Сообщение Развитие интеллектуальных способностей младшего школьника на уроках литературного чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Развитие интеллектуальных способностей младшего школьника на уроках литературного чтения.










Кузнецова Татьяна Евгеньевна учитель начальных классов МОУ «СОШ с. Ягодная Поляна»













2014-2015 уч. год.


В современном обществе люди начали мыслить шире, для творческого развития видны большие перспективы (появляется множество материала для творчества, электронные технологии и т.д.). Творческие люди - двигатель прогресса, т.к. само по себе творчество - это создание нового. Искусство высоко ценилось во все времена. Создавая новое, творческие люди создают и культуру своей страны, от них зависит, на какой уровень культурного развития поднимется государство. В настоящее время, перед начальной школой стоит задача формирования творческой личности, умеющей правильно и оперативно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, действовать инициативно и незаурядно при любых обстоятельствах. Особенность творческой личности - высокоразвитое воображение, умение создавать новые оригинальные образы и их детали. Л.В. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека "существом, обращённым в будущее" Период младшего школьного детства имеет широкие возможности для развития творческого воображения детей связанных с формированием таких новообразований, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия, устанавливаются наиболее тесные связи фантазирования с речемыслительными процессами, начинает складываться новая функциональная система воображения. Для формирования творческого воображения необходимо формирование его предпосылок - личный опыт, потребности, интересы, мотивы, образное видение действительности, комбинаторные способности, владение техникой воплощения продукта воображения во внешнюю форму, традиции, т.е. образцы творчества и окружающая среда ( Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко). Развивать творческие способности необходимо с дошкольного возраста и более серьезно заниматься этой проблемой уже в школьном возрасте, т.к. именно здесь формируется полноценная личность ребенка. Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений, которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, возникающие у него в процессе чтения. Литературное творение создается с помощью слова, языка. И образы, населяющие его, не вещественны - их нельзя потрогать, увидеть, услышать. Они оживают в нашем воображении в ходе чтения, а потом остаются в нашей памяти. Чтобы литературный образ обрел определенные очертания, какую-то плоть, необходима сосредоточенность читателя в процессе чтения, его нацеленность на активную работу воссоздающего и творческого воображения и развитие ассоциативного мышления. Не научившись как следует читать, ни один человек в мире не стал творческой личностью! Личностью - самобытной, думающей о жизни, стремящейся по своим силам ее созидать. В учебном процессе традиционно относят к предметам, направленным на развитие творческих способностей уроки изобразительной деятельности и технологии, а так же ряд внешкольных кружков и клубов. Но и уроки литературного чтения могут развивать творческие способности. Еще Л.Н. Толстой выявил, что никакая другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний мир в его динамике, как художественная литература. Уроки литературного чтения в начальной школе призваны решать вопросы формирования у школьников не только читательской самостоятельности, составляющей основу читательской деятельности, но и развитие речевых умений, связанных с воспроизведением прочитанного художественного произведения и созданием собственного высказывания на основе прочитанного. Органическая связь читательской и речевой деятельностей младших школьников обусловлена психологической природой чтения как вида речевой деятельности, направленного на восприятие слова, извлечение смысла, понимание замысла автора, осмысление своего отношения к читаемому. Обучение младших школьников умению выражать собственное отношение к прочитанному является одной из составных задач в процессе формирования полноценного восприятия художественного произведения, читательской самостоятельности и речевого развития. Высказать свое понимание и тем более отношение, безусловно, составляет большую сложность для ученика начальной школы. С одной стороны, это трудность обусловлена состоянием его опыта читательской и речевой деятельности, с другой - наличие потребности в выражении своей позиции, а также сознанием на уроке условий, способствующих включению детей не только в чтении художественного произведения, его анализ, но и последующую интерпретацию прочитанного текста в речи. Главное направление развития эмоциональной сферы - это проявление способности управлять эмоциями, т.е. произвольность поведения. Эмоции постепенно становятся более осмысленными, начинают подчиняться мышлению, когда ребёнок усваивает различные способы действия и нормы поведения, соотносит результаты своей деятельности с целями и с результатами других. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями в поведение "волевое", что означает переход от внешней к внутренней регуляции, к возможности выбора собственного поведения. Таким образом, осуществляется и нравственное воспитание. Интеллектуальное развитие. Создание образов силой воображения является одним из способов совершенствования мыслительных процессов. Занятия сценической деятельностью способствуют развитию и стимулированию интеллектуально-логических (сравнение, анализ, обобщение и т.п.) и интеллектуально-эвристических способностей: генерация идей, воображение, фантазия. Главным фактором, определяющим творческие возможности ребёнка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. А отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческих способностей младших школьников. Для того, чтобы сформировать у учащихся умение творчески решать учебные задачи, необходимо, прежде всего, позаботиться о развитии у них литературоведческого кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения. Способность к творчеству проявляется в неизменных стремлениях что-то фантазировать и сочинять. Фантазия - источник творческой духовности человека. Она помогает осознать действия ребёнка, понять, что творится в его душе, осознать страхи, мысли, которые ребёнок скрывает. Фантазия помогает пережить периоды деприваций (лишений чего-либо). К тому же это один из наиболее важных способов научиться, как вести себя в реальном мире [7, 23]. По мнению Л.С. Выготского, воображение, являясь основой творчества, проявляется во всех сторонах жизни ребёнка. Ход развития воображения тесно связан с речью, основной психологической формой общения ребёнка с окружающими [15, с.7]. Социальное развитие. В любой творческой работе максимально проявляется личность. Погружаясь в коллективный творческий процесс, дети получают опыт и навыки сотрудничества и позитивного партнёрства, коллективного взаимодействия. Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, самореализации и самоутверждения детей. Формируется отношение к природе и обществу, к миру культурных ценностей и к себе как субъекту и объекту культуры [14, с.46]. Для творческого мышления характерно создание субъективно нового продукта и новообразования в ходе самой познавательной деятельности. Младшие школьники претерпевают изменения в развитии с приходом в школу - психические процессы приобретают характер произвольности, то есть ребёнок учится управлять ими - управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени и своими эмоциями и воображением. Одновременно развивается и крепнет его воля, волевая регуляция всей его жизни. А это значит, что действия ребёнка приобретают характер осознанной и осмысленной инициативы [15, с.4]. Обществу необходимы творческие люди, так как идет научно- технический прогресс. Все быстро меняется, а значит, людям надо приспосабливаться к различным новым технологиям и нововведениям. Кто как не творческая личность сможет быстро адаптироваться к выше приведенным условиям. И все это потому, что такие люди обладают оригинальным мышлением, способностью генерирования идей. Творческие способности необходимо развивать уже с дошкольного возраста, а так же продолжать развивать их и в школе, так как именно в этот период можно развить у детей интеллектуально - эвристические способности, воображение, мыслительные процессы, мышление.
Интерпретация прочитанного художественного произведения предполагает, с одной стороны, раскрытие читателями смысла данного произведения с различных точек зрения: ведение авторской позиции, отношения и связи в образной системе, назначения изобразительных средств языка; понимания подтекста в раскрытии замысла; с другой - истолкование этого смысла через эмоциональное сопереживание и выбор собственной позиции по отношению к прочитанному произведению. Таким образом, на наш взгляд, уроки литературного чтения наиболее подходят для развития творческого воображения и литературно-творческих способностей у младших школьников. Структура литературных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образцов памяти, чувство языка, богатую фантазию. Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому - восьмому классу читают всё хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условия задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его - привычка ребенка читать. Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей. -Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства. -Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. -Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. -Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи. -Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги. -Если вы сами читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде. -Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст. -рекомендуйте своему ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.



© 2010-2022