Программа по внеурочной деятельности СИРС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования Администрации города Ноябрьска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»

муниципального образования город Ноябрьск



«Рассмотрено»

на заседании НМС

Протокол № ____

от «31» августа 2014 года

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР

_________ Камильянова Т.Я.

от «1» сентября 2014 года

«Утверждаю»

Директор Гимназии

___________Л.Н. Крылова

от «1» сентября 2014 года

ПРОГРАММА


«Система Интенсивного развития способностей»

срок реализации: 4 года

возраст: 7-10 лет

Автор - составитель:

педагог дополнительного

образования Крюченкова В.В









г. Ноябрьск, 2014

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности "Система интенсивного развития способностей"(СИРС) предназначена для реализации общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009г.), основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Гимназия №1», на основе рекомендаций авторского коллектива разработчиков компьютерной программы «Система интенсивного развития способностей» для использования программы в образовательном процессе, которые изложены в методических пособиях:

  • Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение. Память. Методическое пособие. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 74с.
  • Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. Методическое пособие. / Под ред. чл.- корр. РАО Бобко И.М., Молокова Ю.Г.. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 48с.
  • Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие понятийного мышления. Методическое пособие. - Новосибирск, 2005.
Целью программы является опережающее развитие интеллектуальных способностей воспитанников (общеучебных и специальных) на основе компьютерных технологий.

Задачи курса:

  • Развитие умственных способностей.

  • Развитие психических познавательных процессов (памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления)

  • Развитие пространственных представлений.

  • Развитие способности к анализу, обобщению, аналогиям, абстрагированию.

  • Развитие памяти (образной, моторной, ассоциативной).

Место курса в учебном плане

Курс «СИРС» является компонентом внеурочной деятельности, рассчитан на 135 часов, 1 час в неделю. Форма проведения учебных занятий - практикум(тренинг).


Общая характеристика курса «СИРС» Программа направлена на развитие памяти, мышления и пространственных представлений, способности к анализу, обобщению, аналогиям, что способствует росту возможностей интеллекта, самореализации, более интенсивному развитию творческих способностей личности. В процессе работы по программе дети учатся использовать свои интеллектуальные способности, осваивают приемы мыследеятельности, развивается их творческий потенциал (неординарность подходов, оригинальность в решении вопросов), формируются навыки самоанализа и самоконтроля. Таким образом, учащиеся овладевают универсальными умениями и способами (познавательными, коммуникативными и регулятивными УУД). Это становится фактором повышения эффективности процесса образования учащихся, включая освоение предметных знаний, формирование компетенций, личностное самоопределение. Использование методики СИРС позволяет тонко учитывать индивидуально-психологические особенности каждого обучаемого, что даёт возможность оптимизировать процесс развития способностей. СИРС отличается от других компьютерных разработок прежде всего тем, что используется интегральный, комплексный подход при непрерывном развитии способностей школьников.

Учащиеся выполняют задания на специальных компьютерных тренажерах. Занятия начинается с диагностики, определения тренировочной скорости (максимальной скорости, при которой ученик может выполнить задание) которая в процессе работы за тренажером постепенно увеличивается.

Следует отметить, что наиболее успешному развитию интеллектуальных способностей у детей способствует внедрение компьютерной технологии системы интенсивного развития способностей (СИРС), что в свою очередь обеспечивает более высокий уровень обучения школьников.
Новизна программы состоит в том, что компьютерная система интенсивного развития способностей предназначена для развития интеллекта, творческих способностей человека (дошкольника, школьника, студента и взрослого), развития тех индивидуально - психологических особенностей, от которых зависит эффективность обучения, производительность интеллектуального труда. Программа СИРС обусловлена принципом организации занятий, который заключается в поступенчатом введении материала. Темп перехода от лёгкого к сложному зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Тематика занятий усложняется с учётом возрастных особенностей детей.

Планируемые результаты

Личностные Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель - ученик»: - готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию; - ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции; - социальные компетенции; - личностные качества; Метапредметные - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и позновательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -развитие информационной культуры школьников Предметные результаты

- повышение уровня развития интеллектуальных способностей школьников;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- определять последовательность событий;

- давать определения понятиям;

Контроль достижения планируемых результатов осуществляется путем проведения входной и итоговой диагностик в рамках программы. Полученные данные заносятся в индивидуальную для каждого учащегося ведомость результатов. На основе сравнения результатов диагностик делается вывод о динамике развития интеллектуальных способностей каждого учащегося.










Содержание курса Компьютерная программа СИРС состоит из ряда модулей, каждый модуль, включает в себя несколько тренажеров.

1-й год обучения.

  1. Модуль «Память»

Тренажер «Картинки в клетках»

А - клетки воды - развитие образной памяти, Тренажер «Цифры и буквы» - увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации. Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды». Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры». Тренажер Тренажер «Цифры и буквы». Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр». Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени». Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Запоминание цветов».

Прогнозируемые результаты обучения

  • увеличение количества запоминаемых клеток;

  • увеличение количества запоминаемых картинок;

  • увеличение количества запоминаемых знаков;

  • увеличение количества запоминаемых цветов на тренинге (10) и успешная диагностика: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд.


  1. Модуль «Быстрое чтение»

Тренажер «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.

Прогнозируемые результаты обучения

  • увеличение скорости чтения, усвоения и эффективности чтения;
  • уменьшение времени, затрачиваемого на таблицы, увеличение поля зрения;
  • увеличение скорости зрительного восприятия информации;

2-й год обучения.

  1. Модуль «Память»

Тренажер «Картинки в клетках»

А - клетки воды - развитие образной памяти, увеличение объёма запоминаемой информации.

Б - трехмерные фигуры. В - морфинг, квадратики, спички. Тренажер «Цифры и буквы» - увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации. Тренажер «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти. Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды». Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры». Тренажер «Картинки в клетках. Морфинг». Тренажер «Картинки в клетках. Квадратики». Тренажер «Картинки в клетках. Спички». Тренажер «Цифры и буквы». Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр». Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени». Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Порядок слов». Тренажер «Запоминание цветов».

Прогнозируемые результаты обучения

  • увеличение количества запоминаемых клеток;

  • увеличение количества запоминаемых картинок;

  • увеличение количества запоминаемых знаков;

  • увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени на запоминание;
  • увеличение количества запоминаемых цветов на тренинге (10) и успешная диагностика: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд.

  1. Модуль «Быстрое чтение»

Тренажер «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.

Тренажер «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.

Прогнозируемые результаты обучения

  • увеличение скорости чтения, усвоения и эффективности чтения;
  • уменьшение времени, затрачиваемого на таблицы, увеличение поля зрения;
  • увеличение скорости зрительного восприятия информации;

3-й год обучения.

  1. Модуль «Память»

Тренажер «Картинки в клетках»

А - клетки воды - развитие образной памяти, увеличение объёма запоминаемой информации.

Б - трехмерные фигуры. В - морфинг, квадратики, спички. Тренажер «Цифры и буквы» - увеличение объема оперативной памяти и скорости восприятия зрительной информации. Тренажер «Порядок слов» - развитие ассоциативной памяти. Тренажер «Картинки в клетках. Клетки воды». Тренажер «Картинки в клетках. Трехмерные фигуры». Тренажер «Картинки в клетках. Морфинг». Тренажер «Картинки в клетках. Квадратики». Тренажер «Картинки в клетках. Спички». Тренажер «Цифры и буквы». Тренажер «Цифры и буквы: с увеличением количества цифр». Тренажер «Цифры и буквы. Цифры: с уменьшение времени». Тренажер «Цифры и буквы. Буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Цифры и буквы: с уменьшением времени». Тренажер «Порядок слов». Тренажер «Запоминание цветов».

Прогнозируемые результаты обучения

  • увеличение количества запоминаемых клеток;

  • увеличение количества запоминаемых картинок;

  • увеличение количества запоминаемых знаков;

  • увеличение количества запоминаемых слов и уменьшение времени на запоминание;
  • увеличение количества запоминаемых цветов на тренинге (10) и успешная диагностика: запоминание расположения 10 цветов за 10 секунд.

  1. Модуль «Быстрое чтение»

Тренажер «Таблица» - увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия.

Тренажер «Пословицы», «Антонимы» - способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.

Прогнозируемые результаты обучения

  • увеличение скорости чтения, усвоения и эффективности чтения;
  • уменьшение времени, затрачиваемого на таблицы, увеличение поля зрения;
  • увеличение скорости зрительного восприятия информации;


4-й год обучения.

Модуль «Понятийное мышление» Включает в себя несколько тренажеров, каждый из которых способствует развитию понятийного мышления - логического аспекта понимания, процессов анализа, синтеза, расширяет кругозор, влечёт за собой увеличение эффективности мышления, а также развивает когнитивные навыки: восприятие, внимание, память. Тренажер «Чувство стихосложения». Тренажер «Словарь». Тренажер «Словарь наоборот». Тренажер «Глаголы». Тренажер «Переносный смысл слов». Тренажер «Последовательности». Тренажер «Пословицы». Тренажер «Фразеологизмы». Тренажер «Ориентировка в тексте». Тренажер «Окончания». Тренажер «Существенное понимание».

Прогнозируемые результаты обучения

  • развитие когнитивных навыков: восприятие, внимание, память;

  • увеличение словарного запаса воспитанников;

  • развитие понятийного мышления (ориентировка в тексте, стихосложение, смысловая догадка, чувство юмора, пополнение словарного запаса).

Учебно-тематический план Первый год обучения


п/п

Наименование модуля

Количество часов

Практика

1

Память

  1. Тренажер: «Запоминание цвета»

  2. Тренажер: «Картинки в клетке»

  3. Тренажер: «Цифры и буквы»

  4. Тренажер: «Лабиринт»

Быстрое чтение

  1. Тренажер Таблица: увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия;

33

33


Итого

33

33

Второй год обучения


п/п

Наименование модуля

Количество часов

Практика

1

Память

  1. Тренажер: «Запоминание цвета»

  2. Тренажер: «Картинки в клетке»

  3. Тренажер: «Цифры и буквы»

  4. Тренажер: «Порядок слов»

Быстрое чтение

  1. Тренажер Таблица: увеличение поля зрения, устойчивость внимания, увеличение скорости зрительного восприятия;

  2. Тренажер Пословицы, антонимы : способствует увеличению скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.

34

34


Итого

34

34


Четвёртый год обучения


п/п

Наименование модуля

Количество часов

Практика

1

Понятийное мышление

  1. Тренажер: Стихи (чувство стихосложения, последовательности, окончания).

  2. Тренажер: Понятийное мышление (переносной смысл слов, фразеологизмы, пословицы, ориентировка в тексте, анекдоты, существенное понимание)

  3. Тренажер: Словарь (словарь, словарь наоборот, глаголы).

34

34


Итого

34

34

Перечень литературы и средств обучения: 1.Компьютерная программа СИРС 7.0 2.Буров А.Н. Методические разработки для проведения занятий по развитию памяти с использованием компьютера на основе СИРС. Методическое пособие. / Под ред. чл.-корр. РАО Бобко И.М., Молокова Ю.Г.. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 48с. 3.Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение. Память. Методическое пособие. - Новосибирск: РИЦ «Эмари», 2005. - 74с. 4.Буров А.Н., Майорова Е.Г. Развитие понятийного мышления. Методическое пособие. - Новосибирск, 2005.


п/п
Наименование изучаемой темы Основное содержание Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)
Тема 1: Диагностика. Всего часов-6
Класс/ группа

Дата Тема занятий Кол-во часов Элемент содержания Требования к результатам (предметным и метапредметным) Контрольно-оценочная деятельность план факт Учащийся научится Учащийся сможет научится Вид Форма 1.1 1а 1г 2в 4б

Диагностика 1

Диагностика чтения

1.Таблица.

2.Пословицы, Антонимы.

3.Чтение текста.

4.Картинки в клетках.

5.Цифры и буквы.

6.Порядок слов.

7.Запоминание цветов.


- устойчивости внимания и зрительного восприятия;

-увеличивать объем информации за единицу времени;

-запоминать расположение 10 цветов за 10 сек.

-чтению про себя, быстрому чтению;

-скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.

входной

Самостоятельная работа
Тема 2: Обучение. Всего часов - 19 2.1 1а 1г 2в 4б

Обучение 1

- представлять признаки предметов, наблюдать работать совместно;

- выделять существенные признаки предметов и обобщать, моделировать схемы;

- самостоятельно читать, обрабатывать информацию.

- планировать решение задачи, самостоятельно выбирать способ решения задачи;

- контролировать обнаруживать и устранять ошибки логического характера.

Текущий

Самоконтроль

1.Таблица.

2.Пословицы, Антонимы.

3.Чтение текста.

4.Картинки в клетках.

5.Цифры и буквы.

6.Порядок слов.

7.Запоминание цветов.



2.2 1а 1г 2в 4б

Обучение 1 2.3 1а 1г 2в 4б

Обучение 1
Тема 1: Диагностика. Всего - 6 1.2 1а 1г 2в 4б

Диагностика 1


Диагностика чтения

(тренажеры 1-7)


текущий Сам. работа
Тема 2: Обучение. Всего часов - 19 2.4 1а 1г 2в 4б

Обучение 1



1.Таблица.

2.Пословицы, Антонимы.

3.Чтение текста.

4.Картинки в клетках.

5.Цифры и буквы.

6.Порядок слов.

7.Запоминание цветов.


- представлять признаки предметов, наблюдать работать совместно;

- выделять существенные признаки предметов и обобщать, моделировать схемы;

- самостоятельно читать, обрабатывать информацию.

- планировать решение задачи, самостоятельно выбирать способ решения задачи;

- контролировать обнаруживать и устранять ошибки логического характера.

текущий

самоконтроль 2.5 1а 1г 2в 4б

Обучение 1 2.6 1а 1г 2в 4б

Обучение 1
Тема 1: Диагностика. Всего - 6 1.3 1а 1г 2в 4б

Диагностика 1

Диагностика чтения

(тренажеры 1-7)


текущий Сам. работа
Тема 2: Обучение. Всего часов - 19 2.7 1а 1г 2в 4б

Обучение 1




2.8 1а 1г 2в 4б

Обучение 1 2.9 1а 1г 2в 4б

Обучение 1

- представлять признаки предметов, наблюдать работать совместно;

- выделять существенные признаки предметов и обобщать, моделировать схемы;

- самостоятельно читать, обрабатывать информацию.

- планировать решение задачи, самостоятельно выбирать способ решения задачи;

- контролировать обнаруживать и устранять ошибки логического характера.

текущий

самоконтроль 2.10 1а 1г 2в 4б

Обучение 1



1.Таблица.

2.Пословицы, Антонимы.

3.Чтение текста.

4.Картинки в клетках.

5.Цифры и буквы.

6.Порядок слов.

7.Запоминание цветов.


2.11 1а 1г 2в 4б

Обучение 1 2.12 1а 1г 2в 4б

Обучение 1 2.13 1а 1г 2в 4б

Обучение 1 1.4 Тема 1: Диагностика. Всего - 6
1а 1г 2в 4б

Диагностика 1

Диагностика чтения

(тренажеры 1-7)


текущий Сам. работа
Тема 2: Обучение. Всего часов - 19 2.14 1а 1г 2в 4б

Обучение 1




2.15 1а 1г 2в 4б

Обучение 1 2.16 1а 1г 2в 4б

Обучение 1






1.Таблица.

2.Пословицы, Антонимы.

3.Чтение текста.

4.Картинки в клетках.

5.Цифры и буквы.

6.Порядок слов.

7.Запоминание цветов.


- представлять признаки предметов, наблюдать работать совместно;

- выделять существенные признаки предметов и обобщать, моделировать схемы;

- самостоятельно читать, обрабатывать информацию.

- планировать решение задачи, самостоятельно выбирать способ решения задачи;

- контролировать обнаруживать и устранять ошибки логического характера.

текущий

самоконтроль 2.17 1а 1г 2в 4б

Обучение 1 2.18 1а 1г 2в 4б

Обучение 1 2.19 1а 1г 2в 4б

Обучение 1
Тема 1: Диагностика. Всего - 6 1.5 1а 1г 2в 4б

Диагностика 1

Диагностика чтения

(тренажеры 1-7)

- устойчивости внимания и зрительного восприятия;

-увеличивать объем информации за единицу времени; -запоминать расположение 10 цветов за 10 сек.

-чтению про себя, быстрому чтению; -скорости мыслительных процессов и понятийного переключения.

итоговый

Сам. работа 1.6 1а 1г 2в 4б

Диагностика 1















11


© 2010-2022