Урок литературного чтения Л. Н. Толстой Куда девается вода из моря

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»

Цель урока: знакомство с новыми рассказами Л. Н. Толстого, развитие умения различать типы текстов.

Задачи:

Расширить знания об отличиях разных типов текстов, представления о научном и художественном стиле текста.

Развивать умение видеть изобразительные средства языка (сравнения, метафоры), учить анализировать используемые автором средства языковой выразительности.

Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво.

Развивать эмоциональную сферу (умение чувствовать красоту слова), воображение, произвольное внимание, учить детей видеть красоту природы.

Воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства.

Оборудование: учебники, словари, слайды с изображением видов природы, таблицы с вопросами к текстам различных типов, капельки росы, солнышки, тексты с описанием росы из энциклопедии, карточки с заданием для работы по группам..

Ход урока

1. Организационный момент (1-3 мин.).

Вхождение в урок, дети стоят, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

Учитель:

- Из глубокого колодца (руки «О»)

- Солнце медленно встает (руки поднимают над головой)

- Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вниз)

- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз)

- Новый день оно начнет (руки вниз широко)

- С наступлением нового дня!

- Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.

- Сели девочки, сели мальчики.

2. Проверка домашнего задания (5 мин.).

Вспомнить произведения какого автора мы изучаем, какие жанры

Урок литературного чтения Л.Н.Толстой Куда девается вода из моряУрок литературного чтения Л.Н.Толстой Куда девается вода из моря

Урок литературного чтения Л.Н.Толстой Куда девается вода из моря

А начнём урок с проверки домашнего задания. Сегодня вы работаете в группах. Задание каждой группе на парте.

Карточка.

1. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка» (указать опрашиваемого ученика).

2. Ответить на вопросы:

- О чем рассказывает Л.Н.Толстой в рассказе «Лев и собачка»? Выбрать правильный ответ.

(о доброте, о жестокости, о надежде, о верности, о преданности, о взаимопонимании, о любви)

- Какие общечеловеческие ценности открылись вам при чтении рассказа «Лев и собачка»?

- Что будет с нами, если исчезнут доброта, красота, любовь?

- Домашним заданием было найти значение слова «доброта». Кто нашел значение этого слова?

Толковый словарь В.Даля и словарь Ожегова.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям,

стремление делать добро другим.

- Оказывается, не только в отношениях людей встречается доброта, но и в отношениях животных, в чем мы убедились при чтении рассказа Л.Н.Толстого.»Лев и собачка»

Урок литературного чтения Л.Н.Толстой Куда девается вода из моряУрок литературного чтения Л.Н.Толстой Куда девается вода из моря

3. Речевая разминка.

Прочитайте пословицу:

Никакое искусство не достигнет природы.

- по слогам

- с ускорением

- с вопросительной интонацией

- с утвердительной интонацией

Объясните смысл, как вы её понимаете.

4. Введение в тему. Новая тема (15-20 мин.)

- Да, природа может нас удивлять, восхищать, завораживать своей красотой, необычностью.

- Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться. Что объединяет все изображения?

Урок литературного чтения Л.Н.Толстой Куда девается вода из моря

Урок литературного чтения Л.Н.Толстой Куда девается вода из моря

( Капля воды или роса)

- Наблюдали ли вы это явление природы? Отчего оно возникает?

( Выслушиваются ответы детей)

- Прочитайте, как об этом явлении написал C. И. Ожегов в " Словаре русского языка". (Дети читают текст из словаря)

Словарь:

1. Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

2. Роса - маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)

Урок литературного чтения Л.Н.Толстой Куда девается вода из моря

Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ?

Урок литературного чтения Л.Н.Толстой Куда девается вода из моря

«Какая бывает роса на траве».

Постановка проблемы (работа в парах).

-Подумайте, с какой целью Толстой написал этот текст?

Урок литературного чтения Л.Н.Толстой Куда девается вода из моря

- Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного.

- Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру .

- Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?

5. Первичное чтение учителем по презентации.

- Что вы представляли себе?

(яркое солнечное утро.)

- С какой целью Толстой написал этот текст?

- Чтобы поделиться с нами радостью, восхищением от увиденного.

- Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру .

- Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?

- Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве?

(как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый)

Повторное чтение текста по «цепочке».

Словарная работа.

- С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами)

Алмазы (словарь в учебнике с.220) - прозрачные драгоценные камни.

- А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

Бархат (словарь Ожегова) - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

- Какие еще сравнения вы нашли в тексте? Прочитайте.

-Определите тип этого текста.

(описание)

Учитель на доске вывешивает таблицу:

« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»

- Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте.

(Алмазы блестят, переливаются разными цветами;

Листок внутри мохнат и пушист, как бархат…- это метафоры)

- Какие изобразительные средства использует автор ( Сравнения, метафоры)

- Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста.

( Да. Автор любуется росой, он восхищается ею, хочет поделиться

своими чувствами с читателями: «росинка эта вкуснее всякого

напитка кажется»)

7. Чтение текста из энциклопедии о росе про себя.

- Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.

- Можем ли перечитать текст из энциклопедии так же передавая чувства, попробуйте это сделать.

( Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.)

- Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, но не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.

- Какие названия вы бы могли дать этим текстам - описаниям, к каким стилям они относятся?

( текст, написанный Л. Н. Толстым художественный, а

статья в энциклопедии это научный текст.)

Физкультминутка.

(10 мин.) Самостоятельное чтение рассказа Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря?»

Работа над содержанием текста.

- В середине текста Л.Н.Толстой задаёт вопросы. Зачитайте их.

(Куда девается вода из моря? Отчего она не течёт через край?)

- О чём данный текст? (О круговороте воды в природе.)

Повторное чтение со «стопами»

- Как вода попадает в моря?

- Когда образовались моря?

- Почему туча у всех морей в долгу

( с поверхности морей вода поднимается в виде тумана, а из тумана делаются тучи)

- Чем расплатилась туча с морем?

(из туч вода падает на землю, с земли стекает в болота и ручьи, из ручьев течет в реки, из рек в моря)

- Автор рассказывает нам, как выглядит вода, а любуется ли он ею

- Какая цель у автора? (Он объясняет, доказывает, куда девается вода.)

- К какому типу. текста относится это произведение?

(Это текст-рассуждение)

- Вспомните признаки текста-рассуждения

На доску вывешивается таблица:

«Текст-рассуждение - размышление о том, почему предмет такой, почему к нему такое отношение. Вопросы: Почему? Зачем? Отчего?». - К какому стилю вы отнесли бы этот текст?

(Дети приводят доказательства, что это научный стиль)

- Какой ещё тип текста вы знаете?

(Текст-повествование, в нём говорится о каких-либо действиях, о последовательных событиях.)

На доску вывешивается таблица:

«Текст-повествование - сообщение о том, что произошло, случилось, как развивались события. Вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?»

Обобщение (3-5 мин.).

Составление синквейна

Существительное - роса

2 прилагательных - утренняя, алмазная

3 глагола - блестит, сверкает, перекатывается, переливается

Предложение из 4 слов - Роса блестит крупными алмазами

Итог:

-Сделаем вывод о прочитанных произведениях, заполнив предлагаемую таблицу.

Название произведения

Литературный жанр

Тип текста

С какой целью написано произведение?

«Какая бывает роса на траве»

«Куда девается вода из моря?»



Проверяем работу в парах.

Название произведения

Литературный жанр

Тип текста

С какой целью написано произведение?

«Какая бывает роса на траве»

рассказ

описание

Привлечь внимание к природе, поделиться радостью, восхищением

«Куда девается вода из моря?»

рассказ

рассуждение

Автор рассказал о круговороте воды

Релаксация( Сотвори в себе солнце под музыку «Аве Мария")

В природе есть солнце. Оно светит и греет Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем , как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет. Ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем( руки в стороны).

Урок литературного чтения Л.Н.Толстой Куда девается вода из моря

Что нового узнали о писателе?

Какие общечеловеческие ценности вам открылись?

Что будет с нами если исчезнут добро, красота, любовь?

У вас на партах лежат сердечки. Вы их раскрасьте.

На доске вы видите большое сердце. И вы свои сердечки поместите в большое сердце. Ваши сердечки наполнены добротой и любовью. Все вместе мы создали большое сердце доброты и любви. И если бы каждый человек дарил свое тепло и ласку всему живому, то на Земле было бы меньше зла.


Домашнее задание (1-2 мин.).

Стр. 162

«5» - наизусть ½ текста.

«4» - пересказ близко к тексту.

«3»- беглое чтение рассказа.

.

© 2010-2022