- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа кружка Татарстан - моя Родина
Программа кружка Татарстан - моя Родина
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Туктарова Э.Ф. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА
кружка «Татарстан-моя Родина»
для учащихся 1- 4 классов
Авторы:
Шмигля Ирина Николаевна,
Туктарова Эльвира Фаритовна,
учителя начальных классов
МБОУ «СОШ №4 ЗМР РТ»
г.Зеленодольск
2012г.
1.Актуальность Перед современными педагогами в настоящее время стоят острые проблемы в воспитании у школьников патриотизма, уважения традиций своего народа, любви к земле на которой родился. Данный курс решает следующие проблемы:
- знакомство с естественно - историческим направлением;
- экономическим направлением;
- культуроведческим направлением;
- экологическим направлением.
Данная программа составлена с учетом регионального компонента. Она сочетает в себе курсы истории, краеведения, биологии, этнографии.
Главная идея программы - развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к изучению родного края, посредством формирования навыков поисковой работы. Данная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.
- Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Татарстан - моя Родина» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях: научная достоверность используемого материала; соответствие содержания, комплексность решения задач обучения и воспитания; постоянство требований и систематическое повторение действий; гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника; единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка. Программа рассчитана на учащихся 1- 4 классов общеобразовательных учреждений. Курс программы рассчитан на 148 часов. Программа состоит 10 разделов: «Край, в котором я живу», «Моя малая родина», «Мой район», «О предках татар», «Традиционное хозяйство и культура татар», «Татарстан - мой край родной», «Наши символы», «Татарстан - многонациональная республика», «Татарское народное декоративно-прикладное искусство», «Занятие-диспут "Что бы я сделал для посёлка и района, если бы был главой администрации"».
- Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
4.Программа кружка «Татарстан- моя Родина» является ориентиром для учителей города Зеленодольск и Зеленодольского района.
- Основные цели:
-
Задачи для учащихся по возрастным группам:
- Ожидаемым результатом программы будет:
Знания и умения учащихся к концу 4 года обучения:
6.Знать:
-своих предков, их ФИО,профессии, увлечения,участие в ВОВ;
-знать символику города Зеленодольск, названия сёл района, рек и других объектов;
-составлять устный рассказ о школе;
-названия улиц, культурных центров, памятных мест города;
-ориентироваться по карте, находить объекты(села, реки, улицы…)
-составлять план-схему безопасного маршрута то дома до школы;
-названия полезных ископаемых, добываемых в республике и районе, их использование; названия распространённых растений и животных края;
-соблюдать правила поведения в природе;
-национальный состав города, праздники и обычаи народов;
-фамилии земляков, внёсших вклад в победу над врагом, в развитии города;
Уметь:
-составлять родословную;
-переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность;
-общаться, сотрудничать;
-заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.
РАБОТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ организацию следующих видов деятельности: - познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний); - ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения); - коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов дел); - художественно-эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов); - трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка радом с домом, в школе). Формы работы: занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические работы, индивидуальная работа.
Формы контроля промежуточных и конечных результатов: викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных творческих проектов, конкурсы.
Условия реализации программы:
- изучение предусмотренных программой теоретических и практических занятий,
- учёт возрастных и личностных особенностей учащихся,
- использование разнообразно-дидактического материала,
- наличие мультимедийного оборудования. Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач: образовательные:
- ознакомить детей с историей и современной жизнью Республики Татарстан;
- дать школьникам основные знания об истории, о культурных, политических, экономических особенностях Республики Татарстан,
- познакомить с достопримечательностями, людьми, прославившими родной край;
- овладеть формами и приемами учебно-исследовательской деятельности;
- формирование гражданского мировоззрения, воспитания чувства любви к «малой родине», бережного отношения к историческому наследию;
- формирование толерантности и толерантного поведения в условиях многонациональности республики;
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды, как среды жизнедеятельности; бережного отношения и ответственного поведения в ней;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае;
- развитие потребности к самостоятельному изучению истории края через исследовательскую деятельность;
- формирование навыков работы с историческими источниками, научно-популярной литературой и периодической печатью.
Формы и методы обучения Для успешной реализации программы необходимо создать условия для формирования у детей целостного восприятия прошлого и настоящего своего края, осмысление своего места в нём, осознание своей ответственности за него. Это напрямую зависит от правильного выбора и применения методов обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
- практический ( выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
- групповой - организация работы в группах.
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Время, отведенное на обучение, составляет 33 часа в год (1час в неделю). В процессе изучения курса краеведения с учащимися будут проводиться беседы, встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, району, республике, в музеи, походы. Учащиеся подготовят сообщения, доклады, презентации, альбомы, используя в работе краеведческий материал. Практические занятия можно проводить в помещении при организации выставок, конкурсов, бесед и викторин, деловых игр, игр - путешествий, виртуальных экскурсий.
Предполагаемые результаты обучения Дети, прошедшие обучение по данной программе, получат информацию о своей «малой Родине», географическом положении и климатических условиях, растительном и животном мире, экономике, промышленных предприятиях г.Зеленодольск РТ. Познакомятся с богатой историей местности, культурой и традициями жителей нашего края, получат навыки толерантного поведения в многонациональной республике. Узнают основные источники получения информации и научатся работать с ними; научатся вести проектную и исследовательскую деятельность. В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы: -положительное отношение к учению; -желание приобретать новые знания; -способность оценивать свои действия. В сфере познавательных УДД учащиеся научатся: -соблюдать правила организации рабочего места; -соблюдать правила бережного использования природных ресурсов; -бережно относиться к окружающему миру и к самому себе; -анализировать информацию, полученную из разных источников; -научатся пользоваться картами и схемами. В сфере регулятивных УДД учащиеся научатся: -принимать и сохранять учебную задачу; -работать по плану; -адекватно оценивать свои достижения. В сфере коммуникативных УДД учащиеся научатся: -вести диалог с учителем и одноклассниками; -задавать вопросы; -слушать и отвечать на вопросы других; -высказывать свою точку зрения; -работать в парах и рабочих группах.
Обучение по данной программе позволит детям привить такое качество, как любовь к Родине через любовь к своему городу и уважение к его жителям.
Учебно- тематический план
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1
«Край, в котором я живу». Цели и задачи курса. Беседа по правилам безопасного поведения на занятиях.
1
1
2
2
Моя малая родина.
6
11
17
3
Мой район.
33
35
68
4
О предках татар.
7
1
8
5
Традиционное хозяйство и культура татар.
16
4
20
6
Татарстан - мой край родной.
17
1
18
7
Наши символы.
3
1
4
8
Татарстан - многонациональная республика.
1
4
5
9
Татарское народное декоративно-прикладное искусство.
4
1
5
10
Занятие-диспут "Что бы я сделал для посёлка и района, если бы был главой администрации".
1
1
Итого
88
60
148
Содержание программы
№
Разделы и темы их содержание
Кол-во
часов
Методы и формы организации Цели и задачи Используемая литература
Теория
Практика
1. 1.1
«Край, в котором я живу». Цели и задачи курса. Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях, правила пользования материалами и инструментами.
2
Устное изложение. Формирование внутренней культуры учащегося.
1
1
2
Моя малая родина
18
7
11
2.1
Моя семья.«Древо рода. Родственные связи. Виды и степениродства». Помни имя свое. Творческое задание: написать сочинение «Один день нашей семьи».
2
Совершенствовать и конкретизировать представления детей о своей малой родине, стимулировать познавательный интерес у учащихся, воспитывать бережное отношение к своему родному краю. Частично-поисковый, словесный , исследовательский, объяснительно- иллюстративный методы,
1
1
2.2
Дом, в котором я живу Творческое задание: коллаж «Наш дом».
3
1
2
2.3
Мой родной город Зеленодольск.
1
1
-
2.4
Улицы моего посёлка. Проектная работа «Улицы моего города».
5
2
3
2.5
Экскурсия «Достопримечательности города ».
Экскурсия в школьный музей.
2
-
2
2.6
Викторина «Мой город».
1
1
-
2.7
Знакомство с природой и ландшафтом города. Встреча с лесничим.
4
пешеходные экскурсии,беседа
1
3
3
Мой район
68
Расширить знания учащихся о полезных ископаемых, добываемых в районе.
33
35
3.1
Что таят недра Зеленодольского района?
2
2
-
3.2
Погода и климат.
5
Охрана недр. Как рационально использовать природные ресурсы.
Углубить знания детей о сезонных изменениях в природе Зеленодольского района.
Создать у учащихся представление о флоре и фауне района. Познакомить учащихся с яркими представителями животного и растительного мира.
Формировать представления об особенностях природных комплексов района: степь, лесостепь.
Познакомить с Волжско-Камским государственным природным заповедником (Раифский участкок)
Выполнение творческих коллективных работ.
1
-
Времена года.
1
Как образуется град?
1
Почему бывает роса?
1
Как возникают туманы?
1
3.3
Богатство лесов.
26
12
14
Мир растений.
1
2
Хвойные и лиственные деревья.
1
1
Кустарники.
1
1
Лесное разнотравье.
1
1
Лекарственные растения.
1
2
Ядовитые растения.
1
1
Растения, нуждающиеся в охране.
1
1
Викторина «Что в лесу растёт?»
1
Экскурсия в лесничество.
1
1
Посадка саженцев берёзы.
1
2
Проектная работа «Растения нашего края».
2
2
3.4
Животный мир.
21
8
13
Обитатели лесов.
1
1
Обитатели водоёмов, болот.
1
2
Животные степных участков.
1
1
Животные - спутники человека.
1
2
Птицы наших лесов.
1
2
Муравейники-лечебницы для птиц.
1
1
Экскурсия в лес.
1
2
Творческое задание: составить альбом «Обитатели лесов и водоёмов Зеленодольского
района РТ».
1
2
3.5
Красная книга Зеленодольского района РТ. Проектная работа «Птицы, занесённые в Красную книгу Зеленодольского района РТ».
5
Выполнение творческих коллективных работ
1
4
3.6
Грибы. Викторина «Знаете ли вы грибы?»
Творческое задание: составить альбом «Царство грибов»
4
объяснительно-иллюстративный
2
2
3.7
Поездка на «Раифский заповедник » Встреча с экологами .
3
Словесный метод. Встреча с экологами, охотником.
1
2
3.8
Промышленность и сельское хозяйство Зеленодольского района.
2
Вклад района в хозяйство республики. Влияние предприятий на окружающую среду.
2
-
4
О предках татар
8
Углубить знания учащихся об истории своего края.Дать представление об успехах в развитии экономики и культуры булгар . Объяснительно - иллюстративный. Д.И.Латышина «По берегам Идели. Татарский народ»
7
1
4.1
По следам булгарских предков.
2
4.2
Казанское Ханство.
2
4.3
Золотая орда.
2
4.4
Откуда взялось название «татары».
1
1
5
Традиционное хозяйство и культура татар
20
16
4
5.1
Семейный быт.
Объяснительно-иллюстративный. Расширять круг представлений о традиционной культуре и о народных играх. «Этнография татарского народа» Д.М.Исхаков
1
5.2
Детские игры и развлечения.
2
1
5.3
Одежда, национальный костюм.
2
1
5.4
Пища и домашняя утварь.
2
5.5
Татарский фольклор.
2
1
5.6
Старинные татарские обычаи.
2
5.7
Татарские сказки.
2
5.8
Байрам - народные праздники .
1
5.9
Экскурсия в школьный музей .
1
5.10
Творческое задание:нарисовать национальный татарский костюм.
1
1
6
Татарстан - мой край родной
18
15
3
6.1
Легенды о Казани.
Углубить знания учащихся об истории своего края. Сформировать представление о территории республики, её хозяйстве.
Аминов А.М. «История татарского народа и Татарстана», В.И.Пискарева «Хрестоматия по истории Татарстана»,
А.В.Миронов «Природа и экология»
1
6.2
Казань - столица Татарстана.
1
6.3
Достопримечательности Казани.
1
6.4
Музеи Казани.
1
6.5
Казань готовится к Универсиаде.
1
6.6
Татарстан- страна «Чёрного золота».
1
6.7
Природные богатства РТ.
1
6.8
Экономика РТ.
1
6.9
Экология РТ.
1
6.10
Предприятия и учреждения города. Пассажирское автотранспортное предприятие (ПАТП).
.
1
1
6.11
Краеведческий музей города Зеленодольск.
-
6.12
ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького.
1
6.13
Завод им.Серго (ПОЗИС), Производственное объединение
1
6.14
РОВД (полиция)
-
1
6.15
ОАО «Зеленодольский фанерный завод».
1
1
6.16
Мемориал погибшим воинам.
1
6.17
Музыкальная школа.
1
7
Наши символы
4
3
1
7.1
Государственная символика РТ.
Воспитание уважения к истории, культуре, стремление сохранять и приумножать культурное достояние своей страны.
1
7.2
Государственная символика РФ.
1
7.3
Герб и флаг города Зеленодольск.
1
1
8
Татарстан - многонациональная республика
5
1
4
8.1
Многонациональный состав республики.
Словесный метод. Познакомить с представителями различных религиозных конфессий. Подвести детей к выводу о необходимости добрососедства в нашем регионе
1
8.2
Экскурсия в храм.
2
8.3
Экскурсия в мечеть.
2
9
Татарское народное декоративно-прикладное искусство
4
4
9.1
Разновидности декоративно-прикладного искусства.
Словесно- наглядный. Создавать условия для ценностного самоопределения и саморазвития личности, развивать гибкость мышления. «Декоративное искусство Татарстана» Г.Ф. Валеева-Сулейманова.
1
9.2
Художественная обработка кожи.
1
9.3
Резьба и роспись по дереву.
1
9.4
Татарская вышивка.
1
1
10
Занятие-диспут "Что бы я сделал для \города и района, если бы был главой администрации".
1
1
-
Итого
148
88
60