Требования ГОСО начального образования 12-летней школы к оцениванию обучающихся

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.В. Колова

заместитель директора по УВР

ГУ «Школа - гимназия № 10 города Рудного»

Выступление на педагогическом совете

«Современные методики и инструменты оценивания знаний, умений, навыков и ключевых компетенций в условиях перехода на основные стандарты 12-летнего образования»

03.04.2014 год


Требования ГОСО начального образования к оцениванию обучающихся.


В Государственном общеобразовательном стандарте начального образования Республики Казахстан, разработанный Министерством образования и науки Республики Казахстан, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Национальной академией образования имени Ы. Алтынсарина от 24 января 2014 год в пункте 3.2. говорится об Оцениванивании учебных достижений учащихся организации образования. Оценивание рассматривается как механизм сопоставления фактического результата учащегося с ожидаемыми результатами обучения учебных программ для корректировки планирования и организации обучения.
Оценка учебных достижений учащихся осуществляется посредством критериального оценивания, которое основано на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам учебного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования.
Разработана система критериального оценивания. В отличае от настоящей системы оценивания Установлены единые критерии оценивания, понятные учащимся и родителям. Используемый журнал позволяет отражать степень усвоения конкретных тем учебной программы и показывает пробелы учащихся в разрезе изучаемых тем и навыков. Оценивание носит объективный характер, что позволяет учителю оказывать индивидуальную помощь каждому ученику по слабоусвоенным темам. Таким образом, критериальное оценивание является прозрачным и объективным инструментом определения успешности учебной деятельности отдельного учащегося и успеваемости класса в целом.
Оценивание осуществляется соответственно системе целей обучения, представленных в учебных планах по конкретному учебному предмету на основе отслеживания учебных достижений учащихся по каждому тематическому разделу. Это позволяет получать объективную картину продвижения учащихся в поэтапном достижении целей по классам. Критериями оценивания являются:

  • знание и понимание изучаемого материала;
  • его применение на практике;
  • как находит, обрабатывает, анализирует информацию;
  • работа в группе и индивидуально;
  • владение функциональными навыками письма,говорения, чтения, восприятия;
  • проведение исследования;
  • умение делать выводы и проводить рефлексия свой деятельности.

В учебном процессе используются следующие формы оценивания:
  • формативное (текущее) оценивание осуществляется в течении четверти. Определяет текущий уровень усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе в соответствии с целями обучения учебных программ и позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового содержания.

  • суммативное (внутреннее) оценивание в конце четверти. Определяет уровень применения знаний, умений и навыков при завершении изучения блока учебной информации.
Осуществляется педагогами организации образования. Отметки, выставленные за суммативные работы, являются основой для определения итоговых оценок за отчетные периоды обучения (за четверти и учебный год).
  • суммативное (внешнее) оценивание. Проводится независимым органом оценивания после завершения ступеней обучения. Является основой для определения экзаменационных и итоговых оценок за ступень обучения.
* После завершения начальной школы суммативное внешнее оценивание не предусмотрено.
Оценивание на уровне начального образования осуществляется путем использования формативного и суммативного (внутреннего) оценивания.
  • Формативное оценивание - часть преподавания и обучения, «оценивание для обучения».
  • В процессе проведения урока учитель оценивает достижение учащимися целей обучения учебных программ.
  • Количество целей обучения отличается по предметам и четвертям.
  • Оценивание достижения целей обучения осуществляется в соответствии с критериями.
  • Критерии разработаны для каждой цели обучения.
  • Для оценки достижения критерия используются дескрипторы.

Дескрипторы - уровни достижения критериев в соответствии с целью обучения.

Например: Лист оценивания Требования ГОСО начального образования 12- летней школы к оцениванию обучающихся Требования ГОСО начального образования 12- летней школы к оцениванию обучающихся
Учащийся «Достиг» цели обучения, если:

  • Правильно отвечает на вопросы, выполняет задания в соответствии с критериями.
  • Самостоятельно выполняет поставленные задачи.
  • Участвует активно, демонстрируя соответствующие навыки мышления (планирование, анализ, формулирование вопросов и выводов, обсуждение вопросов, обоснование точки зрения).
  • Ясно формулирует то, что узнал, прогнозирует результаты обучения.

Учащийся «Стремится» к достижению цели обучения, если:
  • Не может правильно ответить на вопросы, выполнить правильно задания в соответствии с критериями, часто нуждается в подсказках.
  • Нуждается в поддержке одноклассников или учителя для выполнения заданий.
  • Участвует ограниченно или пассивно, в основном, отвечая на вопросы других или соглашаясь.
  • Не уверен в результатах своего обучения и не может выразить то, чему научился.

Решение учителя о достижении цели учащимся выражается в двух видах: «достиг» и «стремится» и фиксируется в журнале. Учащимся предоставляется возможность для достижения целей обучения более одного раза в течение изучения раздела или темы учебной программы.
Внутреннее суммативное оценивание - это письменная работа с использованием заданий различного типа и уровня сложности, включая практические задания. * Будут разработаны рекомендации по подготовке работ внутреннего суммативного оценивания.
После проверки суммативных работ проводится модерация - процесс обсуждения работ учащихся учителями по одному предмету и классу с целью стандартизации оценок и обеспечения объективности и прозрачности оценивания. Модерация позволит значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Результаты суммативного оценивания фиксируются в журнале в виде баллов.
Таким образом, результаты обучения учащегося представляются в виде: Четвертной оценки в конце каждой четверти, включающей результаты формативного и внутреннего суммативного оценивания за четверть в определенном процентном соотношении. Годовой оценки, включающей результаты формативного и внутреннего суммативного оценивания за четыре четверти по предметам в определенном процентном соотношении.

Виды

оценивания

Формативное

оценивание

Внутреннее

суммативное оценивание

Четвертная оценка

30%

70%

Годовая оценка

30%

70%


Механизм выставления баллов и оценок.
Максимальное количество баллов за четверть (год) - 60 баллов. Эти баллы включают результаты формативного оценивания 30% - 18 баллов и внутреннего суммативного оценивания 70% - 42 балла.
  • Учитель делает отметку о достижении цели обучения при формативном оценивании и выставляет балл за суммативную работу в журнал.
  • В журнал внесены формулы расчета итоговых баллов учащихся, учитывающих количество достигнутых целей обучения за четверть (год), результаты внутреннего суммативного оценивания в баллах в процентном соотношении 30%:70%.
* Журнал выполнен в программе Excel и осуществляет автоматический подсчет четвертных и годовых оценок. * Журнал может быть встроен в ИОС (информационно-образовательная среда) школы.






Требования ГОСО начального образования 12- летней школы к оцениванию обучающихся













Перевод баллов в 5-ти балльную систему оценивания

Общее количество баллов

Оценка по 5-ти балльной шкале

48-60

5

36-47

4

24-35

3

2-23

2

0-1

1


Оценивание на уровне начального образования предполагает:
  • формативное (текущее) оценивание по предметам «Математика», Интегрированный предмет «Казахский\Русский язык и литература», «Казахский\Русский язык», «Английский язык», «Введение в науку», «ИКТ», «Познание мира», «Физкультура»;
  • суммативное (внутреннее) оценивание по этим же предметам кроме «ИКТ», «Познание мира», «Физкультура» (В проекте ГОСО не оговорено)
  • предмет «Самопознание» не оценивается.


Литература:

  1. Проект ГОСО начального образования, Министерство образования и науки Республики Казахстан, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина от 24 января 2014 года, пункт 3.2..
  2. Электронная презентация, архив ГОС НШ_25012014, слайды 68-83.
© 2010-2022