- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по актерскому мастерству для учащихся общеобразовательных школ
Открытый урок по актерскому мастерству для учащихся общеобразовательных школ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лутьянов А.Э. |
Дата | 22.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок по актерскому мастерству
с учащимися театрального отделения
детской школы искусств для учащихся
общеобразовательных школ.
На тему:
«Театральное искусство и современная молодежь»
Цель: Ознакомить учащихся с основами театрального искусства.
Задача: Привлечь учащихся к занятию театральным творчеством.
Введение
Что такое театр?
Театр - особый и прекрасный мир. «Волшебный край!» - А.С. Пушкин.
Театр - это кафедра, с которой можно много сказать миру добра. - Н.В. Гоголь.
Слово театр - греческого происхождения. Оно означает место для зрелища, да и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, в незапамятные времена, на заре человеческой культуры. И развивалось вместе с жизнью самого человека.
И все же театр рождается для каждого из нас как бы заново. Когда мальчишки играют «в человека - паука», «бетмана» - разве это не спектакль, не представление? Если девочки рассаживают своих кукол и ведут с ними длинные разговоры - не маленький ли это камерный театр, где у каждого - своя роль?
Один из главных элементов театрального искусства - игра. С нее все и началось.
Младенчеством театра стали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» - добрые и злые силы. Их выражали не люди, а божества, духи, явления природы, смысла которых люди тогда не понимали. В играх рождались диалоги.
Местом рождения драматического театра можно считать Древнюю Грецию. Греки подарили миру и новый вид литературы - драматургию, литературу для сцены.
Интересно, что уже в те далекие времена - 25 столетий назад - театр обратился к важнейшим сторонам жизни, к утверждению высоких чувств и обязанностей человека: человечности, благородства, сыновнего долга, товарищества, преданности. Тогда же зазвучала в театре и ненависть к войне, горячее стремление к миру.
Основная часть
Ну что же мы с вами познакомились с исторической справкой, а теперь перейдем к практическому применению...
Все выше сказанное конечно прекрасно и возвышенно, но не понятно, а зачем вам все это надо? На это могу ответить только то, что вы сами должны это понять. Я только расскажу о том, как мне помог театр и через что проходит каждый актер.
Начну с личного примера.
В детстве я был забитым, скромным, очень скромны мальчиком. Мне было тяжело общаться с сверстниками, даже в школе отвечать у доски для меня было огромное испытание. В общем друзей было мало, да и в общественной жизни я не принимал участие, но мне этого очень хотелось. Так вот, когда я закончил школу и пошел учиться в колледж, там я наткнулся на объявление о наборе в труппу молодежного театра.. Я пошел попробовать свои силы и теперь я вот такой, без умолку болтающий. Работая в театре, а это не профессиональный театр, а народный, т. е. в нем занимаются простые люди из магазина, с фабрики и т. п., я научился преодолевать свой страх добиваться цели. Наш режиссер, Щербаков А.Г., наверное слышали о нем, помог мне раскрыться и подарил возможность самому творить. Сразу скажу путь был не простой и вы не рассчитывайте на то,что раз два и я крут. Нет для этого необходимо упорство и стремление стать лучше, а самое главное необходимо желание.
Ну ладно достаточно обо мне перейдем уже к самому творчеству...
Я покажу вам, на своих ученика и надеюсь вы тоже примите участие, основные элементы работы актера над собой т.к для углубленного изучения этого всего у нас с вами просто не хватит времени.
Начнем мы с того, что разделим творческий процесс на элементы.
Первый элемент это речь, или точнее сказать сценическая речь. Вот о ней мы сейчас и поговорим. Но говорить мы будем выполняя упражнения по этой самой сценической речи. Прошу всех смельчаков выйти на площадку и внимать преподавателю.
Прежде чем наша речь зазвучит красиво, мы с вами должны научиться правильно дышать.
Так вот что такое дыхание?
Дыхание бывает трех типов. Самое поверхностное - ключичное дыхание. Говорить на ключичном дыхании невозможно, этот тип дыхания используется в ситуациях опасности, когда человек затаивается и старается быть «тише воды, ниже травы». При этом дыхании поднимаются плечи и двигаются ключицы.
Грудное дыхание коротко, его едва хватает на два три слова. Грудь при этом раздвигается, легкие наполняются воздухом, но диафрагма не натягивается и у звука нет опоры. Грудное дыхание - спортивное; его используют спортсмены во время физических нагрузок, когда нужно коротко, ритмично вдыхать и выдыхать.
Диафрагмальное дыхание. Диафрагма - самая большая мышца в организме. Когда вы берете достаточно глубокое дыхание (дышите животом), легкие наполняются воздухом, грудная клетка раздвигается в сторону. Диафрагма, имеющая форму купола, под давлением раздувшихся легких опускается и натягивается, создавая опору для звукового столба. Диафрагмальное дыхание предполагает глубокий вдох.
Упражнение 1
Откройте рот так, чтобы вам было комфортно. Что бы найти удобное, естественное состояние, закройте глаза и представьте себе, что вы спите с открытым ртом. Сомкните губы, а нижнюю челюсть оставьте в прежнем откинутом состоянии. Возьмите дыхание и потяните звук «м-м-м-м». звуковой поток должен щекотать губы.
Упражнение 2
Представьте себе, что у вас во рту - горячая картошка. Рот закрыт. Перекатывайте эту воображаемую картошку у себя во рту.
Как правильно брать дыхание?
Осанка должна быть прямой, плечи - развернуты и опущены, голова в нормальном положении6 не закинута назад и не опущена в перед. Лучшее положение головы - когда тело «подвешено» за макушку. Центр тяжести должен находиться посередине тела, то есть в районе солнечного сплетения.
Вдох должен быть бесшумным.
Нельзя «добирать» дыхание.
Упражнение 1
Исходное положение - стоя. Поза свободная, удобная. Немного вытянете позвоночник, ощущая себя в подвешенном состоянии. Плечи опущены, мышцы расслаблены. Сосредоточьте внимание на солнечном сплетении. Погрузитесь мысленно в дыхание. Дышите свободно, естественно. Наблюдайте свое дыхание, где оно рождается, как получается вдох и выдох, какие паузы между ними. То же самое повторите в положении сидя и лежа.
Артикуляция и дикция.
Как выглядит наш артикуляционный аппарат?
Возьмите зеркало. Посмотрите на ваш рот, нос, глаза, щеки, лоб. Все эти поверхности - подвижны. Они то и составляют наш артикуляционный аппарат.
Упражнение 1
Поднимите брови и держите их в этом положении до полного изнеможения мышц. Затем сильно зажмурьте глаза и сразу же расслабьтесь. После этого максимально растяните рот и тут же соберите губы в трубочку.
Упражнение 2
Опустите челюсть как можно ниже. Аккуратно двигайте ее влево и вправо, задерживая в каждом положении на 2-3 секунды. Затем двигайте в перед и назад. Закончим круговыми движениями челюсти.
Вялость артикуляционного аппарата - основная причина плохой дикци.
Чтобы говорящий был понят и принят теми, кто его слушает, его речь должна быть точной. Звучание голоса отражает не только наши собственные мысли и чувства, но и то, как мы чувствуем и понимаем родной язык.
Упражнение 1
возьмите активное глубокое дыхание. Хорошо артикулируя губами, произносим следующее:
бадабадабада - дабадабадаба - гадагадагада - дагадагадага - бадагадабадагадабадагада гадабадагадабадагадабада.
Говорить надо в среднем тоне и средней громкости. Произносим сначала нараспев потом быстрее. Заканчиваем самым быстрым темпом.
Следующий элемент театрального творчества это движение или сценическое движение. Наверняка вам и разъяснять не стоит зачем актерам пластика, координация и ритмика. Все и так понятно. Если актер закаменелый как бревно, то и образы которые он будет отрабатывать на сцене будут угловатыми и однобокими.
Вспомните хотя бы фильм «Человек - паук» главный герой превращается в супер героя после укуса радиоактивного паука. И какие он там сальто делал и перелеты и т. п. А теперь представьте, что вместо эту роль играет какой-нибудь Вася Пупкин, который не может не нагнуться не присесть, ходит шаркая ногами. Этот Вася смог бы создать такой образ? Я думаю, что нет.
Ну а добиваться пластичности тела конечно надо при помощи физических упражнений, так что актерам приходиться заниматься спортом, как не крути. Но мы с вами не будем останавливаться на этом думаю у всех и так все хорошо с физкультурой.
Перейдем сразу к третьему элементу это актерское мастерство, то самое о котором все говорят и которым все хотят заниматься.
Но и актерское мастерство не однородный процесс он состоит из множеств подпунктов.
К нам часто приходя дети и сразу требуют роль где много текста. Им кажется, что актерское мастерство напрямую зависит от текста, но это не так. Бывает, что у актера всего одна фраза за весь спектакль, но он отработает так, что только его и будут помнить.
Так из чего же состоит актерское мастерство?
В первую очередь из умения смотреть и видеть!
Этому надо учиться, так же, как и всем другим элементарным действиям, которые у нас великолепно получаются в жизни, но почему - то даются нелегко, когда мы на сцене.
Рассмотрите люстру в этой комнате.
А что это значит в жизни - рассмотреть? Это значит - так запечатлеть предмет в памяти, что он не забудется потом. Рассмотреть - значит не только смотреть, но и видеть. Не пассивно созерцать, но и познавать.
Смотреть - занятие пассивное. Видеть - активное жизненное действие. Видеть - это значит соединить зрение и мысль в одном фокусе, на одном предмете.
Упражнение 1 Ладонь.
«Рассмотрите собственную ладонь, сосчитать, сколько на ней складочек и линий».
Для чего? Придумайте любую цель. Но, может быть, вам просто любопытно познакомиться всерьез с собственной ладонью. Просмотрите все складочки одну за другой, догадайтесь, как они произошли, удивитесь экономному и целесообразному устройству ладони!
Упражнение 2 Свои часики.
Вот уж что-что, а свои часики я знаю наизусть! - самонадеянно говорим мы...
Вам хорошо знакомы свои ручные часы? Снимите их, пустите их по кругу. Рассказывайте о них, вспоминайте, а товарищи будут проверять вас.
Возьмите их на минутку, рассмотрите и снова отдайте товарищам...
рассказывайте! Вспоминайте, какова форма шестерки на циферблате. А тройки? Вспомните часовую стрелку, какой у нее кончик? Что написано под шестеркой?
Хорошо потренировались в умении рассматривать окружающий нас мир. Теперь перейдем к сценическому вниманию. Уточним: мы говорим именно о сценическом внимании, что бы отделить его от жизненного.
В жизни внимание - непроизвольно и инстинктивно. Движут им различные безусловные рефлексы: ориентировочный («что это такое?»), оборонительный («это для меня опасно?») и многие другие.
В каждый момент творчества, будь то репетиция или спектакль, возникает непроизвольное внимание, но уже не жизненное, а сценическое.
Упражнение 1 Кто внимателен?
Для того чтобы определить кто внимателен, а кто нет , сыграем в одну детскую игру: Давайте выясним, кто летает. Если я назову что-нибудь летающее, стрекозу например,- отвечаете хором: «Летаем!» - и поднимаете руки. Если спрошу о поросенке - молчите и не поднимаете рук. То, что поросенок, может лететь с моста в реку, - не считается.
Хорошо, а теперь выясним, что можно назвать круглым.
Упражнение 2 Переходы
Тренируем навыки рабочей собранности:
Посмотрите на своих товарищей по полукругу, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа сидел ученик с самыми светлыми волосами, рядом с ним - потемнее, а крайний слева - был бы с самыми темными волосами.
Никаких шумных обсуждений! Сидя на месте, молча, каждый ученик ориентируется, куда он должен перейти, и по хлопку педагога все одновременно меняются местами.
Пересядьте по алфавиту фамилий!
По алфавиту имен!
По росту!
Бесшумно! Четко! Легко! Никаких лишних движений - только целесообразные!
Мы с вами уже научились смотреть и видеть, потренировали свое сценическое внимание, а теперь будем учиться слушать и слышать.
Упражнение 1 Сонар.
Вообразим, что у нас есть сонар - уникальный улавливатель звуков. И вот мы его включили.
Тишина! Послушаем, какие звуки окружают нашу комнату... Шум улицы за окном, приглушенный гул голосов и шагов в коридоре. А в общем - кокой-то сумбурный, разнохарактерный шум, доносящийся до нас. Попробуем разделить этот сумбурный шум на составляющие. Прислушайтесь к шуму улицы и постарайтесь отключиться от всех остальных звуков.
Стоп. Выключите улицу. Коридор. Что там делается?
Упражнение 2 Где кошка?
«Упражнение на слух: двое слепых слушают, где кошка?»
Разделитесь на пары, решив, что вы за люди, где вы находитесь и зачем вам, слепым, слушать, где кошка. Глаза закройте. Кто останется без пары, тот и будет кошка. Наша кошка, идет в коридор и тихонько царапается в дверь и мяукает.(в тайне от других).
Для слепого - мир полон звуков, как для нас полон красок и очертаний. Вот сейчас вы слышите звуки улицы за окном, разговоры в коридоре и среди этих звуков - наша кошка. Надо услышать, понять где она, что с ней.
Вас двое. Вдвоем легче. В чем ваше общение друг с другом? Только рука лежит в руке. Легкое касание - и рука узнает, в каком направлении соседу послышалось мяуканье, если вы сами не расслышали его.
А теперь переходим к самому интересному и в то же время очень сложному элементу сценическому действию. Чувству правды.
Большая художественная правда слагается из последовательной цепочки малых правд. Достоверное сценическое действие - результат последовательности простейших, элементарных действий.
Упражнение 1 Войти в дверь.
Развивая «Физическое чувство правды», можно ставить перед собой любые простейшие задачи, оживляя их вымыслом воображения.
Войти в дверь,
-чтобы повидать близких и друзей;
-чтобы познакомиться и представиться незнакомым;
-чтобы уединиться;
-чтобы скрыться от неприятной встречи.
Разобрались с действием переходим к воображению и фантазии.
Упражнение 1 Странные прозы
в актерской работе встречаются такие трудности, которые никак не преодолеть без умения кидать себя в необычное, кидаться стремглав, очертя голову!
Очень это трудно - выставить себя на посмешище и, нисколько этим не смущаясь, действовать в заданных обстоятельствах.
Приглашаю пару, девушка и юноша. Юноша получает задание:
Стать на стул. Согнуть колени. Правую руку между ножкой стула и перекладиной. Левой рукой тяните себя за волосы вверх. Скривить рот. А теперь в этом виде объясниться в любви, не меняя своего положения.
Девушка тоже получает задание:
Станьте к нему спиной. Вытянете вперед руки. Сплетите их, как провод. Поверните голову, смотрите на влюбленного, слушайте его и относитесь к этому так, как если бы какие - то необычные обстоятельства заставили вас обоих быть в таких положениях.
Вывод
Замечательно мы с вами ознакомились с начальными этапами работы актера в театре, отмечу, что многие психологи работают с такими же упражнениями. Именно подобные упражнения дают возможность актеру преодолеть свой страх и создавать те образы которые покоряют многих. Но это не значит, что мы с вами не можем заниматься этим же для своего здоровья.
И в завершении нашего урока мои ученики покажут вам первые шаги на сцене в этюдной форме. Этюды «Я-животное», «Я - предмет», «я В предлагаемых обстоятельствах».