- Преподавателю
- Начальные классы
- Использование инновационных методов и приёмов в образовательном процессе
Использование инновационных методов и приёмов в образовательном процессе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Усатова М.В. |
Дата | 31.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Усатова Марина Владимировна
учитель начальных классов,
МКОУ Краснозерская СОШ № 2 им. Ф. И. Анисичкина,
Новосибирская область, Краснозерский район, р.п. Краснозерское
Использование инновационных методов и приёмов
в образовательном процессе. Одной из важнейших целей современного образования является формирование информационной личности, способной к самоопределению и непрерывному самообразованию. Инновационные процессы, происходящие в российской системе образования, направлены на обеспечение высоких результатов учебно - познавательной деятельности учащихся, на обеспечение их профессионального самоопределения, на формирование общечеловеческих ценностей, развитие человека как личности. Сегодня у учителя иные роль и функции в учебном процессе, нисколько не менее значимые, чем в традиционной школе, но более сложные. Цель моей работы: создание учебно - образовательного и учебно - воспитательного пространства для формирования интеллектуальной, творческой, нравственной и физически здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе. Под интеллектуальной личностью я понимаю личность, усвоившую школьный объём знаний, владеющую навыками творческой и исследовательской работы, способную к самообразованию и саморазвитию. Нравственная личность - личность, усвоившая и принявшая общечеловеческие и гуманные ценности, имеющая гражданскую позицию, способная выбрать нравственные формы самореализации и самовыражения, готовая к созидательной деятельности, ответственная в выполнении личных обязательств. Творческая личность, инициативная и самостоятельная, имеющая активную жизненную позицию, обладает умениями, позволяющими ей успешно социализироваться в обществе. Считаю, что добиться поставленной цели можно будет при сочетании нескольких технологий в учебно - образовательном процессе. В качестве перспективных мною выбраны и используются элементы игровых технологий, технология проблемного обучения, дифференцированного обучения и элементы здоровьесберегающих технологий. Игровая технология используется мною потому, что позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо - поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала, занимательность условного мира, делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. Эмоциональность игрового действия активизирует психические процессы и функции ребёнка, способствует использованию знаний в своеобразной практике, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Реализация игровых приёмов и ситуаций осуществляется по таким направлениям:
- дидактическая цель перед учащимися ставится в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства;
- в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
- ролевые игры на уроке;
- организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - игра, урок - конкурс, урок - путешествие, урок КВН);
- игровая организация учебного процесса с использованием заданий,которые предлагаются на традиционных уроках (найди орфограмму,произведи какой - либо вид разбора);
- использование игры на определённом этапе урока (знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного).
- развивать познавательную самостоятельность учащихся;
- научить учащихся вести наблюдения;
- творчески мыслить;
- рассуждать, делать выводы и обобщения.
- использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома. Стараюсь, чтобы ученики в итоге анализа ситуации сами сформулировали проблему;
- постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения;
- побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах;
- выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка;
- побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация;
- побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов, учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнивать их сизвестными и делать самостоятельное обобщение.
- выявление отставаний в ЗУН;
- ликвидация пробелов ЗУН;
- устранение причин неуспеваемости;
- формирование интереса и мотивации к учёбе;
- дифференцирование учебных задач и оценок деятельности ученика;
- осуществляя дифференцированный подход, стараюсь создать благоприятную атмосферу, активно общаюсь с учащимися, чтобы учебный процесс был мотивирован.
- физкультминутки, примерно через 10 - 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы утомления у большинства класса;
- определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку;
- слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием в течение урока
- упражнения по формированию осанки;
- укреплению зрения, укрепления мышц рук;
- отдых позвоночника;
- упражнения для ног;
- релаксационные упражнения для мимики лица.