- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Моя малая Родина
Рабочая программа по внеурочной деятельности Моя малая Родина
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Авдеева С.А. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Студенковская СОШ
филиал Павловская ООШ
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УР Директор школы
__________ Райкова А.В.. _____\ Черешнева Т.Н.
«___»___________2014 г «____»___________2014
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
для 1-4 класса
на 2014-2015 уч. год
Количество часов в год - 34 ч
Разработчик: Авдеева С.А.
учитель начальных классов
2014
Пояснительная записка.
Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеурочной деятельности детей младшего возраста в образовательных учреждениях России. Она может быть организована в форме факультативных, кружковых, библиотечных, классных и иных занятий познавательной направленности, познавательных экскурсий, творческих работ, олимпиад, викторин, исследовательских проектов, работы научных обществ учащихся, интеллектуальных клубов и т.п. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено в нашем общеобразовательном учреждении детским клубом « Моя малая Родина ». Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Областного базисного учебного плана, на основе Концепции краеведческого образования в Рязанской области. Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и города, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего города и края, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы. Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.
Теоретические и практические занятия должны проводиться с использованием новейших методик и технологий.
Программа духовно-нравственной деятельности рассчитана на учащихся младшего школьного возраста с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.
Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего города и края и его населения;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего города и Краснодарского края, как опорного края России;
- развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности;
- изучение проблем развития края (города);
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- формирование личностно-ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
- укрепление семейных связей:
заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;
наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
изучение жизни края (города) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;
совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
- стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к изучению малой родины через тематические акции НОУ;
- адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономической и социально-культурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
- стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего города, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культурно-творческой инициативы.
Программа рассчитана на школьников младшего возраста со 1-го по 4-й класс.
. Содержание программы.
Содержание разработанной программы достаточно универсально, что предоставляет широкие возможности для создания индивидуализированных учебно-тематических планов. При этом учителю предлагается дать собственный подход в части структурирования материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, данная программа содействует сохранению единого образовательного и воспитательного пространств, не сковывая творческой инициативы, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению всего курса, формированию ключевых компетенций.
Программа выполняет две функции:
- информационно-методическая функция - позволяет всем участникам внеурочной деятельности получить представление о целях, содержании, воспитании и развитии учащихся средствами данного направления;
- организационно - планирующая функция - предусматривает выделение этапов деятельности, структурирование материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Реализация обозначенного подхода предполагает следование общим принципам:
- признание приоритета воспитательных задач, его нацеленности на формирование патриотов страны, своего края, района, города, рачительных хозяев;
- выделение этапов подготовки школьников в соответствии с возрастом учащихся, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке учащихся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении реализации программы внеурочной деятельности единства целей и принципов.
В содержании:
- изложение содержания с территориально - хронологических позиций;
- понимание этапов представляемой программы, позволяющих учащимся увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир.
Следовательно, курс данной программы, должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов (на их НРК), содержание программы духовно-нравственного направления при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов;
- несводимость данного курса к содержанию ни одного другого школьного предмета (окружающий мир, география, история и др.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;
- принципиальное различие содержания национально-регионального и краеведческого компонента для каждого конкретного населённого пункта;
- пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего города, района, посёлка, улицы, дома;
- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона.
- обращение к реалиям повседневной жизни кубанцев, решение воспитательных задач курса с помощью содержания, актуального для учащихся, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого курса.
В организации:
- реализация важнейшей особенности данного направления внеурочной деятельности;
- придание особой роли наглядности в реализации программы в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио - и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
- вовлечение в практическую деятельность по изучению края (города) через обучение учащихся работе с источниками и справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, экологические, геологические, этнографические, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристические походы.
Программа курса духовно-нравственного направления в ходе внеурочной деятельности младших школьников детского клуба «Моя малая родина», представлена в виде семи блоков, каждый из которых предусматривает реализацию целей, задач, ключевых вопросов представляемой программы.
1. История моей семьи.
2. История моего города.
3. История создания нашего края.
4. Александро-Невский район.
5.Рязанская область - субъект Российской Федерации.
6. Природа нашего края.
7. Природные комплексы края.
Каждый блок разделён на разделы по тематике курса и включает в себя практические работы.
Планируемые результаты.
В ходе реализации программы духовно-нравственного направления в рамках внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста, учащиеся должны:
Знать/понимать:
-
родословную своей семьи
-
историю своего города, различных учреждений
-
историю народов, проживающих в своём крае и их традиции
-
основные краеведческие термины и понятия
-
администрацию района и своего города, правительство, губернатора Рязанской области, значения официальных символов
-
основные этапы и ключевые события истории Рязанской области с древности до наших дней
-
изменения природной среды Рязанской области в результате деятельности человека
-
особенности природы, населения
-
специфику географического положения и административно-территориального устройства
-
природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем
-
важнейшие достижения культуры и системы ценностей
Уметь:
-
рассказывать о важнейших событиях истории Рязанской области
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки местных достопримечательностей, памятников природы
-
работать с литературой и различными источниками, находить и анализировать информацию
-
описывать традиции народов своего края
-
показывать на карте границы и географический центр Рязанской области
-
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов Рязанской области
-
составлять краткую характеристику родного города, описывать флору и фауну, водные объекты
-
работать с творческим и исследовательским проектом и защищать их
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
проведения самостоятельного поиска информации
-
понимания причин и значений событий и явлений повседневной жизни
-
ориентирования на местности и чтения карт
-
учёта фенологических наблюдений в природе своей местности
-
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, по сохранению природы и защите людей в случае стихийных бедствий
-
высказывания собственных суждений о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об историко-культурном наследии народов Рязанской области
-
использования знаний об историческом пути и традициях народов Рязанской области в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Календарно-тематическое планирование.
№
Раздел, тема.
Количество часов
Форма занятий
всего
Тео-рия.
Практи-ка.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
История моей семьи.
Генеалогическое дерево семьи. Моя родословная.
Старые фотографии рассказали. Вклад семьи в развитие своего края.
Традиции семьи.
Составление древа семьи.
Исследование старых фотографий и их анализ.
Беседы с родителями, бабушками и дедушками, родственниками об их участии в развитии своего города.
Изучение традиций семьи и их описание.
История моего посёлка.
История создания посёлка.
История школы и других учреждений города.
Народы, заселяющие наш город
Традиции народов, живущих в поселке.
Экскурсия.
Изучение материалов об истории школы и других учреждений родного города.
Администрация города и района.
Изучение и описание традиций народов, живущих в посёлке.
История создания нашего края.
Причуды климата. Тайны географических названий области.
Полезные ископаемые
Практические работы.
1) Работа с картой
2) Исследование полезных ископаемых области
Ал-Невский район.
1. История района.
2. Происхождение названий местных населённых пунктов, улиц.
Символы района.
Администрация района.
Практические работы.
1) Работа на контурной карте с целью обозначения границ Ал-Невского района.
2) Работа с топонимическим словарём. Изучение символики района.
Рязанская область - субъект Российской Федерации.
на картах мира и России.
Границы, пограничные территории.
Москва - столица нашего края.
Официальные символы.
Губернатор и правительство края.
Практические работы.
Работа на контурной карте с целью обозначения границ Рязанской области.
Изучение герба, флага, гимна Российской Федерации.
Достопримечательности города.
Природа нашего края.
Представители животного и растительного мира, редкие и исчезающие растения и животные.
Красная книга - Рязанской области.
Реки Рязанской области.
Фотовыставка «Местные пейзажи в разные времена года».
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Рассказы
Практич. работа
Беседа
Беседа
Творческий проект
Исследовательский проект
Рассказ учителя
Просмотр презентации и обсуждение
Анкетирование и опрос
Экскурсия
Практическая работа
Викторина
Рассказ учителя
Практическая работа с картой Практикум по изучению полезных ископаемых
Рассказ
Исследовательский проект
Рассказ учителя
Практикум с контурной картой
Рассказ учителя
Работа с картой
Беседа
Просмотр презентации
Практиче6ская работа
Просмотр презентации
Практическая работа
Презентация
Работа с энциклопедией
Изучение исследовательских работ
Практическая работа
Материально-техническое обеспечение.
№1
Наименование
Количество
Примечание
1
Физическая карта мира
1
На всех учащихся
2
Физическая карта России
1
На всех учащихся
3
Карта Рязанской области
1
На всех учащихся
4
Атлас
1
На всех учащегося
5
Контурные карты.
1
На всех учащегося
6
Коллекция полезных ископаемых
1
На всех учащихся
7
Мультимедиа-класс
1
На всех учащихся
8
Набор картин растений и животных
1
На всех учащихся
9
Набор плакатов с символикой
1
На всех учащихся