Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: «Водные богатства нашего края»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: « Водные богатства нашего края»

Муниципальное образовательное учреждение

Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2 г. о. Тейково Ивановской области

Адрес: ул. Шестагинская, д.78

Конспект урока окружающий мир

в 4 классе на тему: « Водные богатства нашего края»

Педагог: Уронова Татьяна Юрьевна

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: сформировать представления учащихся о водоёмах своего края, познакомить со значением водоёмов и их охраной;формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.

Задачи:

познавательные
1. сформировать у учащихся понятие о водоёме, как о природном сообществе;
2. помочь учащимся установить взаимосвязи между растительным и животным миром водоёма;
3. рассмотреть взаимоотношения водоёма и человека.

развивающие
1. развивать аналитическое мышление;
2. развивать умение детей работать сообща, в группах и в парах;
3. развивать поисковую деятельность.

воспитательные
1. воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к водоёмам;
2. при работе в группах - уважительное отношение к мнению друзей;
3. воспитывать стремление получения прочных знаний. Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор; Наглядные пособия: презентация «Святые источники и родники земли Тейковской », карта "Природные зоны", карта Ивановской области и карта Тейковского района; выставка рисунков "Край родной" и книг; Ключевые слова: родной край, водоём, охрана, природа и музыка Рабочие материалы для обучающихся: учебник и рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» 4 класс, автор А. А.Плешаков; для работы в группах карты Тейковского района, книги «Люби и изучай свой край», схемы с экологическими проблемами для работы в парах Автор учебника: А. А Плешаков

№п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия 1.

Организационный момент

Начинается урок

Нам всем пойдёт он впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы тайны открывать.

Личностные: сохранять мотивацию к учёбе


2.

Актуализация знаний

На уроках окружающего мира мы знакомимся с природой родного края. И сегодня мы отправимся в необычное путешествие, по ходу которого непросто поговорим о природе родного края, а понаблюдаем как композиторы отражают её красоту посредством звуков. Вспомним то, как человек влияет на окружающий мир, и что он должен делать, чтобы сохранить его богатство.

Необходимо быстро ответить на вопросы:

1. Как называется край, где мы живём?
2. На каком материке расположен?
3. В какой природной зоне?
4. В каком климатическом поясе?
5. Как называется равнина, на которой расположен наш район?
6. Какая поверхность нашего края?

7. Как называется район, в котором мы живём?
(ответы детей сопровождаются работой с картами)

Ответы учащихся:

1. Ивановская область

2. Евразия

3. Смешанных лесов

4.Умеренно-континентальном

5. Восточно-европейская

6. Равнинная

7. Тейковский

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи

У кого есть дополнительная интересная информация о нашем крае.

- Что вы хотели бы узнать нового о родном крае?

Краткие высказывания детей


3.







































































4.

Формулирование темы урока









Работа по новой теме.

Отгадайте загадки.

Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море.
(Река)
К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился - весной.
(Ручей)
Не проедешь, не пройдешь -
Обойдешь сторонкой.
И водицы не попьешь
С синеватой пленкой.
(Болото)

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него воды не пьется,
Потому что не вкусна -
И горька, и солона
(Море)

Работа с интерактивной доской. Соотнести отгадку с условным знаком.

-Какой из изображенных водоёмов здесь «лишний»? Объясните почему?

- Какая вода по вкусу в водоёмах? На какие группы можно разделить воду по вкусу?

Пресная вода содержит не более 1 грамма солей в 1 литре воды. В морской воде -35г солей в 1л.

-О чём же пойдёт речь на нашем уроке?

-Какие бывают водоёмы?

-Какие водоёмы называют естественными? Приведите примеры естественных водоёмов.
-Какие водоёмы называют искусственными? Приведите примеры.

-Что вы знаете о значении водоёмов в нашей жизни?



- Какие водоемы расположены на территории нашей области? Покажите их на карте.( приложение 1) - Назовите естественные водоемы. - Перечислите искусственные водоемы нашей области. - На берегу какой реки расположен наш город? - Покажите исток и устье реки, на которой стоит наш город. - Есть ли у этой реки притоки?

Изучить некоторые водоёмы нашего края помогут мне сегодня экскурсоводы.

( ученики, которые заранее подготовились)

Называют отгадки.

(Река)

(Ручей)

(Болото)

(Море)



Учащиеся берут нужную картинку (приложение 2) и подбирают условный знак.

Море. Вода в море солёная.

О водоёмах нашего края.

Естественные и искусственные.

Естественные(созданные природой): океаны, моря, озёра, реки, болота, ручьи, родники.

Искусственные(созданные человеком): каналы, пруды, водохранилища.

Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи, хозяйственных нужд. Водоёмы - это дом для животных и растений. По воде перевозят грузы.

Учащиеся выходят к карте , называют, показывают.

Вязьма.

Река Пежа.

1экскурсовод.

Географическое положение нашего района.

( рассказы сопровождаются показами на карте и демонстрацией фотографий)

Тейковский район располагается в территории юго-западной части Ивановской области. Центральной частью этого района является город Тейково. Тейковский район имеет богатую историю, которая начиналась с 1928 года, когда на территории данного района был Тейковский уезд.
На территории Тейковской района, площадь которого составляет 1290 квадратных километра, проживает более 11-ти тысяч человек. Данный район делится на 8 поселений, представленные семью сельскими поселениями и одним городским, поселком городского типа Нерль.По всей территории Тейковского района протекает три крупных реки, такие как: Нерль, Вязьма и Ухтохма, а также их многочисленные притоки. Практически во всех округах Ивановской области, каждый житель знает о таком озере, как Рубское, вблизи которого располагается известнейший пансионат, а также лечебница «Чайка». Озеро Рубское, с его живописными окрестностями местные жители Тейковского района давно прозвали жемчужиной Ивановской области.

2 экскурсовод.

Ухто́хма - река в Ивановской области, правый приток Уводи. Длина реки - 87 км. На реке расположенгород Комсомольск и крупный посёлок Лежнево.

Ухтохма вытекает из болот недалеко от села Архангел Октябрьского сельского поселения Комсомольского района Ивановской области. В черте города Комсомольск на реке плотина и образовано большое водохранилище. Ухтохма почти на всём своём протяжении течёт на юго-восток, параллельно Вязьме.

Ширина реки ниже Комсомольска около 10 метров, ближе к устью река расширяется до 30 метров. Течение довольно быстрое, берега на ненаселённых участках одеты лесом.

Ниже Комсомольска река загрязнена, в среднем течении она становится более чистой. Среднее течение Ухтохмы благодаря красивой природе и близости городовИваново и Тейково - популярная зона отдыха. В нижнем течении за Лежнево река вновь загрязнена.

3 экскурсовод.

Вя́зьма - река в Ивановской области; правый приток Уводи.

Длина - 86 км. Крупные притоки Пежа (левый); Холявка, Смердяга, Подокса (правые).

На реке расположенгород Тейково.

Вязьма берёт начало из низинного болота Шинилово у села Никольского Тейковского района, течёт почти на всём своём протяжении на юго-восток, параллельно Ухтохме.

Ширина реки колеблется от 5 до 15 метров, берега лесистые, частично заболоченные. Скорость течения невысока, летом русло сильно зарастает водорослями. В половодье Вязьма широко разливается, затопляя пойму.

В верхнем течении и в Тейкове Вязьма сильно загрязнена.

4 экскурсовод.

Санеба - река в России, протекает в Ивановской области по территории Комсомольского, Ивановского и Тейковского районов. Устье реки находится в 45 км по левому берегу реки Ухтохмы. Длина реки 36 км.

5экскурсовод.

Ру́бское - озеро в Тейковскомрайоне Ивановской области России, в 2,5 км от трассы Владимир - Иваново. Крупнейшее в области, считается жемчужиной Ивановской области. Имеет ледниковое происхождение. Площадь озера - 297 га. На берегу расположено много баз отдыха, оздоровительных лагерей.

В районе озера встречается 650 видов растений, 6 видов рыб.

Уникальность озера предрасположена его происхождением и географическим расположением. Но главное чудо озера - это его красота и притягательность.

6 экскурсовод.

Река Нерль.

Нерль - река в Ярославской, Ивановской и Владимирской областях России, левый приток реки Клязьмы (бассейна Волги)

Длина - 284 км. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Замерзает в ноябре - декабре, вскрывается в апреле.

Этимология названия реки Нерль восходит к древнему финно-угорскому озерно-речному корню «нер», от которого происходит также и название озера Неро. В России это не единственная река с таким названием.

Рассказы сопровождаются показом фотографий на интерактивной доске.

(Приложение 4)

Познавательные: строить логическую цепь рассуждения (выдвижение гипотезы, их обоснование)

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, вступать в диалог, аргументировать своё мнение







Познавательные: перерабатывать, систематизировать информацию

Регулятивные: волевая саморегуляция

Физкультпауза.

(показ движений «под стихотворение»)

Течёт река… Течёт река…
Поит поля и города,
Несёт и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому, попробуй, передать!
Приятней плыть в живой волне.
Все дети счастливы вполне


5.

Открытие нового знания

Работа в группах.

Составить из букв название реки.

Дать описание по плану в учебнике.

Использовать книгу «Люби и изучай свой край»

План изучения водоёма.

1.Название

2. Где находится исток?

3. Какое течение быстрое или медленное?

4. Притоки.

5. Куда впадает?

6. Как изменяется в разные времена года?

7. Растения и животные реки.

8. Использование человеком.

9. Как люди влияют на реку?

10. Что люди делают для охраны?

Ответственный в каждой группе отвечает.

Познавательные: осуществлять учебные действия по плану, поиск необходимой информации

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками в процессе коллективной работы, участвовать в обсуждении

Регулятивные: вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности

6.

































7.

Связь природы и музыки.

Релаксация.



Работа с презентацией «Святые источники и родники земли Тейковской»

А теперь отвлечёмся от карты и цифр и попробуем почувствовать, что нас окружает посредством музыки.

Стихия воды- будь то маленький ручеёк, река или море- близки переживаниям человека, таким же неустойчивым и текучим, как вода. И потому, так часто, эта тема проникает в лирическую музыку. Сейчас вы послушаете музыкальную картинку, название которой я не буду говорить, вы потом определите сами. Написал её композитор Евгений Дога.

( звучит мелодия)

- Кто, что увидел, представил в звучании этой музыки? Что передают эти звуки?

Вы очень близки к авторскому названию этой пьесы. Композитор её так и назвал «Ручейки»

-Какие картины родной природы вы представили?

Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с родничка, ключа, который бьёт из-под земли.

Сейчас мы посмотрим презентацию о родниках нашего края. Цель этого проекта: приобщение к духовному наследию и традиционной культуре предков через возрождение святых источников и родников земли Тейковской.



- Течение реки.

- Тихое журчание.

- Родничок.

Высказывание учащихся.

Проект Ф. Фатеева.

Работа была представлена на конкурс «Сокровища земли Ивановской»

Познавательные: слушание

Коммуникативные: вступать в диалог 8.

Закрепление. Включение в систему знаний.

Творческая работа в парах.

Придумать и написать экологические проблемы к схемам.

(приложение 3)

Учащиеся записывают, затем показывают и рассказывают.

Регулятивные: контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно оценивать их

Познавательные: установление аналогий

Коммуникативные: участие в обсуждении 9.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Большую работу мы сегодня проделали на уроке. И говорили всё про…воду. Какие же пословицы и поговорки рождались у наших предков о воде? Кто знает?

- Почему мы затронули тему о водоёмах нашего края?

Составить синквейна по теме «Водные богатства нашего края»

- Мать водица - всему царица!

- Вода - сок жизни!

- Вода с гор потекла, весну принесла.

- Вода и плотину рвёт.

- Капля воды дороже золота.

- Не зная броду, не суйся в воду.

Ответы учащихся.

( Наше здоровье во многом зависит от состояния водоёмов нашего края.)

Например:

  1. Водоём.

  2. Прозрачный, загрязнённый.

  3. Течёт, бежит, журчит.

  4. Водоёмы нуждаются в охране.

  5. Береги!

1.Водоемы

2.Искусственные естественные

3.Питают украшают используют

4.Водоемы нужно всегда охранять.

5.Водоемы- жизнь.

Личностные:осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родному краю, выражающееся в интересе к её природе.

Регулятивные: прогнозировать результаты усвоения

Коммуникативные: владеть всеми видами деятельности 10.

Домашнее задание

Прочитать текст на с. 145 -148 учебника.

Выполнить задание №4 в рабочей тетради.

Регулятивные: самоконтроль



Приложение 1.

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: « Водные богатства нашего края»Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: « Водные богатства нашего края»

Приложение 2. Работа с интерактивной доской.

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: « Водные богатства нашего края»Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: « Водные богатства нашего края»Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: « Водные богатства нашего края»

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: « Водные богатства нашего края»Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: « Водные богатства нашего края»Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: « Водные богатства нашего края»Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: « Водные богатства нашего края»

Приложение 3.Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: « Водные богатства нашего края»









Приложение 4.

Рубское озеро Река Вязьма Река Нерль

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: « Водные богатства нашего края»Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: « Водные богатства нашего края»Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: « Водные богатства нашего края»


Река Ухтохма Река Санеба

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: « Водные богатства нашего края»Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: « Водные богатства нашего края»

© 2010-2022