Статья на тему: Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему:Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классахСтатья на тему:Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классахСтатья на тему:Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классахСтатья на тему:Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классахСтатья на тему:Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классахСтатья на тему:Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классахСтатья на тему:Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классахСтатья на тему:Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классахСтатья на тему:Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классахСтатья на тему:Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классахСтатья на тему:Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классахСтатья на тему:Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классахСтатья на тему:Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классахСтатья на тему:Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классахСтатья на тему:Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классахСтатья на тему:Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классахСтатья на тему:Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классахСтатья на тему:Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классахЗеленецкая Ирина Григорьевна

Магистр педагогики

Учитель начальных классов средней школы гимназии № 17 имени Трубицына И. И.

Жамбылская область, Меркенский район, село Мерке, средняя школа - гимназия № 17 Трубицына И. И.

Тема: «Реализация проблемного обучения на уроках математики в начальных классах» В условиях современности в период возрастания объема информации и знаний. Накопленных человеком, преподаватели средней школы понимают, что обучение подрастающего поколения должно быть личностно-ориентировочным, учитывающим способности, потребности особенностей учащихся, развивающим, мотивированным, с обязательным применением инновационных технологий. Это можно подтвердить утверждением Холмза: «Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся» При актуализации поиска единой идеи в казахстанском образовательном секторе в центре внимания оказалась проблема формирования отечественной системы образования и воспитания, которая должна обратиться к прямым своим функциям познания добра и зла, раскрытия сущности и тайн личного бытия и воспитания добродетели через призму идеалов нашего современного общества. Образование становится ведущим механизмом воспроизводства общественного интеллекта, науки, культуры, поэтому необходимо дать подрастающему поколению качественное, на уровне мировых стандартов образование. На сегодняшний день, качественное образование - это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека - значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Именно детство с большой надеждой и верой обращено в будущее, как бы ни было стремительно и беспощадно настоящее. Детский мир живет в ожидании того, чтобы взрослые продолжили им путь, который определит им жизнь. Начальная школа является одним из первых и основных звеньев становления человека - гражданина. А младший школьный возраст - это такой благоприятный период в развитии личности, когда воспитание поистине выступает как «чистая доска» и «глина» в руках умелого и опытного скульптора. Меняется школьник. Меняется и учитель, и сегодня в условиях реформировании системы образования он должен применять инновационные методы в своей работе, развивая творчество в детях. Основной ценностью личностно - ориентировочного обучения выступает творчество как способ развития человека в культуре. В связи с тем, что в настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах, то развитие у школьников творческого мышления остается одной из важнейших задач казахстанской школы. На сегодняшний день большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности, и природы творческого мышления. Педагог должен помнить, что творческое мышление связано с порождение «побочного продукта», который и является творческим результатом. Важно не вести ребенка за собой, не управлять им, не управлять его развитием, а ка бы следовать за воспитанником, создавая условия для самоопределения, поддерживать его в осуществлении своей самостоятельности, помогать ему в решении собственных проблем. Как писал П. П. Блонский, настоящий воспитатель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух, и дает силы для настоящего организованного развития. Показателями, характеризующими творческое мышление, на которые должен основываться учитель: беглость, гибкость и оригинальность мысли. Развитие совершается в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, искусства. При этом существуют три основные условия формирования творческого мышления младших школьников: индивидуализация образования, исследовательское обучение, проблематизация. Применение инноваций является неотъемлемой частью современного процесса обучения и воспитания, а проблемное обучение - одно из отражений инновационных технологий. Именно проблемное обучение предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, развивается творческое мышление. Особенности проблемного обучения основаны на создание проблемной ситуации. Активизирующих познавательную деятельность учащихся. Проблемные ситуации создаются на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Проблемное обучение, способствующее развитию творческого мышления можно реализовать в начальных классах по следующей схеме.

СХЕМА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Учитель

Ученик

Новые ЗУН, СУД
Информация Решение проблемы
Поиск Помощь Проблема (осознание Новые ЗУН неизвестного) развитие СУФ Анализ Педагогическая Психологическая проблем проблемная ситуация ная ситуация
Таким образом, проблемное обучение - это организованный учителем способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учатся мыслить, творчески усваивать знания. Эта технология направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действия. Предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая которые они под руководством учителя усваивают новые знания, обеспечивает особый способ мышления. Прочность знаний и творческое применение в практической деятельности. Можно выделить следующие достоинства проблемного обучения: - оно способствует формированию определенного мировоззрения учащихся. Поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения; - помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях. Однако, необходимо отметить и его слабые стороны: проблемное обучение в меньшей мере, чем другие типы обучения, применимо при формировании практических умений и навыков, а также требует затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие типы обучения. Приведем некоторые примеры. Для обеспечения развития творческого мышления учащихся в проблемном обучении, необходима оптимальная последовательность ситуаций их определенная система. Поэтому при организации проблемного обучения на уроках математики могут быть сформулированы задачи на трех уровнях проблемности. Уровни проблемности отличаются степенью обобщенности задачи, предложенной учащимся для решения, и степенью помощи, подсказки со стороны учителя.
Пример № 1 Решение задач по схемам. Высокий уровень. По схеме составь как можно большее количество задач и решите их. Х Х 137
2 821
Средний уровень уровень. По схеме составь задачу и реши ее. Х Х 137
2 821
Низкий уровень. Реши задачу, используя схему. Мурат на каникулы едет к бабушке. Ему предстоит путь в 821 км. Поехав какую-то часть пути наавтомобиля, он проедет такую же часть на автобусе. И ему останется проехать 137 км на поезде. Сколько км он проедет на автобусе? Х Х 137
2 821

Пример № 2 Геометрический материал. Самый высокий уровень. Из приведенных ниже фигур выполните объекты, заданные в квадратах, каждую фигуру можно использовать многократно, менять ее размер, но нельзя добавлять другие фигуры и линии. abcd лицо лампа клоун Из фигур: a и bb, c, da, b, c, d



Высокий уровень. Из приведенных ниже фигур выполните объекты, заданные в квадратах, как в первом, каждую фигуру можно использовать многократно, менять ее размер, но нельзя добавлять другие фигуры и линии. abcd

лицо лампа клоун

Из фигур: a и b b, c, da, b, c, d

Средний уровень. Из фигур abcd составь клоуна, причем, каждую фигуру можно использовать многократно, менять ее размер, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.








лицо лампа клоун

Низкий уровень. Какие фигуры из фигура bcdиспользованы при изображении лица, лампы, клоуна? Сосчитай и напиши.









лицо лампа клоун

При использовании такого рода задач, а так же систематическая работа учителя начальных классов с использованием инновационно- образовательных технологий подтверждает. Что плодотворным единственным путем развития творческого мышления в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков и учитель должен создавать такую полноценную развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не оставался не востребованным, чтобы ребенок развивался в условиях, способствующих созданию новых благоприятных условий жизни в нашем молодом, но перспективном государстве.

Список литературы

  1. Блонский П. П. Личность ребенка и воспитание // Психология и дети 1997, №1



© 2010-2022