«Обучение грамоте. Звуки [ м], [м], буква М. »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Звуки [ м],[м'], буква М».

Цель: учить выделять звуки [ м],[м'], обозначать их буквами; развивать речь, память, мышление; воспитывать внимательное отношение к товарищам.

Оборудование: пособие А.Н.Матвеевой «Звуки и буквы. 1»; карточки с загадками, предметные рисунки, символы звуков, альбомный лист для рисунка буквы.

Ход занятия.

I.Организационный момент

-Садятся те ребята, кто назовет слово на гласный звук.

II.Актуализация изученного.

-Назовите гласные звуки. (Показ символов)

-Прочитайте буквы гласных звуков, которые мы уже знаем.

А-О-У-И-Ы

У-И-О-Ы-Э

III.Сегодня мы начнем знакомится с буквами согласных звуков.

-Отгадайте, кто будет вместе с нами заниматься.

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.

+Это загадка о матрешке.

-Какой первый звук вы слышите в этом слове?

+Согласный, твердый, звонкий [ м].

-Дружит матрешка с мишкой.

-Какой первый звук в слове мишка?

+Согласный, мягкий, звонкий [м'].

-Тема занятия сегодня «Звуки [ м],[м'] и буква, которая обозначает эти звуки». Значит какая цель занятия? (Проговаривают цель и значимость темы).

-Чем мы произносим звуки [ м],[м']?

+Губами.

-Посмотрите на губы, они чуть-чуть улыбаются, когда произносят [м'], и чуть-чуть сердятся, когда произносят [ м].

-Посмотрим, какие вы внимательные. Поднимите карточку «Обучение грамоте. Звуки [ м],[м], буква М.» , если услышите твердый согласный звук [ м], а карточку «Обучение грамоте. Звуки [ м],[м], буква М.», если услышите мягкий согласный звук [м'].

Учитель читает предложения.

На полу скребется мышка.

Спит в берлоге мишка.

Этот мишка очень мил,

Только лапы он не мыл.

-Послушайте сказку нашей матрешки.

Это было в игрушечном магазине. Как известно ночью все игрушки оживают. Вот однажды ночью матрешка сказала своим соседям: «Эй, мартышка, просыпайся! Эй, мышонок, хватит спать! Давайте кататься на машине!» «Давай, давай!» - обрадовались мышонок и мартышка. Друзья залезли в маленькую машинку и поехали по магазину.

-Назовите слова с новыми звуками и их позицию в словах.

Игра «Кто больше запомнит». (сом, мяч, пирамида, лампа, мыло, морж, метла, муравей, молоток.)

IV.Физкультминутка.

Дружные матрешки.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки.

(Хлопки в ладоши перед собой)

На ногах сапожки,

Топают матрешки.

(Правую ногу вперед на пятку,

Левую ногу вперед на пятку,

Руки на пояс, затем в и.п.)

Влево, вправо наклонились,

(Наклоны влево-вправо)

Всем знакомым поклонились.

(Наклон головы вперед с поворотом туловища вправо -влево)

Девочки озорные,

Матрешки расписные.

(Наклон назад, руки в стороны).

V.Работа в тетради А.Н.Матвеевой «Звуки и буквы 1» (стр.30)

-О каком цветке Матрешка подготовила загадку? (Загадку читает ребенок)

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (Мак)

Звуковой анализ слова маки на странице 30 (раскрашивают рисунок и строят модель слова)

+В слове маки 4 звука: [ м], [ а],[к'] [и].

Первый звук согласный твердый, звонкий ([ м]), второй - гласный [ а], третий - согласный, мягкий, глухой [к'], четвертый - гласный звук [ и]. В слове два слога (другой обозначают слоги).

-Первый звук в слове маки обозначим буквой м.

-На что похожа буква? (Работают в паре и рисунок с буквой).

-Стихи о новой букве для разучивания.

Взявшись за руки,

Мы встали.

И на М похожи стали.

Вот качели -

Буква М!

Здесь качаться

можно всем!

Хорошо известно всем:

Где метро, там буква М.

Выполняют штриховку буквы М

Игра «Скажи наоборот».

Большой - (маленький).

Глупый - (мудрый).

Твердый - (мягкий).

Быстро - (медленно).

Ссорится - (мириться).

Война - (мир).

Звуковой анализ слова мир ( «Обучение грамоте. Звуки [ м],[м], буква М.» ),

Мышка - мишка ( «Обучение грамоте. Звуки [ м],[м], буква М.» , «Обучение грамоте. Звуки [ м],[м], буква М.»).

-Чем различаются слова мышка и мишка?

+Первыми звуками [ м]-[м'] и вторыми звуками [ и]-[ы], значением.

VI.Пальчиковая гимнастика.

VII.-Какие звуки обозначает буква М?

+Согласный твердый [ м], согласный мягкий [м'].

Печатают на листочках слоги МА, МО, МЫ, МУ, МИ.

-Дополните слоги до слов.

-Прочитайте чистоговорку:

Ма-ма-ма - дома я сама.

Му-му-му - молоко кому?

Мо-мо-мо - едим эскимо.

Мы-мы-мы - прочитали мы.

Ми-ми-ми - поем ноту ми.

-В тетради (с.30) на клеточках выполняют графический диктант.

-2 клетки вверх, 1 клетка в нижний правый угол, 1 клетка в верхний правый угол, 2 клетки вниз, вправо 1 клетка и т.д.

VIII.Итог занятия.

-С какой буквой познакомились?

-Какие звуки она обозначает?

-Что понравилось? Почему?

-Спасибо за работу на занятии.


© 2010-2022