- Преподавателю
- Начальные классы
- Проектная деятельность в начальных классах
Проектная деятельность в начальных классах
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Борисенко О.Н. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10 г.Дубны Московской области»
Проектная деятельность в начальной школе
Внеурочные занятия в 1 классе
Учитель начальных классов
Борисенко Оксана Николаевна
Дубна
Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать, кто-то с родителями побывал в разных уголках нашей страны и в других странах. У всех детей - семилетний опыт освоения окружающего мира и общения с людьми рядом. Стратегически начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения, возможно, привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности. Общеучебные компетенции, сформированные в начальной школе, должны реализоваться впоследствии на всех ступенях образования. Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной и исследовательской деятельности с использованием информационных технологий. Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям: в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и в дополнительном образовании с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы. В нашей школе осуществляется работа по этим двух направлениям, что дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои устремления и способности. Само понятие «Проект» заимствовано из латинского языка. Буквальный перевод - это «брошенный вперёд». В древнегреческой культуре оно означает «помеху, препятствие, задачу, вопрос». Исходя из этого можем сказать, что проект - это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношения, книгу, фильм, модель, сценарий и так далее. Этот метод как нельзя лучше вписывается в современную систему образования, так как имеет ряд преимуществ: 1. Нет ограничений временными рамками урока деятельности ученика. Работа над проектом переходит во внеурочную деятельность. 2. Осваивая эту технологию, учащиеся приобретают собственный опыт интеллектуальной деятельности. 3. Учащиеся пробуют анализировать и оценивать результаты своей деятельности. 4. Работа над проектом строится по принципу «от простого к сложному». Проектная деятельность ставит перед собой цели и задачи. Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности. В создании проекта ставятся следующие задачи:
- включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ);
- выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;
- развить сообразительность и творческую активность учащихся.
- Маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков. Следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее.
- Творческую деятельность младшего школьника мы рассматриваем в совокупности с самостоятельной и не проводим резкой грани между ними, так как они тесно взаимосвязаны и одно способствует развитию другого. Самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. Без такой самостоятельности сколько-нибудь серьёзно о творчестве говорить, пожалуй, нельзя. А творчество в нашей работе проявляется в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы.
- Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному».
- «Моё имя»
- «Моя семья»
- «Моё любимое животное» и т.д
Проектная деятельность в 1 классе
Начало формы
Конец формы
№
Название проекта
Цели
Необходимое оборудование
Продолжительность
1
1 неделя
Проект «БЭДЖ»
Используя известное средство информирования окружающих о своем имени и статусе - бэдж, познакомиться с учащимися и познакомить учащихся друг с другом. Заложить основы детского коллектива.
Пластиковые держатели для бэджей, компьютер, принтер
0,5 часа
2
2 неделя
Проект «Мое имя»
Раскрыть многообразие и вариативность имен в русском языке, продолжить знакомство детей друг с другом.
Ножницы, фотографии детей
4-5 уроков
3
3 неделя
Проект «Я умею»
Используя доступные средства рассказать окружающим о том, что ты уже умеешь делать, придя в школу, повышение самооценки и учебной мотивации. Заложить основы детского коллектива в процессе групповой работы над проектом. Развитие творческих и художественных способностей.
Газеты, журналы, ножницы, клей, альбомные листы
1-2 урока
4
4 неделя
Проект «Моя школа»
Помочь ребенку составить представление о школьном здании, научиться ориентироваться в нем. Выявить психофизиологическую готовность каждого ребенка к обучению, степень адаптации ребенка в школе. Заложить основы детского коллектива.
Ватмановский лист, ножницы, клей
3 урока
5
5-6 неделя
Проект «Считалки»
Предъявление детского репертура считалок. Обогащение детского репертуара считалок. Создание детьми материала для последующей работы с ним на уроках литературного чтения. Определение способностей и возможностей детей к совместной деятельности. Наблюдение за характером проявлений детей в ситуации общения. Выявление фактических умений и навыков детей, сформировавшихся или не сформировавшихся до школы. Создание условий для формирования классного коллектива.
Компьютеры, карандаши, альбомные листы
1-2 урока
6
7 неделя
Проект «Осенние листья»
Привить детям основы экранной культуры, научить серьёзно относиться к любому новому делу и отвечать за качество выполненной работы, показать важность успешности изучения школьных предметов.
Ватмановский лист, краски и кисточки, компьютеры
3-5 уроков
7
8 неделя
Проект «Скороговорки»
Заложить основы детского коллектива в процессе групповой работы над проектом. Оформить общий сборник скороговорок, состоящий из страничек созданных в ПервоЛого.
цифровой фотоаппарат, компьютеры, принтер.
1-2 урока.
8
9-10 неделя
Проект «Загадки»
Проигрывание детьми ситуации отгадывания загадок. Появление вереницы образов-превращений загаданного предмета. Обмен между детьми образами-отгадками. Определение способностей и возможностей детей к совместной деятельности. Наблюдение за характером проявлений детей в ситуации общения. Выявление фактических умений и навыков детей, сформировавшихся или не сформировавшихся до школы. Создание условий для преодоления возрастного эгоцентризма в практической, интересной, совместной деятельности.
Компьютеры, карандаши, альбомные листы
1-2 урока
9
11-12 неделя
Проект «Моя семья»
Знакомство с традициями семей учеников. Заложить основы детского коллектива.
Цветные карандаши, бумага для рисования, краски
2-3 урока
10
13-15 неделя
Проект «Мой город»
Помочь ребенку составить представление о родном городе. Заложить основы детского коллектива.
Цв. карандаши, бумага для рисования, краски
3 урока
11
16-17 неделя
Проект «Мой любимый питомец»
Привить детям основы экранной культуры, научить серьёзно относиться к любому новому делу и отвечать за качество выполненной работы. Показать важность успешности изучения школьных предметов. Заложить основы детского коллектива.
Цифровой фотоаппарат, компьютеры
5 уроков
12
18-21 неделя
Проект «Азбука»
Подведение итогов пройденного материала за азбучный период, что является залогом дальнейшего успешного обучения русскому языку. Заложить основы детского коллектива.
Компьютер, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат
2-3 недели
13
22-23 неделя
Проект «Поздравительная открытка»
Развитие речи. Развитие творческих способностей.
1-2 недели
14
24-27 неделя
Проект «Школьная жизнь»
Помочь ребенку составить предстваление о распорядке жизни в школе. Выявить психофизиологическую готовность каждого ребенка к обучению, степень адаптации ребенка в школе. Заложить основы детского коллектива.
Цифровой фотоаппарат, компьютеры
3-4 урока
15
28-31 неделя
Проект «Матрешки»
Знакомство с народными традициями создания матрешек. Заложить основы детского коллектива в процессе групповой работы над проектом. Развитие творческих и художественных способностей.
4-5 уроков
16
32-33 неделя
Проект «Записная книжка»
4-5 уроков
1. Ученик (родитель) и учитель выбирают тему. Она должна быть близка и/или интересна ребёнку. Тему можно взять из нашего учебника по окружающему миру (они там выделены, как проектная работа).
2.Учитель и ученик обсуждают, где можно взять материал по интересующей теме (интернет, книги, альбомы).
3.Дома с родителями подбирается материал (статьи, фото), может быть, а даже лучше, что-то делается своими руками, например модель (самолета, солнечной системы, муравейника)в зависимости от выбранной темы, рисуются рисунки.
4.Подобранный материал ученик с учителем рассматривают , обсуждают, выбирают самое главное и интересное, составляют небольшой рассказ-сообщение. В рассказе должно обязательно прозвучать, почему ученик выбрал именно эту тему.
5.Дома собранный материал компонуется, оформляется, готовится пересказ сообщения.
6.Готовый материал ученик приносит в класс, показывает учителю, рассказывает. Если нет никаких замечаний, учитель помогает ученику подготовить интересное, красочное, эмоциональное выступление. Назначается дата защиты проекта.
7.Ученик, следуя рекомендациям учителя, отрабатывает своё выступление дома. В назначенный день проходит защита проекта.
Цель проектной деятельности: выявить интересы учеников, нацелить на поиск ответов на поставленные вопросы, развитие любознательности, Формирование умения ставить проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, учиться составлять план и последовательность действий.
Развивать умения общаться со взрослыми и сверстниками, формировать интерес к новому.
Учитель направляет, помогает. Родители помогают, поддерживают.