- Преподавателю
- Начальные классы
- Требования ГОСО начального образования 12-летней школы к оцениванию обучающихся
Требования ГОСО начального образования 12-летней школы к оцениванию обучающихся
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колова Л.В. |
Дата | 11.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Л.В. Колова
заместитель директора по УВР
ГУ «Школа - гимназия № 10 города Рудного»
Выступление на педагогическом совете
«Современные методики и инструменты оценивания знаний, умений, навыков и ключевых компетенций в условиях перехода на основные стандарты 12-летнего образования»
03.04.2014 год
Требования ГОСО начального образования к оцениванию обучающихся.
В Государственном общеобразовательном стандарте начального образования Республики Казахстан, разработанный Министерством образования и науки Республики Казахстан, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Национальной академией образования имени Ы. Алтынсарина от 24 января 2014 год в пункте 3.2. говорится об Оцениванивании учебных достижений учащихся организации образования. Оценивание рассматривается как механизм сопоставления фактического результата учащегося с ожидаемыми результатами обучения учебных программ для корректировки планирования и организации обучения.
Оценка учебных достижений учащихся осуществляется посредством критериального оценивания, которое основано на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам учебного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования.
Разработана система критериального оценивания. В отличае от настоящей системы оценивания Установлены единые критерии оценивания, понятные учащимся и родителям. Используемый журнал позволяет отражать степень усвоения конкретных тем учебной программы и показывает пробелы учащихся в разрезе изучаемых тем и навыков. Оценивание носит объективный характер, что позволяет учителю оказывать индивидуальную помощь каждому ученику по слабоусвоенным темам. Таким образом, критериальное оценивание является прозрачным и объективным инструментом определения успешности учебной деятельности отдельного учащегося и успеваемости класса в целом.
Оценивание осуществляется соответственно системе целей обучения, представленных в учебных планах по конкретному учебному предмету на основе отслеживания учебных достижений учащихся по каждому тематическому разделу. Это позволяет получать объективную картину продвижения учащихся в поэтапном достижении целей по классам. Критериями оценивания являются:
- знание и понимание изучаемого материала;
- его применение на практике;
- как находит, обрабатывает, анализирует информацию;
- работа в группе и индивидуально;
- владение функциональными навыками письма,говорения, чтения, восприятия;
- проведение исследования;
- умение делать выводы и проводить рефлексия свой деятельности.
В учебном процессе используются следующие формы оценивания:
- формативное (текущее) оценивание осуществляется в течении четверти. Определяет текущий уровень усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе в соответствии с целями обучения учебных программ и позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового содержания.
- суммативное (внутреннее) оценивание в конце четверти. Определяет уровень применения знаний, умений и навыков при завершении изучения блока учебной информации.
- суммативное (внешнее) оценивание. Проводится независимым органом оценивания после завершения ступеней обучения. Является основой для определения экзаменационных и итоговых оценок за ступень обучения.
Оценивание на уровне начального образования осуществляется путем использования формативного и суммативного (внутреннего) оценивания.
- Формативное оценивание - часть преподавания и обучения, «оценивание для обучения».
- В процессе проведения урока учитель оценивает достижение учащимися целей обучения учебных программ.
- Количество целей обучения отличается по предметам и четвертям.
- Оценивание достижения целей обучения осуществляется в соответствии с критериями.
- Критерии разработаны для каждой цели обучения.
- Для оценки достижения критерия используются дескрипторы.
Дескрипторы - уровни достижения критериев в соответствии с целью обучения.
Например: Лист оценивания
Учащийся «Достиг» цели обучения, если:
- Правильно отвечает на вопросы, выполняет задания в соответствии с критериями.
- Самостоятельно выполняет поставленные задачи.
- Участвует активно, демонстрируя соответствующие навыки мышления (планирование, анализ, формулирование вопросов и выводов, обсуждение вопросов, обоснование точки зрения).
- Ясно формулирует то, что узнал, прогнозирует результаты обучения.
Учащийся «Стремится» к достижению цели обучения, если:
- Не может правильно ответить на вопросы, выполнить правильно задания в соответствии с критериями, часто нуждается в подсказках.
- Нуждается в поддержке одноклассников или учителя для выполнения заданий.
- Участвует ограниченно или пассивно, в основном, отвечая на вопросы других или соглашаясь.
- Не уверен в результатах своего обучения и не может выразить то, чему научился.
Решение учителя о достижении цели учащимся выражается в двух видах: «достиг» и «стремится» и фиксируется в журнале. Учащимся предоставляется возможность для достижения целей обучения более одного раза в течение изучения раздела или темы учебной программы.
Внутреннее суммативное оценивание - это письменная работа с использованием заданий различного типа и уровня сложности, включая практические задания. * Будут разработаны рекомендации по подготовке работ внутреннего суммативного оценивания.
После проверки суммативных работ проводится модерация - процесс обсуждения работ учащихся учителями по одному предмету и классу с целью стандартизации оценок и обеспечения объективности и прозрачности оценивания. Модерация позволит значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Результаты суммативного оценивания фиксируются в журнале в виде баллов.
Таким образом, результаты обучения учащегося представляются в виде: Четвертной оценки в конце каждой четверти, включающей результаты формативного и внутреннего суммативного оценивания за четверть в определенном процентном соотношении. Годовой оценки, включающей результаты формативного и внутреннего суммативного оценивания за четыре четверти по предметам в определенном процентном соотношении.
-
Виды
оценивания
Формативное
оценивание
Внутреннее
суммативное оценивание
Четвертная оценка
30%
70%
Годовая оценка
30%
70%
Механизм выставления баллов и оценок.
Максимальное количество баллов за четверть (год) - 60 баллов. Эти баллы включают результаты формативного оценивания 30% - 18 баллов и внутреннего суммативного оценивания 70% - 42 балла.
- Учитель делает отметку о достижении цели обучения при формативном оценивании и выставляет балл за суммативную работу в журнал.
- В журнал внесены формулы расчета итоговых баллов учащихся, учитывающих количество достигнутых целей обучения за четверть (год), результаты внутреннего суммативного оценивания в баллах в процентном соотношении 30%:70%.
Перевод баллов в 5-ти балльную систему оценивания
-
Общее количество баллов
Оценка по 5-ти балльной шкале
48-60
5
36-47
4
24-35
3
2-23
2
0-1
1
Оценивание на уровне начального образования предполагает:
- формативное (текущее) оценивание по предметам «Математика», Интегрированный предмет «Казахский\Русский язык и литература», «Казахский\Русский язык», «Английский язык», «Введение в науку», «ИКТ», «Познание мира», «Физкультура»;
- суммативное (внутреннее) оценивание по этим же предметам кроме «ИКТ», «Познание мира», «Физкультура» (В проекте ГОСО не оговорено)
- предмет «Самопознание» не оценивается.
Литература:
- Проект ГОСО начального образования, Министерство образования и науки Республики Казахстан, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина от 24 января 2014 года, пункт 3.2..
- Электронная презентация, архив ГОС НШ_25012014, слайды 68-83.