Конспект урока по русскому языку Словообразование. Разбор слова по составу

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку Словообразование. Разбор слова по составуКонспект урока русского языка в 3-м классе по теме "Словообразование. Разбор слова по составу"

Задачи урока:

Образовательные:

  • уточнить понятия "корень", "приставка", "суффикс", "окончание";

  • составить совместно с учащимися алгоритм разбора слов по составу;

Развивающие:

  • развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

  • развивать умение работать с источниками информации;

  • развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность.

  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Название
этапа урока

Содержание этапа

Формирование ОУУН

1.Организационный момент.

Мозговая гимнастика.

2.Актуализация знаний.

3.Чистописание

4. Сообщение темы урока.

5. Включение в тему.

Орфографическая гимнастика.

6. Работа над алгоритмом.

7. Практическое применение.

8. Творческое применение.

9. Итог урока.

10.Информация

о домашнем задании.

-На доске зашифровано высказывание немецкого философа Фихте Иоганна Готлиба.

Давайте попробуем его расшифровать.

"!ьтавовтсйеД !ьтавовтсйеД !меувтсещус ым огеч идар, от отЭ"

("Действовать! Действовать! Это то, ради чего мы существуем!") Проверка - кодоскоп.

-Если мы будем действовать сегодня дружно, сообща, то достигнем цели нашего урока.

-Включиться в работу нам поможет "мозговая разминка".

"Ленивые восьмёрки"

-Чтобы собрать наше внимание проведём "Разминку для ума". Отвечаем хором, быстро.

Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…

Общая часть родственных слов называется …

- Как называется второй зимний месяц?

Что находится между городом и селом?

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется ….

Часть слова без окончания называется …

Назовите слово, противоположное слову враг.

Чем кончается лето и начинается осень?

Сколько гласных букв в русском алфавите?

На доске ряд букв:

ПСРЛИОСВТОАОВБКРААСЗУОФВФАИНКИСЕ

- Назовём гласные, встречающиеся в этой группе. (и,о,а,е,у)

- Что в них интересного? Какую гласную заменим? ("у" на "я") Обоснуйте.

(Требуют проверки в безударной позиции в корне)

-Определим порядок следования элементов в данном ряду:

Яяяя яЯяя яяЯя яяяЯ

-Напишем эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

-Гласные вместе с согласными образуют слова. Какие слова вы увидели? Отыщем тему

урока в ребусе:

(СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)

-Какие слова остались?

-Для чего нужны приставка и суффикс?

-Поверим домашнее задание. Словарь "Учусь правильно образовывать слова" (И.В.Курочкина)

Проверка работы со словообразовательным гнездом стр.91.

-Со словообразовательным гнездом какого слова работали? (чистый)

-Прочитаем слова, образованные приставочным способом.

-Прочитаем слова, образованные суффиксальным способом.

Словарная работа.

рисовать пейзаж

мороз январь

-Прочитаем слова. Что общего у этих слов? Какое слово лишнее? Обоснуем.

-Какое задание можно придумать с этими словами?

-Образуем новые слова, выделим ту часть слова, с помощью которой образовалось

новое слово:

Один учащийся выполняет работу на карточке.

Проверка с помощью кодоскопа.

-Каким способом образованы слова?

-Кто образовал другие слова?

-Зачем нужно уметь образовывать слова разными способами, определять состав слова?

(Чтобы расширять свой словарный запас, уметь правильно определять место орфограммы в слове.)

-Определим место орфограммы в словах. Покажем место безударной гласной в корне жестами. (Безударная гласная - кулачок, части слова - жестами)

-Побег, денёк, кисточка, рассвет, в клетке, водить, пишет, ключик. Отлично!

-А что нам может помочь действовать организованно и научиться быстро и грамотно разбирать слова по составу? (План действия, алгоритм).

-Следовательно, какова же цель нашего урока? (Составить алгоритм разбора слова по составу).

У детей на партах пошаговый план алгоритма. Учащиеся работают в парах.

-Составим алгоритм разбора слова по составу.

-Запиши слово.

-Измени слово и выдели окончание.

-Отдели окончание от основы и выдели основу.

-Подбери однокоренные слова и выдели корень.

-Найди и обозначь приставку и суффикс.

Проверка:

-Какой первый шаг?

-Что нужно сделать потом?

-Мы составили свой алгоритм. Давайте убедимся в правильности его построения.

-Откроем учебник на стр.136.

-Чем отличается наш алгоритм от предоставленного в учебнике?(для устного разбора, а наш

для письменного)

Эстафета.

На доске записаны слова в 3 столбика. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выделяют части слова, используя алгоритм.

заморозки изморозь зимний

побег загадка предвестник

снежинка ледяной замёрз

Проверка с помощью светофоров.

-Вы научились разбирать слова по составу. Молодцы!

Работа с текстом.(На экране, зашифрованный текст - слова представлены виде схем)

-Посмотрите на экран. Подумайте, что же мы сейчас будем делать?

(Подбирать слова к схемам, чтобы из них получилось предложение.)

Работа по вариантам. Каждый вариант получает по два предложения. Два человека работают на карточках.

Во время самостоятельной работы фоном звучит музыка. П.И.Чайковский "Времена года"

Проверка с кодоскопом. Варианты текстов:

Метель спрятала (укрыла) лесные дорожки (тропинки).

Мягко похрустывает (поскрипывает) под ногами снег.

Деревья замерли (застыли) в зимнем сне.

Пушистая (ледяная) изморозь покрыла ветви.

-Прочтём полученные предложения? Кто подобрал другие слова?

-Что у нас получились? Как можно его озаглавить?

Сделаем вывод:

-Могут ли существовать приставки и суффиксы в речи самостоятельно, отдельно

от слова? (Нет).

-Мы собрали части и получили слово. Действовали вместе и получили текст.

-Сегодня на уроке:

Мы составили …

Мы научились …

Продолжите наш рассказ. Придумайте 2 предложения и зашифруйте их с помощью схем.



© 2010-2022