Урок окружающего мира Что такое почва

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир. 3 класс.

УМК «Школа России»

Автор учебника: А.А.Плешаков


Тема урока: Что такое почва.

Цель урока:

Создать условия для систематизации знаний учащихся о составе почвы, через включения их практическую работу.

Задачи:

  • продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли;

  • выявить основные свойства почвы;

  • в процессе опытов установить состав почвы, узнать о преобладающих почвах родного края;

  • развивать мышление, наблюдательность, любознательность.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, экран.

  2. ЭОР «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников» ООО «Новый диск», 2007

  3. Прозрачный стакан с водой, палочки, промокательная бумага.

  4. Лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель (у учителя)

  5. Коллекция почв.

1. Организационный момент , актуализация знаний, тема и цели урока

- Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку: Слайд 1

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять. (Земля)

- Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо мешка в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсть семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались?

- Правильно, Земля. У слова «земля» несколько значений. Одно из них - «почва», верхний слой коры нашей планеты, поверхность. Сегодня объектом изучения будет почва. Вы узнаете состав почвы, ее свойства. Слайд 2

2. Работа по теме урока

1) Что такое почва? Беседа.

- Рассмотрите рисунок в учебнике на с.65.

- Что такое почва?

- Какое значение она имеет для животных и растений?

Почва - это верхний плодородный слой земли.

Основное свойство почвы - плодородие. Слайд 3

Толщина почвенного слоя бывает различна: от 2-3 см до 150-200 см и больше.

- Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета? (Темного)

- рассмотрите почву. Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.

2) Практическая работа «Состав почвы»

По ходу выполнения работы результаты опытов записываются в рабочую тетрадь.

С.27 № 1.

Опыт 1.

- Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидели? (Из почвы выходят пузырьки воздуха)

Вывод: в почве есть воздух. Слайд 4

Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

Опыт 2.

- Сейчас я нагрею немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло становится влажным.

Вывод: в почве есть вода. Слайд 5

По окончанию этого опыта почва продолжает нагреваться.

Опыт 3.

- Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (неприятный запах, дымок)

Вывод: это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Слайд 6

Опыт 4.

Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите? (Песок, поверх которого осела глина)

Вывод: в почве есть песок и глина.

- А что еще? (перегной) Слайд 7

Опыт 5.

Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель пометим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налет. Это соли.

Соли - это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

Вывод: в почве находятся соли, которые могут растворяться в воде. Слайд 8

Схема «состав почвы». Слайд 9

- Сделайте вывод используя схему.

3. Работа в рабочей тетради

с. 28 № 2.

Рассмотрите рисунки и соедините стрелочками, какие составные части почвы можно обнаружить с их помощью.

(Выполняется самостоятельно с последующей проверкой)

4. Физминутка

Лучшие качели - гибкие лианы,

Это с колыбели знают обезьяны!

Кто весь век качается,

Да-да-да

Тот не огорчается

Ни-ког-да!

5. Работа по теме

1) Как образуется почва (учитель)

Образование почвы началось только с появлением на Земле животных существ. С тех пор в течении миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы. По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

Твердые породы в природе постоянно разрушаются. получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но всё же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действием бактерий образуется перегной.

Схема: «Кто участвует в образовании почвы» Слайд 10.

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя.

Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и др. Они повышают плодородие почвы.

Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот замечательное подтверждение, что в природе все взаимосвязано. Слайд 11

Круговорот веществ (схема) Слайд 12

ЭОР «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире. Наглядное пособие по естествознанию для младших школьников»

Главная часть почвы - перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе. как бы по кругу. Из почвы - в растения, из растений - в тела животных, и с остатками растений и животных - снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.

Представьте, что произойдет, если круговорот веществ прервется? …

Замечательный русский ученый В.В.Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, а без почвы - нет.

2) Отчего разрушается почва. Работа с учебником. Прочитайте самостоятельно.

С. 68. Ответьте на вопросы учебника.

6. Итог урока. Разгадай кроссворд. Слайд 13

7. Домашнее задание

Учебник с. 65 - 69, ответить на вопросы.

© 2010-2022