Поделитесь с коллегами:
Конспект урока.
Ф.И.О. учителя: Васильева Лариса Николаевна
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тема урока: природная зона - тундра. Цели урока: (образовательные, развивающие, воспитательные)
- Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
- Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.
- Развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с картой.
- Развивать монологическую речь.
- Воспитывать потребность в бережном отношении к природе.
Создать условия для формирования УУД: Личностные - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь в конкретных ситуациях; воспринимать речь учителя ( одноклассников). Регулятивные - прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала. Познавательные - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути её достижения, строить монологические высказывания, вести диалог, слушать собеседника. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная. Методы: словесный, наглядный, практический. Оборудование: карта «Природные зоны России», рисунки и фотографии растительного и животного мира тундры, гербарий Образовательные ресурсы: учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир», рабочая тетрадь, кроссворд, слайды, видеофрагменты, интерактивная доска.
Сценарий урока - Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Нам надо многое узнать - в природной зоне побывать, В экспедицию пойдёт тот, кто слово назовёт, Урока тему мы узнаем, когда кроссворд тот разгадаем. Вопросы: 1.Короткое название ледяной зоны. 2.Птица с необычным клювом. 3.Название острова, на котором расположен заповедник. 4.Арктика - царство снега и … . 5.Растение, живущее в толще воды. 6. Птица, обитающая в северных морях. (кроссворд на интерактивной доске) Учитель. Молодцы! Сегодня мы отправимся в путешествие по тундре. - Проверка домашнего задания.
--Рефераты о животных Арктики --карточки, на которых надо выбрать и расположить только животных и растения арктической зоны. 3.работа над новой темой. Учитель. Цель нашей экспедиции - тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете сказать о её географическом положении? Ученики. Тундра протянулась с запада на восток по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. (Учащиеся показывают тундру на карте). Учитель. Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает -50 градусов. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним - вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 метров. За зимой наступает весна, а затем короткое лето, днём температура бывает от +10 до +25. А как вы думаете это отражается на почве? Ученики. Снег тает и превращается в воду. Земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота. Воде некуда уходить, т.к она не впитывается в землю, а из-за прохладного лета плохо испаряется, поэтому она остаётся. Учитель. Правильно. Оттаивает только верхний слой почвы на глубину от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, а потому в тундре много болот. ( показ слайдов и видеофрагментов с видами тундры). Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры? Какие растения смогли приспособиться к суровому климату тундры? Ученики. Растительный мир беден. Учитель. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Назовите растения тундры. Ученики. Брусника, голубика, морошка, карликовая ива, карликовая берёзка. (Учитель демонстрирует гербарий: карликовая берёза, карликовая ива, морошка, голубика, брусника,клюква, мох, лишайники) Учитель. Какая у них наземная часть? Почему? Ученики. Все они очень маленькие, стелющиеся по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. У них небольшие корни и маленькие листья. Учитель. В тундре все растения низкорослые. Мох-ягель, пища северных оленей, растёт на поверхности почвы, похож на маленькие кустики. Клюква - стелющийся кустарник, имеет короткие корни, небольшие листочки, красные ягоды. Карликовая берёзка имеет тоже небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. (рассказ сопровождается показом слайдов с видами растений тундры) Физминутка ( под музыку) - Работа над новым материалом.
Рассмотреть иллюстрацию в учебнике « В тундре весной» Учитель: Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре? Ученики: В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень. Учитель: Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают: журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек. В нашей местности тоже есть куропатки, кулики т.к. мы живём в лесотундре. Животный и растительный мир почти такой же. Белая куропатка: растениеядная птица. Меняет оперенье в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова: хищная птица, оперенье всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец: хищник, имеет густой мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками, зимой у него появляется подшёрсток. Северный олень: низкорослое животное, травоядное, питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшёрсток, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из под снега. Как приспособились к жизни в тундре животные? Ученики: У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей - густой мех. Учитель: Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Прочитайте статью « Тундра и человек» в учебнике. (учащиеся самостоятельно читают) Учитель: Какое основное занятие населения тундры? Ученики: Основное занятие - оленеводство. Ещё ведётся добыча полезных ископаемых - нефти и газа. Учитель: Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека? Ученики: От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время её добычи. Незаконная охота - браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища. Учитель: Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? Ученики: Природные богатства тундры взяты под охрану,созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет. Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжёлую технику, бережно относиться к природным богатствам. - Закрепление изученного материала. (учащиеся рассказывают о тундре по плану)
- Географическое положение.
- Климат.
- Растительный мир.
- Животный мир.
- Деятельность человека. (После ответов работают в рабочей тетради) далее учитель предлагает составить 4-5 цепей питания.
- Растения тундры→белая куропатка→песец.
- Мох-ягель→северный олень→волк.
- Растения тундры→лемминг→белая сова.
- Растения тундры→лемминг→песец.
Игра « Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры» (учащиеся показывают с помощью стрелок, в какой природной зоне можно встретить каждое растение и животное) Песец Лемминг Белый медведь Арктика Ягель Водоросли Белая сова Тупик Гагара Брусника Голубика Северный олень Белая куропатка Тундра Морошка Лишайник Полярный мак Морж Тюлень - Итог урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод в учебнике. Учитель: работа нашей экспедиции в тундре закончилась. Спасибо всем. Домашнее задание: Ответы на вопросы « Проверь себя»