- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: «Водные богатства нашего края»
Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: «Водные богатства нашего края»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Уронова Т.Ю. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Муниципальное образовательное учреждение
Муниципальная средняя общеобразовательная школа №2 г. о. Тейково Ивановской области
Адрес: ул. Шестагинская, д.78
Конспект урока окружающий мир
в 4 классе на тему: « Водные богатства нашего края»
Педагог: Уронова Татьяна Юрьевна
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель: сформировать представления учащихся о водоёмах своего края, познакомить со значением водоёмов и их охраной;формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе.
Задачи:
познавательные
1. сформировать у учащихся понятие о водоёме, как о природном сообществе;
2. помочь учащимся установить взаимосвязи между растительным и животным миром водоёма;
3. рассмотреть взаимоотношения водоёма и человека.
развивающие
1. развивать аналитическое мышление;
2. развивать умение детей работать сообща, в группах и в парах;
3. развивать поисковую деятельность.
воспитательные
1. воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к водоёмам;
2. при работе в группах - уважительное отношение к мнению друзей;
3. воспитывать стремление получения прочных знаний. Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор; Наглядные пособия: презентация «Святые источники и родники земли Тейковской », карта "Природные зоны", карта Ивановской области и карта Тейковского района; выставка рисунков "Край родной" и книг; Ключевые слова: родной край, водоём, охрана, природа и музыка Рабочие материалы для обучающихся: учебник и рабочая тетрадь «Мир вокруг нас» 4 класс, автор А. А.Плешаков; для работы в группах карты Тейковского района, книги «Люби и изучай свой край», схемы с экологическими проблемами для работы в парах Автор учебника: А. А Плешаков
№п/п
Этапы урока
Содержание этапа,
деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые универсальные учебные действия 1.
Организационный момент
Начинается урок
Нам всем пойдёт он впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы тайны открывать.
Личностные: сохранять мотивацию к учёбе
2.
Актуализация знаний
На уроках окружающего мира мы знакомимся с природой родного края. И сегодня мы отправимся в необычное путешествие, по ходу которого непросто поговорим о природе родного края, а понаблюдаем как композиторы отражают её красоту посредством звуков. Вспомним то, как человек влияет на окружающий мир, и что он должен делать, чтобы сохранить его богатство.
Необходимо быстро ответить на вопросы:
1. Как называется край, где мы живём?
2. На каком материке расположен?
3. В какой природной зоне?
4. В каком климатическом поясе?
5. Как называется равнина, на которой расположен наш район?
6. Какая поверхность нашего края?
7. Как называется район, в котором мы живём?
(ответы детей сопровождаются работой с картами)
Ответы учащихся:
1. Ивановская область
2. Евразия
3. Смешанных лесов
4.Умеренно-континентальном
5. Восточно-европейская
6. Равнинная
7. Тейковский
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи
У кого есть дополнительная интересная информация о нашем крае.
- Что вы хотели бы узнать нового о родном крае?
Краткие высказывания детей
3.
4.
Формулирование темы урока
Работа по новой теме.
Отгадайте загадки.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий - в море.
(Река)
К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился - весной.
(Ручей)
Не проедешь, не пройдешь -
Обойдешь сторонкой.
И водицы не попьешь
С синеватой пленкой.
(Болото)
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется.
Из него воды не пьется,
Потому что не вкусна -
И горька, и солона
(Море)
Работа с интерактивной доской. Соотнести отгадку с условным знаком.
-Какой из изображенных водоёмов здесь «лишний»? Объясните почему?
- Какая вода по вкусу в водоёмах? На какие группы можно разделить воду по вкусу?
Пресная вода содержит не более 1 грамма солей в 1 литре воды. В морской воде -35г солей в 1л.
-О чём же пойдёт речь на нашем уроке?
-Какие бывают водоёмы?
-Какие водоёмы называют естественными? Приведите примеры естественных водоёмов.
-Какие водоёмы называют искусственными? Приведите примеры.
-Что вы знаете о значении водоёмов в нашей жизни?
- Какие водоемы расположены на территории нашей области? Покажите их на карте.( приложение 1) - Назовите естественные водоемы. - Перечислите искусственные водоемы нашей области. - На берегу какой реки расположен наш город? - Покажите исток и устье реки, на которой стоит наш город. - Есть ли у этой реки притоки?
Изучить некоторые водоёмы нашего края помогут мне сегодня экскурсоводы.
( ученики, которые заранее подготовились)
Называют отгадки.
(Река)
(Ручей)
(Болото)
(Море)
Учащиеся берут нужную картинку (приложение 2) и подбирают условный знак.
Море. Вода в море солёная.
О водоёмах нашего края.
Естественные и искусственные.
Естественные(созданные природой): океаны, моря, озёра, реки, болота, ручьи, родники.
Искусственные(созданные человеком): каналы, пруды, водохранилища.
Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи, хозяйственных нужд. Водоёмы - это дом для животных и растений. По воде перевозят грузы.
Учащиеся выходят к карте , называют, показывают.
Вязьма.
Река Пежа.
1экскурсовод.
Географическое положение нашего района.
( рассказы сопровождаются показами на карте и демонстрацией фотографий)
Тейковский район располагается в территории юго-западной части Ивановской области. Центральной частью этого района является город Тейково. Тейковский район имеет богатую историю, которая начиналась с 1928 года, когда на территории данного района был Тейковский уезд.
На территории Тейковской района, площадь которого составляет 1290 квадратных километра, проживает более 11-ти тысяч человек. Данный район делится на 8 поселений, представленные семью сельскими поселениями и одним городским, поселком городского типа Нерль.По всей территории Тейковского района протекает три крупных реки, такие как: Нерль, Вязьма и Ухтохма, а также их многочисленные притоки. Практически во всех округах Ивановской области, каждый житель знает о таком озере, как Рубское, вблизи которого располагается известнейший пансионат, а также лечебница «Чайка». Озеро Рубское, с его живописными окрестностями местные жители Тейковского района давно прозвали жемчужиной Ивановской области.
2 экскурсовод.
Ухто́хма - река в Ивановской области, правый приток Уводи. Длина реки - 87 км. На реке расположенгород Комсомольск и крупный посёлок Лежнево.
Ухтохма вытекает из болот недалеко от села Архангел Октябрьского сельского поселения Комсомольского района Ивановской области. В черте города Комсомольск на реке плотина и образовано большое водохранилище. Ухтохма почти на всём своём протяжении течёт на юго-восток, параллельно Вязьме.
Ширина реки ниже Комсомольска около 10 метров, ближе к устью река расширяется до 30 метров. Течение довольно быстрое, берега на ненаселённых участках одеты лесом.
Ниже Комсомольска река загрязнена, в среднем течении она становится более чистой. Среднее течение Ухтохмы благодаря красивой природе и близости городовИваново и Тейково - популярная зона отдыха. В нижнем течении за Лежнево река вновь загрязнена.
3 экскурсовод.
Вя́зьма - река в Ивановской области; правый приток Уводи.
Длина - 86 км. Крупные притоки Пежа (левый); Холявка, Смердяга, Подокса (правые).
На реке расположенгород Тейково.
Вязьма берёт начало из низинного болота Шинилово у села Никольского Тейковского района, течёт почти на всём своём протяжении на юго-восток, параллельно Ухтохме.
Ширина реки колеблется от 5 до 15 метров, берега лесистые, частично заболоченные. Скорость течения невысока, летом русло сильно зарастает водорослями. В половодье Вязьма широко разливается, затопляя пойму.
В верхнем течении и в Тейкове Вязьма сильно загрязнена.
4 экскурсовод.
Санеба - река в России, протекает в Ивановской области по территории Комсомольского, Ивановского и Тейковского районов. Устье реки находится в 45 км по левому берегу реки Ухтохмы. Длина реки 36 км.
5экскурсовод.
Ру́бское - озеро в Тейковскомрайоне Ивановской области России, в 2,5 км от трассы Владимир - Иваново. Крупнейшее в области, считается жемчужиной Ивановской области. Имеет ледниковое происхождение. Площадь озера - 297 га. На берегу расположено много баз отдыха, оздоровительных лагерей.
В районе озера встречается 650 видов растений, 6 видов рыб.
Уникальность озера предрасположена его происхождением и географическим расположением. Но главное чудо озера - это его красота и притягательность.
6 экскурсовод.
Река Нерль.
Нерль - река в Ярославской, Ивановской и Владимирской областях России, левый приток реки Клязьмы (бассейна Волги)
Длина - 284 км. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Замерзает в ноябре - декабре, вскрывается в апреле.
Этимология названия реки Нерль восходит к древнему финно-угорскому озерно-речному корню «нер», от которого происходит также и название озера Неро. В России это не единственная река с таким названием.
Рассказы сопровождаются показом фотографий на интерактивной доске.
(Приложение 4)
Познавательные: строить логическую цепь рассуждения (выдвижение гипотезы, их обоснование)
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, вступать в диалог, аргументировать своё мнение
Познавательные: перерабатывать, систематизировать информацию
Регулятивные: волевая саморегуляция
Физкультпауза.
(показ движений «под стихотворение»)
Течёт река… Течёт река…
Поит поля и города,
Несёт и лодки, и суда,
И рыбы ходят в глубине,
И раки ползают на дне…
Ты хороша, река, весной,
И осенью, и в летний зной!
Купанье! Что за благодать!
Кому, попробуй, передать!
Приятней плыть в живой волне.
Все дети счастливы вполне
5.
Открытие нового знания
Работа в группах.
Составить из букв название реки.
Дать описание по плану в учебнике.
Использовать книгу «Люби и изучай свой край»
План изучения водоёма.
1.Название
2. Где находится исток?
3. Какое течение быстрое или медленное?
4. Притоки.
5. Куда впадает?
6. Как изменяется в разные времена года?
7. Растения и животные реки.
8. Использование человеком.
9. Как люди влияют на реку?
10. Что люди делают для охраны?
Ответственный в каждой группе отвечает.
Познавательные: осуществлять учебные действия по плану, поиск необходимой информации
Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками в процессе коллективной работы, участвовать в обсуждении
Регулятивные: вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности
6.
7.
Связь природы и музыки.
Релаксация.
Работа с презентацией «Святые источники и родники земли Тейковской»
А теперь отвлечёмся от карты и цифр и попробуем почувствовать, что нас окружает посредством музыки.
Стихия воды- будь то маленький ручеёк, река или море- близки переживаниям человека, таким же неустойчивым и текучим, как вода. И потому, так часто, эта тема проникает в лирическую музыку. Сейчас вы послушаете музыкальную картинку, название которой я не буду говорить, вы потом определите сами. Написал её композитор Евгений Дога.
( звучит мелодия)
- Кто, что увидел, представил в звучании этой музыки? Что передают эти звуки?
Вы очень близки к авторскому названию этой пьесы. Композитор её так и назвал «Ручейки»
-Какие картины родной природы вы представили?
Рек на свете много, и все они разные. Но почти каждая река начинается с родничка, ключа, который бьёт из-под земли.
Сейчас мы посмотрим презентацию о родниках нашего края. Цель этого проекта: приобщение к духовному наследию и традиционной культуре предков через возрождение святых источников и родников земли Тейковской.
- Течение реки.
- Тихое журчание.
- Родничок.
Высказывание учащихся.
Проект Ф. Фатеева.
Работа была представлена на конкурс «Сокровища земли Ивановской»
Познавательные: слушание
Коммуникативные: вступать в диалог 8.
Закрепление. Включение в систему знаний.
Творческая работа в парах.
Придумать и написать экологические проблемы к схемам.
(приложение 3)
Учащиеся записывают, затем показывают и рассказывают.
Регулятивные: контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно оценивать их
Познавательные: установление аналогий
Коммуникативные: участие в обсуждении 9.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Большую работу мы сегодня проделали на уроке. И говорили всё про…воду. Какие же пословицы и поговорки рождались у наших предков о воде? Кто знает?
- Почему мы затронули тему о водоёмах нашего края?
Составить синквейна по теме «Водные богатства нашего края»
- Мать водица - всему царица!
- Вода - сок жизни!
- Вода с гор потекла, весну принесла.
- Вода и плотину рвёт.
- Капля воды дороже золота.
- Не зная броду, не суйся в воду.
Ответы учащихся.
( Наше здоровье во многом зависит от состояния водоёмов нашего края.)
Например:
-
Водоём.
-
Прозрачный, загрязнённый.
-
Течёт, бежит, журчит.
-
Водоёмы нуждаются в охране.
-
Береги!
1.Водоемы
2.Искусственные естественные
3.Питают украшают используют
4.Водоемы нужно всегда охранять.
5.Водоемы- жизнь.
Личностные:осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родному краю, выражающееся в интересе к её природе.
Регулятивные: прогнозировать результаты усвоения
Коммуникативные: владеть всеми видами деятельности 10.
Домашнее задание
Прочитать текст на с. 145 -148 учебника.
Выполнить задание №4 в рабочей тетради.
Регулятивные: самоконтроль
Приложение 1.
Приложение 2. Работа с интерактивной доской.
Приложение 3.
Приложение 4.
Рубское озеро Река Вязьма Река Нерль
Река Ухтохма Река Санеба