Проектная деятельность в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 г.Дубны Московской области»














Проектная деятельность в начальной школе



Внеурочные занятия в 1 классе




Учитель начальных классов

Борисенко Оксана Николаевна

Дубна




Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать, кто-то с родителями побывал в разных уголках нашей страны и в других странах. У всех детей - семилетний опыт освоения окружающего мира и общения с людьми рядом. Стратегически начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения, возможно, привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности. Общеучебные компетенции, сформированные в начальной школе, должны реализоваться впоследствии на всех ступенях образования. Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной и исследовательской деятельности с использованием информационных технологий. Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям: в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и в дополнительном образовании с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. В нашей школе осуществляется работа по этим двух направлениям, что дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои устремления и способности. Само понятие «Проект» заимствовано из латинского языка. Буквальный перевод - это «брошенный вперёд». В древнегреческой культуре оно означает «помеху, препятствие, задачу, вопрос». Исходя из этого можем сказать, что проект - это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношения, книгу, фильм, модель, сценарий и так далее. Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ: 1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность. 2. Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности. 3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности. 4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному». Проектная деятельность ставит перед собой цели и задачи. Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности. В создании проекта ставятся следующие задачи:

  • включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ);
  • выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;
  • развить сообразительность и творческую активность учащихся.
Чтобы реализовать на практике эти цели и задачи, давайте зададим себе вопрос: можно ли каждого ребёнка научить сочинять, с интересом познавать, творчески мыслить? На этот вопрос можно ответить, если у учителя проявится желание проанализировать, какие он использует педагогические технологии на уроках. Какими дети рождаются, это от них не зависит. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых. У каждого ребёнка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться. Развитие творческих способностей не может проходить без развития мышления. Мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли. Не мыслям надо учить, а учить мыслить. Толкование термина «проектная деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным. Проектная деятельность - это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить и при организации обучения творчеству мы исходим из следующих положений:
  • Маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков. Следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее.
  • Творческую деятельность младшего школьника мы рассматриваем в совокупности с самостоятельной и не проводим резкой грани между ними, так как они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого. Самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. Без такой самостоятельности сколько-нибудь серьёзно о творчестве говорить, пожалуй, нельзя. А творчество в нашей работе проявляется в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы.
  • Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному».
Последовательность работы над проектом:() 1. Беседа, где выдвигаются проблемные ситуации. 2. Выбор проблемы. (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя.) 3. Выбор темы проекта по поставленной проблеме. 4. Определение цели и задач проекта. 5. Составление плана работы над проектом. 6. Сбор информации: o анализ предметной и дополнительной литературы; o опрос; o использование коммуникативных источников; o посещение музеев, выставок, библиотек. 7. Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение. 8. Подведение итогов, составление портфолио (папка документов). 9. Защита проекта. Конечный этап работы над проектом - рефлексия. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учётом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников. 1 КЛАСС В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включаем: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем:
  • «Моё имя»
  • «Моя семья»
  • «Моё любимое животное» и т.д

Проектная деятельность в 1 классе

Начало формы

Конец формы

Название проекта

Цели

Необходимое оборудование

Продолжительность

1

1 неделя

Проект «БЭДЖ»

Используя известное средство информирования окружающих о своем имени и статусе - бэдж, познакомиться с учащимися и познакомить учащихся друг с другом. Заложить основы детского коллектива.

Пластиковые держатели для бэджей, компьютер, принтер

0,5 часа

2

2 неделя

Проект «Мое имя»

Раскрыть многообразие и вариативность имен в русском языке, продолжить знакомство детей друг с другом.

Ножницы, фотографии детей

4-5 уроков

3

3 неделя

Проект «Я умею»

Используя доступные средства рассказать окружающим о том, что ты уже умеешь делать, придя в школу, повышение самооценки и учебной мотивации. Заложить основы детского коллектива в процессе групповой работы над проектом. Развитие творческих и художественных способностей.

Газеты, журналы, ножницы, клей, альбомные листы

1-2 урока

4

4 неделя

Проект «Моя школа»

Помочь ребенку составить представление о школьном здании, научиться ориентироваться в нем. Выявить психофизиологическую готовность каждого ребенка к обучению, степень адаптации ребенка в школе. Заложить основы детского коллектива.

Ватмановский лист, ножницы, клей

3 урока

5

5-6 неделя

Проект «Считалки»

Предъявление детского репертура считалок. Обогащение детского репертуара считалок. Создание детьми материала для последующей работы с ним на уроках литературного чтения. Определение способностей и возможностей детей к совместной деятельности. Наблюдение за характером проявлений детей в ситуации общения. Выявление фактических умений и навыков детей, сформировавшихся или не сформировавшихся до школы. Создание условий для формирования классного коллектива.

Компьютеры, карандаши, альбомные листы

1-2 урока

6

7 неделя

Проект «Осенние листья»

Привить детям основы экранной культуры, научить серьёзно относиться к любому новому делу и отвечать за качество выполненной работы, показать важность успешности изучения школьных предметов.

Ватмановский лист, краски и кисточки, компьютеры

3-5 уроков

7

8 неделя

Проект «Скороговорки»

Заложить основы детского коллектива в процессе групповой работы над проектом. Оформить общий сборник скороговорок, состоящий из страничек созданных в ПервоЛого.

цифровой фотоаппарат, компьютеры, принтер.

1-2 урока.

8

9-10 неделя

Проект «Загадки»

Проигрывание детьми ситуации отгадывания загадок. Появление вереницы образов-превращений загаданного предмета. Обмен между детьми образами-отгадками. Определение способностей и возможностей детей к совместной деятельности. Наблюдение за характером проявлений детей в ситуации общения. Выявление фактических умений и навыков детей, сформировавшихся или не сформировавшихся до школы. Создание условий для преодоления возрастного эгоцентризма в практической, интересной, совместной деятельности.

Компьютеры, карандаши, альбомные листы

1-2 урока

9

11-12 неделя

Проект «Моя семья»

Знакомство с традициями семей учеников. Заложить основы детского коллектива.

Цветные карандаши, бумага для рисования, краски

2-3 урока

10

13-15 неделя

Проект «Мой город»

Помочь ребенку составить представление о родном городе. Заложить основы детского коллектива.

Цв. карандаши, бумага для рисования, краски

3 урока

11

16-17 неделя

Проект «Мой любимый питомец»

Привить детям основы экранной культуры, научить серьёзно относиться к любому новому делу и отвечать за качество выполненной работы. Показать важность успешности изучения школьных предметов. Заложить основы детского коллектива.

Цифровой фотоаппарат, компьютеры

5 уроков

12

18-21 неделя

Проект «Азбука»

Подведение итогов пройденного материала за азбучный период, что является залогом дальнейшего успешного обучения русскому языку. Заложить основы детского коллектива.

Компьютер, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат

2-3 недели

13

22-23 неделя

Проект «Поздравительная открытка»

Развитие речи. Развитие творческих способностей.


1-2 недели

14

24-27 неделя

Проект «Школьная жизнь»

Помочь ребенку составить предстваление о распорядке жизни в школе. Выявить психофизиологическую готовность каждого ребенка к обучению, степень адаптации ребенка в школе. Заложить основы детского коллектива.

Цифровой фотоаппарат, компьютеры

3-4 урока

15

28-31 неделя

Проект «Матрешки»

Знакомство с народными традициями создания матрешек. Заложить основы детского коллектива в процессе групповой работы над проектом. Развитие творческих и художественных способностей.


4-5 уроков

16

32-33 неделя

Проект «Записная книжка»



4-5 уроков



1. Ученик (родитель) и учитель выбирают тему. Она должна быть близка и/или интересна ребёнку. Тему можно взять из нашего учебника по окружающему миру (они там выделены, как проектная работа).
2.Учитель и ученик обсуждают, где можно взять материал по интересующей теме (интернет, книги, альбомы).
3.Дома с родителями подбирается материал (статьи, фото), может быть, а даже лучше, что-то делается своими руками, например модель (самолета, солнечной системы, муравейника)в зависимости от выбранной темы, рисуются рисунки.
4.Подобранный материал ученик с учителем рассматривают , обсуждают, выбирают самое главное и интересное, составляют небольшой рассказ-сообщение. В рассказе должно обязательно прозвучать, почему ученик выбрал именно эту тему.
5.Дома собранный материал компонуется, оформляется, готовится пересказ сообщения.
6.Готовый материал ученик приносит в класс, показывает учителю, рассказывает. Если нет никаких замечаний, учитель помогает ученику подготовить интересное, красочное, эмоциональное выступление. Назначается дата защиты проекта.
7.Ученик, следуя рекомендациям учителя, отрабатывает своё выступление дома. В назначенный день проходит защита проекта.
Цель проектной деятельности: выявить интересы учеников, нацелить на поиск ответов на поставленные вопросы, развитие любознательности, Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, учиться составлять план и последовательность действий.
Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками, формировать интерес к новому.
Учитель направляет, помогает. Родители помогают, поддерживают.


© 2010-2022