Программа кружка Татарстан - моя Родина

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

кружка «Татарстан-моя Родина»

для учащихся 1- 4 классов



Авторы:

Шмигля Ирина Николаевна,

Туктарова Эльвира Фаритовна,

учителя начальных классов

МБОУ «СОШ №4 ЗМР РТ»

г.Зеленодольск

2012г.

1.Актуальность Перед современными педагогами в настоящее время стоят острые проблемы в воспитании у школьников патриотизма, уважения традиций своего народа, любви к земле на которой родился. Данный курс решает следующие проблемы:

  • знакомство с естественно - историческим направлением;
  • экономическим направлением;
  • культуроведческим направлением;
  • экологическим направлением.
Введение Очень часто можно встретить молодых людей хорошо знающих особенности зарубежных стран. Этому обучают на уроках окружающего мира, географии; много уделяют внимания в средствах массовой информации. Если спросить современных школьников о родном крае, то их знания очень малы и они не систематизированы. Ребенку нужно показать мир родной природы, научить осознавать её уникальность и невосполнимость, тогда он не будет лишь её потребителем. Любовь к родному краю, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родине, уважения к её истории и культуре невозможно воспитать патриота. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Милый сердцу край, родной город, его жители, природа, пройдя через сознание, становятся неотъемлемой частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть ещё и свой, дорогой сердцу уголок земли, где он сделал первые шаги, нашёл первых друзей, получил путёвку в жизнь. Это наша Малая Родина, это наша Республика Татарстан, наш Зеленодольский район, наш родной город Зеленодольск. Изучение родного края становится основой для гармоничного и всестороннего развития личности младшего школьника, создаёт тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души; способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия. Содержание программы «Татарстан- моя Родина» отражает комплексно-системный подход к изучению родного края как некой целостности. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы в их равноправном взаимодействии.

Данная программа составлена с учетом регионального компонента. Она сочетает в себе курсы истории, краеведения, биологии, этнографии.

Главная идея программы - развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению родного края, посредством формирования навыков поисковой работы. Данная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.

  1. Пояснительная записка
1.Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины в кружковой работе.

Программа дополнительного образования «Татарстан - моя Родина» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях: научная достоверность используемого материала; соответствие содержания, комплексность решения задач обучения и воспитания; постоянство требований и систематическое повторение действий; гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника; единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка. Программа рассчитана на учащихся 1- 4 классов общеобразовательных учреждений. Курс программы рассчитан на 148 часов. Программа состоит 10 разделов: «Край, в котором я живу», «Моя малая родина», «Мой район», «О предках татар», «Традиционное хозяйство и культура татар», «Татарстан - мой край родной», «Наши символы», «Татарстан - многонациональная республика», «Татарское народное декоративно-прикладное искусство», «Занятие-диспут "Что бы я сделал для посёлка и района, если бы был главой администрации"».

  1. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

4.Программа кружка «Татарстан- моя Родина» является ориентиром для учителей города Зеленодольск и Зеленодольского района.

  1. Основные цели:
- создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире; - воспитывать гражданское самопознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного города.
  1. Задачи для учащихся по возрастным группам:

В 1 классе: - расширять представления о ближайшем социальном окружении; -учить видеть прекрасное в окружающем мире; - познакомить с картой района,республики; - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. Во 2 классе: - способствовать осознанию неразрывной связи истории родного города с историей страны; -дать понятие о символах города, республики и Российского государства; - учить пользоваться картой; - расширять знания о природе, растительном и животном мире края, учить видеть прекрасное в окружающем мире; - учить выбирать наиболее безопасный путь из школы домой; - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. В 3 классе: - уточнять знания о достопримечательностях города Зеленодольск и Зеленодольского района; - учить пользоваться картой; -схемой города; -познакомить с земляками внёсших вклад в победу над врагом; - продолжить знакомство с природой района, обычаями народов, населяющих наш район; - развитие творческих способностей учащихся. В 4 классе: - расширять знания об истории родного города; - расширять знания о природных ресурсах республики и района, их использовании и значении для края; - обобщать знания о труде людей нашего края; -продолжить знакомство с природой района, показать важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения; - развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
  1. Ожидаемым результатом программы будет:
- устойчивый интерес к истории своей малой родине, знание своей взаимосвязи с окружающим микромиром, - знания по истории, природе, культуре родного края, - знания правил охраны природы, - способность творчески мыслить и рассуждать, - умение переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность, в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые любому современному человеку как предприимчивость, конкурентоспособность, способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах, способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

Знания и умения учащихся к концу 4 года обучения:

6.Знать:

-своих предков, их ФИО,профессии, увлечения,участие в ВОВ;

-знать символику города Зеленодольск, названия сёл района, рек и других объектов;

-составлять устный рассказ о школе;

-названия улиц, культурных центров, памятных мест города;

-ориентироваться по карте, находить объекты(села, реки, улицы…)

-составлять план-схему безопасного маршрута то дома до школы;

-названия полезных ископаемых, добываемых в республике и районе, их использование; названия распространённых растений и животных края;

-соблюдать правила поведения в природе;

-национальный состав города, праздники и обычаи народов;

-фамилии земляков, внёсших вклад в победу над врагом, в развитии города;

Уметь:

-составлять родословную;

-переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность;

-общаться, сотрудничать;

-заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.



РАБОТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ организацию следующих видов деятельности: - познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний); - ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения); - коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов дел); - художественно-эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов); - трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка радом с домом, в школе). Формы работы: занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические работы, индивидуальная работа.

Формы контроля промежуточных и конечных результатов: викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных творческих проектов, конкурсы.

Условия реализации программы:

- изучение предусмотренных программой теоретических и практических занятий,

- учёт возрастных и личностных особенностей учащихся,

- использование разнообразно-дидактического материала,

- наличие мультимедийного оборудования. Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач: образовательные:

  • ознакомить детей с историей и современной жизнью Республики Татарстан;
  • дать школьникам основные знания об истории, о культурных, политических, экономических особенностях Республики Татарстан,
  • познакомить с достопримечательностями, людьми, прославившими родной край;
  • овладеть формами и приемами учебно-исследовательской деятельности;
воспитательные:
  • формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию;
  • формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности республики;
  • формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
развивающие:
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
  • развитие потребности к самостоятельному изучению истории края через исследовательскую деятельность;
  • формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.

Формы и методы обучения Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)

- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический ( выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой - организация работы в группах.
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем

Время, отведенное на обучение, составляет 33 часа в год (1час в неделю). В процессе изучения курса краеведения с учащимися будут проводиться беседы, встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, району, республике, в музеи, походы. Учащиеся подготовят сообщения, доклады, презентации, альбомы, используя в работе краеведческий материал. Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин, деловых игр, игр - путешествий, виртуальных экскурсий.

Предполагаемые результаты обучения Дети, прошедшие обучение по данной программе, получат информацию о своей «малой Родине», географическом положении и климатических условиях, растительном и животном мире, экономике, промышленных предприятиях г.Зеленодольск РТ. Познакомятся с богатой историей местности, культурой и традициями жителей нашего края, получат навыки толерантного поведения в многонациональной республике. Узнают основные источники получения информации и научатся работать с ними; научатся вести проектную и исследовательскую деятельность. В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы: -положительное отношение к учению; -желание приобретать новые знания; -способность оценивать свои действия. В сфере познавательных УДД учащиеся научатся: -соблюдать правила организации рабочего места; -соблюдать правила бережного использования природных ресурсов; -бережно относиться к окружающему миру и к самому себе; -анализировать информацию, полученную из разных источников; -научатся пользоваться картами и схемами. В сфере регулятивных УДД учащиеся научатся: -принимать и сохранять учебную задачу; -работать по плану; -адекватно оценивать свои достижения. В сфере коммуникативных УДД учащиеся научатся: -вести диалог с учителем и одноклассниками; -задавать вопросы; -слушать и отвечать на вопросы других; -высказывать свою точку зрения; -работать в парах и рабочих группах.
Обучение по данной программе позволит детям привить такое качество, как любовь к Родине через любовь к своему городу и уважение к его жителям.

Учебно- тематический план


п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

«Край, в котором я живу». Цели и задачи курса. Беседа по правилам безопасного поведения на занятиях.

1

1

2

2

Моя малая родина.

6

11

17

3

Мой район.

33

35

68

4

О предках татар.

7

1

8

5

Традиционное хозяйство и культура татар.

16

4

20

6

Татарстан - мой край родной.

17

1

18

7

Наши символы.

3

1

4

8

Татарстан - многонациональная республика.

1

4

5

9

Татарское народное декоративно-прикладное искусство.

4

1

5

10

Занятие-диспут "Что бы я сделал для посёлка и района, если бы был главой администрации".

1

1

Итого

88

60

148

Содержание программы

Разделы и темы их содержание

Кол-во

часов

Методы и формы организации Цели и задачи Используемая литература

Теория

Практика

1. 1.1

«Край, в котором я живу». Цели и задачи курса. Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях, правила пользования материалами и инструментами.

2

Устное изложение. Формирование внутренней культуры учащегося.

1

1

2

Моя малая родина

18

7

11

2.1

Моя семья.«Древо рода. Родственные связи. Виды и степениродства». Помни имя свое. Творческое задание: написать сочинение «Один день нашей семьи».

2

Совершенствовать и конкретизировать представления детей о своей малой родине, стимулировать познавательный интерес у учащихся, воспитывать бережное отношение к своему родному краю. Частично-поисковый, словесный , исследовательский, объяснительно- иллюстративный методы,

1

1

2.2

Дом, в котором я живу Творческое задание: коллаж «Наш дом».

3

1

2

2.3

Мой родной город Зеленодольск.

1

1

-

2.4

Улицы моего посёлка. Проектная работа «Улицы моего города».

5

2

3

2.5

Экскурсия «Достопримечательности города ».

Экскурсия в школьный музей.

2

-

2

2.6

Викторина «Мой город».

1

1

-

2.7

Знакомство с природой и ландшафтом города. Встреча с лесничим.

4

пешеходные экскурсии,беседа

1

3

3

Мой район

68

Расширить знания учащихся о полезных ископаемых, добываемых в районе.

33

35

3.1

Что таят недра Зеленодольского района?

2

2

-

3.2

Погода и климат.

5

Охрана недр. Как рационально использовать природные ресурсы.

Углубить знания детей о сезонных изменениях в природе Зеленодольского района.

Создать у учащихся представление о флоре и фауне района. Познакомить учащихся с яркими представителями животного и растительного мира.

Формировать представления об особенностях природных комплексов района: степь, лесостепь.

Познакомить с Волжско-Камским государственным природным заповедником (Раифский участкок)

Выполнение творческих коллективных работ.

1

-

Времена года.

1

Как образуется град?

1

Почему бывает роса?

1

Как возникают туманы?

1

3.3

Богатство лесов.

26

12

14

Мир растений.

1

2

Хвойные и лиственные деревья.

1

1

Кустарники.

1

1

Лесное разнотравье.

1

1

Лекарственные растения.

1

2

Ядовитые растения.

1

1

Растения, нуждающиеся в охране.

1

1

Викторина «Что в лесу растёт?»

1

Экскурсия в лесничество.

1

1

Посадка саженцев берёзы.

1

2

Проектная работа «Растения нашего края».

2

2

3.4

Животный мир.

21

8

13

Обитатели лесов.

1

1

Обитатели водоёмов, болот.

1

2

Животные степных участков.

1

1

Животные - спутники человека.

1

2

Птицы наших лесов.

1

2

Муравейники-лечебницы для птиц.

1

1

Экскурсия в лес.

1

2

Творческое задание: составить альбом «Обитатели лесов и водоёмов Зеленодольского

района РТ».

1

2

3.5

Красная книга Зеленодольского района РТ. Проектная работа «Птицы, занесённые в Красную книгу Зеленодольского района РТ».

5

Выполнение творческих коллективных работ

1

4

3.6

Грибы. Викторина «Знаете ли вы грибы?»

Творческое задание: составить альбом «Царство грибов»

4

объяснительно-иллюстративный

2

2

3.7

Поездка на «Раифский заповедник » Встреча с экологами .

3

Словесный метод. Встреча с экологами, охотником.

1

2

3.8

Промышленность и сельское хозяйство Зеленодольского района.

2

Вклад района в хозяйство республики. Влияние предприятий на окружающую среду.

2

-

4

О предках татар

8

Углубить знания учащихся об истории своего края.Дать представление об успехах в развитии экономики и культуры булгар . Объяснительно - иллюстративный. Д.И.Латышина «По берегам Идели. Татарский народ»

7

1

4.1

По следам булгарских предков.

2

4.2

Казанское Ханство.

2

4.3

Золотая орда.

2

4.4

Откуда взялось название «татары».

1

1

5

Традиционное хозяйство и культура татар

20

16

4

5.1

Семейный быт.

Объяснительно-иллюстративный. Расширять круг представлений о традиционной культуре и о народных играх. «Этнография татарского народа» Д.М.Исхаков

1

5.2

Детские игры и развлечения.

2

1

5.3

Одежда, национальный костюм.

2

1

5.4

Пища и домашняя утварь.

2

5.5

Татарский фольклор.

2

1

5.6

Старинные татарские обычаи.

2

5.7

Татарские сказки.

2

5.8

Байрам - народные праздники .

1

5.9

Экскурсия в школьный музей .

1

5.10

Творческое задание:нарисовать национальный татарский костюм.

1

1

6

Татарстан - мой край родной

18

15

3

6.1

Легенды о Казани.

Углубить знания учащихся об истории своего края. Сформировать представление о территории республики, её хозяйстве.

Аминов А.М. «История татарского народа и Татарстана», В.И.Пискарева «Хрестоматия по истории Татарстана»,

А.В.Миронов «Природа и экология»

1

6.2

Казань - столица Татарстана.

1

6.3

Достопримечательности Казани.

1

6.4

Музеи Казани.

1

6.5

Казань готовится к Универсиаде.

1

6.6

Татарстан- страна «Чёрного золота».

1

6.7

Природные богатства РТ.

1

6.8

Экономика РТ.

1

6.9

Экология РТ.

1

6.10

Предприятия и учреждения города. Пассажирское автотранспортное предприятие (ПАТП).

.

1

1

6.11

Краеведческий музей города Зеленодольск.

-

6.12

ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького.

1

6.13

Завод им.Серго (ПОЗИС), Производственное объединение

1

6.14

РОВД (полиция)

-

1

6.15

ОАО «Зеленодольский фанерный завод».

1

1

6.16

Мемориал погибшим воинам.

1

6.17

Музыкальная школа.

1

7

Наши символы

4

3

1

7.1

Государственная символика РТ.

Воспитание уважения к истории, культуре, стремление сохранять и приумножать культурное достояние своей страны.

1

7.2

Государственная символика РФ.

1

7.3

Герб и флаг города Зеленодольск.

1

1

8

Татарстан - многонациональная республика

5

1

4

8.1

Многонациональный состав республики.

Словесный метод. Познакомить с представителями различных религиозных конфессий. Подвести детей к выводу о необходимости добрососедства в нашем регионе

1

8.2

Экскурсия в храм.

2

8.3

Экскурсия в мечеть.

2

9

Татарское народное декоративно-прикладное искусство

4

4

9.1

Разновидности декоративно-прикладного искусства.

Словесно- наглядный. Создавать условия для ценностного самоопределения и саморазвития личности, развивать гибкость мышления. «Декоративное искусство Татарстана» Г.Ф. Валеева-Сулейманова.

1

9.2

Художественная обработка кожи.

1

9.3

Резьба и роспись по дереву.

1

9.4

Татарская вышивка.

1

1

10

Занятие-диспут "Что бы я сделал для \города и района, если бы был главой администрации".

1

1

-

Итого

148

88

60



© 2010-2022