Использование инновационных методов и приёмов в образовательном процессе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Усатова Марина Владимировна

учитель начальных классов,

МКОУ Краснозерская СОШ № 2 им. Ф. И. Анисичкина,

Новосибирская область, Краснозерский район, р.п. Краснозерское



Использование инновационных методов и приёмов

в образовательном процессе. Одной из важнейших целей современного образования является формирование информационной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно - познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Сегодня у учителя иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но более сложные. Цель моей работы: создание учебно - образовательного и учебно - воспитательного пространства для формирования интеллектуальной, творческой, нравственной и физически здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе. Под интеллектуальной личностью я понимаю личность, усвоившую школьный объём знаний, владеющую навыками творческой и исследовательской работы, способную к самообразованию и саморазвитию. Нравственная личность - личность, усвоившая и принявшая общечеловеческие и гуманные ценности, имеющая гражданскую позицию, способная выбрать нравственные формы самореализации и самовыражения, готовая к созидательной деятельности, ответственная в выполнении личных обязательств. Творческая личность, инициативная и самостоятельная, имеющая активную жизненную позицию, обладает умениями, позволяющими ей успешно социализироваться в обществе. Считаю, что добиться поставленной цели можно будет при сочетании нескольких технологий в учебно - образовательном процессе. В качестве перспективных мною выбраны и используются элементы игровых технологий, технология проблемного обучения, дифференцированного обучения и элементы здоровьесберегающих технологий. Игровая технология используется мною потому, что позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо - поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала, занимательность условного мира, делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. Эмоциональность игрового действия активизирует психические процессы и функции ребёнка, способствует использованию знаний в своеобразной практике, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Реализация игровых приёмов и ситуаций осуществляется по таким направлениям:

  • дидактическая цель перед учащимися ставится в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Использую такие виды уроков с использованием игровых технологий:
  • ролевые игры на уроке;
  • организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - игра, урок - конкурс, урок - путешествие, урок КВН);
  • игровая организация учебного процесса с использованием заданий,которые предлагаются на традиционных уроках (найди орфограмму,произведи какой - либо вид разбора);
  • использование игры на определённом этапе урока (знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного).
Занятия с использованием игровых технологий являются эффективным средством развития познавательных интересов учащихся начальных классов. Элементы проблемного обучения мною используются для того, чтобы:
  • развивать познавательную самостоятельность учащихся;
  • научить учащихся вести наблюдения;
  • творчески мыслить;
  • рассуждать, делать выводы и обобщения.
Основные способы создания проблемных ситуаций:
  • использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома. Стараюсь, чтобы ученики в итоге анализа ситуации сами сформулировали проблему;
  • постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения;
  • побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах;
  • выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка;
  • побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация;
  • побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов, учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнивать их сизвестными и делать самостоятельное обобщение.
Важным аспектом в развитии личности является осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в педагогическом процессе, поэтому в своей деятельности использую элементы технологии обучение на основе уровневой дифференциации. Цель использования данной технологии: организовать учебный процесс с учётом индивидуальных особенностей учащихся, то есть, учитывать его возможности и способности. Важно увидеть индивидуальность ребёнка, сохранить её, помочь поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Работу по этой технологии строю следующим образом:
  • выявление отставаний в ЗУН;
  • ликвидация пробелов ЗУН;
  • устранение причин неуспеваемости;
  • формирование интереса и мотивации к учёбе;
  • дифференцирование учебных задач и оценок деятельности ученика;
  • осуществляя дифференцированный подход, стараюсь создать благоприятную атмосферу, активно общаюсь с учащимися, чтобы учебный процесс был мотивирован.
С целью повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления в своей деятельности использую элементы здоровьесберегающей технологии. Используемые приёмы:
  • физкультминутки, примерно через 10 - 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы утомления у большинства класса;
  • определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку;
  • слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течение урока
В состав упражнений для физминуток включаю:
  • упражнения по формированию осанки;
  • укреплению зрения, укрепления мышц рук;
  • отдых позвоночника;
  • упражнения для ног;
  • релаксационные упражнения для мимики лица.





© 2010-2022