказкотерапия с помощью кукол. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение. Процесс изготовления куклы способствует оздоровлению психики ребенка через изобретательность творчества, помогает почувствовать красоту, доброту, избавиться от страха, снижает агрессию, приобщает к дисциплине и бережливости, воспитывает творческое мышление, развивает фантазию и вкус. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. Важно, в веселой, неназойливой сказочной манере преподнести детям навыки работы с бумагой и картоном, лоскутками красками, клеем и ножницами, приучить к терпению и упорству. Беседы, чтение, сочинение новых, самостоятельных сказок, занятия по изготовлению кукол, необходимы для того, чтобы труд вошел в жизнь ребенка радостным, мудрым, добрым чудом. Куклотерапия может проявляться в различных формах, возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии. Постановка мини - спектаклей, рассказывание сказки с помощью куклы, кукольный театр. Одной из самых действенных форм считается «кукольный театр». Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, развитие сферы чувств (соучастия, сострадания, способности поставить себя на место другого). Постепенно неуверенные в себе дети становятся более открытыми, смелыми, легко идут на контакт со сверстниками и взрослыми, с окружающим миром. Взяв в руки куклы, взрослые могут решить многие педагогические задачи. Сказки показывают детям последствия положительных и отрицательных поступков, воспитывают любовь к родной русской речи. Кукольный театр позволяет формировать у детей опыт социальных навыков поведения, ведь каждая сказка имеет нравственную направленность. Ребенок познает мир умом и сердцем. Любимые куклы становятся образцами для подражания. Наибольший интерес вызывает у воспитанников работа над театрализацией спектаклей, сказок - пьес, сюжетных стихотворений, басен. Поэтому необходимо детям объяснить, что такое спектакль. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и т.д.) и снятием нервно-психического напряжения. В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы. Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Таким образом, куклотерапия - это увлекательная и доступная форма работы с детьми, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания.

© 2010-2022