- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира Что такое почва
Урок окружающего мира Что такое почва
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Зуева Л.В. |
Дата | 27.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Окружающий мир. 3 класс.
УМК «Школа России»
Автор учебника: А.А.Плешаков
Тема урока: Что такое почва.
Цель урока:
Создать условия для систематизации знаний учащихся о составе почвы, через включения их практическую работу.
Задачи:
-
продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли;
-
выявить основные свойства почвы;
-
в процессе опытов установить состав почвы, узнать о преобладающих почвах родного края;
-
развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
Оборудование:
-
Мультимедийный проектор, экран.
-
ЭОР «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников» ООО «Новый диск», 2007
-
Прозрачный стакан с водой, палочки, промокательная бумага.
-
Лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель (у учителя)
-
Коллекция почв.
1. Организационный момент , актуализация знаний, тема и цели урока
- Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку: Слайд 1
Бьют меня ногами,
Режут грудь ножами.
Каждый хочет растоптать.
А я с подарками опять. (Земля)
- Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо мешка в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсть семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались?
- Правильно, Земля. У слова «земля» несколько значений. Одно из них - «почва», верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом изучения будет почва. Вы узнаете состав почвы, ее свойства. Слайд 2
2. Работа по теме урока
1) Что такое почва? Беседа.
- Рассмотрите рисунок в учебнике на с.65.
- Что такое почва?
- Какое значение она имеет для животных и растений?
Почва - это верхний плодородный слой земли.
Основное свойство почвы - плодородие. Слайд 3
Толщина почвенного слоя бывает различна: от 2-3 см до 150-200 см и больше.
- Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета? (Темного)
- рассмотрите почву. Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.
2) Практическая работа «Состав почвы»
По ходу выполнения работы результаты опытов записываются в рабочую тетрадь.
С.27 № 1.
Опыт 1.
- Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидели? (Из почвы выходят пузырьки воздуха)
Вывод: в почве есть воздух. Слайд 4
Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.
Опыт 2.
- Сейчас я нагрею немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло становится влажным.
Вывод: в почве есть вода. Слайд 5
По окончанию этого опыта почва продолжает нагреваться.
Опыт 3.
- Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (неприятный запах, дымок)
Вывод: это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Слайд 6
Опыт 4.
Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите? (Песок, поверх которого осела глина)
Вывод: в почве есть песок и глина.
- А что еще? (перегной) Слайд 7
Опыт 5.
Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель пометим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налет. Это соли.
Соли - это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Вывод: в почве находятся соли, которые могут растворяться в воде. Слайд 8
Схема «состав почвы». Слайд 9
- Сделайте вывод используя схему.
3. Работа в рабочей тетради
с. 28 № 2.
Рассмотрите рисунки и соедините стрелочками, какие составные части почвы можно обнаружить с их помощью.
(Выполняется самостоятельно с последующей проверкой)
4. Физминутка
Лучшие качели - гибкие лианы,
Это с колыбели знают обезьяны!
Кто весь век качается,
Да-да-да
Тот не огорчается
Ни-ког-да!
5. Работа по теме
1) Как образуется почва (учитель)
Образование почвы началось только с появлением на Земле животных существ. С тех пор в течении миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.
Твердые породы в природе постоянно разрушаются. получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но всё же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной.
Схема: «Кто участвует в образовании почвы» Слайд 10.
Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.
Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и др. Они повышают плодородие почвы.
Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение, что в природе все взаимосвязано. Слайд 11
Круговорот веществ (схема) Слайд 12
ЭОР «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников»
Главная часть почвы - перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе. как бы по кругу. Из почвы - в растения, из растений - в тела животных, и с остатками растений и животных - снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.
Представьте, что произойдет, если круговорот веществ прервется? …
Замечательный русский ученый В.В.Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, а без почвы - нет.
2) Отчего разрушается почва. Работа с учебником. Прочитайте самостоятельно.
С. 68. Ответьте на вопросы учебника.
6. Итог урока. Разгадай кроссворд. Слайд 13
7. Домашнее задание
Учебник с. 65 - 69, ответить на вопросы.